Русско-турецкая война 1877-1878 гг
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме
урок - обобщение. Позволяет обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russko-tureckaya_voyna_1877-1878gg.ppt | 661.5 КБ |
russko-tureckaya_voyna_1877-1878_gg._tekst.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
8 класс.
Учитель истории МБОУ СОШ № 23
Можная Татьяна Александровна.
Цели:
- Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны;
- обобщить и углубить представление о войне;
- продолжить формирование умения работать с историческими источниками,
- обосновывать свою точку зрения;
- показать бесчеловечность и бессмысленность войн;
- воспитание патриотизма.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Предпосылки русско-турецкой войны.
- Силы и планы сторон.
- Ход военных действий.
- Сан-Стефанский мирный договор.
- Итоги Берлинского конгресса.
- Закрепление материала.
Новые термины и даты:
1877-1878 гг.-русско-турецкая война;
19 февраля (3 марта) 1878г.- Сан-Стефанский мирный договор;
июнь 1878г.-Берлинский конгресс;
г.Плевна, Шипкинский перевал.
Оборудование:
Проектор, большой экран, презентация «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», карточки с текстом.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания:
- Назовите направления внешней политики Александра II.
- Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»?
- Какие действия Россия предприняла для укрепления своих границ?
2. Предпосылки русско-турецкой войны(слайд № 3):
- Какие славянские народы находились под властью османской империи?
Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших. Османы жестоко расправились с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. Поддержку восставшим оказывало всё население России, особенно активны были славянофилы, возглавившие сбор пожертвований в пользу восставших. На Балканах добровольцы из России – солдаты, офицеры, писатели, медсёстры, врачи, в их числе Н.В.Склифософский, С.И.Боткин, писатели Г.И.Успенский, художники В.Д.Поленов, Е.К.Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик , что «вербовочные присутствия», созданные при славянских комитетах, прежде всего отправляли лиц, имевших военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели – критик В.В.Стасов, скульптор М.М.Антокольский; с публичными лекциями , деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.И.Мечников, Д.И.Менделеев и др. Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г.Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.
- Вспомните, в каких военных действиях генерал Чернов принимал участие?
Россия не была готова к войне. Военные реформы ещё не были завершены. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.
- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией?
- 12 (24) апреля 1877г. Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией. Предпосылками войны России с Турцией были : Проблема свободного использования Россией проливов Босфор и Дарданеллы.
- Поддержка турецким султаном сепаратистских движений на Кавказе.
- Национально-религиозная проблема.
3. Силы и планы сторон( слайд № 4-5)
Балканский фронт: русские -250 тыс.; турки- 338 тыс.
Кавказский фронт: 55 тыс.; турки – 70 тыс.
Война была популярна среди Российского общества.
Стратегически важные пункты театра военных действий: Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, то есть в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.
4.Ход военных действий( слайд № 6):
Самостоятельная работа с текстом учебника.
- Приведите примеры героизма российских и болгарских воинов, имена героев.
- Назовите и покажите на карте основные сражения русско-турецкой войны.
Слайд №7.
Важную роль в военной истории играет личность. Одним из таких ярких личностей был Михаил Дмитриевич Скобелев. В народе его называли генералом-богатырём, «Белым генералом». Полководец, Суворову равный, - так оценивали многие современники заслуги русского военачальника Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882), прозванного за пристрастие к белым лошадям и кителям "белым генералом". За всю свою недолгую военную карьеру он не проиграл ни одного сражения. Написано о нем немало. Но и нераскрытого в его судьбе ещё предостаточно.
Слава Скобелева связана как с русско-турецкой войной 1877-1878 г.г., освободившей балканских славян от почти пятивекового османского ига, так и с присоединением Туркестана (Средней Азии) к России. В Средней Азии Скобелев проявил себя не только как выдающийся полководец, но и как дальновидный политик и государственный деятель. За короткий период он сумел с минимальными потерями присоединить к России обширные территории и погасить пламя кровавых междоусобиц.
Сообщения учащихся ( слайд № 8-10).(приложение №1.)
Успехи российских войск, разногласия среди турецкого правительства, усиление национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры.
5.Сан-Стефанский мирный договор( слайд №11).
19 февраля (3 марта) 1878г. в день рождения Александра II в местечке Сан- Стефано близ Константинополя подписан русско-турецкий договор.
По договору :
Сербия, Черногория, Румыния получила независимость.
Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи ( т.е. получала право на своё правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани).
Россия получала южную Бесарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум.
Западноевропейские государства выразили своё несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.
