Материалы к уроку "Мощь России прирастает машиностроением"
план-конспект по истории по теме

Вагу Мария Викторовна

Урок с использованием электронно-коммуникативных средств и элементами групповой работы учащихся с использованием мультимедийной обучающей программы "Промышленные предприятия Невского района Санкт-Петербурга" по прорамме элективного курса по "История Невского района Санкт-Петербурга. 18-19 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы урока

«Мощь России прирастает машиностроением»

Форма обучения – занятие с использованием электронно-коммуникативных средств и элементами групповой работы учащихся.

Средства обучения:

Карта «промышленность Невского района» (атлас Невского района), мультимедийная обучающая программа «Промышленные предприятия Невского района».

Учащиеся делятся на 3 группы (Невский судостроительный завод, Александровский чугунолитейный завод, Обуховский завод).

На втором занятии по теме «Старейшие предприятия Невского района» (элективный курс «История Невского района Санкт-Петербурга») будут изучаться крупнейшие предприятия района, выдающиеся соотечественники, жизнь которых связана с этими предприятиями и Невским районом, жизнь и быт жителей Невской заставы, памятники архитектуры, расположенные в местностях, прилегающих к заводам.

Разминка

Вопросы по карте для всех учащихся.

1.Назовите основные виды промышленных предприятий Невского района и приведите примеры ( машиностроительные – Александровский чугунолитейный, Обуховский, Невский судостроительный; производство предметов потребления – Фарфоровый завод, Карточная фабрика, Стекольно – зеркальный завод, Невская писчебумажная фабрика Варгунина, Стеариновый завод; текстильной промышленности – фабрики Паля, Максвелла, Торнтона).

2.Найдите на карте на какие участки делился в 19 веке Шлиссельбургский тракт (села Смоленского, Михаила Архангела (Чугунное), Фарфорового завода, села Александровского и деревни Мурзинки, села Рыбацкого).

3.Найдите на карте какие улицы названы в честь продукции, выпускаемой предприятиями Невской заставы (Стекольно – зеркальный завод – Глазурная, Хрустальная, Фаянсовая; Фарфоровый завод – Фарфоровская; Александровский завод – Механическая, Чугунная, Литейная; Ткацкая фабрика Максвелла – Ткачей).

Изучение нового материала.

Обучающая программа и контролирующая программа «Промышленные предприятия Невского района».

Группы самостоятельно изучают новый материал по вопросам:

1.Подтвердите фактами быстрое развитие машиностроительной отрасли в невском районе во 2 половине 19 века (Невский завод – построены первые металлические эллинги, броненосцы, миноносцы, крейсера, подводные лодки, ледоколы; Александровский завод – построена первая подлодка, художественное литье (Нарвские и Московские триумфальные ворота, квадрига Апполона, скульптурная группа арки Главного штаба, решётки мостов Лейтенанта Шмидта, Ломоносова, Синего, львы на Адмиралтейской набережной и около завода), основной поставщик локомотивов и вагонов; Обуховский завод – 20 сортов стали, пушки, минное вооружение, артиллерийские башенные установки).

2.Какие изменения произошли во второй половине 19 века в промышленности Невского района? Чем можно объяснить такие изменения? (в первой половине преобладала текстильная промышленность, металлообрабатывающая отрасль была представлена казенными военными заводами, а все остальные отрасли – в основном кустарными предприятиями, во второй половине 19 века развернулось большое промышленное и транспортное строительство, которое стимулировало быстрый рост машиностроительных заводов не только казенных, но и частных- производство вагонов, паровозов, судов, оборудования, вооружения).

3.Почему крупная промышленность, прежде всего машиностроение развивалось в районе Шлиссельбургского тракта? (возможность получать большие прибыли: земля относительно дешевая по сравнению с центром города, а предприятия требовали большой площади для производства, близость к транспортным путям (река Нева и железные дороги помогали доставлять необходимое сырье и топливо на предприятия, отправлять готовые изделия вглубь страны), технологическая потребность в воде (Нева давала воду для питания паровых машин)).

4.Судьба каких выдающихся соотечественников связана с Невской заставой 2 половины 19 века? (Невский завод – Колчак, Семянников; Александровский завод – Стасов, Шильдер, Кларк, Иоанн Кронштадтский, Обуховский завод – Обухов, Чернов).

