"Маленькая победоносная война"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Урок по теме "Русско-японская война" 1904-1905 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkaya_pobedonosnaya_voyna.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Зареченская средняя школа

Тема урока:

Маленькая победоносная война

открытый урок истории в 9а классе

подготовила Какоткина С.В.

учитель истории

I категория

           

               Война есть грех и свидетельство о грехе.

                                                                      Николай Бердяев

Цели и задачи урока:

  1. Определить основные направления внешней политики России в начале XX века;
  2. Путем анализа представленных исторических документов выявить причины и итоги Русско-японской войны 1904-05 гг;
  3. Познакомить учащихся с основными событиями Русско-японской войны, с примерами героизма и мужества русских солдат;
  4. Продолжить работу по развитию учебных умений (анализ исторического источника, сравнение, обобщение исторических фактов, навыки групповой работы, формулирование выводов;
  5. Содействовать воспитанию уважения к истории как науке о прошлом.

Оборудование:

Карта «Общий ход военных действий русской и японской армий 1904-1905 года»;

Раздаточный материал с историческими документами и статистическими таблицами, а также вопросами для групповой работы;

Портреты полководцев и флотоводцев Русско-японской войны.

Этапы урока:

I этап урока: Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.

«Мировые державы и Дальний Восток на рубеже XIX – XX веков» - выступление учащихся с домашним заданием. Работа по вопросам и заданиям.

II этап урока: Россия и Япония накануне войны. Причины и характер войны. Работа учащихся в группах с раздаточным материалом – историческими источниками (знакомство, обсуждение поставленных вопросов, подготовка защиты).

III  этап урока: Ход Русско-японской войны. Выступление учащихся с сообщениями об основных событиях войны.

 IV этап урока:  Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны. Работа учащихся в группах с раздаточным материалом – историческими источниками (знакомство, обсуждение поставленных вопросов, подготовка защиты). Подведение итогов урока.

Вступительное слово учителя:

      26-27 января 1904 года на Дальнем Востоке началась Русско-японская война. Эта война не принесла России победы и послужила катализатором революционных событий 1905 года, о ней говорили как о «роковой, несчастной малой войне».

      С ее началом некоторые историки связывают конец династии Романовых и закат монархии в России.

      Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века; она столкнула Запад и «новую Азию», рассчитывавшую занять прочное место на международной арене нового века.

       Современники войны по-разному отнеслись к ней, да и историки даже через сто лет по-прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны.

       Сегодня на уроке мы попробуем взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времен, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор.  

I этап. Мировые державы и Дальний Восток на рубеже XIX-XX веков.

Выступление учащихся со слайдовой презентацией по данному вопросу.  (5 минут).

Презентация прилагается.

Дополнительные вопросы:

  1. Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке?
  2. Какие последствия для Китая имело заключение договоров с мировыми державами о передаче в аренду некоторых территорий страны?
  3. Какие цели преследовало русское правительство, заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД?
  4. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: почему Россия так настаивала на аренде именно Порт-Артура?

II этап. Россия и Япония накануне войны. Причины и характер войны.

Работа групп учащихся с раздаточным материалом.

Задание: Познакомиться с историческими документами, обсудить представленные вопросы в группе.

1 группа. Настроения в обществе накануне войны.

* Какие две политические группировки сложились в правительстве России по отношению к Японии? Чем были продиктованы их взгляды?

* Почему Николай  II «проигнорировал» точку зрения Сергея Юльевича Витте, высказанную им после поездки на Дальний Восток?

* Представители, каких слоев общества поддерживали приведенные газетные высказывания? Объясните их точку зрения.

* Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний генерала Я. Гамильтона. Какие настроения преобладали в Японии в отношении России в конце 1903 года?

* Познакомьтесь с выдержками из донесения К.И.Вогака. На основании каких фактов он пришел к выводу о возможности войны между Россией и Японией?

Раздаточный материал 1.