6.Итоги Берлинского конгресса( слайд № 12).
Июнь 1878г.- Берлинский конгресс.
Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоги был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получившей автономию, уменьшилась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия же возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.
- Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?
- Оцените результаты русско-турецкой войны. Как вы понимаете слова одного из современников, что на Берлинском конгрессе «успехи оказались неудачами, победа поражением»?
7.Закрепление материала.
Работа с документом.
- Найдите ошибку в тексте.
В одной из записок к Александру II министр иностранных дел А.Н.Горчаков написал : «Берлинский конгресс есть самая блестящая страница в моей служебной карьере». Царь пометил на полях : «И в моей также».
- Как вы думаете, почему ежегодно 3 марта болгарский народ празднует годовщину освобождения своей страны от турецкого владычества?
Работа учащихся в тетради.
-Подчеркните ошибки в тексте. Напишите правильный ответ.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Во второй половине XIX века усилилась напряжённость на Балканах. Волнения в турецких провинциях Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории жестоко подавлялись. В российском обществе эти события вызвали возмущение. В апреле 1876 г. Россия приняла решение отправить на помощь восставшим болгарам часть русской армии под командованием генерала М.Г.Черняева. Россия продолжала попытки урегулировать конфликт с Османской империей дипломатическими средствами, однако эти попытки были отвергнуты Портой. Так началась русско-турецкая война.
В ходе боевых действий образовалось два фронта – Балканский и Кавказский. Русская армия была хорошо подготовлена и оснащена. Отмена крепостного права привела к увеличению численности войск, повышению уровня экономического развития и как следствие – к улучшению материального обеспечения армии. Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен генерал И.В.Гурко. русская армия одержала ряд крупных побед : были взяты города Тырново и Шипка. Неудачно сложилась лишь обстановка под Плевной. Гористая местность делала невозможным штурм крепости, поэтому было решено перейти к длительной осаде. Турецкий гарнизон сдался только в январе 1878 года. Обойдя Плевну, русские части продолжали наступление и овладели Софией, Адрианополем, Сан-Стефано, Стамбулом и Карсом.
Сопротивление Турции становилось бессмысленным, и 19 февраля 1878 г.был подписан Берлинский трактат, по которому к России отошли Сербия, Черногория, Румыния, Бесарабия, земли Закавказья. Усиление позиций России вызвало опасение со стороны европейских держав, и в 1879 г. была созвана новая конференция в Сан-Стефано, на которой были пересмотрены условия русско-турецкого мира. России пришлось отдать часть Болгарии, Сербии и Черногории. На этих территориях были созданы автономии в составе Османской империи. Сан-Стефанский договор стал «чёрной страницей» в служебной карьере А.М.Горчакова – председателя Комитета министров Российской империи.
Приложение №1.
В истории не так много знаменитых военачальников, о которых можно уверенно сказать: «Он не проиграл ни одного сражения». Это — Александр Невский, Александр Суворов, Федор Ушаков. В XIX веке таким непобедимым полководцем был Михаил Дмитриевич Скобелев. Богатырски сложенный, высоченный, красивый, всегда в белом мундире и на белом коне, гарцующем под яростным свистом пуль. «Белый генерал» — как называли его современники.
У него могло быть и иное прозвище — «лихой генерал». Потому что это была одна из главнейших черт его широченной натуры — лихость, свойственная любимцам фортуны. Во многом он был подобен другому любимейшему персонажу нашей истории — Денису Давыдову. Они даже и картавили одинаково: «Впегёд, гебята!» Оба — дуэлянты, гуляки, повесы. И оба на поле боя — несравненные герои, бесстрашные храбрецы и блистательные военачальники, обожаемые своими солдатами и офицерами.
Воинская слава России — смысл жизни Скобелева, воздух, которым дышали его легкие, кровь, стучавшая в его сердце. Жизнь вне воинской карьеры была бы для него бессмысленна. Он не умел долго отдыхать. Вот осень 1873 года. После тяжелого, но успешного Туркестанского похода Скобелева отправляют в отпуск. Он едет восстановить силы на юг Франции. Но надолго ли он там задерживается? Нет, он едет в Испанию, чтобы изучать партизанскую войну в горах. Нарочно попадает в плен к главарю повстанцев Дону Карлосу и запросто объясняется с ним: «Я русский офицер, мне безразлично, за что вы воюете, но я хочу видеть, как вы это делаете». Его могли тотчас и убить за милую душу, но сорвиголова Дон Карлос узнал в своем пленнике такого же сорвиголову, позволил Скобелеву два месяца скитаться вместе с повстанцами по горам Испании, наблюдать, записывать.
