Урок-путешествие "Планета "Древний мир!
методическая разработка по истории по теме

Терентьева Елена Моисеевна

 

Урок «Древний Восток» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

Данный урок –  повторительно – обобщающий.

Форма проведения – игра - путешествие.

Урок построен на основе использования технологии разноуровневой дифференциации, цель которого обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной своего ближайшего развития. 

В ходе урока учащиеся повторяют  главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенностями политического устройства, мифологию, исторических деятелей.

Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией.

При повторении материала предусмотрены разнообразные формы работыучащихся:  работа скартами, решение познавательных задач

Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков учащихся искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.

Учитель на уроке является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.

3. Учебный предмет                Всеобщая история (история Древнего мира)

  1. Уровень образования школьников     

 Урок предложен для учащихся 5классов общеобразовательной средней школы

  1. Форма учебной работы                           Классно-урочная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_5_klass.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация

Урок «Древний Восток» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

Данный урок –  повторительно – обобщающий.

Форма проведения – игра - путешествие.

Урок построен на основе использования технологии разноуровневой дифференциации, цель которого обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной своего ближайшего развития.  

В ходе урока учащиеся повторяют  главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенностями политического устройства, мифологию, исторических деятелей.

Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией.

При повторении материала предусмотрены разнообразные формы работы учащихся:  работа с картами, решение познавательных задач

Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков учащихся искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.

Учитель на уроке является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.

3. Учебный предмет                Всеобщая история (история Древнего мира)

  1. Уровень образования школьников    

 Урок предложен для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы

  1. Форма учебной работы                           Классно-урочная
  2. Полное описание разработки

«Страны Древнего  Востока»

Пояснительная записка

          Изучение истории в среднем звене школы начинается  с всеобщей истории, с курса истории древнего мира, на который отводится 58 часов. УМК

Знакомство с этим курсом начинается с блока стран, обозначенных странами Древнего Востока, сюда относятся Египет, Междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Персия, Индия, Китай. Достижения стран Древнего Востока уникальны и до сегодняшних дней составляют основу мировой культуры. Поэтому в рамках данного курса уделяется большое внимание изучению цивилизаций Древнего Востока: развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства, их вклад в мировую культуру.

Учащиеся в 5 классе практически лишь только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету.  Поэтому наряду с традиционными уроками, не мало важную роль играют и нетрадиционные уроки:  урок – игра, урок – путешествие,  урок – эстафета, урок – соревнование и другие.  Особенно все эти формы можно применить на уроках систематизации и обобщения знаний.

Данная разработка – это повторительно-обобщающий урок с использованием комбинирования технологий -  обучение в диалоге и разноуровневой  дифференциации.  Форма проведения – игра – путешествие. Главная цель урока в рамках этих технологий – создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития.   Все предложенные формы работы посильны для учащихся разных групп обученности, разнообразны, интересны, способствуют повторению и закреплению материала. Учитель – координатор деятельности учащихся на уроке, связующее звено.

     Подготовительная работа:

  • изучение литературы по теме урока;
  • просмотр электронного учебника «Всеобщая история»;
  • анализ отобранной информации;
  • подготовка плана урока;
  • определение разноуровневых групп;
  • подготовка презентации,  дифференцированных заданий.  

   Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • презентация

Тема: «Древний Восток»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

  • формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
  • способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  • способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  •  воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.

Оборудование:

 карточки с заданиями, презентация, мультемедио, компьютер, лавка древностей

Ход урока

  1. Организационный момент

               Ход игры-путешествия

  История - одна из самых интересных наук в мире, и хотя вами изучена лишь небольшая частичка событий в биографии человечества, вы уже легко можете ответить на многие вопросы. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, пожелали успехов и себе и своим товарищам по команде».

        Сегодня мы   еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где вы должны будете выполнять определенные задания.  А  куда же мы отправляемся?

Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.    

                                                                                                                                   Слайд 1

Ребята, давайте определим цели нашего путешествия.

(учащиеся называют цели)

Слайд 2

     Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Каждый правильный ответ будет оцениваться жетончиком. Кто больше даст верных, полных ответов, тот и будет победителем. 

         

Правила поведения на борту хронолёта (уроке):

  • Когда говорит один – другие слушают.
  • Дай высказаться каждому.
  • Умей слушать и слышать.      