Мы сидели после завтрака в кабинете у государя, курили и разговаривали о незначительных вещах. Императрица была беременна, и Ники надеялся, что на этот раз родится мальчик. Он ни слова не говорил о положении на Дальнем Востоке и казался веселым… «В народе идут толки о близости войны, - сказал я. Государь продолжал курить. – Ты все еще намерен избегнуть войны во что бы то ни стало?» «Нет никакого основания говорить о войне», сухо ответил он. «Но каким способом ты надеешься предотвратить объявление войны японцам, если ты не согласишься на их требования?» - «Японцы вам войны не объявят». – «Почему?» - «Они не посмеют».

                 Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича (начало 1904 года)

Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда. А Японию мы шапками закидаем».

Из высказывания министра внутренних дел В.К. Плеве (по мемуарам С.Ю.Витте)

Россия к войне не готова…

Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

Лучше война, чем революция…

Цитата из газеты (конец 1903 г.) 

…Вечером мы пошли смотреть на японских актеров и китайских жонглеров, дававших специальное представление для военных агентов. У одной старой женщины была красавица дочь Гейша. Под Гейшей подразумевалась Корея, под старой женщиной Китай. Молодой человек, олицетворявший собой Японию, пришел сватать молодую Корею. Старая госпожа Китай, однако, запросила больше денег, чем он соглашался дать. Поэтому она воспротивилась всякому формальному обручению, хотя девушка более чем разделяла чувства своего возлюбленного. В это время другой молодой человек, именно Россия, тоже приходит свататься, , становиться между господином  Японией и госпожой Кореей и, надавав господину Японии тычков в шею, выбрасывает его вон из дома…

Из воспоминаний английского военного агента при штабе японской армии генерала

                                                                                               Я. Гамильтона (конец 1903 г.)

В лице Японии мы имеем соседа, заслуживающего полного с нашей стороны внимания… Японская армия уже теперь представляет собой внушительную силу, прекрасно организованную, составленную из отличных солдат, хорошо обученных и воспитанных, руководимых офицерами, всецело преданных своему делу, относящимся к службе с завидною любовью и рвением… Я не удивлюсь, если через 10-15 лет японская армия будет отнесена к числу первоклассных. А за этой армией стоит нация честолюбивая, может быть даже чересчур, готовая на все жертвы для славы Японии. После победы над Китаем у нее не будет другого стремления, как помериться силами с европейскою державой, а таковой, по самому положению Дальнего Востока, может быть только либо Россия. Либо Англия…

Из донесения военного агента в Японии полковника К.И. Вогака от 16 февраля 1895 г.

2 группа. Военное оснащение стран накануне войны.

  1. Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке?
  2. С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?
  3. В чем состояли преимущества японской армии? Как можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?
  4. В чем заключались ошибки и просчеты русского командования при организации разведки и оценке японского вооружения?

Раздаточный материал 2.

В техническом оснащении – армия начинала компанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с 1900 г. можно было в воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал компанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12-дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.

                                  Очерки дипломатической истории Русско-японской войны. (М.,1955)

Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 годах создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В Японской армии появилась прекрасная винтовка образца 1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было 484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…

                                                                           Всемирная история сражений (М., 2000 г.)

В тоже время как японцы имели сотни тайных и явных агентов на Дальнем Востоке, изучающих наши сухопутные и морские силы, мы доверяли сбор сведений о военных силах и средствах Японии одним офицерам Генерального штаба. К сожалению, и выбор этих офицеров не был удачен.

                                                                                        Из записок генерала А.Н.Куропаткина

Дополнительная информация.

               Численность и соотношение морских сил японской армии

                                 и русских войск на Дальнем Востоке

.

К 1 января 1894 года

К 1 января 1904 года

Россия

Офицеры – 1118

Солдаты - 32716

Офицеры – 3249

Солдаты - 94586

Всего кораблей – 63; общий тоннаж – 190 тыс.тонн

Япония

Офицеры – 2476

Солдаты - 58446

Офицеры – 8082

Солдаты - 14663

Всего кораблей – 80; общий тоннаж – 260 тыс.тонн

3 группа. Причины и характер Русско-японской войны.

