"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"
методическая разработка по истории на тему

                 Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы. 

 Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandrovskiy_filial_mo1.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Александровский филиал МОУ

«Знаменская средняя общеобразовательная школа №1»

Описание опыта работы О.В.Головлевой,

учителя истории и обществознания

Тема:

2011

Актуальность.

Преобразования в областях политики и экономики современной России требуют серьезных изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, когда во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в общественном сознании широко распространились равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Не случайно Правительство России приняло Программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», ориентированную на все социальные слои и возрастные группы российских граждан, определяющую основные пути развития системы патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность россиян к служению Отечеству.

Понятие «патриотизм» используется в научной литературе на протяжении веков. Сущность его связывается не только с отдельным нравственным принципом или качеством человека, а с совокупностью черт социально-нравственной личности, что и позволяет считать патриотизм неотъемлемой ее частью.

Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные ее аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Г. Кершенштейнера, Я. А. Коменского, Л. И. Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского.

Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А. В. Беляев, Д. Н. Веприняк, С. Н. Винникова, И. Н. Глазунова, М. А. Горбова, А. Н. Зайчиков, Н. В. Ипполитова, И. М. Клименко, С. В. Марзоев, Н. Д. Никандров, А. И. Поберезкин, А. И. Пятикоп, X. Тиллоев, В. Н. Устякин, Г. Н. Филонов, И. Ю. Хитарова, А. Ю. Чибисов и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников. В этих исследованиях определена зависимость патриотического воспитания учащихся от социально-экономических условий и потребностей общества, разработаны педагогические основы патриотического воспитания школьников, выявлены закономерности и принципы, а также содержание, формы, методы патриотического воспитания.

Построение в России гражданского общества и демократического государства невозможно без целенаправленной деятельности по воспитанию гражданина, обладающего патриотическим сознанием, высоким уровнем правовой культуры, гражданина с активной жизненной позицией. Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в гражданско-патриотическом образовании.

В концепции  модернизации российского образования сказано: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В последнее время о воспитании активной, образованной, ответственной, гуманной личности рассуждают постоянно. Основной задачей преподавателей обществознания и истории является выполнение данной концепции.

Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Задачи: 

  1. Распространение среди учащихся гражданских ценностей.
  2. Формирование здорового образа жизни.
  3. Повышение правовой и политической культуры.
  4. Формирование культурно-социальных ценностей.
  5. Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.
  6. Воспитание  гуманности и человечности.
  7. Расширение мотивации изучения обществознания и истории.
  8. Привитие навыков исследовательской работы.
  9. Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». (Ж.Ж.Руссо).

Одним из важных направлений в работе учителей истории и обществознания является гражданско-патриотическое воспитание. Основной целью концепции является определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству, формирование у нее профессионально - значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания хотелось бы выделить следующие духовно-нравственные ценности:

  1. Гражданственность;
  2. приоритет общественно-государственных интересов;
  3. патриотизм;
  4. преданность своему Отечеству;
  5. преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа;
  6. гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  7. социальная активность;
  8. нетерпимость к нарушениям норм морали и права;
  9. сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.

По мнению многих учёных, образованный человек - это не только человек знающий, но и способный к творческой деятельности, самостоятельному принятию ответственных решений, свободный в оценках и суждениях, это человек культуры и нравственности. Общество предъявляет новые требования к личности подростка, произошло размывание системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей между поколениями, усиление бездуховности у значительной части подростков, происходит внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей. Поэтому возникла необходимость в переоценке роли образования в воспитании гражданственности современных подростков.

  1. Разве можно воспитать патриота, не знающего свою историю?
  2. Можно ли говорить о гражданственности человека, не знающего Конституцию своей страны, права человека и гражданина, функции различных государственных органов?
  3. Реальна ли выработка собственной гражданской позиции во взаимоотношениях с различными социальными группами человеком, не имеющим представления о структуре общества, социальном статусе личности?
  4. Можно ли быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения?

Ответ на все эти вопросы очевиден.

И поэтому моя задача помочь современному подростку в становлении своей жизненной позиции.

 Каким образом это делаю я?

