Крах несбывшихся надежд
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

«Крах несбывшихся надежд »

(первое послевоенное десятилетие 1945-1953 гг.)

11-й класс, 2 часа

 

Цель урока

1.     Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени.

2.     Выяснить, почему борьба демократических и консервативных тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий.

3.     Развивать у учащихся умения:

— понимать проблемы; анализировать, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своих предположений; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

4.    Воспитывать у учащихся уважение к людям, которые в период репрессий сохранили свое человеческое достоинство, выжили и донесли до нас эту трагическую страницу истории (В. Шаламов, Е. Гинзбург, Е. Керсновская).

Оборудование

1.     Выставка книг по теме.

2.     Портреты Варлама Шаламова, Евгении Гинзбург, Евфросинии Керсновской.

3.     Иллюстрации из книги Е. Керсновской «Наскальная живопись». М., 1991.

4.     Таблица «Число заключенных в СССР в 1945-1950 гг.» (без учета военнопленных и интернированных).

 

Опережающее задание

1.     Перечитать соответствующий материал учебника и дополнительную литературу.

2.     Каждой группе подготовить небольшое сообщение о жизни людей, подвергшихся репрессиям:

I группа — Варлам Шаламов — воскрешение из мертвых;

II группа — судьба Евгении Гинзбург;

III группа — Евфросиния Керсновская: «беззакония наши свидетельствуют против нас...».

 

 

1.    Е. Гинзбург. Крутой маршрут. Хроника времен культа личности. М.: Книга, 1991.

2.    Е. Керсновская. Наскальная живопись. М.: СП «Квадрат», 1991.

3.    В. Шаламов. Колымские рассказы. М., 1991.

4.    В. Конасов, В.Судаков. Эхо минувшей войны: из истории Вологодской области. Вологда, 1994.

5.    История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

6.    Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002.

 

Подготовка урока по «технике аквариума»

1.     Класс разбивается на три дискуссионные группы.

2.     Каждая группа получает задание по исследованию проблемы, политической обстановки послевоенного времени:

—   подготовить небольшое сообщение о людях, пере живших репрессии;

—   выяснить, почему борьба демократических и тоталитарных тенденций завершилась новой волной репрессий.

3. Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии:

— ведущий «организатор» — его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы;

—   «аналитик» — задает вопросы участникам в ходе обсуждения;

—   «протоколист» — фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока;

— «наблюдатель» — дает оценку участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Этапы урока и его содержание

I. Вводная часть. Постановка проблемы.

II. Украденная победа.

1.    Политические репрессии в послевоенный период.

2.    Судьба военнопленных.

3.    Отношение к репрессированным во время «боль шой чистки» (В. Шаламов, Е. Гинзбург, Е. Керсновская).

4.    «Ленинградское дело».

5.    «Дело врачей».

III.      Подведение итогов урока.

IV.      Домашнее задание.

 

Общее задание

На какие перемены после войны надеялись люди в СССР и насколько сбылись эти надежды?

 

Вводная часть

Историк, генерал-полковник Дмитрий Волкогонов писал:

«После войны, особенно в конце 1940-х годов, заметно увеличилось количество лагерей, число ссыльных, которые составили "третью" волну массовых репрессий. В ней оказалось 5,5 — 6,5 млн. человек ».

 

Вопросы и задания для обсуждения в группах

 

Задание 1

Что общего в настроениях фронтовиков с приходом долгожданного мира отмечают авторы обоих документов?

А. «В 1945 году пришла Победа. Возвращение, счастье и радость тех необыкновенных дней. Гордость выполненного патриотического долга. В войну все мы были гражданами с большой буквы, и это давало силы выдержать все. Но радость, как все хорошее, не долговечна. Обступили всякие жизненные неустройства, вдруг появилась апатия...»

(В. Кондратьев. Московские новости. 1987 г.)

 

Б. «С прямотой и резкостью, со сдерживаемой болью Борис Слуцкий сказал: "Когда мы вернулись с войны, я понял, что мы не нужны". Еще недавно были нужны. Горькое открытие нелегко далось Слуцкому. Он чувствовал свою ненужность не потому, что не имел угла, жил на грошовую пенсию инвалида войны, на случайные гонорары от переводов и даже не пытался печататься. Все обстояло сложнее, мучительнее».