  1. Назовите причины Русско-японской войны.
  2. Сформулируйте два основных взгляда на русского общества на причины войны.
  3. Какие цели преследовали Россия в этой войне? Можно ли сказать, что с ее стороны война была справедливой?
  4. Почему Россия не могла или не хотела удовлетворить требования, изложенные в ноте японского правительства?
  5. Какой характер носила война со стороны Японии? Объясните свою точку зрения.

Раздаточный материал 3.

Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чистое русское дело… путь к океану – Тихому и Великому, к равновесию центробежной силы с центростреми-тельной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах великого океана.

                                                                                                     Из статьи Д.И. Менделеева

Русская территориальная политика в достижении естественности и законченности границ началась с Рюриковых времен и до сих пор не закончена. Со времен укрепления России на Уссури и Сахалине наши границы на Тихом океане можно было считать очень близкими к завершенности, так как им недоставало только некоторого поправления по правому берегу Амура и некоторых станций, обеспечивающих свободное сообщение Амурского края и Сахалина с Океаном и морской путь из Европейской России  к русским Тихоокеанским прибрежьям…

            Из книги Л.А. Тихомирова                                                                        «Монархическая государственность» (1904г.)

Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для России Маньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять и Тибет. Хочет взять и Персию, захватить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; он все же думает, что он прав, что лучше нас понимает славы и пользы России.

                           Из дневника военного министра А.Н. Куропаткина  

                                                                                                    от 16(29) февраля 1903 г.

Россия должна исключить Корею из сфер своих интересов и признать территориальную неприкосновенность Маньчжурии и Китая…

                                                                             Из Японской ноты от 31 декабря 1903 г.

Формулировка выводов о причинах Русско-японской войны. Оформление выводов на доске и в тетрадях учащихся.

1. Борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке.

2. Противостояние России и Японии в овладении Маньчжурией.

3. Агрессивные планы определенной группы в русском правительстве, считающей, что война отвлечет народ от революции.

Чтобы удержать революцию,

нам нужна маленькая

победоносная война

В.К. Плеве

III этап. Ход Русско-японской войны.

Утром 26 января 1904 года Николай II получил от наместника царя на дальнем Востоке Евгения Ивановича Алексеева телеграмму следующего содержания: «Флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага».

А тем временем в Порт-Артур пришел пароход с японским консулом, бросил якорь и стал, торопясь, собирать на борт своих подданных. Но даже это обстоятельство не насторожило русское командование, Алексеев запретил принять меры по повышению боеготовности флота.

Первую мину по русским кораблям, стоявшим на рейде Порт-Артура, японская армия под руководством вице-адмирала Хейхатиро Того выпустила в 23 часа 35 минут того же дня. В 00 часов 16 минут 27 января – шестнадцатую. Три из них попали в цель.

Война для русских началась.

     

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями об основных событиях войны: гибель «Варяга», адмирал Макаров и броненосец «Петропавловск», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение.

(подготовка сообщений под руководством учителя)

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Гибель «Варяга»

В 11.20 крейсер «Варяг», а вслед за ним и лодка «Кореец» вышли в бой. На иностранных судах, стоящих здесь же на рейде в Чемульпо, выстроились матросы и офицеры, на итальянском крейсере звучал русский гимн, на французском корабле – «Марсельеза». Два обреченных на гибель корабля выходили из нейтрального рейда, им в этом

легендарном бою противостояли 6 японских Крейсеров и 8 миноносцев. Контрадмирал Уриу, заметив выходящие русские корабли. Подал сигнал: «Предлагаю сдаться без боя». Однако Руднев отказался, и в 11.45, когда расстояние между кораблями уменьшилось, с японской стороны раздались первые выстрелы.  Спустя 7 минут вступил в бой «Варяг», шедший в 180 метрах впереди «Корейца», и именно на него японский отряд обрушил всю силу своего огня. Через 55 минут снаряды японской артиллерии серьезно повредили «Варяг» ; было выведено из строя около половины всех орудий.

