План урока истории Казахстана 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Разработки уроков истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abay_kunanbaev.doc82 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc100 КБ
Microsoft Office document icon proishozhdenie_cheloveka_teorii.doc84 КБ
Microsoft Office document icon podnyatie_celiny.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.02.2011

Класс: 5 «А,Б,В»

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Тема: «Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы»

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.

Ни в раннем, ни в позднем периоде истории

 казахов не известно имя поэта,

превосходящего его по величию духа».

Ахмет Байтурсынов

Цели урока: 

Образовательная –   сформировать  знания об основных фактах биографии Абая;

Развивающая -  развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой:   справочной, мемуарной, документальной,   анализировать их,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная - вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых  поэт призывает к справедливости, честности, порядочности;

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:  

  1. Словесный – рассказ
  2. Наглядный - презентация
  3. приемы критического мышления:  «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»
  4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: поэт, философ, медресе, слова-назидания

Методы контроля: фронтальный опрос

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 

  1. Презентация, включающая в себя: портреты Абая, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Абая, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни поэта
  2. слова -назидания

План урока

  1. детство Абая
  2. творчество
  3. произведения

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае?»

анализируя их ответы, выход на тему урока

Информационно - аналитический блок.

Изучение материала  начинаем с анализа цитаты Жамбыла:    

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Как характеризуют эти цитаты поэта?

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.  Постановка  целей и задач урока
  2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения? 
  2. Решение тестов по карточкам
  3. Историческая дуэль. (3 человека), 2 человек соревнуются, третий-секундант

Закрепление по теме, итог, выводы

Рассказ о жизни Чокана

3. Изложение нового материала

3.1 Применение метода критического мышления, направленный на развитие аналитического мышления:  Слайд №  2   «Кластер»

Каких ученый мы уже знаем?

Работа на доске

Абай

В тетради записывают тему урока

3.3 Работа с интерактивной доской.

Развитие аналитического мышления, устной речи учащихся

  Слайд № 3    Анализа цитаты

  Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Читают, анализируют

 

  1.  Словесный метод- рассказ.  

Внимание на слайд № 4. Портрет, годы жизни

казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы.  Настоящее имя — Ибрагим   но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»),   закрепилось за ним на всю жизнь.

Какие  слова показались незнакомыми?

Слайд № 5, 6   (карта Казахстана)

3. 5 Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область) в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева).

3.6 Слайд- 7 

Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка - Зере

 3. 7 Слайд № 8

Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

3. 8. Слайд № 9

Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона.

3. 9 Слайд № 10

3. 10 Слайд № 11

3. 11 Слайд № 12

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы. Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт

3.12. Работа со словами. Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?

3. 13 Итог.  Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Слайд № 13. анализ цитаты. Проанализируйте и докажите, что Абай- действительно не превзойденный поэт.  

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа».Ахмет Байтурсынов

 

Запись в тетради

Запись в тетради

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Работа с литературой, анализ

4. Закрепление материала

Слайд № 13

4. 1  Ответы на вопросы

  1. Кто был Абай Кунанбаев?
  2. Когда и где родился Абай?
  3. Назовите настоящее имя Абая
  4. Назовите родителей Абая
  5. Где получил начальное образование Абай?
  6. Произведение чьих поэтов читал Абай?
  7. В каком году  и где открылась первая публичная библиотека, которую посещал Абай?
  8. Сколько произведений создано Абаем?
  9. К чему Абай призывал в своих произведениях?
  10. Произведения чьих поэтов и писателей Абай переводил на казахский язык?
  11. В каком году умирает Абай?

Ответы на вопросы, с помощью учебника  и тетради

5. Объяснение домашнего задания

 СЛАЙД № 14

  1. 37, вопросы, проанализировать слова, назидания  
  2. 1 ряд  – 4, 15
  3. 2 ряд   -  18, 29
  4. 3 ряд  -   32, 44

        

6. Рефлексия

Слайд №  15

              СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО…

        СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ТАК И НЕ ПОНЯЛ, ЧТО…..

