программа по истории для 7 класса
рабочая программа (история, 7 класс) по теме

Енькова   Елена  Викторовна

Рабочая  программа  по  истории  для  7  класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7__klass.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РОССИИ  

7  класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком понента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной   2006 года.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе вре менных требований к  содержанию исто рического образования в основной школе и в соответствии с объ емом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Особенностью предлагаемой программы является то обстоя тельство, что она послужила основой для написания авторами про граммы единой линии учебников по истории России.

 Программа выполняет две основные  ф у н к ц и и.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в 5–9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции  программа устанавливает  распределение учебного времени в рамках трех этапов (5–6, 7–8 и 9 классы) и крупных тематических блоков.

Классы

Разделы примерной программы

История России

Всеобщая история

5–6

История России (с древности до XV в.)

История Древнего мира и Средних веков

7–8

История России (XVI –

начало ХХ вв.)

История Нового времени (XVI – начало ХХ вв.)

9

Новейшая и современная история России

Новейшая и современная история

Ц е л и.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования; в том числе: в 5, 6, 7, 8 и 9 классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Результаты обучения.

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступени основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).

Логика изложения  и  содержание  авторской  программы  полностью  соответствуют  требованиям  федерального  компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования  и программы основного общего образо вания по истории,  поэтому  в  программу  не  внесено  изменений.

Учебник  освещает  все  предусмотренные  школьной  программой  для  7  класса  вопросы  истории  России    с   конца  XVI   до  конца  XVII   века.  Наряду  с  политической  историей  авторы  большое  внимание  уделили  проблемам  развития  русской  культуры  и  быта  народа.

Содержание  программы  38  ч

  1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреж дение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избра ние на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая поли тика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Бо ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий И. Тушинский лагерь. Вторжение Поль ши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Знать  основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, семибоярщина.

Уметь:

Выявлять  основные  причины  Смутного  времени;  характеризовать    внутреннюю  политику  Бориса  Годунова;  называть  даты    основных  периодов  Смутного  времени

  1. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодер жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли госу дарственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексе евича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические по следствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явле ния в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наем ного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссий ского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город ского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волне ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церков ный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отноше ния. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского харак тера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопро ходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хаба ров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Знать  основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепост ное  право,  абсолютизм,  крестьянская  война,  церковный  раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Уметь:

Называть  существенные  черты  экономического  развития  России  в  XVII  веке;  характеризовать  систему  управления  и  самоуправления  в  России;  выявлять  основные  причины  разногласий  между  церковью  и  властью;  называть  даты,  место,  обстоятельства,  участников  народного  движения;  называть  основные  направления  внешней  политики;  называть  характерные  черты  развития  духовной  жизни  России в  XVII  веке

  1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (9 ч)

Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразо ваний. Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тай ной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн ская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мерканти лизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Разви тие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ла дожского обводного, Волго-Донского каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петров скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К- А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных вы ступлений.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «ни зов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Акаде мии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе ев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К- Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Знать  основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные кресть яне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, ци фирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.

Уметь:

Выявлять  предпосылки  преобразований  в  России  ;  называть  основные  этапы  жизни  и  деятельности  Петра I;  называть  даты  и  основные  сражения  тех  времён;  анализировать  реформы  Петра  I; называть  даты  народных  движений;  

  1. РОССИЯ В 1725—1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального уп равления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конфе ренция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворян ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак турного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого панков.

Внешняя политика. Основные направления внешней поли тики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. 11. С. Салтыков.

Знать  основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворян ский банк.

Уметь:

Называть  основные  этапы,  даты  и  действующие  лица  дворцовых  переворотов;  называть  основные  направления  внешней  и  внутренней  политики  преемников  Петра

  1. РОССИЯ В 1762—1800 гг. (12 ч)

Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины II. Особен ности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютиз ма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золо той век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству п городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: при чины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче ва. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-кре постнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные ком пании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержа вия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Полити ка в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Внешняя политика. Основные направления внешней полити ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво ров. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причер номорья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час ти Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образо вания. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов ского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Та тищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драма тургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентимента лизм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жем чугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка.. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Рус ская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Ло-сенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Ар гуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шу бин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Цари цынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Каза ков (здание Сената в Московском Кремле, Московский универси тет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, пи тание, досуг, обычаи.