Японский снаряды буквально крошили палубу крейсера, очевидец вспоминал: « Вокруг была кровь, кровь и кровь; ничего кроме крови, оторванных кусков тела, трупов и кровавых кусков человеческого мяса», но даже раненые не покидали палубу корабля. Ранен старшина Снегирев, который никому не сказал о ранении и остался в строю. Ординарец капитана корабля – Чибисов, раненный в обе руки, сам перевязал раны, но не покинул командира. А «Варяг» тем временем не мог продолжать бой, и Руднев дал приказ отступать к якорному месту. К концу боя среди экипажа насчитывалось 22 убитых и 108 человек раненых. Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместить тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, либо затопить корабли и сойти на берег.

Осмотр крейсера показал непригодность его к бою, и Руднев принял решение взорвать его. Экипажи кораблей были переправлены на французский, английский и итальянский корабли, раненых разместили в госпитале Красного Креста. В 16.05 взорвали «Корейца». На «Варяге» открыли кингстоны, и в 18.00 он погрузился в воду.

Уже на следующий день японское правительство заявило о том, что оба корабля были успешно потоплены в бою вместе с командами. Русских моряков решено было выпустить из Чемульпо, предварительно взяв подписку о том, что они не будут более принимать участие в боевых действиях против Японии.

Слава о русских моряках, не пожелавших сдаться врагу, уже сто лет вдохновляет воинов России на подвиги.

Интересно отметить, что в 1905 году японцы подняли крейсер со дна моря, отремонтировали его и включили в состав своего флота, а в 1916 году царское правительство выкупило его у Японии.

Адмирал Макаров и броненосец «Потемкин»

    После нападения японского флота на Порт-Артур, гибели «Варяга» и «Корейца» для Тихоокеанского флота России сложилась угрожающая обстановка. Общественное мнение требовало назначить командующим флотом человека популярного и энергичного. Свой выбор царь сделал в пользу Степана Осиповича Макарова, флотоводца, инженера и ученого. Вместе с ним на Дальний Восток отправился художник-батилист Василий Верещагин. 24 февраля адмирал достиг Порт-Артура. «Прибытие адмирала Макарова вселяло во всех уверенность, что наконец-то флот наш выйдет из своего упорного бездействия и проявит более активную деятельность», - записал один из участников обороны крепости.

    Закипела работа, и вскоре боеготовность порт-артуровской эскадры повысилась, а 17 марта здесь состоялся парад в честь шестилетней годовщины занятия Порт-Артура русскими войсками. Макаров поставил задачу прорвать японскую блокаду, выйти на океанские просторы и разгромить японский флот. День 31 марта вошел в историю Русско-японской войны как самый трагический. Накануне н6очью миноносец «Страшный», курсируя вдоль берегов, отбился от своих, увидел корабли, примкнул к ним, и лишь на расцвете выяснилось, что это были японцы. «Страшный» принял бой и был потоплен. На помощь ему и другим кораблям, вступившим в бой, адмирал Макаров вывел эскадру во главе с броненосцем «Петропавловск». Четко выполняя команды капитана, русская эскадра пошла на врага. И вдруг раздался взрыв. Не успели моряки понять, что произошло, как броненосец начал мгновенно тонуть вместе со своим экипажем.

       Как предполагают историки, он нарвался на мины, расставленные врагом, или был подорван минами, пущенными с подводных лодок (о чем российское правительство явно не догадывалось). Макаров, Верещагин и еще почти 700 человек погибли. После гибели адмирала российское командование отказалось от активных военных действий на море, война переместилась на сушу. Интересно отметить, что китайское правительство  провело обследование «Петропавловска», который покоился на глубине 40 метров на дне моря, и пожелало поднять корабль.