6. Выставление оценок за урок

АБАЙ

ИБРАГИМ

ЗЕРЕ

АХМЕД РИЗА

  1. Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…
  2. Воспитывай волю — это броня, сохраняющая разум.
  3. Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.
  4. Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.
  5. Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
  6. Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.
  7. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не убежишь; сгустятся тучи над головой - его не найдешь.
  8. Пустая молодость — беда.
  9. Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
  10. Лентяй всегда ханжа и лицемер.
  11. Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.
  12. Худший человек из числа людей — это человек без стремлений.
  13. Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
  14. Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты - сын человека.
  15. Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.
  16. Кто отравил Сократа, сжег Жанну д' Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.
  17. Человек - дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.
  18. Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.
  19. Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель - один ты сам.


Предварительный просмотр:

ГУ Лингвистическая гимназия «BEST»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Разработка урока в 5 классе

по  предмету: «Рассказы по истории Казахстана»

     На   тему: «Шокан Валиханов - великий ученый Казахстана»

                                          Разработала: учитель истории

               Туякова А. К.

Петропавловск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Конспект урока
  2. Приложения к уроку
  3. Презентация

Дата: 9.02.2011

Класс: 5 «А»

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Тема:  «Шокан Валиханов - великий ученый Казахстана»

«Судя по отчёту, сделанному Валихановым о Кашгарии,
о нём можно судить как о гениальном человеке своего времени».
Е.П. Ковалевский.

«Чокан Валиханов – такая способная и дельная личность,
какой не появлялось ни между одними инородцами сибирскими».
 
К.Губарев,  (журнал. «Современник », 1864г., № 6).

Цели урока: 

Образовательная –   сформировать  знания об основных фактах биографии Чокана Валиханова;

Развивающая -  развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой:   справочной, мемуарной, документальной,   анализировать их,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная - вызвать уважение и интерес к научному подвигу Чокана Валиханова, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник.

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:  

  1. Словесный – рассказ
  2. Наглядный - презентация
  3. приемы критического мышления:  «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»
  4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: ученый, Кашгария, Кадетский корпус, Манас, этнограф

Методы контроля: фронтальный опрос

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 

  1. Презентация, включающая в себя: портреты Чокана Валиханова, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Ч.Валиханова, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни ученого
  2. Глоссарий к уроку с новыми терминами один экземпляр на парте
  3. Исторический источник мемуарного характера воспоминания о Шокане Валиханове. Один экземпляр на парту

План урока

  1. Ученый и роль ученых в обществе
  2. Детство Шокана
  3. Научная деятельность
  4. «Промелькнувший метеор»

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как называют людей, которые занимаются наукой?»

составить кластер на тему «Ученый», анализируя их ответы, выход на тему урока

Информационно - аналитический блок.

Изучение материала  начинаем с анализа цитат  «Судя по отчёту, сделанному Валихановым о Кашгарии, о нём можно судить как о гениальном человеке своего времени». Е.П. Ковалевский.

«Чокан Валиханов – такая способная и дельная личность,
какой не появлялось ни между одними инородцами сибирскими».
 
К.Губарев,  (журнал. «Современник », 1864г., № 6).

Как характеризуют эти цитаты ученого? Что значит  «гениальный человек»

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.  Постановка  целей и задач урока
  2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2.1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения? 

Работа с интерактивной доской Слайд № 1

БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Кенесары касымов

исатай

махамбет

Букеевкая орда

Какими качествами обладали эти люди?

- Какие термины стоит еще упомянуть, говоря   об этой теме?

ИТОГ по теме

Объясняет каждый термин, имя, дату

Ученики анализируют ответы друг друга, дополняют.

3. Изложение нового материала

3.1Благодаря каким источникам мы с вами изучаем историю?

 «Как называют людей, которые занимаются наукой?»

Отвечают на вопросы учителя

3.2 Применение метода критического мышления, направленный на развитие аналитического мышления:  Слайд №  3   «Кластер»

Каких ученый мы уже знаем?

-Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся ученым Шоканом Валихановым  

Работа на доске

Ученый

В тетради записывают тему урока

3.3 Работа с интерактивной доской.

Развитие аналитического мышления, устной речи учащихся

  Слайд № 5 Анализа цитаты

  «Судя по отчёту, сделанному Валихановым о Кашгарии,
о нём можно судить как о гениальном человеке своего времени».
Е.П. Ковалевский.

  Как характеризует данное высказывание ученого? Какое слово является ключивым?

Читают, анализируют

 

  1. Словесный метод- рассказ.  Бесспорно,  таким человеком был Шокан Валиханов.

Внимание на слайд. Портрет, годы жизни

Слайд № 6.

Чока́н (Шока́н) Чинги́сович Валиха́нов   настоящее имя — Мухамме́д-Хана́фия;  ) — первый казахский учёный а также историк, этнограф.

Какие  слова показались незнакомыми? 3.5 Работа с научной литературой Обратим внимания на словарь терминов

 Кто такой этнограф? Просветитель?  

Слайд № 7   (карта Казахстана )

Чокан Валиханов родился в крепости Кушмурун в деревянном доме  Шокан был потомком Абылй хана, так же как и Кем был Кенесары?  

 Слайд- 8 

В детстве мальчик посещал Кушмурунскую казахскую школу.  Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка - Айганым и его отец – Шынгыс.

 У Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию.

3.6 Найдите какими языками владел Шокан? 

Как мы называем человека, который знает много языков?

Назовите ученого, который так же знал множество языков

Слайд № 9. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус.

3.7 Что такое кадетский корпус?

Слайд № 6 Кадетский корпус

В ноябре 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал офицером Российской армии, получив чин корнета

Обратите внимание на звание, которое получил Шокан. Что означает  

 С молодых лет Шокан стал участвовать в экспедициях.

Что такое экспедиция?

3.8 -Найдите,  какие экспедиции посетил Шокан Валиханов

Слайд № 10

Проверим, что вы нашли, еще раз прочитайте

Обратим внимание на карту, места, куда путешествовал Шокан

  1. Какое произведение записал Шокан?
  2. Что такое эпос?
  3. К каким историческим источникам мы можем его отнести?
  4. Говоря об экспедиции в каком качестве проявляет себя ученый?

   

Слайд № 11

Самыми интересными годами жизни было пребывание в Петербурге. У Шокана было много друзей среди русских ученых. На пример:  с Достоевский, Потанинын.

3.9 Давайте ознакомимся с тем, как   характеризуют и описывают современники Шокана.  

Какие слова показались незнакомыми?

Что вас удивило в этом описании?

 

 В 1861 году из-за болезни легких он вернулся в родной аул. В апреле 1865 года болезнь обострилась и Шокан ушел из жизни  

 Слайд № 11.

Так закончилась жизнь талантливого ученого, который сыграл большую роль в становлении науки Казахстана 

 

Запись в тетради

Работают с  глоссарием на парте. Зачитывают определения.

Отвечают на вопрос

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Полиглот

Аль-Фараби

Работа с глоссарием

Глоссарий

Работа с учебником стр. 118

Иссыкуль, Кашгария

Ответы на вопрос.

Глоссарий

Путешественник, этнограф, фольклорист

Работа с  мемуарной литературой

Глоссарий

4. Закрепление материала

Слайд № 12

4. 1  Ответы на вопросы

Кем был Шокан Валиханов?
2. Где родился?
3. Кто повлиял на формирование личности Шокана?
4. Какое учебное заведение закончил ученый?
5.  В каких научных  экспедициях побывал Валиханов?
6. Назовите друзей Шокана
7. В каком возрасте умирает Шокан
?

4. 2Слайд № 13

Выдающийся русский востоковед академик Н. И. Веселовский писал о нём:        «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Шокан Чингисович Валиханов. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь». 

Ответы на вопросы, с помощью учебника  и тетради

Анализ цитаты. Ответ на вопрос, поставленный в начале урока: почему мы называем Шокана Великим?