(В. Кардин «Снова нас читает Россия». Б. Слуцкий и его время)

Задание 2

Перед вами 6 групп коммунистов послевоенного времени:

— коммунисты довоенного времени (1 млн. человек);

— коммунисты довоенного времени с занятых врагом территорий (500 человек);

— спешно принятые в годы войны на местах коммунисты (1 млн. человек);

— коммунисты-подпольщики (немного);

—  коммунисты-фронтовики, получившие партийный билет на фронте (2,5 млн. человек);

—  вступившие в ряды партии после войны (1,5 млн. человек).

 

Обсудите, кто из них обладал критическим «запалом», а кто нет. Свое мнение аргументируйте. Какие группы могли оказать сопротивление режиму, и были ли вообще среди них таковые? К какой группе вы причислили бы В. Кондратьева, автора статьи «Парадокс фронтовой ностальгии?» (Работа в группе с фрагментом статьи).

«Может быть, после победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, — а какое еще -большее доказательство требовалось, чем победа в войне? — прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, — не оправдались. Вернувшиеся инвалидами, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек...

...В конце 1948-го и 1949 г. начали вновь "прибирать" тех из политических, кого освободили в 1947-м. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших

причем, проверки в 1945-м, и отправлять в лагеря. Я думаю, что Сталин не верил в предательство этих людей, просто надо было избавить общество от тех, кто много знал. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, причем бывших фронтовиков... И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули...» (В. Кондратьев. «Парадокс фронтовой ностальгии»).

 

Задание 3

Судьба же военнопленных офицеров сложилась трагичнее. На основании постановления ГКО № 9871 1с от 18 августа 1945 г. они отправились по этапу на спецпоселение сроком на 6 лет. Там их ждали каторжные работы на шахтах Норильска, Ухты и Печорского угольного бассейна. В общей сложности такая судьба была уготована свыше 500 тыс. репатриантам, обвиненным в измене родине и совершении военных преступлений.

Прочтите анонимное письмо бывшего советского военнопленного и изложите, как в нем характеризуется послевоенная обстановка в стране, положение таких категорий населения, пострадавших в войну, как сироты, тяжелораненые и искалеченные, бывшие в оккупации и военнопленные? Объясните слова автора о военнопленных, которые «остались навек изуродованными в своих правах».

«Иосиф Виссарионович! Прошу уделить внимание данному письму, которое дает справедливый очерк жизни граждан СССР, бывших в плену в Германии. Ураган войны, пронесшийся по нашей территории, оставил после себя много до сих пор не исчезнувших следов. Одни остались калеками, другие — сиротами, многие лишились крова, а те, которые побывали в плену, количество которых [...] исчисляется миллионами, остались навек изуродованными в своих правах. [...] Бывший военнопленный не может наравне с другими жить общественной жизнью [...]. Бывший военнопленный не может поступить на производство, связанное с военной отраслью [...] не может вступить в партию [...] всюду преследуется органами контрразведки и в большинстве случаев [...] заканчивает свою карьеру заключением. [...] При опросах контрразведки часто проявляются грубости, оскорбления, связанные с упреками: "не хотели воевать", "продались" и т. д. Но убедившись в честности некоторых товарищей, их призывают на работу в контрразведку с подписанием текста о неразглашении тайны [...]. В чем же заключается работа? [...] Дается задание узнать все о бывшем военнопленном и доложить все оперуполномоченному...

Неужели нельзя дать права бывшим военнопленным наравне со всеми гражданами СССР? Кто виноват в таком большом количестве пленных? [...] С сожалением, но приходится сказать, Иосиф Виссарионович, большинство пленных не довольны своей судьбой».

(Из анонимного письма бывшего военнопленного И.В. Сталину. 12 января 1950 г. «Книга для учителя...». С. 332-333).

Итак, власть, похоже, была настроена круто по отношению не только к «предателям Родины, но и к ее верным защитникам, чей искалеченный облик не внушал советскому человеку должного оптимизма.

 

Задание 4

Попробуйте объяснить логику вождя. Почему он не считал возможным допустить возвращение на свободу после войны людей, репрессированных еще во время «большого террора».

«1948-1949 годы ознаменовались небывалой даже для сталинского неправосудия трагической комедией т.н. "повторников". Так названы были на языке ГУЛАГа те несчастные "недобитыши" 1937 года, кому удалось пережить невозможные, непереживаемые 10 лет, и вот теперь, в 1947-48, измученными и надорванными, робко ступить на землю воли — в надежде дотянуть недолгий остаток жизни. Но какая-то дикая фантазия (или устойчивая злобность, или ненасыщенная месть) толкнула Генералиссимуса-Победителя дать приказ: всех этих калек сажать заново, без новой вины! Ему было даже экономически и политически невыгодно забивать глотательную машину ее отработками. Но Сталин распорядился именно так. Это был случай, когда историческая личность капризничает над исторической необходимостью».

