Главные вкладки

    Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
    методическая разработка (история, 11 класс) по теме

    Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронной игры, вопросы к которой мы составили совместно с учащимися.В дополнение к уроку можно использовать презентацию"Сражения войны 1812 года", запечатленные известными художниками-баталистами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_v_11_klasse.docx27.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 11 классе «Отечественная война 1812г. »

    Цели и задачи:

    1. Образовательные : способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;
    2. Развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их в нестандартной ситуации, развитию логического мышления, устной речи учащихся;
    3. Воспитательные: вызвать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины, способствовать формированию чувства гордости за народы России, сумевшие защитить нашу землю от грозной опасности.

                                                                              Ход урока:

    Вступительное слово учителя:

    Отечественная война 1812 г. является славной боевой страницей истории нашей Родины, основные события которой вы уже изучили в предыдущих курсах истории России. Поэтому в 11 классе мы подводим итог  и рассматриваем вопросы историографии данной темы, т.е. знакомимся с источниками – вещественными, письменными, изобразительными, документальными и прочими. А так же пытаемся восстановить некоторые интересные факты и события войны.

    Эпиграфом к уроку я взяла слово героя войны, талантливого поэта, будущего декабриста Фёдора Глинки из «Солдатской песни», написанной на событиях объединения русских армий под Смоленском:

                                        Вспомним братцы россов славу

                                        И пойдём врагов разить!

                                        Защитим свою державу

                                        Лучше смерть, чем в рабстве жить.

    (На доске – портрет Ф.Глинки и его слова). Давайте попытаемся полистать основные страницы летописи войны.

    1 СТРАНИЦА: Причины, характер и начало войны.

    12 июня 1812 г. «великая армия» Наполеона  из почти 600 тысяч солдат, перейдя Неман, вторглась в Россию. В России армии «двунадесяти языков» было для огромного большинства русских людей неожиданностью…

    Что вы можете рассказать о начале войны?

    Ученик:

    Причины войны:

    1. Конфликты из-за континентальной блокады
    2. Столкновение претензий Наполеона на мировое господство с таким же, но меньшего, европейского масштаба претензиями Александра I.

                                                          Дополнительные причины:

    1. Россия не оказала Франции необходимую поддержку в ходе франко-австрийской войны 1809г.
    2. Неудачное сватовство Наполеона к сестре Александра I.

    (В 1810 г. Наполеон заявил: «Через 5 лет я буду господином мира,                    остаётся одна Россия, но я раздавлю её».)

                                                                                  Характер войны:

    Наполеон вторгся в  Россию, т.е. стал агрессором – со стороны Франции – захватническая.  Для русского народа – освободительная и Отечественная, т.к. в ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы.

                                                                               Соотношение сил:

    Армия Наполеона – до 678 тыс. солдат, под командованием блестящих маршалов и генералов – Л.Даву, Л.Бертье, М.Ней, И.Мюрат и др.

    Многонациональный состав: немецкие, испанские, польские, португальские, австрийские итальянские солдаты, которым были чужды захватнические планы Наполеона.

    Армия России  - современные вооружённые силы, мощная артиллерия, превосходящая французскую. Талантливые военачальники – М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, А.М. Милорадович и др. Преимущества русской армии:

    1. Большой военный опыт
    2. Личное мужество
    3. Патриотическое воодушевление всех слоёв населения
    4. Большие людские ресурсы, запасы продовольствия и фуража.

    Общая численность войск Наполеона – более 1 млн. человек, России - 500 тыс. человек.

    При встрече сторон, французы также превосходили по численности : 450 тысяч против 210 тысяч русских, разделенных на 3 армии:

    1-ая – М.Б. Барклая де Толли (Север)

    2-ая – П.И. Багратион (Центр)

    3-я – А.П. Тормасов (Юг)

         Планы сторон:

    Франция:

    1. Вклиниться между первой и второй русскими армиями
    2. Не допустить их соединения, разгромить поодиночке в генеральных сражениях как можно ближе к

     Россия:

    1. Чёткого плана не было
    2. Задержать Наполеона силами первой армии и ударить во фланг силами второй армии.