Знать  основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифесте вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьян ская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

Уметь:

Называть  характерные  черты  политического  устройства  России во  II половине  XVIII века;  называть  имена,  место,  обстоятельство  ,  участников  крестьянской  войны;    называть  даты  военных  походов;  характеризовать  основные  направления  внутренней  и  внешней  политики  Павла  I; называть  характерные  черты  развития  духовной  жизни  России  II половины  XVIII  века

НОВАЯ ИСТОРИЯ

7  класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой ис тории» с рубежа XV—XVI вв. до начала XX в. (1500—1900) для учащихся 7—8 классов основной школы и рассчитана на реализа цию разработанного Министерством образования РФ концентриче ского подхода к школьному историческому образованию.

Цели курса:

1. В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся 7—8 классов должны получить знания об основных чертах разви тия индустриального и традиционного обществ и изменениях, про изошедших в мире за триста лет — с конца XV до начала XX в.: о понятии Нового времени и его периодизации; о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарож дении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пу ти развития общества перед революционным; о причинах револю ций и о реформах как об альтернативном пути развития общества;, о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью мо дернизации; о бурном экономическом развитии в Европе и США, приведшем к зарождению и развитию империализма; о новой со циальной структуре общества и его движении к социальным рефор мам как к средству разрешения социальных противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где признавалось верховен ство закона, и формировании гражданских обществ, где личность мо жет реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; об использовании индустриально развитыми стра нами технического прогресса для создания колониальных империй; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенно стях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие лично сти человека; об изменениях в повседневной жизни человека.

  1. Школьники должны научиться общим принципам постанов ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ ных суждений; использованию внешкольных источников информа ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы.
  2. Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого ин тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со временности; уважают права человека и демократические ценнос ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше ние к традициям западной и восточной культуры.
  3. Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкрет ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой И другими — руководствоваться нравственным отношением к соб ственной жизни и жизни других людей.

Основная функция курса: формирование исторического мыш ления, под которым подразумевается определенный набор мысли тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся долж ны овладеть умениями:

  1. определять и объяснять понятия;
  2. уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
  3. рассматривать общественные явления в развитии, кон кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
  4. анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст вительности и собственного социального опыта;
  5. определять свою личную точку зрения, уметь ее формули ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  6. обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
  7. определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
  8. уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб ной деятельности;
  9. осуществлять самоконтроль и самооценку.

В  учебнике  рассматриваются  основные  вехи мировой  истории  с  1500  по  1800 годы.

Содержание  программы 30 ч

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий.  Реформация (15ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Море плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери ка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

 Значе ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали стическое предприятие. Рождение капитализма.

 Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжниче ство. Законы о нищих.

Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, Что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — меня лись мода. Костюм—«визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен ном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шек спира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Му зыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрож дения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сан-И1 (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения*.

Разрушение средневе кового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном повой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор ганизма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники фи лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос новные события, значение.

Борьба католической церк ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Генрих VIII — религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Борь ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Знать  основные понятия темы

Каравелла,  конкистадоры,  колония,  метрополия,  абсолютизм,  капитализм,  реформация,  протестантизм,  лютеранство

Уметь:

Описывать  технические  открытия  и  изобретения;  называть  даты  великих  географических  открытий;  называть  основные  черты  абсолютизма;  называть  имена  представителей    эпохи    Возрождения;  называть  даты  основных  событий  Реформации

Ранние буржуазные революции.

Международные отношения

(борьба за первенство в Европе и колониях) (4 ч)

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд ская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

 Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий! парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг лии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфлик тов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация евро пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус тав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические ин тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж дународных отношений.