(А.И. Солженицын. Из книги «Архипелаг ГУЛАГ». Новый мир. 1989, № 8. С. 55)

 

Задание 5

На уроке заслушиваются краткие сообщения о судьбе и творчестве В. Шаламова, Е. Гинзбург, Е. Керсновской, подготовленные в группах.

Слушая сообщения о людях, переживших двойной виток репрессий, записать в тетрадь тезисы «Их судьбы».

А) Варлам Шаламов — воскрешение из мертвых.

Б) Судьба Евгении Гинзбург.

В) Е. Керсновская — «беззакония наши свидетельствуют против нас...».

 

Задание 6

Особенно большая кампания политических репрессий пришлась на 1949-1952 гг. «Ленинградское дело» — серия дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских работников Ленинграда в конце 1940 — 1950-х гг.

Первой жертвой этого дела стал второй секретарь Ленинградского городского комитета ВКП(б) Я.Ф. Капустин. 23 июля 1949 г. по приказу министра госбезопасности Абакумова он был арестован без санкции прокурора и обвинен в шпионаже в пользу английской разведки.

Затем последовали другие аресты. Были арестованы: А.А. Кузнецов — один из руководителей и организаторов героической обороны Ленинграда, к моменту ареста являвшийся секретарем ЦК ВКП(б); П.С. Попков — в 1939-1946 гг. председатель Ленгорисполкома, а с 1946 — первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), член Президиума Верховного Совета СССР; Н.А. Вознесенский — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР, член Политбюро ЦК ВКП(б), академик и другие. Арестованным было предъявлено обвинение в измене Родине, в том, что они вели подрывную работу в партии и государственных органах и т. д.

В сентябре 1950 г. в Ленинграде состоялся судебный процесс выездной сессии Военной коллегии Верховного Суда СССР. В последнем слове на судебном процессе А.А. Кузнецов сказал: «Я был большевиком и остаюсь им, какой бы приговор мне ни вынесли, история нас оправдает». Четверых обвиняемых суд приговорил к высшей мере наказания.

Однако на этом «Ленинградское дело» не закончилось. В 1950-1952 гг. были осуждены и приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения свыше 200 партийных и советских работников Ленинграда. После смерти Сталина и разоблачения Берии ЦК КПСС провел проверку «Ленинградского дела». 30 апреля 1954 г. Верховный Суд СССР реабилитировал всех обвинявшихся по этому делу, многих из них посмертно.

Как вы думаете, почему ленинградская партийная организация стала объектом репрессий конца 1940-1950 гг.? Свой ответ обоснуйте.

 

Задание 7

13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте группы врачей. Как было объявлено, террористическая группа медиков ставила своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского государства. Сначала арестовали самих врачей (Б. Коган, В.А. Виноградов, П.И. Егоров и др.), а затем и жен «врагов народа» и их детей. В «Правде» за 21 января 1953 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Ленина врача Тимашук Л.Ф.»:

«За помощь, оказанную правительству в деле разоблачения врачей-убийц, наградить Тимашук Л.Ф. орденом Ленина». В газете тех дней читаем: «Еще совсем недавно мы не знали этой женщины, а теперь имя врача Лидии Федосеевны Тимашук стало символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины».

Эти и другие аресты врачей способствовали развязыванию в стране антисемитской кампании, направленной прежде всего против интеллигенции.

После смерти Сталина, 4 апреля 1953 г. газеты опубликовали сообщение, в котором говорилось: «Проверка показала, что обвинения... являются ложными, а документальные данные, на которые опирались работники следствия, несостоятельными. Установлено, что показания арестованных, якобы подтверждающие выдвинутые против них обвинения, получены работниками следственной части бывшего Министерства госбезопасности путем применения недопустимых, строжайше запрещенных советскими законами приемов следствия».

Ниже шел текст об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении Тимашук орденом Ленина.

Какие выводы можно сделать на основе приведенного текста? Как это событие характеризует атмосферу, существовавшую в стране в конце 1940 — 1950-х гг.?

 

Задание 8

Согласны ли вы с мнением А. Солженицына, считавшего население ГУЛАГа «особым классом» в советском обществе, который подвергался нещадной эксплуатации правящим классом?

И все же не все воротилось «на круги своя». Война действительно изменила народ, и властям не приходилось более ожидать от него столь безропотного, как ранее, подчинения. В системе начались сбои...