                                         Этапы войны:

    1. С 12 июня до середины октября – отступления русской армии с целью заманить противника вглубь российской территории и срыв стратегического замысла.
    2. С середины октября до 25 декабря 1812г.  – контрнаступление русской армии с целью изгнания противника.

                                              Начало войны:

    Утром 12 июня 1812г. французские войска переправились через Неман и формированным маршем вторглись в Россию. Первая и вторая армия отступали, уклоняясь от генерального сражения. (Велись арьергардные бои, изматывая и ослабляя противника, нанося ему большие потери).

                                    Задачи Русской армии:

    1. Ликвидировать разобщённость, чтобы не дать разбить себя поодиночке
    2. Установить единоначалие в армии.

    Первая задача была решена 22 июня, когда первая и вторая армии соединились под Смоленском. Первоначальный замысел Наполеона был сорван. 8 августа Александр назначил М.И.Кутузова Главнокомандующим русской армии. Это означало решение второй задачи.

    Кутузов не изменил тактику отступления, но вся страна ждала от него решающего сражения, и он выбрал Бородино.

     Вопрос:

    1. Что означает выражение армия «двунадесяти языков»?
    2. Кто командовал фронтом, вторгшимся в Россию?
    3. Подвести итог соотношения сил французских и русских армий.
    4. Назовите русские армии , их командующих.
    5. Какое прозвище получил Барклай де Толли после смоленского сражения?

    2 СТРАНИЦА: Бородинское сражение.

    Эпиграф на доске:  

         Здесь на полях Бородина

         С Россией билася Европа.

     И честь России спасена

              В волнах кровавого потопа.

    Раич

    Давайте вспомним  всё, что знаем об этом сражении.

    Ученик:

    26 августа 1812 г. у с. Бородино (в 125 км западнее Москвы).

    12-часовое сражение, в ходе которого французам удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, завершилось отходом французской армии на исходные позиции. На следующий день возобновили отступление русские. Таким образом, итог битвы считается неопределённым.

    Командующие:

    Император Наполеон. Генерал-от-инфантерии  Кутузов.

    Силы сторон:

    130-135 тысяч при 587 орудиях у французов и 110-120 тысяч при 630-640 орудиях у русских.

    Потери:

     30-60 тысяч французов и 39-45 тысяч русских.

    5 сентября 1812 г.

    Состоялось сражение при Шевардинском редуте (генерал Горчаков А.И., 11 тысяч войск и 46 орудий), которое задержало французов и дало возможность русским построить укрепления на основных позициях.

    Начальная позиция:

    Это прямая линия, идущая от Шевардинского редута на левом фланге через большую батарею Раевского, деревню Бородино в центре к деревне Маслово на правом фланге.

    Левый фланг (флеши): 2-ая армия Багратиона П.И. (34 тыс. чел., 156 орудий).

    Центр (земляной высокий курган с. Бородино): Войска генерала Раевского Н.Н.

    Правый фланг (река Колоча): 1-ая армия М.Б. Барклая де Толли (76 тыс. чел., 480 орудий)

    Наполеон придерживался наступательной тактики. Он намеревался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить её и окончательно разгромить. Перед русскими стояла задача - измотать противника, подорвать его военную мощь и боевой дух, и если возможно, перейти в наступление.

    Рано утром 26 августа французы начали наступление на левом фланге. Бои за флеши продолжались до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Был тяжело ранен генерал П.И. Багратион. (Через несколько дней он скончался от ран.) Взятие флешей не принесло французам особых преимуществ, так как левый фланг им не удалось прорвать. Русские организованно отступили и заняли позицию у Семеновского оврага.

    Одновременно осложнилось положение в центре, куда Наполеон направил главный удар. Для помощи войскам генерала Н.Н. Раевского М.И. Кутузов приказал казакам М.И. Платова и конному корпусу Ф.П. Уварова совершить рейд в тыл французов, Наполеон был вынужден почти на 2 часа прервать штурм батареи. Это дозволило М.И. Кутузову подтянуть к центру свежие силы. Батарея Н.Н. Раевского несколько раз переходила из рук в руки и была захвачена французами только к 16 часам.

    Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона. Напротив, наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился использовать свой последний резерв - императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные. Потери офицерского состава: русских– 211 убито и около 1180 ранено; французов – 480 убито и 1448 ранено. Потери генералитета сторон: русских - 23 генерала; французов – 49 генералов.

    Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской - значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить.

    Учитель:

    Таким образом, нерешённость Бородинского сражения не даёт возможности однозначно определить победителя и каждая из сторон считает его своей победой. С одной стороны, Наполеон доказал, что как полководец превосходит Кутузова. С другой стороны, русские войска доказали своё превосходство над французами и одержали общепризнанную моральную победу. Кутузов, давший Бородинское сражение против своей воли, не ставил целью остановить Наполеона и удержать Москву, понимая, что при общем подавляющем численном превосходстве Великой армии, дающем ей возможность восполнять даже очень большие потери, отступление и сдача Москвы неизбежны.

    Русская армия отступила, но сохранила боеспособность и вскоре изгнала Наполеона из России. Сам Наполеон писал: «Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

    Вопросы:

    1. Назовите дату Бородинского сражения?
    2. Каково было соотношение сил накануне сражения?
    3. Что такое флеши?
    4. Какие цели ставил Наполеон и Кутузов?
    5. Каковы были потери сторон?
    6. Почему Бородинское сражение называют «генеральским кровопусканием»?
    7. Почему Кутузов дал приказ об отступлении?
    8. Каково значение Бородинского сражения?

    3 СТРАНИЦА: Пожар Москвы.

    (На доске иллюстрации и стихотворения о пожаре 1812 г.)

    Учитель:

    Знаменитый московский пожар 1812 года оставил заметный след в истории столицы, да и всей России. До сих пор ведутся споры: кто и почему поджёг город? Пожар стал одной из главных причин гибели Наполеоновской армии. «Потоки огня, писал один из очевидцев, несутся по всем кварталам, все слились в один пожар». Волны пламени образуют как бы огненное море. Днём облака дыма сливаются в густую тучу, заслоняющую солнце, ночью пламя пробивается через черные столбы, далеко освещая все зловещим светом”.

    О причинах и непосредственных виновниках пожара существуют различные мнения. Среди них:

    1. Город был подожжен по приказу французских властей, и пожар явился актом мести и устрашения русского народа, не прекращавшего сопротивления иноземному нашествию;
    2. Город подожгли сами москвичи по собственной инициативе или по указанию властей;
    3.  Огромный город, покинутый в спешке населением, загорелся от оставленного в печах огня и от действий французских мародеров.

    Вероятнее всего сочетание всех трех факторов. После ухода французских войск Москва представляла собой печальное зрелище. В целом, выгорело три четверти домов : из 9158 жилых строений - 6532 (71,5%). Еще больше пострадали московские торговые лавки: из 8521 после пожар осталось лишь 1368 лавки (16%). Погибли дворцы и храмы (из 329 церквей - 122), Нанесенный ущерб оказался колоссален. Убытки казны и населения исчислялись сотнями миллионов рублей.

    Материальный ущерб от пожара, по приблизительным подсчетам, составил 300 млн. рублей. Потери культурных ценностей учесть было просто невозможно, так как погибли не только здания, но и многие частные уникальные произведения искусства, коллекции и библиотеки (библиотека графа Д.П.Бутурлина в Лефортове и библиотека Московского университета (как и само здание), картины великих мастеров из собрания графа А.Г.Орлова в Донском монастыре, ценнейшие исторические документы, в том числе оригинал “Слова о полку Игореве”, а также Троицкая летопись.

    Учитель:

     Прошу рассказать о отступлении русской армии, оставлении Москвы и  о пожаре.

    Ученик:

    («Пожар Москвы» стр.41-45  в учебнике Якеменко Б.Г.)

    Вопросы:

    1. Когда и где было принято решение об оставлении Москвы?
    2. Когда начался пожар и сколько он продолжался?
    3. Когда Наполеон прибыл в Кремль?
    4. Кто предлагал заключить мир после сожжения Москвы?