Пути достижения поставленных задач различны  и выбираются с учетом возрастных и психологических  особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм  и методов организации познавательной  деятельности учащихся. Основными принципами данной системы  работы являются:

- принципы  бесконфликтности;

- система друга;

- принцип открытых перспектив;

- принцип равных условий;

- принцип посильности;

- принципа сотрудничества.

Предполагается широко использовать самоуправление в учебном процессе: не карать «двойками» - это не метод стимуляции к учебе; помнить об элементах щадящей педагогики – не вызывать  без нужды к доске, отвечать удобнее с места, сидя; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль учеников.

Для формирования гражданственности мною используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.  

Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.

В связи с обозначенными проблемами возникает необходимость в поиске путей их решения. Для решения их необходимо взаимодействие государства, семьи и школы. Каждое государство заинтересовано в воспитании настоящих граждан, патриотов своей страны, каждая семья стремится воспитать достойных детей. А сделать это можно путём воспитания и образования.

 Я в своей работе стараюсь это осуществить через учебную деятельность, музей и КТД. Структура гражданско-патриотического воспитания представлена в форме дома. Любовь к Родине начинается с малого, и, прежде всего, именно с дома, со своей семьи. И школа, как мы знаем, тоже один большой дом.

Учебная  деятельность

Музейная деятельность

КТД

Уроки истории и обществознания

Музейные уроки

Конкурсы

Уроки краеведения

Экскурсии

Игры

Классный час

Встречи с интересными людьми

Митинг

Кружок

КВН

Походы

Элективный курс

I. Учебная деятельность

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории и обществознания играют большую роль.

На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.

Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Уроки обществознания, начиная с 5 класса, в воспитании всех перечисленных мною качеств, не менее благодатны, чем уроки истории.

Тема « Родина» в курсе обществознания проходит красной нитью во всех классах, и творчеству учителя и учеников ничто не препятствует. Тут и вырезки из газет и самостоятельный выбор рассказа ученика о современниках. Многие ребята рассказывают о своих близких, пишут мини-сочинения, рисуют рисунки.  А на вопрос, что значит по-настоящему любить свою Родину, ученики 8 класса затрудняются ответить. Это и понятно. Наряду с положительными примерами ребята видят и слышат немало негативного. И это тоже Родина. Задача учителя - не заострять внимание на том, что есть в стране отрицательного, а настраивать учащихся на то, чтобы они в будущем не совершали ошибок, были стойкими и честными в делах, а не в словах. Ученик 9 класса Д.Арефьев написал: «Родина- это моя мама, я и мои дети, которые у меня будут». А К.Долгова из 7 класса ответила: «Я люблю свою милую Александровку, и ни на какую другое место не променяю!».

Особое внимание на уроках уделяется вопросам права и демократии. Лучше всего уроки по наиболее сложным вопросам гражданственности проводить в виде игры. Класс делится на 3-4 группы, каждая группа составляет список основных принципов демократии. После этого учащиеся должны создать на основе составленных принципов Права человека 21 века. На доске записываем направления, на которые делятся права человека: политические, гражданские, экономические, социальные. Выводами урока являются рассуждения учащихся об уровне развития прав в нашем государстве, что зависит от самого человека, а что от государства. Не менее важные вопросы в курсе обществознания – вопросы толерантности. Нас, обществоведов, радует то, что во время изучения тем «Родина – наш общий дом», ребята активны и правильно понимают, что для всех народов Россия – действительно, общий дом. Основы нашего многонационального государства корнями уходят к глубокой древности и все народы, несмотря на свои традиции, обычаи, всегда были едины в борьбе за сохранение страны. Доказательства тому – Отечественная война 1812 года, война 1941-1945 года. Задача учителя - на конкретных примерах показать, что за годы ВОВ за храбрость и мужество звания героев Советского Союза получили: 11603 представителей 100 национальностей нашей страны, 104 человека удостоились этого звания дважды.

Классный час

Каждый год первого сентября на классных часах вспоминаем события в Беслане в школе №1, взрывы, которые прозвучали в метро в Москве, театре Норд-Ост и т.д. Если говорить откровенно, то сами учащиеся рассуждать, говорить на эту тему затрудняются. Словарный запас не позволяет правильно выразить свои мысли, многие дети не смотрят новости, не читают газет, да и просто не понимают значения слов экстремизм, толерантность и др. Чаще всего дети просто нам «помогают», рассказывая о каком-то событии. Задача учителя подвести ребят к мысли о том, что террористами становятся люди, независимо от национальности, и террористов разных мастей роднит приверженность к насилию и гибели людей. А вот что касается вывода, то учащиеся правильно говорят, что победить терроризм можно только общими  для всех государств и народов усилиями. Главное – то, что мы все Россияне, и жить в общем доме мы можем только в мире и согласии.