5. Рефлексия

 СЛАЙД № 14

Метод пятистишья  

  1. «Чекан Валиханов»
  2. 2 глагола
  3. 3 прилагательных
  4. Предложение
  5. 5 ассоциаций

        

Работа в тетради

6. Объяснение домашнего задания

Слайд № 16                        

Стр 117-120,  вопрос 4-  письменно

6. Выставление оценок за урок  

 

«Лицо его напоминало миловидного, образованного китайца. Зато стройная фигура его и манеры были необыкновенно изящны, в них было что-то женственное, ленивые движения его придавали ему вид европейского сибарита и денди. Все это производило впечатление, узенькие глаза его сверкали умом, они смотрели, как угольки, а на тонких губах всегда блуждала ироническая улыбка»

Н. Ядринцев, путешественник, археолог  

«Воспоминаниях о Чокане Валиханове»

Часто его изображают аскетом, который только и делал, что корпел над бумагами, на самом же деле он был плоть от плоти дитя своего времени. Его современники пишут, что он имел много общих черт с российскими денди. То есть, выражаясь современным языком, любил светские тусовки. Если внимательно прочитать его переписку, у него часто, особенно в петербургский период жизни (1860—1861 годы), возникали денежные проблемы. Как истинный денди, Чокан был не равнодушен к красивым роскошным вещам. Однако это не только не умаляет его выдающийся вклад в историю и этнографию, но и характеризует как разностороннюю личность.

И. Ерофеева, историк  



Предварительный просмотр:

ГУ ГИМНАЗИЯ «БЭСТ»

Разработка урока в 5 классе  

по предмету «История Казахстана»

«Происхождение человека»

                                                                          урок разработала и провела

учитель истории Туякова А.К.

Петропавловск 2011

Дата:   « 28 » .10 .2011

Класс: 5 В

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Тема:  « Происхождение человека»

Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о  появлении, этапах развития человека

Триединая дидактическая цель:

Образовательная –   сформировать  знания  о происхождении человека, познакомить с наиболее популярными гипотезами по данной проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина, религиозной, космической, тотемной, радиационной

Развивающая -  развивать умения учащихся пользоваться  литературой:      анализировать её,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.

Воспитательная -   интерес к  историческому прошлому человечества, уважение к представителям различных этнических групп,  воспитание толерантности и гуманности

Сверхзадача - сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Проблема урока - В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?

Методы:  

  1. Словесный – рассказ;
  2. Наглядный – презентация;
  3. Приемы критического мышления:  «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»;
  4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: теория, эволюция, тотем, тотемизм, религиозная теория, космическая,  радиационная, гоминид.

Тип урока:  изучение нового материала

  1. презентация, включающая в себя  иллюстративный материал, помогающий понять тему,
  2. карточки с новыми терминами,
  3. учебник Рассказы по истории Казахстана.

Межпредметные связи: всемирная история, биология, география, литература, религиоведение

Информационный блок:  Учащимся предлагается проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека?

Мотивационный блок:    Учащимся предлагается продолжить фразу:  «Я думаю, что человек произошел…. »

План урока

  1. Тотемизм
  2. Религиозная теория
  3. Эволюционная теория Ч. Дарвина
  4. Космическая теория
  5. Радиационная теория

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.  

Деятельность учителя

Метод, на что направлен

Деятельность ученика

2. Подготовка к основному этапу занятий

2.1 Слайд № 2. 

Информационный блок:  Учащимся предлагается проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека?

2.2. Слайд № 3 Мотивационный блок:  

Учащимся предлагается продолжить фразу:  «Я думаю, что человек произошел…. »

2.3. Целеполагание.  В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?

 Применение технологий критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи                                

 

Анализ стихотворения

Ответ на поставленный вопрос  

3. Усвоение новых знаний и способов действий

  1.  - Ребята, какие вспомогательные исторические дисциплины могут помочь нам ответить на вопрос урока: кто создал человека? 

- Что изучают эти науки?

3.2.  Слайд № 4. Рассмотрите иллюстрацию, согласно этим рисункам, как вы считаете, что думали наши предки, кто является прародителем человека? 