Оборона Порт Артура

      Японское командование после гибели «Петропавловска» начало перебрасывать свои наземные войска в район Порт-Артура, русский флот, запертый в бухте, не мог помешать этому. Из-за отсутствия хорошо организованной разведки русские не имели никаких сведений о силах и группировках врага. Это позволило японцам беспрепятственно развернуть свою армию и вплотную подойти к крепости.

      В мае 1904 года Порт-Артур оказался блокирован как с моря, так и со стороны суши. Оборона крепости, продолжавшаяся семь с лишним месяцев, стала примером мужества русского солдата, героически сражавшегося против превосходящих сил противника. Надо отметить, что к началу войны оборонительные сооружения крепости не были закончены, но, несмотря на это, защитники стойко выполняли свой долг. Четыре раза японцы предпринимали общий штурм Порт-Артура, однако все атаки отбивались. Оборонявшиеся наладили массовое производство гранат, шаровых мин, успешно применяли минометы; впервые русские саперы стали пропускать через проволочные заграждения  ток высокого напряжения, осуществляли вылазки в тыл врага.

      Особенно упорно велась борьба за гору Высокую: лишь в октябре 1904 года, потеряв многие тысячи убитыми, японцы захватили этот важный стратегический пункт. Руководил обороной крепости талантливый военачальник Роман Исидорович Кондратенко, убитый в декабре 1904 года снарядом. После его гибели командующим крепостью был назначен генерал Анатолий Михайлович Стессель, который принял решение капитулировать.  20 декабря 1904 года акт о капитуляции Порт-Артура был подписан. Японцы захватили 30 тысяч военнопленных, более 500 орудий, много оружия. Боеприпасов и продовольствия. В боях за крепость русские потеряли столько же людей, сколько японцы взяли в плен, японцы – 100 тысяч убитыми и ранеными.

       После сдачи Порт-Артура отношение к войне в русском обществе резко изменилась на негативное, царскому правительству непременно нужна была победа. В феврале 1905 года русская армия перешла в наступление под Мукденом.

        По своим масштабам Мукденское сражение, разыгравшееся на более чем 100 километровом фронте, длившееся без перерыва три недели, оказалось невиданным для того времени. Оно закончилось поражение русских войск. В нем участвовали свыше 550 тысяч человек при 2500 орудиях, в этой битве русские потеряли около 120 тысяч убитыми, ранеными  и взятыми в плен.

         Война обескровила не только Россию, экономическое положение Японии также резко ухудшалось. Интересно отметить, что уже в 1908 году на средства японского правительства павшим русским воинам, защитникам Порт-Артура, соорудили памятник. А в последующие годы было принято решение о захоронении всех погибших русских солдат на кладбище в городе Нагасаки, в 1911 году русское государство приняло его на свое содержание.

         После революции советское правительство отказалось от всех обязательств царской России, и могилы воинов-соотечественников были забыты. Вспомнили о них только после войны с Японией в 1945 году и удивились – все это время кладбище поддерживалось благодаря заботам японцев.

Цусимское сражение

 В то время как осажденные Порт-Артура сражались за крепость, 8-ми месячный поход русских военных кораблей под командованием адмирала З.П. Рожественского и Н.И. Небогатова подходил к концу. Еще 2 октября 1904 года 2-я Тихоокеанская эскадра вышла в море и направилась к Ляодунскому полуострову, проделав огромный путь вокруг Европы и Африки мимо мыса Доброй Надежды через индийский океан. Матросы на кораблях были крайне утомлены, дисциплина упала, всем было ясно, что военное оснащение русских судов уступает японскому. Но все же 14 мая 1905 года в Корейском проливе, неподалеку от острова Цусима началось грандиозное морское сражение.

В Цусимском проливе далеком,

Вдали от родимой земли,

На дне океана глубоком

Забытые есть корабли.