И таких эпизодов в жизни Скобелева огромное множество. Он никогда никого не боялся, не кланялся ни чиновникам, ни пулям. В своем роде фаталист, он верил, что умрет тогда, когда придет его час, не раньше, не позже. И умер участник семидесяти сражений не от сабли, не от снаряда, не от штыка и не от свинца, а от яда. Не на поле брани, а в будуаре красотки. Не дожив даже до сорока лет.
Жизнь Скобелева — это красивая песня, которую начали петь еще его дед и отец. Дед полководца, Иван Никитич, состоял ординарцем при самом Кутузове, дрался при Бородине, Малоярославце и Красном; в Польскую кампанию 1831 года потерял руку. Отец, Дмитрий Иванович, доблестно воевал на Кавказе, был командиром императорского конвоя. Михаилу Дмитриевичу суждено было удесятерить воинскую славу отца и деда.
Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) – генерал русской армии, получивший известность во время похода русских войск в Хиву (1873), против кокандцев (1875–1876) и особенно в русско-турецкую войну (1877–1878) в сражении в Ловичи и Плевне (1877). В 1880–1881 гг. был руководителем Ахалтекинской экспедиции.
+ + +
Скобелев Михаил Дмитриевич (1843, Петербург - 1882, Москва) - военный деятель. Род. в семье генерал-лейтенанта. Образование получил дома и в пансионе Жирарде в Париже, прекрасно изучив несколько европейских языков, проявив недюжинные способности. В 1861 сдал экзамены в Петербург, ун-т, но его закрытие в связи со студенческими волнениями заставило Скобелева пойти на военную службу в Кавалергардский полк. Отправившись в отпуск к отцу, жившему в Польше, Скобелев по собственной воле участвовал в подавлении восстания 1863. В 1864 был, по его просьбе, переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк и участвовал в экспедициях против оставшихся мятежников. В 1868 окончил Академию Генштаба и был направлен в Туркестанский военный округ. Участвовал в Хивинском походе 1873 и в подавлении Кокандского восстания 1873 - 1876, направленного против хана и рус. войск, проявив храбрость, организаторский талант, блестящее знание края. Кокандское ханство было присоединено к России и образована Ферганская область, где Скобелев был назначен военным губернатором и командующим войсками. Проводил русификаторскую политику, где силой, а где "твердо, но с сердцем". За 8 лет службы Скобелев сделал блестящую карьеру, став генерал-майором, получив в награду золотое оружие, ордена св. Георгия 4-й и 3-й степени. Добровольцем отправился на рус.-турецкую войну 1877 - 1878. Солдаты называли Скобелева "белым генералом" за то, что он выезжал на белом коне, в белом кителе и белой фуражке, представляя отличную цель для противника. Действовал так не из бахвальства, а приучая войска к храбрости и по необходимости лично производя рекогносцировку местности. Под его командованием была одержана блестящая победа под Ловчей, осуществлены два штурма Плевны, зимний переход через Балканский хребет, бой под Шейновом и занятие Сан-Стефано под Стамбулом, поставившее победную точку в военных действиях. Скобелев получил чин генерал-лейтенанта и приобрел громкую военную славу. Талантливый военачальник, противник телесных наказаний, заботившийся об обучении и достойном быте армии, продолжатель суворовских традиций, Скобелев пользовался огромной популярностью. В 1880 - 1881 командовал 2-й Ахалтекинской экспедицией, во время к-рой была завоевана Туркмения. За эту победу Скобелев был произведен в генералы от инфантерии и получил орден св. Георгия 2-й степени. Разделял славянофильские взгляды, мечтая об объединении славянских гос-в, видя в России лидера славянского мира. Публично выступал против Австро-Венгрии и Германии, как врагов славянства, что вызвало международные осложнения и вынудило Александра III отозвать Скобелева из Европы. Скоропостижно скончался от паралича сердца. В 1912 в Москве на Тверской площади был установлен памятник Скобелеву, но в 1918 по сов. декрету "О снятии Памятников царей и их слуг..." был снесен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.
Данный материал знакомит студентов 1 курса с причинами, ходом войны, на примере мужества русской армии воспитывая чувство гордости за свою Родину. При работе с историческим документом научить вы...
УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ "РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877 - 1878 ГОДОВ"
УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 ГОДОВ"
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ...
Урок по истории России в 8 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"
Данный урок проводится в 8 классе. Для большей эффективности рекомендуется использование различных ИКТ....
"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."
"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."...
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...