3.3. слайд № 5. работа в терминологических словарях. 

Тотемизм -  представления  древних людей о том, что происхождение человека связано с животным или растительным миром

3.4 Работа с учебником  стр.44. Прочитать Казахские легенды о создании мира (1, 2 абзац). Первый вариант пересказывает второму варианту

Запись в тетради  

1. теория - Тотемная

3.4  Слайд №  7

 Рассмотрите иллюстрацию, согласно этим рисункам, как вы считаете, что думали наши предки, кто является прародителем человека?

 

 

3.5. Работа с дополнительным материалом.

Найдите общие моменты в религии народов о происхождении человека.

Запись в тетради - вторая теория - религиозная (Бог- чудотворец)

3.6  Работа с видеофрагментом.

 Слайд № 8 Ч. Дарвин Эволюционная теория.  

3.7.Работа с учебником  стр.45, прочитать второй абзац пункта Развитие учений о человеке в новое время.  Второй вариант пересказывает первому.    

 3.8 Эвристическая беседа.

 Слайд № 9

Космическая теория

Радиационная теория

 1. Словесный метод- беседа, направлена на выявления остаточных знаний у учащихся по предыдущим темам

 2. Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки

Развитие у учащихся зрительной памяти

Развитие устной речи, памяти

Эвристическая беседа.Ра

 

Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки

Частично- поисковый метод, развивает умение находить причинно-следственные, аналитические способности, построение диаграмм Вена, умение анализировать и синтезировать информацию

Развитие умения делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники

развивать умения учащихся пользоваться  литературой:      анализировать её,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; умение работать в парах

 

антропология, археология

ответы на вопрос, работа с иллюстрацией

работа с терминологическим справочником.

Пересказ 1,2 абзаца

Запись в теради

ответы на вопрос, работа с иллюстрацией

Прочитать и проанализировать материал ответить на вопросы.

Запись в тетради

Просмотреть видеосюжет и ответить на вопросы на листе.

Запись в тетради

Работа с учебником.

Запись в тетради

4. Первичная проверка понимания

  1. Мы рассмотрели теории происхождения человека, какая теория на ваш взгляд является наиболее доказанной?
  2. Какой теории придерживаетесь вы? 

  Умение отстаивать свою точку зрения, убедительно излагать мысли  

5. Закрепление знаний и способов действий

5. 1 Один учащийся  задает вопрос по  изученной теме,  другой отвечает

         

развивать умения учащихся пользоваться  литературой:      анализировать её,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; умение работать в парах

7.Обобщение и систематизации

8. Подведение итогов занятия

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока

9. Домашнее задание.  

 

   

1. параграф 13, вопросы;

2. написать эссе «Моя точка зрения по проблеме происхождения человека» 

10.  Рефлексия. 12 слайд  

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня на уроке я так и не понял, что…

Оцените свою работу за урок….



тотемная теория

религиозная

Эволюционная теория Ч. Дарвина  

Космическая

Радиационная


Теория творения (креационизм)

  1. Прочитайте отрывки из религиозных легенд о сотворении человека.
  2. Найдите общие моменты в легендах

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли  очень давно.  В разных   учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек.

Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовали три бога  — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.

 У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек — творение Высшего разума или попросту Бога.

 

         В конце «шестого дня» Бог создал че­ловека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они... над всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...»

        Расскажи им (о Мухаммад!), как твой Господь возвестил ангелам: "Я сотворю человека - Адама - да будет мир ему! - из глины.

Когда Я его создам и вдохну в него секрет жизни - дух - падите перед ним ниц в знак уважения и приветствия, а не поклонения!"

Разработка урока в 5 классе «происхождение человека»



Предварительный просмотр:

Дата:  

Класс: 5 А,Б,В

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Тема:  «Поднятие целины»

Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о поднятии целинных и залежных земель

Триединая дидактическая цель:

Образовательная –   сформировать  знания о  процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги, превращения северного Казахстана в житницу страны.

