Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей
методическая разработка по истории (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obobshchenie_opyta.doc835.5 КБ
Office presentation icon situacionnye_zadaniya..ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Представила:

Луговая Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания

 МОУ СОШ № 76

 г. Хабаровска

Хабаровск- 2008

Данные о носителе опыта:

1  Фамилия, имя, отчество: Луговая Татьяна Анатольевна

2  Территория, образовательное учреждение, должность:

г. Хабаровск, МОУ СОШ № 76,  учитель истории и обществознания.

3  Специальность по диплому: учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе .

4  Педагогический стаж: 19 лет

5 Период формирования и функционирования опыта: 8 лет.

Тема опыта:

Использование кейс- технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

Актуальность опыта:

Соответствует  современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно-  ориентированное деятельностное   обучение, способствует реализации компетентностного подхода

Педагогическая  цель инновационного поиска:

Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию учебных и социальных компетентностей учащихся

Задачи:

1. Проектирование содержания, методики и форм обучения истории и обществознания с целью развития компетенций

2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс- технологии

3. Создание условий для успешной социализации учеников

Степень новизны:

Творческое развитие , адаптация и апробирование на различных курсах истории и обществознания кейс- технологии.

Содержательно- целевая направленность опыта:

 Педагогические технологии.

Информация об опыте

  1 Технология реализации идеи: 

  • Опыт основывается на идеях , изложенных в работах М.Н. Скаткина,   В.В. Давыдова , А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова   и др.,  на идеях Концепции модернизации российского образования
  • Методические основы кейс- технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология-  технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

 Сущность технологии

        изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев

Название технологии  произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай

Структура процесса обучения по КТ

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ ( реальный, вымышленный)

-  он должен быть проблемным

- имеющий прецеденты,

- должен допускать  альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диаграммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т . д .“

  1. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности),
  2. выявляется ПОЗИЦИЯ школьника  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление.

Коллективное обсуждение вариантов  решения(сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

Используя кейс- технологию,  я преследую следующие  цели

  1. «погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
  2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой  ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей  за выбор
  3. развитие компетентностей учащихся

Кейс- технология работают на развитие

  • Учебно- информационной компетенции
  • Коммуникативной (социальной) компетенции

Роль кейс- технологии в формировании компетентностей

Учебно-информационные  (интеллектуальные) компетенции

Социальные компетенции

  • Освоение методов анализа и критического мышления
  • Умение работать с текстом
  • Создание авторского продукта
  • Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
  • Освоение методов сбора данных
  • Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе
  • Получение коммуникативных навыков
  • Развитие презентационных умения
  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

2 Описание опыта

В своей педагогической деятельности я использую следующие разновидности кейс-технологии

1. Метод ситуационного упражнения (задачи)

 заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи

1. в тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика- её анализ

2. для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.  

Данные задания    способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций

Мной составлен ЦОР- «Ситуационные задания по истории», где упражнения сгруппированы по блокам:

А. По субъекту анализа

  1. задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий
  2. задания, опирающиеся на позицию современного человека

Б. по источнику анализа

  1. задания на основе анализа произведений живописи
  2. задания на основе анализа документа

Приложение 1

2. Метод ситуационно-ролевых игр

Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого

Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод

1.  театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого;

2. театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры;

3. проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.

1. ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На уроках театрализованного представления (драматизации) от учеников требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст

Драматизация может выступать как

- форма урока

- фрагмент урока

- форма внеклассного мероприятия

1. Тема урока «Бородино»(9 класс) – инсценируется сцена «Совет в Филях»

По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения?

- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Приложение 2

2. Внеклассное мероприятие «Колесо истории», посвященное эпохе Петра I Учащиеся инсценировали отдельные исторические события, а затем предлагали команде- сопернице вопросы, дополняющие сюжетную линию инсценировки, вопросы на анализ ситуации

В данном случае учащимся самостоятельно необходимо было создать свой авторский продукт- инсценировку, самостоятельно подобрать информацию из различных источников (учебная литература, художественная, кинофильмы и т.д.), что способствовало развитию учебно-информационных компетентностей, кроме этого, т.к.  этот продукт был групповым, учащиеся взаимодействовали друг с другом, развивали навыки коллективной работы и в процессе подготовки сценария, и процессе анализа ситуаций, предложенных другим классом

Б. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

в ходе её проведения   моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных компетентностей, в первую очередь, социально- коммуникативных.

Участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя стратегию поведения, сценарий, планируемый результат. Основная задача – проявить творческие способности к решению неожиданно встающих актуальных проблем.

Основное отличие театрализованных  игр в том, что участнику выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Таким образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.

На уроке «В городе мастеров» мы с шестиклассниками отправились в средневековый город для того, чтобы познакомиться с правилами организации средневековой мастерской, а также выяснить значение цехов в развитии промышленного производства средневековья. Учащимся было дано опережающее задание (по группам) -  подготовить   представление ремесленной мастерской и цеха. На уроках с данными историческими фактами мы не знакомились, ученики должны были сами изучить информацию, проанализировать её и выдать готовый продукт. Самым сложным было составить устав цеха, т.к. перед этим ребята должны были самостоятельно выяснить особенности цеховой организации производства и переосмыслить информацию в творческом задании

Посмотрев презентации цехов, мы вышли на анализ исторической ситуации, т.е. материал для анализа нам дали члены групп в своих представлениях. Во время анализа мы выяснили

- Для чего была необходима жесткая регламентация деятельности мастеров

- Способствовали ли цехи техническому прогрессу или мешали ему?

- Выскажитесь «за» цеховые правила и «против» них (используется ПОПС- формула)

- в XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце XIV в. - до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100. Объясните, почему число цехов возрастало.

Уроки- театрализованные игры всегда способствуют развитию учебной мотивации учащихся. В них активное участие принимают все группы учащихся. Одни  участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Для стимулирования участия в играх, особенно учащихся 5-8 классов я использую поощрения- жетоны – за активное участие, хорошую подготовку, победу команды в игре. Жетоны являются даже большим стимулом для детей данного возраста активно работать на уроке, чем отметка.


3. ПРОБЛЕМНО – ДИСКУССИОННАЯ ИГРА

Данную форму работы чаще использую в старших классах. Проблемно- дискуссионная игра  призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где ставится проблема не просто с позицией современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря определенной эпохи. Учащиеся при этом овладевают следующими компетентностями:  ораторские умения, искусство доказательной полемики, способность отстаивать свою точку зрения, возможность встать на место конкретного исторического лица, а также навыками источниковедческой работы.

Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Отражала ли цель действительные интересы представителей им социальной группы? Были ли возможны альтернативные действия?”.

Например, на уроке- суде «Русско- японская война», заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопрос

- Была ли возможность предотвратить войну? Какие тенденции в общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?

- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?

- Портсмутский мирный договор- это победа или поражение российской дипломатии?

Уроки- суды я провожу довольно часто и они способствуют развитию таких компетентностей, как критическое мышление, возможность самостоятельного решения проблем,  определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

Приложение 3

В форме проблемно- дискуссионной игры проводился урок по теме: «Великая депрессия»: выход и уроки

Цели урока учащиеся сформулировали самостоятельно – выяснить причины, особенности, последствия Великой депрессии, рассмотреть, какие уроки следует извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса из истории Великой депрессии.

Учащиеся, получив опережающее домашнее задание, готовили самостоятельно материал

  • изучить особенности, цели политики, основные мероприятия (экономические, политические и социальные), результаты выхода их кризиса в США, Германии, Франции – 3 группы, результаты своей работы учащиеся представляли в виде презентации
  • группа аналитиков- получили конкретные вопросы по анализу результатов выхода из кризиса
  • эксперты- все остальные учащиеся, изучив теоретический материал, должны были его переработать в вопросы в группам

В ходе урока в интерактивном режиме, ученики  самостоятельно выяснили причины, особенности, последствия великой депрессии. Итогом анализа выхода из кризиса стало самостоятельное выведение учащимися уроков великой депрессии, проведенное также в интерактивном режиме

Данный урок способствовал развитию учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.