А вот как мы познавали и осваивали свою малую Родину. Для начала я обучала детей простейшим туристическим навыкам: как одеться для похода, как собрать рюкзак. Мы с классом совершали походы, которые развивали в детях  любознательность и наблюдательность, приобщались к истории своего края, приучали их быть  выносливыми, терпеливыми. Еще помню нашу первую поездку в Тамбов. Опасалась, что будет «плоховато» с поведением. Дабы избежать неприятностей, еще в пути рассказала случай из школьной жизни о том, как  я ездила в театр. Во время спектакля мы шуршали конфетами, хрустели яблоками, перешептывались, мешая другим  зрителям смотреть пьесу. Что могли подумать зрители о школе, где мы учились? Ответа на вопрос не потребовала. Поездка оказалась удачной, мальчишки замечательно себя вели во время поездки.

Кружок

Формы работы кружка разнообразны и зависят от его тематики, от возрастных особенностей членов кружка. Самыми распространенными являются: тематические заседания, встречи с интересными людьми, КВН, викторины, конкурсы, экскурсии, исследовательская  работа учащихся.

Чему научили наши занятия? Каков итог? Какая польза? Дети стали наблюдательнее. И, что особенно важно, внимательнее по отношению друг к другу. Лучше узнали людей своего села. История жизни многих для них стала открытием. Узнали много нового, научились высказывать свое мнение, вникать в жизнь. Работа в кружке сдружила детей. Они стали больше общаться друг с другом. Вместе собирали материал, помогали друг другу. Вместе обрабатывали его.  Благодаря нашим занятиям нам удалось обыграть в викторине «Знай и люби свой край» очень сильных соперников из Измайловки.

Элективный курс «Профессия, выбираем вместе»

Миллионы старшеклассников ежегодно стоят на пороге самостоятельного выбора профессии. Вопрос о том, кем стать, каждый задает себе задолго до этого ответственного момента. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Знакомство  учащихся с различными профессиями и их особенностями в настоящее время является актуальным. Наличие, с одной стороны, многообразия профессий и специальностей, усложняющегося производства, с другой - людей, отличающихся целым рядом устойчивых индивидуально-личностных характеристик, настоятельно требует учета этих факторов в выборе профессии, учебного заведения, учете человеческого фактора.

В содержание каждого занятия включен информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с учащимися, практические упражнения или несложные тестовые методики, которые сделают занятия более интересными и динамичными.

На занятиях мы анализируем различные жизненные ситуации и ищем пути выхода из них. Учимся отстаивать свою позицию и уважать мнение других людей, учимся ценить жизнь. В процессе освоения курса ребята учатся анализировать свои интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления и характера.

II. Музейная деятельность

Формы развития познавательной и творческой активности учащихся во внеклассное время очень разнообразны и многогранны. Одна из них – это музейно – экскурсионная деятельность. Этот вид деятельности строится на взаимном интересе учащихся и учителя, неординарности материала и заданий, поиске нового. Данная форма помогает оживить изучаемый материал, приобщить ребят к предметному миру прошлого, воспитать чувство гордости за свою историю, историческое и культурное наследие родного села.

Большую роль в учебном процессе играет Александровский краеведческий музей, которым руководит Бондарев Михаил Алексеевич, человек увлеченный, влюбленный в родной край. В музее можно узнать все из истории родной Александровки. Входя в музей, беседуя с жителями села, беря в руки, ордена, старые фотографии, лица ребят становятся другими. В их лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление. «Музейные уроки», по отзывам самих ребят, позволили им легче усваивать программные уроки, научили слушать, передавать увиденное, вести экскурсии, пополнили словарный запас, повысили эрудированность. Музеи нам нужны, поскольку с их помощью умный учитель может решить многие проблемы воспитания. Особенно необходимы  они в глубинке, где часто являются едва ли не единственными очагами культуры. Музей помогает растить патриотов.