                                                                                                                     Слайд 3

 Итак, начинаем наше путешествие.

2.    Проведение игры.

    Класс делится на четыре команды. Вы выбрали капитанов, которые получают особый знак отличия. (Разноцветный головной убор)

Сели поудобнее.  Счастливого «полета»!

1 пункт назначения - Название команды     

                                                                                                                              Слайд 4

Команда 1, вы должны отгадать историческую загадку и узнать название вашей команды

На нильских берегах она была,

Богатой и цветущею была.

И ею фараоны управляли,

Восстание рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна.

 В мире есть сейчас она.     ( ЕГИПЕТ)                                                         Слайд 5

Назовите ключевые слова - подсказки (Нильские берега, фараон, рабы)

Команда 2, вы должны отгадать историческую загадку и узнать название вашей команды

Расскажите–ка, ребята,                                                                             Слайд 6

Где без леса и без гор

Люди в древности росли.

Где покой все обрели.

Где из глины повсеместно

Всё  лепили мастера.

И работа их до пота

Выручала их всегда.    (Двуречье)

Назовите ключевые слова - подсказки(Глина, всё лепили мастера)

Команда 3, вы должны отгадать историческую загадку и узнать название вашей команды

В этой стране, в джунглях                                                                           Слайд 7                                                                                                     

Исполинское дерево проросло.

Да так, что не видно

За ним и слонов.

Его как бога почитали.

«Царь леса» все и называли. (Индия)

Назовите ключевые слова – подсказки (джунгли, исполинское дерево, слон, «Царь леса»)

Команда 4, вы должны отгадать историческую загадку и узнать название вашей команды

Чтоб землю с севера обезопасить,                                                              Слайд 8                                                                                       

У гуннов землю отобрать,

Правители решили  стену возвести,

Покой чтоб вечный обрести.

И людей великое множество

Согнали со всей страны.

Заставили стену  строить,

Чтобы не было войны.  (Китай)

Назовите ключевые слова – подсказки (Гунны с севера,  строительство стены, великое множество людей)

2 пункт назначения     «Географический»                                                  Слайд 9                                                                    

  • Перед вами контурная карта нашей планеты. Назовите части света, которые изображены на карте (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия).
  • В какой части света находится ваша страна?

(Египет – Африка, Двуречье – Передняя Азия,  Индия – Азия, Китай – Азия)

Слайд 10

Вы должны выбрать правильный вариант ответа и показать табличку с названием страны по моей команде. За ответ без ошибок – 3 жетона, за 1 неправильный ответ – 2 жетона, за 2 неправильных ответа – 1 жетон                                                                       

Слайд 11                                                                                                              

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.

1.    Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»

1.    Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай 

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.

1.    Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Евфрат и Тигр.

1.    Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.

1.    Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

Слайд 12.                                                                                                 

Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями.         

На берегах каких рек возникли первые государства? Назовите реки покажите на карте. Правильный ответ оценивается 1 жетоном.

(Египет – Нил,  Двуречье - Евфрат и Тигр,  Индия - Инд и Ганг, Китай – Хуанхэ и Янцзы)

Четвертое слово лишнее.                                                                                                      
Найдите его и объясните почему?  Правильный ответ оценивается - 1 жетоном

1. 1. Мемфис    2. Ур     3. Урук        4. Двуречье                                     Слайд 13.                                                               

2.    1.Вавилон   2. Вавилония    3.Хаммурапи     4.Тутанхамон          Слайд 14.                                      

3.     1.Конфуций  2.Китай  3.Ашока    4.Цинь                                           Слайд 15.                                                                      

4.    1.Ассирия       2.Иероглифы    3.Библиотека     4.Ниневия             Слайд 16.                                          

Более 5 тысяч лет назад появились государства.  В синем  конверте возьмите  задание и выделите признаки государства:  маркером. Все признаки определены – 3 жетона, 5 признаков – 2 жетона, 3 признака – 1 жетон. Отметили. Передайте для проверки команде – соседке  (взаимопроверка)  

                                                                                                                                   Слайд17

1. Царь(правитель),       2. шадуф,     3. войско,  4. колонии, 5. законы,  

6. города, 7. дельта, 8. казна,  9. территория

Учитель:  Хорошо поработали команды.  