Знать  основные понятия темы

Уния,  гезы, иконоборцы,  террор,  тори,  виги,

Уметь:

Описывать  географическое  и  экономическое  положение  Нидерландов;  называть  основные  события  Английской  революции

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ( 11ч)

 Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2ч)

Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрож дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде лении властей. Идеи Ж.-Ж- Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж- Тюрго. Вли яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф-1а. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение. В творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославле ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Знать  основные понятия темы

Эпоха  Просвещения

Уметь:

Называть  характерные  черты  эпохи  Просвещения;

Тема 2. Промышленный переворот в Англии (1 ч)

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб ричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо го прогресса.

Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Образование Соединенных Штатов Америки (1 ч)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе роамериканской нации. Идеология американского общества.  Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме рики.

Знать  основные понятия темы

Лоялист

Уметь:

Называть  основные   черты  политического  устройства  США

Тема 4. Великая французская революция XVIII в. (3 ч)

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо мического и политического развития. Людовик XVI, попытка прове дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия.

Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охва тывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: чер ты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Лю довика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик татуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу-1 дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон сульства.

Знать  основные понятия темы

Национальное  собрание,  Учредительное  собрание ,жирондисты,  якобинцы,

Уметь:

Называть этапы,   основные  события революции

Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной систе мы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бес правие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество:1 жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)

Основные черты традиционного общества: государство — вер ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре форм.  Причины  распада  империи.  Борьба  Португалии,  Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от страненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление се гунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За крытие» Японии. Русско-японские отношения.

Знать  основные понятия темы

Колонизация,  западная  цивилизация

Уметь:

Выявлять  последствия  европейской  колонизации  для  стран  Востока  и  для  мира  в  целом

Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1 ч)

Распределение учебного материала в 7  кл.

Наименование раздела

Кол-во

часов

Кол-во

контр

1

Россия  на  рубеже  16 -17 веков

4

2

россия  в  17  веке

9

1

3

россия  в  1  четверти  18  века

9

1

4

россия  в  1725 – 1762  годах

4

5

россия  в  1762 -1801 годах

12

1

6

Великие  географические  открытия. Реформация

15

7

Ранние  буржуазные  революции  в  европе.  Международные  отношения.

4

8

Эпоха  просвещения.  Время  преобразований.

           11

Итого

68

3

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 7 классе.

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Ново го времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важ нейших исторических понятий, уметь дискуссировать.

Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим яв лениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному при знаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебни ке, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

  1. коммуникативной компетенцией;
  2. смыслопоисковой компетенцией;
  3. компетенцией личностного саморазвития;
  4. информационно-поисковой;
  5. рефлексивной компетенцией;
  6. учебно-познавательной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об истори ческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература

-        «История России конца ХVI -ХVIII век» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;

•        дополнительных пособий для учителя:

  1. Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
  2. Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Позднее Средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
  3. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М: Русское слово, 1997;
  4. Короткова, М. В. История России ГХ-ХУШ в.: дидактические материалы / М. В. Корот-кова. - М.: Дрофа, 2002;
  5. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
  6. Шестаков, А. В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII в.: хрестоматия / А. В. Шестаков, 1989;
  7. Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епи фанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1989;
  8. Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Ме диа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
  9. Колесниченко, Н. Ю. История России ХVI -ХVIII в. / Н. Ю. Колесниченко.

•        Для учащихся:

  1. Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
  2. Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1988;
  3. Данилов, А. А. История России: конца XVI - XVIII век: рабочая тетрадь /А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Данилов, А. А. История России: конца ХУ1-ХУШ век: учебник для 7 классов общеоб разовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2008;
  5. Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ва-нюшкина. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

•        Дополнительные пособия для учителя:

  1. Энциклопедия «Новая и новейшая история»;
  2. Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Ме диа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
  3. «От средних веков до 1914 года».

•        Для учащихся:

  1. Юдовская, А. Я. Новая история 1500-1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская;
  2. Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1999.