В ходе работы с музеем стараюсь реализовать следующие цели:

- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;

- привитие любви к науке через предметный мир, в т. ч. прошлого, чувства гордости за свое прошлое, прошлое села;

- формирование у учащихся музейной культуры, которая «предполагает историческое сознание, т. е. понимание качественного изменения явлений во времени, на основе чего осуществляется историческое осмысление предметного мира» (Г.И. Горшкова).

В музейно–экскурсионной работе выделяю несколько этапов:

1 этап – подготовительный.

Мир музея слишком своеобразен, чтобы без предварительной подготовки в нем можно было освоиться, поэтому перед экскурсией полезно поговорить со школьниками о том, что они знают о музеях, как представляют себе их работу, о теме экскурсии, специфики и уникальности памятников, целях, порядке проведения экскурсии.

2 этап – непосредственное посещение экспозиции и экскурсия. Чрезвычайно важно, чтобы сам преподаватель присутствовал на экскурсии, не перепоручая сопровождение группы другому лицу. Я считаю, что наибольший эффект от экскурсий может быть достигнут только при обоюдном интересе и совместном участии в них обеих сторон – и учителя, и учеников.

3 этап – закрепление музейного материала. Каждому учителю хочется использовать полученное на экскурсиях в музее в своей школьной работе. Но для этого он должен быть уверен, что учащиеся запомнили и усвоили музейную информацию. Существует несколько приемов. С одной стороны, по закреплению музейной информации, с другой, по определению степени усвоения ее учащимися. Они различны, и я применяю их с учетом возрастных особенностей ребят:

- задание нарисовать или воспроизвести из разных материалов то, что наиболее понравилось на экскурсии (5 – 6 классы );

- письменные задания, ориентированные на подробное описание увиденных памятников, мыслей, чувств, переживаний, возникших в ходе и после посещения музея (5-9 классы );

- составление кроссвордов, ребусов, где найдут отражение новые понятия, события, факты, экспонаты, наиболее понравившиеся ребятам (5-9 классы );

- «круглый стол» на заранее задуманную тему (7-9 классы );

- конкурсы, викторины, КВН (7-9 классы ).

Работа и тесная связь с музеем, использование в моей практике различных форм музейного просветительства приводит, в итоге, к пробуждению у учащихся интереса к историко-культурному  наследию человечества, расширению и углублению знаний о предметом мире, к умению ориентироваться в нем, ощущая постоянную потребность в общении с этим миром, формируя необходимую нравственно-ценностную ориентацию и высокий уровень познавательной активности. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики любили свой край, с интересом изучали его прошлое и настоящее. «Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим», - говорил известный французский писатель Андре Моруа.

III. КТД  (по гражданско-патриотическому воспитанию)

В сфере воспитания гражданственности  коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) занимают особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового  возраста, действительно способна творить чудеса.

КТД позволяют учащимся реализовать творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие  каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД ребята приобретают навыки  общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Во время планирования и организации  КТД взрослые и дети  приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может  подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся  мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают  широкую  внеурочную  занятость детей. Положительный эмоциональный настрой,  гарантированная ситуация успеха пробуждают  добрые  чувства, сопереживание всех всем.

Я считаю, что мероприятия, направленные на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должны иметь назойливого характера. Ведь всегда при написании мероприятия подобной тематики можно найти форму, которая стала бы увлекательной и интересной для учащихся.

Обычно беспроигрышным вариантом является игра.

Почему именно игра? По разным причинам:

  1. чтобы эмоционально разгрузить ребят, окунуть их в естественную среду;
  2. чтобы превратить мероприятие в интересное увлекательное путешествие;
  3. чтобы развить у детей творческий подход к предмету;
  4. чтобы объединить различные виды познавательной деятельности;
  5. игра способствует формированию таких качеств у ребят, как коллективизм, ответственность, нестандартное мышление.

Одной из форм, с интересом воспринимаемой учениками, является игра в КВН. Ценность этой внеклассной работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабоуспевающий по истории может проявить себя здесь с лучшей стороны. Основная причина популярности КВН состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня.

Конкурсы стимулируют творчество ребят. Всем хочется быть победителем в каком-то состязании.