В начале 1953 г. один из лагерей под Магаданом восстал. Заключенные разоружили вохров-цев, перебили часовых и под руководством бывшего полковника-фронтовика ушли из лагеря. Они двигались от лагеря к лагерю, освобождая заключенных и обретая новых бойцов, пополняя запасы оружия и провианта. Беглецы направлялись к Чукотке, чтобы перебраться на Аляску. Сталин бросил против мятежников боевую авиацию. Тяжелые бомбардировщики громили их прицельным бомбометанием, а штурмовики добивали на бреющем полете». (Борев Ю.Б. XX век в анекдотах и преданиях. Харьков, 1996. С. 125).

Существуют достоверные свидетельства о волнениях и забастовках в лагерях в 1953-1954 гг. Так, в 1953 г. отказались выходить на работу шахтеры двух воркутинских шахт. Но самое крупное и известное восстание заключенных вспыхнуло в Кенгире (Джезказган). Оно продолжалось невероятно долго — 40 дней.

Выступления в лагерях, часто под руководством фронтовиков, представляли собой первое открытое сопротивление режиму.

Подведение итогов урока

Обсуждается вопрос

Почему послевоенный период называется «временем несбывшихся надежд»?

Какие надежды имеют в виду, когда говорят так? Почему они не сбылись?

 

Домашнее задание

Можно предложить учащимся:

1.    Написать эссе «И.В. Сталин — реформатор или диктатор?»

2.    Составить тезисы на тему «Наследие Сталина». Ответить на вопросы: в чем состоит это наследие? Существует ли оно реально сегодня? В чем проявляется? Кто сегодня дорожит им? Кто выступает против него?

Урок можно завершить чтением стихотворения Андрея Вознесенского «Архитектурный проект памятника жертвам репрессий».

Не пирамиды Египта. Не пантеоны Рима.

Вижу огонь пульсирующий

над городом на виду.

Каждую пусть секунду загорается новое Имя.

30 миллионов секунд в году.

3-го марта в полночь

зажжется секунда Табидзе.

В 9.15 молнией

мигнет Мандельштам,

Крестьянин Ребров секундой

успеет перекреститься,

И шестилетняя Дуся

секунду будет дышать.

Я вижу этот памятник

не в пространстве — во времени.

Мемориальный будильник —

будящий документ.

Пускай хотя бы секунду

побудет Берггольц беременной.

Мильон секунд безымянных

прольется дождем комет.

И когда год назад в «Известиях»

про памятник жертвам репрессий

Я писал — эти страшные буквы

горели в душе.

За год какой-то в народе

поуменьшился страх репейный,

Что тогда было запретным —

почти реальность уже.

Пусть по секунде Дуси

самолеты сверяют скорости.

Пускай грядущую сволочь

предостережет пример.

Я хочу поставить памятник

не во времени — а в совести.

Счет идет на секунды.

Время — секундомер.

 

Помимо обсуждения заданий, на уроке прозвучали сообщения учащихся об узниках ГУЛАГа — А. Солженицыне, Е. Гинзбург, Е. Керсновской. Были показаны рисунки Е. Керсновской и В. Шаламова, их книги и фотографии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крах империи Наполеона

Прзентация к уроку (всобщая история) 10 класс...

Перестройка в СССР: победа или крах социалистического реформаторства

В данной работе дается оценка перестроечным процессам в нашей стране, делается попытка ответить на главный вопрос -что дла перестройка нашему обществу?...

Проект "Бой на Кандалакшском направлении или крах операции "Черно-бурая лиса".

Проект«Вахта памяти»  Бои на Кандалакшском направлении или крах операции «Черно-бурая лиса»Воинский подвиг моего прадедушки  Подготовила:Ученица 2 «А» классаМБОУ «Средняя школа № 3...

Модуль 2d: Literature: «Дети железной дороги» Эдит Несбит

План-конспект  урока английского урока в 10 классе по УМК “Spotlight”Модуль 2d: Literature: «Дети железной дороги»  Эдит НесбитАспекты урокаЦель: формирование ключевы...

Дебаты. Революция 1917г. начало новой эпохи или крах великого государства

В историографии существует термин "Великая русская революция". Обычно под этим обобщенным названием подразумеваются события 1917 года, когда в стране произошло сразу два государственных пере...


 

Комментарии

Агеева Татьяна Викторовна

светик, ты просто молодец! столько публикаций за короткий срок.надеюсь ты не обидишься, если материал я использую на уроке.