    4 СТРАНИЦА: Изгнание французов из России.

    Учитель:

    Отступление французской армии из Москвы началось 6 октября 1812 года. Уходя, Наполеон приказал взорвать Кремль, с его соборами, дворцами, стенами и башнями, чтобы не оставить в нём камня на камне. Продолжите, пожалуйста, рассказ об отступлении Наполеона из Москвы.

    Ученик:

    («Изгнание французов из России» стр. 45-48 в учебнике Якеменко Б.Г.)

    Вопросы:

    1. Что означает выражение «Тарутинский манёвр»?
    2. В каком месте перегородили русские части дорогу Наполеону и заставили его свернуть на разоренную Смоленскую дорогу?
    3. Какую тактику предпринял Кутузов?
    4. Что усугубило положение французов?
    5. Назовите руководителей партизанского движения?
    6.  Что сказал о партизанах Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир»?
    7. Какая дата отмечается в Росси как день победы над Наполеоном?
    8. Кто настоял на заграничном походе русских?
    9. Участвовал ли Кутузов в нём?

    5 СТРАНИЦА: Итоги войны.

    Учитель:

    Белинский В.Г писал: «Двенадцатый год был великим, т.к. пробудил дремавшие силы России и заставил её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала».

    Отечественная война1812г. – была национально-освободительной войной, т.к. «великая» армия Наполеона была разгромлена и побеждена народом России, объединившимся в справедливой войне за освобождение своей Родины.

    Актуально в связи с этим изречение: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» (Кто автор этих строк?)

    Чернышевский Н.Г. писал: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы… патриотизм народа, мужество нашей армии и искусство наших полководцев».

    Вопросы:

    1. Назовите потери войны.
    2. Назовите положительные итоги войны.
    3. Какие проблемы решались на Венском конгрессе?
    4. Что такое «Священный союз»?

    6 СТРАНИЦА: Историография и источники.

    Учитель:

     Эту тему мы освещали на городской научно-практической конференции, где от нашей школы выступал Цуцков Артём. Я хочу, чтобы он познакомил нас с тезисами этого доклада, в котором рассматривается вопрос источников по теме войны.

    Цуцков Артём:  (Тезисы доклада)

    Вопросы:

    1. Кто передал наследие В.В. Верещагина в культурный фонд России?
    2. Сколько картин он посвятил войне 1812 года?
    3. Как называется его неоконченная картина?
    4. Как сложилась судьба самого художника после 1812 года?

    Учитель:

    А теперь, в заключение урока, я хочу зачитать отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и задать несколько вопросов:

    1. Что означают слова: «кивер», «лафет», «редут», «уланы», «драгуны», а также «арьергард», «флеши», «кирасиры», «гусары», «гренадёры»?
    2. Назовите исторические объекты нашего города, связанные с Отечественной войной 1812 года?

    Заключение:

    Я призываю вас быть достойными своих предков, любить свою родину, так как преданно любили её они. И тогда никто и ничто нас не сломит. Если вы, после всего, что мы услышали на этом уроке, смогли оценить масштабность данного события и понять , почему интерес к теме Отечественной войны 1812 года с годами всё более усиливается, можно надеяться, что именно ваше поколение внесёт ещё больший вклад в изучение исторического прошлого нашей Родины.  

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку истории по теме "Отечественная война 1812 года". ("Своя игра", 8-й класс).

    Викторина  строится по принципу телевизионной игры «Своя игра». На табло представлена таблица с группами вопросов и количеством баллов. В игре принимают участие 3 - 4 команды. Их основная ц...

    Презентация к уроку истории в 8 класс тема: Отечественная война 1812 года.

    План урока, задачи, основные сражения и итоги войны....

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

    План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

    Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

    Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отвечетввенная война 1812 года

    Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отвечетввенная война 1812 года...


     

    Комментарии

    Разработка данного урока представляет собой изучение темы по страницам войны, что для 11 класса является более приемлемой формой, позволяющей вспомнить изученное в 8 классе и узнать новые подробности данного события.