Особое внимание хотелось бы обратить на проявление гражданской инициативы со стороны учащихся во время проведения следующих мероприятий:

  1. День Победы;
  2. Рыцарский турнир;
  3. КТД «Три ступени, ведущие вниз»;
  4. 40 лет спустя;
  5. КВН по теме «Село мое родное, родная сторона»;
  6. Конкурсная программа «Я и моя семья».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Хотя результаты гражданско-патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая Родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой Родины история России была бы неполной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему селу, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного села, и результаты говорят сами за себя:

  1. Учащиеся подготовили серию рефератов по историческому краеведению Тамбовского края, собран богатейший материал о роли Александровцев в Великой Отечественной войне. Ребята изучили историю своей школы и оформили альбомы об учителях, проработавших в школе более 30 лет.
  2. 24 ноября 2005г. в Тамбове на базе Орловской региональной академии государственной службы прошел V областной фестиваль детской прессы «СМИ – новое поколение». В номинации «Газетное дело» приняла участие ученица Александровской школы Ольга Сумарокова.
  3. Ольга являлась собственным корреспондентом клуба юных журналистов Знаменского района. Была награждена грамотой и памятным подарком как самая активная и талантливая юная журналистка.
  4. В связи с  65-летием Знаменского района районная библиотека проводила конкурс «Знаешь ли ты свой край родной?». В нем приняли участие все желающие. Ученик 11 класса нашей школы Андрей Белицкий  занял 1 место.
  5. 28 сентября 2007 года состоялась викторина по историческому краеведению «Знай и люби свой край родной» между учащимися Александровской и Измайловской школ, где наша команда одержала победу.
  6. В 2009 году  учащиеся  9 класса Д. Арефьев и И. Лещов заняли 2 и 3 места на районной олимпиаде по истории; Я.Маслова и Ю.Дроздова заняли 1 и 2 места по экономике.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания, учащиеся достигают лучших результатов;

4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.

Учебный

год

История

Обществознание

% качества

% успеваемости

% качества

%успеваемости

2007-2008

71

100

94

100

2008-2009

82

100

86

100

2009-2010

70

100

79

100

 

Значимость данного опыта заключается в следующем:

— определены возможности урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— создана система гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории и обществознания;

— выявлены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе изучения истории и обществознания.

Александровский филиал

 «Знаменская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок по обществознанию

в 6 классе по теме

 

«Семья – ячейка общества»

                                                       

                                                       Учитель истории и обществознания

                                                       О.В. Головлева

2011


Урок  обществознания  в  6   классе по теме « Семья – ячейка общества»

Цели урока:

Обучающие:

- дать представление  о личной  и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений;

- раскрыть  основное содержание понятий: «семья», «родители», «дети», «права», обязанности», «брак», «психологический климат», «родословная», «генеалогия»;

- познакомить учащихся с источником семейного права  - Семейным Кодексом Российской Федерации; с Конвенцией о правах ребенка;

- вскрыть специфику некоторых  правовых отношений: права детей, обязанности родителей.

Развивающие:

- развить творческие  способности учащихся в ходе выполнения познавательных заданий;

- развить познавательный интерес   к изучаемой  проблеме;

- развить способности к  сотрудничеству   и самооценке;

- развитие памяти, творческого мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитательные:

-воспитание чувства уважительного отношения к семье;

- воспитание  чувства гордости за свою семью.

Основные понятия: семья, брак, права и обязанности родителей и детей, ответственность родителей за надлежащее воспитание  детей, психологический   климат, родословная, генеалогия.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

После изучения  темы  учащиеся должны знать, что:

  1. семья веками почиталась как большая  ценность;
  2. в основе  семейных связей  лежит кровное родство;
  3. в семье осуществляется   передача  новым поколениям опыта, ценностей;
  4. источником стабильности и гуманности общества являются добрые семейные  традиции;
  5. психологический  климат   определяет самочувствие  человека в семье;
  6. родители   и дети ответственны друг с другом.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1. семья;
  2. брак;
  3. психологический климат;
  4. родословная;
  5. генеалогия;
  6. права  и обязанности родителей и детей;

Учащиеся должны уметь:

  1. доказывать роль семьи в жизни общества;
  2. зачем создаются семьи;
  3. составлять свою родословную.