Развивающая -  развивать умения учащихся пользоваться  литературой:      анализировать её,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.

Воспитательная -   интерес к героическому прошлому страны,  богатству,  формирование толерантных отношений

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:  

  1. Словесный – рассказ
  2. Наглядный - презентация

Основные понятия: целина, эрозия, гумус

Методы контроля:  письменный- тест  4 варианта

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 

  1. Презентация, включающая в себя  иллюстративный материал, помогающий понять тему
  2. учебник Рассказы по истории Казахстана
  3. физическая карта Казахстана

Межпредметные связи: всемирная история

Информационный блок: анализ цитаты о целине

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какими путями можно было поднимать разрушенную экономику страны »

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.  
  2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2.1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения? 

2.2    тест на 4 варианта по 10 вопросов

2.3  Итог по теме

Ответы на вопрос

Выполнение тестовых заданий

 

 

3. Подготовка к основному этапу занятий

3.1 Слайд № 2 Применение технологий критического мышления. Мозговой штурм, Информационный блок: анализ цитаты на слайде № 1 Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как можно было восстановить разрушенную экономику и сельское хозяйство»

Беседа:

  1. Сколько людей погибло?
  2. Сколько городов и деревень разрушено?

Словесный метод- рассказ.  Страна была ослаблена и необходимо было решить проблемы, возникшие в сельском хозяйстве.  

3.3. Целеполагание.  В ходе урока ответить на вопрос «В результате политики СССР по решению проблем в С/Х каких  последствий было больше: негативных или позитивных »

Отвечают на вопросы, анализируют.

 

 

4. Усвоение новых знаний и способов действий

  1. 4.1 Слайд № 2,    Словесный метод-рассказ.    

1946 - 1950 ПОДНЯТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1954 Г. - НАЧАЛО ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ

 Освое́ние целины́ — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954—1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

  1. 4.2 Работа с картой. Слайд № 3  (показать какие регионы были задействованы в программе)
  2. 4.3 Слайд № 4. работа в тетради  

4.4 Словесный метод- рассказ.  Слайды № 5,6,7, 8. Звучит музыка. «Целина» (на фоне рассказ учителя) За первые 3 года в Казахстан приехало 650 тысяч людей из Молдавии, Украины, Белоруссии. Им предоставлялись хорошие условия. Освобождались от налогов на 2- 2,5 года,   кредиты в размере 10 ты. рублей на строительство дома,  10 тыс рублей на для покупки скота, главе сеьи- 500, каждому члену семье- 150- 200

  1. 4.5 Работа с учебником.  

Слайд № 9 Стр. . 166- 167

Прочитайте и найдите

 1 вариант положительные итоги освоения целинных земель

2 вариант  -  отрицательные последствия  

Анализ информации на слайде.

Запись в тетрадь со слайда

 

Запись территорий, которые были задействованы в целине

 

Работа с учебником.

 

5. Первичная проверка понимания

 Проверка слайд № 10

Запись в тетради

6. Закрепление знаний и способов действий

Ответьте на вопрос:

  1. Когда началось освоение целины и почему
  2. Какие регионы Казахстана были охвачены
  3. Сколько га земли было распахано
  4. Сколько человек приехало в Казахстан
  5. Какие льготы предоставлялись переселенцам
  6. Назовите положительные последствия освоения целины
  7. Назовите отрицательные последствия освоения целины

Работа с учебником и тетрадью

7.Обобщение и систематизации

7.1. Ответ на вопрос урока,  «каких последствий было больше»

8. Подведение итогов занятия

9.  Домашние задание.   Параграф 53, доклады

Слайд № 11.  

 Доклады: Тохтар Аубакиров, Талгат Мусабаев

11. Рефлексия. 12слайд  

 Оценивают свою работу на уроке

ГУМУС

ЭРОЗИЯ

ЦЕЛИНА



 

Комментарии

Cаутбаева Бибигуль Болатовна

спасибо за отличный материал - разработки уроков в 5 классе по предмету "История Казахстана"!!!