Там русские спят адмиралы,

И дремлют матросы вокруг,

У них прорастаю кораллы

Сквозь пальцы раскинутых рук.

Когда засыпает природа

И яркая светит луна, герои погибшего флота

Встают пробуждаясь от сна.

Они вспоминаю Цусиму,

Напрасную храбрость свою,

И небо отчизны любимой,

И гибель в неравном бою…

В.И. Лебедев-Кумач

У Цусимы сражались 30 боевых русских кораблей против 121 японского корабля, имевших к тому же большую скорость и лучшие тактико-технические данные. Главной задачей, которую поставил перед флотом адмирал Рожественский, был прорыв во Владивосток. Войдя в пролив, русские стали перестраиваться в боевой порядок, но японские корабли открыли огонь. Русские моряки героически сражались, отстреливались из всех орудий, но один за другим поражались и тонули русские броненосцы. Всего в бою погибло 19 кораблей и только трем удалось прорваться. Из 14 тысячи русских матросов и офицеров погибли 5 тысяч. Рожественский был ранен и взят в плен. Цусимская трагедия оказалась последним актом Русско-японской войны.

IV этап. Портсмунский мир. Итоги Русско-японской

                                                                               войны.

После Цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

27 июля (9 августа) 1905 года в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 года завершило один из первых военных конфликтов начала XX века.

Условия мирного договора между Россией и Японией:

  1. Уступка Японии в вечное  и полное владение Южного Сахалина, аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром.
  2. Признание Корее сферой интересов Японии.
  3. Предоставление Японии права рыболовства вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.
  4. Предоставление Японии режима благоприятствования в торговли с Россией.
  5. Вывод русских и японских войск из Маньчжурии.

 (I  вариант) Справка учителя, оформление записи итогов Портсмунского мира на доске.

 (II вариант) Работа учащихся с документом:

                 «Портсмунский мирный договор   между Россией и Японией, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 года.»

Заключительная часть урока.

Война закончилась, и потянулись по русским дорогам воины, изувеченные, раненые, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца.

Плещут холодные волны,

Бьется о берег морской,

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской.

Миру всему передайте,

Чайки печальную весть:

В битве врагу мы не сдались –

Пали за русскую честь!

Война 1904-1905 годов породила много песен, но строчки из песни «Плещут холодные волны» неизвестных авторов, ставшие откликом на гибель «Варяга» и «Корейца», в наибольшей степени отражают трагедию и героизм русских солдат в этой войне. Впереди их ждали Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная, но и там русский воин выстоял, сохранил свою честь.

 

«Война есть грех и свидетельство о грехе», - писал Николай Бердяев, и не надо нам, живущим сегодня, об этом забывать.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

  1. Индивидуальная работа:

 ( Васильев К.,Федотова Л., Крыжов П., Котов А. Ермаков А.)– подготовить презентацию по теме «Русско-японская война».

 (Данилов Т., Анненков С., Багаутдинова Т.) – Сделать вывод об итогах и значении войны для России. Ответ оформить в тетрадях.      

  1. Работа по контурным картам (задание прилагается).

прочитать параграф 5.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"

Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....

Маленькие герои большой войны

Презентация к внеклассному мероприяитию, посвященному Великой Отечественной войне...

Маленькие герои большой войны

Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем…    А. Т. Твардовский «Дом у дороги». Не щадя себя в огне войны,Не жалея сил во имя Родины,Дети героической страныБыли настоящими гер...

Классный час: Маленькие солдаты войны

Классный час о пионерах героях и их подвигах в годы Великой Отечественной войны....

Маленькие солдаты войны

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах мужества и героизма пионеров - героев....

Тема часа общения: «Победоносные Звезды Георгия Жукова»

Тема: Победоносные Звезды Георгия ЖуковаЦель:  Познакомить обучающихся со значимостью военных наград полученных за  воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве.Задачи:⦁ Воспит...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...