 

Оборудование:

1. Компьютер с проектором,

2. Магнитофон,

3. Музыкальное  оформление ( Л.Долина  «Погода в доме», Джеймс Ласт «Одинокий пастух»)

4. Рабочий лист «Семья – ячейка общества»,

5. Лист самоконтроля,

6. Рабочий лист  с текстом документа (Конвенция о правах ребенка, извлечение ст. 6, 18, 19, 28, 29, 31)

7. Слайдовая   презентация

8.  Рефлексивный тест

Ход урока

  1. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и хочу с вами работать! Меня зовут Ольга Владимировна Головлева.

  1. Эмоциональное  погружение. 

Звучит песня  (Л Долиной «Погода в доме»)

Мы не зря начали наш урок с этой замечательной песне о доме, ведь дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме, семье царят взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это – настоящее счастье.

  1. Сообщение темы урока и знакомство с классом

Тема нашего урока «Семья – ячейка общества». ( Слайд 1)

Говорят, что семья – первичная ячейка общества.

Но не совсем понятно, почему первичная?  Может быть потому, что она первая и самая  главная опора общества? А почему  «Ячейка»? Возможно  потому, что пчелиный улей тоже состоит из  маленьких ячеек, и пчелы носят туда свой мед?

В конце урока попробуйте самостоятельно  объяснить   значение семьи для общества.

(Слайд 2)

Сегодня на уроке мы познакомимся  с основными понятиями темы:  семья, брак, права и обязанности родителей и детей, ответственность родителей за надлежащее воспитание  детей, психологический   климат, родословная, генеалогия.

Поговорим  о взаимоотношениях,  возникающих в семье  между родителями и детьми.

Поработаем с основными источниками семейного права

Выполним познавательные задания.

А поможет нам в этом рабочий лист, который мы будем заполнять в течение урока.

- Ребята, а  какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья».

 - Как вы думаете,  что такое «семья»?  (Слайд 3)

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови.

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины,  цель которого – создание семьи.  Бывают и другие   семьи, когда в семейный   коллектив   объединяются  родственники, например  одинокие сестры,  бабушка и внуки,  тети их племянники.  В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует  один из родителей. Такая семья называется    неполной.  Но это совсем не означает, что такая семья хуже поной. Члены  любой семьи связаны общим бытом, взаимной  помощью, заботой и ответственностью.

  1. Слово учителя.

И все прекрасно знают, что жить в семье   лучше, чем   без семьи. Однако,   жизнь в семье зависит  от того, каков   психологический      климат в семье.

Отношения в семье, от которых   зависит самочувствие   ее членов, называют  психологическим  климатом  семьи.

Сейчас семья переживает  трудные  времена.  Это связано с кризисом  в обществе? Такие  времена   наступали во многих странах.  Но они проходили, и жизнь налаживалась. Однако именно   в такие времена  разваливались многие семьи. Происходило это потому, что  климат семьи  резко ухудшался.

Вот несколько  причин  ухудшения  семейного климата из-за кризиса во всем обществе. (Слайд 4)

1) Отец  не получает достаточно денег,   но не хочет менять  свою работу.

Возможно, он любит свою профессию и ждет лучших времен. Возможно, просто не удается поменять  работу -  никакой другой работы в этой местности нет.  А его жена видит, что другие  семьи успели  приспособиться. Например, стали торговать. Она не выдерживает  и критикует способности мужа. И «любящие    детки» добавляют  свой голос: им ведь   надо  жить не хуже других» Какому  мужчине это понравиться!?  

Климат семьи резко ухудшается.

2) Кто-то из взрослых членов семьи не выдержал сложностей жизни и начал выпивать. (Слайд 5)

Он или она не пытается бороться,  не ищет выход для себя и своей семьи. Лучше всего забыться с собутыльниками. У таких людей нет воли они часто обманывают себя, думая,   что «все так и живут. Начинаются пьянки. А там, где алкоголь, там и семейные ссоры. Психологический климат в таких  семьях ужасен.

3)Кто-то из детей стал «отбиваться от рук» (Слайд 6)

 Это   и отвратительная  учеба.  Это уличные компании. Рано начали курить.     Первые пробы алкоголя. Кто-то начал  дышать всякой гадостью или даже пробовать наркотики. Я надеюсь, что среди вас нет таких!  