Надо немного размяться и расслабиться. Впереди продолжение путешествия.

            Физкультминутка                                                                                    Слайд 18                                                                                                  

 Релаксация  (фрагмент мультфильма «Висячие сады Семирамиды» )    

                                                                                                                               

3 пункт назначения    Поймай дату!                                                          Слайд 19                                                                              

В каждом государстве были правители, происходили судьбоносные события.

В розовом конверте даты и события. Вы должны за 1 минуту соотнести даты с событиями.

Задание выполнено правильно оценивается – 2 жетонами, 5 верных – 1 жетон, 4 и менее – не оценивается.

1 консультант от команды-соперницы проверят правильность выполнения задания.

1.  Объединение Китая в единое государство            221 г. до н.э.

  2.  Захват Египта персами                                                525 г. до н.э.

  3. Образование единого государства в Египте         3000 г. до н.э.

  4. Строительство пирамиды Хеопса в Египте            2600 г. до н.э.

  5. Взятие Вавилона Персами                                          538 г. до н.э.

  6. Правление Хаммурапи в Вавилоне                          1792 – 1750  гг. до н.э.

  7. Завоевания фараона Тутмоса III                               1500 г. до н.э.

4 пункт назначения  «Исторический словарь»  (1 минута)

Каждое государство характеризуется  особенностями и мы постараемся их определить. Надо дописать предложения. Задание находится в волшебном синем конверте.

Оценивание: все правильно – 3 жетона, 3 правильных – 2 жетона, 2 – правильных -1 жетон

Подберите термины  1                                                                                 Слайд 24                                                                                                               

1.Гробница  египетских фараонов  __?

2 .Обязательные правила поведения _?

3. Группы людей  в Индии со своими  правами и обязанностями ___?

4. Фантастическое сказание о богах и  героях ___? 

Подберите термины 2                                                                                Слайд 25                                                                                                           

1.Денежный сбор в пользу государства         ___?

2.Скульптура  льва  с головой человека ___?

3.Большое сильное государство ___?

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии _____?

Ответ:     1                     2                                                                               Слайд 26                                                                                                        

  1. Пирамида          1.Налоги
  2. Законы               2. Сфинкс
  3. Касты                3. Держава
  4. Мифы                 4. Неприкасаемые

6 пункт назначения «Лавка Древностей»

Ребята, мы сейчас попытаемся сыграть экспресс-спектакль и  решим задачу, а доказательство найдем в лавке древности.  Два актера от команды читают историческое письмо по ролям.

Слайд 27

                 

Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их  разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.

— Это было лучшее из выигранных мной сражений! Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!

— Все было так, но в тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся...

— Совсем ненадолго, притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

— Не зазнавайся: это случайное везение... Берегись, мы встретимся еще раз, и уж тогда победа останется за мной! (Шахматы)

Слайд 28

Один  древний путешественник,  побывавший  в  Индии,  вернулся  на  родину.

Если бы ты только знал,  какая   удивительная  страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

— Ну  какой же ты  выдумщик  и  враль!

— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани...  (Хлопок)

Слайд 29

Другой  древний путешественник,  побывавший  в  Индии,  вернулся  на  родину.

— Если бы ты только знал,  какая  удивительная  страна Индия.  Самое необыкновенное даже не этот хлопок, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его   на   огне.   Сок   становится   твердым   и   хрустит   на   зубах   подобно   соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

— Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!  (Сахар)

Слайд 30

Некий врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

  — Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...

  — Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: по-помни мои слова, за этим питьем большое будущее. (Чай)

3 Подведение итога урока.

Вот и подошло наше путешествие  к концу.

Капитаны команд доложите, какое количество жетонов ваша команда заработала.

Та команда, которая в ходе игры - путешествия дала больше правильных ответов и набрала больше жетонов,  победила.  Награждается медалями .

3 другие команды поощрительными знаками «Умники».

Следующее путешествие на борту нашего хронолета состоится после изучения истории Древней Греции.  Спасибо за работу на уроке!



 

Комментарии

Ширяева Галина Ивановна

Спасибо , Елена Моисеевна, за хорошую разработку урока истории в 5 кл. Я обязательно использую её в работе, постараюсь сделать к ней красивую презентацию.