Приложение 4

3. Метод игрового проектирования

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Работа над проектом по обществознанию

Урок- «Бизнес- старт»

Учитель предлагает каждой команде "открыть" в Хабаровске собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ , МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ , МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ , МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ , МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ , ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Структура бизнес-  плана предлагается ребятам. При создании бизнес- плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют, найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый потенциал города, есть ли специалисты для их производства.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся- создание юридического документа, совершенствование  навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Организуя уроки на основе кейс- технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие)  . В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы по кейс- технологии.  

Метод, интегрированный в кейс- технологию

Характеристика его роли в кейс- технологии

Моделирование

Построение модели ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создания описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Игровой метод

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения

Как видно из таблицы, разные  методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-технологию.

Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Н.Г. Дайри отмечал: “В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. По истории, учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической ступеней познания”. Кейс- технология создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности

3 Этапы формирования и функционирования опыта:

2000 – 2002г – разработка и  проведение ситуационно-ролевых игр

2002 – 2004г – разработка комплекса  ситуационных заданий по истории России, всеобщей истории и использование их в образовательном процессе

2004 – 2006г – разработка календарно- тематического планирования с использованием элементов кейс- технологии, разработка рекомендаций для учащихся по решению заданий на анализ конкретной ситуации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию

2007-2008г – диссминация опыта среди педагогов школы, округа, города

4 Результаты опыта

  1. Выросло качество знаний учащихся с (55 до 72 %)
  2. Выросли результаты ЕГЭ по истории (2008г. - 4 ср.балл) и  обществознанию (2008 г.- 4,3 ср. балл)
  3. В 2006-2008 уч. году 2 ученика стали призерами олимпиад и конкурсов окружного  уровня, 9 учеников - городского , 3 чел- краевого,
  4. Диагностика, проведенная психологом школы в 11 классе, выявила

степень сформированности социальных компетентностей учеников

Высокая

степень

Средняя степень

Низкая степень

Способность к коммуникации

63 %

30 %

7 %

Способность работать  в команде

59 %

30 %

11 %

Способность к обозначению и разрешению конфликтов

47 %

49 %

4 %

Способность к адаптации

66 %

34 %

0 %

Контактность

75 %

25 %

0 %

Социальная ответственность

59 %

30 %

11 %

  1. Анкетирование учащихся «Что во мне выросло за прошедший год?» показало позитивный рост следующих учебно-информационных компетентностей

Умственная работоспособность- 75 %

Критичность и доказательность мышления- 80 %

Умение всегда видеть цель и стремиться к ней – 84 %

Умение планировать свою  работу- 66 %

Умение контролировать и анализировать свою работу- 84 %

Умение при необходимости работать без посторонней помощи-0 75 %

  1. Уроки истории и обществознания ожидаемы и востребованы учащимися.                

5 Представление опыта

  • Открытое заседание методических объединений учителей русского языка и литературы и истории   с приглашением учителей Железнодорожного округа.  Выступление  «Приемы интерактивного обучения», 2007 г.
  • Открытый урок с приглашением учителей Железнодорожного округа.  Урок на основе кейс- технологии « В школе Алкуина», 2007 г.
  • Школьная научно- методическая конференция, мастер- класс «Активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории»  на примере вводного урока по теме  «История- это…» ,2008г.

 

 Методическая разработанность опыта

  • Комплект опорных конспектов по истории России, обществознанию
  • ЦОР «Ситуационные задачи по истории России IX-XIX вв.
  • Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий представлены:

а)  на Khabawiki на странице  Семинар «Использование интерактивной доски, как средства повышения эффективности образовательного процесса»,

б) на Всероссийском конкурсе «Открытый урок» в) на конкурсе «Золотые уроки Хабаровска», посвященном 70- летию Хабаровского края – 1 место

в) Методический марафон "Грани педагогического мастерства" представлено обобщение опыта «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся

Доклад на муниципальном семинаре учителей истории об использовании ИКТ на уроках истории и занятиях по краеведению...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...

Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»

Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразов...

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

В своем выступлении рассказываю о применении кейс-технологии на уроках истории и обществознания, что способствует развитию учебных и социальных компетенций. Демонстрирую педагогические приемы из собст...


 

Комментарии

Григорьев Андрей Павлович

Большое спасибо!

Харахнина Маргарита Александровна

Татьяна Анатольевна, огромное спасибо за столь подробное изложение материала. Очень доходчиво и полезно!