Вам необходимо  стремиться к нормальной жизни – учиться, получить профессию, развивать свои ум и характер.

Отношения в семье  зависят, прежде всего,  от самих членов семьи. Семья – это дом, построенный вместе, сообща.  Развод -  это беда. Чтобы этого не произошло, правилом должно  стать уважение, доверие, терпение. Разрушается семья -  слабеет  общество. В жизни каждой семьи бывают приятные минуты, улучшающие обстановку, а случаются конфликтные ситуации.(Слайд 7)

  1. Самостоятельная работа.

Задание. Заполнить таблицу. Распределить данные события по колонкам: 1)события, которые  делают семью счастливой;2) события,  которые делают семью несчастной.  

- эгоизм одного из супругов;

- семейный праздник;

-  неуважение к детям;

-  приятное известие;

-ссора;

- рождение ребенка;

- супружеская неверность;

- получение новой квартиры;

      - грубость  по отношению к родственникам;

      - пьянство;

      - забота  о детях;

      - увольнение с работы;

      - долгожданная покупка. Проверяем. Первый ряд называет …; второй ряд…

    6.  Работа в парах.  (Слайд 8)

Создать семью  нелегко, а сохранить ее  еще  труднее. Беды, радости бывают  в каждой семье,  но достаточно  разрешить   многие  конфликты, нам не всегда  удается, не достает  житейской мудрости! Именно   этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые находятся у вас в рабочем листе, составить пословицу. Конечно, для этого  надо немного потрудиться, так как пословицы эти немного забыты.

Например. Из слов дети, наказывать, стыд, кнут получается  пословица:

Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Работаем в паре.

-  Какие же пословицы у вас получились, внимание на  экран. (Слайд 9)

7.  Слово учителя.

Благополучие семьи  - основа   процветания  нашего государства. Поэтому государство оказывает помощь и закрепляет   гарантии  прав  в отношении семьи.  Государство охраняет и защищает семью с помощью закона.

- Как вы  думаете, какой это закон?

- Основным источником  семейного  права является Семейный Кодекс РФ (принят в 1995году) (Слайд 10)

В этом документе   записаны   ваши права. Вот некоторые  из них:

-право  ребенка  жить и воспитываться в семье;

- право ребенка   знать своих родителей, право на их  заботу о себе;

- право на совместное с ними проживание;

- право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

- право на имущество.

 В 1989 году Россия признала   очень важный  документ – Конвенцию  о правах ребенка. Конвенция (Соглашение)  была принята не каким-то одним государством, а Организацией Объединенных Наций.  Это - всемирная международная  организация.  А Конвенция – международно-правовой документ. В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжалась 10 лет.

20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция имеет 54 статьи

  8. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка. (Кроссворд и вопросы  у вас в рабочем листе) Я зачитываю вопрос, а вы находите ответ в рабочем листе с конвенцией.

Кроссворд.

П о  вертикали:

1. Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…

2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и…

5. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?

6. Право ребенка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

8. Неотъемлемое право ребенка на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

П о  горизонтали:

3. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка?

4. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».

7. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (каким?).

9. Согласно ст. 19 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и … (какого?) насилия.

10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребенка?

О т в е т:

По вертикали: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. По горизонтали: 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

9.  Слово учителя.  

Родители имеют права и обязаны воспитывать детей. Права родителей одновременно являются и их обязанностями.

Семейный  Кодекс  РФ конкретизирует права  и обязанности родителей.

(Слайд 11)

Права и обязанности родителей

Воспитывать детей,  заботиться об  их  здоровье, физическом,  психическом, духовном и нравственном

Обеспечить ребенку  возможность получить основное общее образование

Защищать права и интересы ребенка

Содержать  ребенка

К сожалению, некоторые родители  из-за  своего  аморального поведения   вредно  влияют  на своих детей.  Чтобы уберечь    здоровье и психику ребенка, создать ему хорошие условия жизни, родителей, которые не исполняют своих  обязанностей, могут лишить родительских прав.

Лишение  родительских  прав – это   принудительное прекращение  родительских прав по решению суда.