5.Какие архитектурные памятники созданы в Невском районе во второй половине 19 века? Какие из них сохранились до настоящего времени? (Невский завод – Церковь Смоленской Иконы Божией Матери в память о чудесном спасении Александра Второго (покущение Соловьева),в 1934 году храм снесли; Александровский завод – церковь Святого Михаила Архангела уничтожена в 1932 году,, Британо- американская англиканская церковь (в 1920-е годы закрыта, в наши дни в здании расположена телефонная станция), Важеозерский Задне- Никифоровский монастырь в память о чудесном спасении Александра Третьего в Борках, в 1929 году храм закрыли, потом располагался завод электроприборов, в настоящее время – Невский районный суд и военкомат, Главное здание завода построено архитектором Стасовым; Обуховский завод – церковь Преподобного Серафима Соровского уничтожена в 1932 году, водонапорная башня,в здании которой сейчас находится гостиница Обуховского завода).

Изучение быта жителей Невской заставы и ответы на вопросы:

  1. Сравните уровень благоустройства и санитарного состояния Центра Петербурга и Невской заставы,
  2. Подумайте, чем могли заняться в свободное время жители нашего района в 19 веке?
  3. Какой вывод на основании документов можно сделать о жизненном уровне заводских рабочих различных специальностей сел Шлиссельбургского тракта?

Материал для изучения быта жителей Невской заставы 19 века.

«В центральных частях Петербурга во второй половине 19 века произошли существенные изменения, Все улицы были замощены булыжником, вдоль которых были устроены плиточные тротуары. К концу 1860-х годов все улицы в центральных районах имели керосиновые или газовые фонари, с 1879 года был освещен Дворцовый мост электричеством и появились электрические фонари на невском проспекте. В 1864 году вступила в действие первая водонапорная станция (напротив Таврического дворца), от которой вода стала подаваться в центральные части города. Для улучшения санитарного состояния города были засыпаны сильно загрязненные каналы, созданы новые кладбища за городом в Обухове и Парголове. Вынесены за пределы города мусорные свалки. Во второй половине 19 века появилась конка – первый вид общественного транспорта. В 1860 году действовали 3 конных железных дороги (по Невскому проспекту, по Садовой улице и от Дворцовой площади на Васильевский остров). В конце 1870-х годов появилась конная железная дорога от Московского (Николаевского) вокзала по Шлиссельбургскому тракту. Но все эти достижения в благоустройстве коснулись лишь центральных частей города. На окраинах оставались немощенные улицы, сохранялось масляное освещение, воду брали из колодцев, торговля была представлена лавками и трактирами» (Даринский А.В., Старцев В.И. «История Санкт-Петербурга, 18-19 века».)

«В 1880 году журнал «Отечественные записки» № 7 поместил сведения санитарного инспектора о Шлиссельбургском тракте. Там говорилось, что село Смоленское на протяжении 2 верст имеет 11 фабрик и заводов, 26 каменных и 221 деревянный дом с населением 13 тысяч человек. Здесь 106 различных питейных заведений, преимущественно трактиров, кабаков, лавок. Жилые помещения рабочих заставы отличаются крайней теснотой и сыростью. Так в одной из комнат площадью 40,5 квадратного метра жило 22 человека. У населения заставы имелось мало места для развлечений – сад «Вена» с театром и театрик в Стеклянном городке» (Шилов В.В. «Проспект Обуховской Обороны».)

«В 1970-е годы квалифицированные рабочие – металлисты получали 300-420 рублей в год, рабочие льняной и пеньковой промышленности 148 рублей 27 копеек в год. Месячный заработок металлистов на Обуховском заводе – 35 рублей, Александровском – 31 рубль, Невском – 28 рублей. Месячный заработок ткача на фабрике Торнтона не превышал 8 рублей,, у максвелла – 11 рублей, на фабрике Паля – чуть больше 5 рублей. Оплата жилья стоила 36 рублей в год. Оплата питания 108 рублей в год, остальное уходило на одежду, обувь и прочие нужды» (Дмитриева Е.В. «Санкт_Петербург. Культура и быт».)

Закрепление полученных знаний.

Учащиеся выполняют тесты обучающей программы «Машиностроительные мероприятия Невского района».

В конце занятия предлагается ответить на вопрос «Как Вы понимаете название темы нашего занятия «Мощь России прирастает машиностроением»?