- Как вы думаете, в каких случаях родителей  лишают  родительских прав? (Слайд 12)

Лишение родительских прав

Уклонение  от выполнения  обязанностей

Отказ от ребенка

Злоупотребление  родительскими правами

Жестокое   обращение с детьми

Хроническое заболевание  алкоголизмом  или наркоманией

Совершение  умышленного преступления

Лишившись родительских прав, родители не освобождаются  от обязанностей по содержанию детей, они должны платить алименты. А что же дети?

Именно вы являетесь опорой для своих родителей.

- А что вам надо для этого делать?

- хорошо учиться;

- помогать по дому;

- помогать родителям заботиться о бабушках и дедушках;

- Стараться самому обслуживать себя (стирать,  убирать и мыть посуду, вытирать пыль, протирать пол);

- заботится о младших сестрах и братьях;

- помогать папе и маме жить дружно;

- не обсуждать с посторонними людьми поступки родителей.

10. Слово  Учителя. Ребята, а вы знаете, какой уклад был у семей в древние времена?

Ребята. Нет.

Учитель. Тогда слушайте.

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Какие, как вы думаете, это были народы?

Ученик. Русский и украинский.

Учитель. Правильно. А также белорусский народ. Теперь вы знаете, что эти народы одних корней.

Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

В семью можно включить много людей. Давайте вспомним о них.

Я называю начало каждой фразы, команды эту фразу должны закончить.

Отец мужа – свекор;        

Мать мужа – свекровь;

Муж дочери – зять;

Брат мужа – деверь;

Сестра мужа – золовка;

Муж золовки – зять;

Жена брата – невестка;

Родители мужа и жены – сват, сватья друг другу взаимно;

Отец жены – тесть;

Мать жены – теща;

Жена сына – сноха;

Брат  жены – шурин;

Сестра жены – свояченица;

Муж свояченицы – свояк;

Жена брата – невестка.

Учитель. Правильно. Если подумать, можно еще много вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. (Слайд 13)

Сейчас  все больше и больше людей  интересуется  прошлым  собственной семьи. Ведь разумный человек хотя бы  раз в жизни задумывается над тем, откуда  он вышел, каковы его корни.

Изучить свою семью,  родственные связи поможет генеалогия. Генеалогия в переводе на русский язык означает родословие.

11. Тренинг «Моя родословная» Скажите кто у вас самый смелый?

Вспомните,   пожалуйста,  как зовут ваших родителей, только полностью: фамилия, имя, отечество.

Когда они  родились? Назовите точно год, месяц и день рождения мамы и папы.

А место их рождения?  Где они родились?  Назовите,   город или село, область.

Если вы это смогли вспомнить, хорошо!

Если не смогли, не расстраивайтесь. Узнайте у своих родителей. Но этого мало. Ведь у вас есть родословная. У ваших родителей тоже есть родители, и у родителей тоже были родители.

Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места  рождения, особые биографии всех своих предков  до 15-20-го колена (поколения). Сегодня нам, конечно, очень трудно воспроизвести свою родословную до 20-го колена, но попробуйте с помощью родителей вспомнить хотя бы  три поколения ваших предков.

Для этого нужно заполнить примерно следующую  схему – «родословное дерево», написав имя, отечество, фамилию, дату и место рождения всех указанных в ней родственников.

- Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?

В какой – то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.

Я надеюсь, что ваш класс будет дружной семьей. В нем будут царить и взаимопонимание.

12. Давайте подведем итоги. Что же такое здоровая семья? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи солнца – взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И главное – никогда не ссориться.

(Слайд 14)

13. Закрепление. Выполнение  заданий    на листе самоконтроля. Учащиеся оценивают свои ответы   сами.

14. Рефлексия. ( Размышление о своем внутреннем состоянии)

Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке.

В это  время  звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух».

Затем школьники  выполняют рефлексивный тест.

Листочки подписывать не надо. В случае согласия с утверждением поставьте около него знак «+».

  1. Я узнал (а)  много  нового

  1. Мне это пригодится  в  жизни

  1. На уроке было над чем подумать

  1. На все  возникшие у меня  в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы

  1. На уроке я поработал (а)  добросовестно и цели  урока достиг (ла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное времяПедконцепцияЭкологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у ...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...

Мастер-класс "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.Цель мастер-класса: познакомить педагогов с различными формами и приемами патриотического воспитания на уроках и во внеурочное...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...