Разрабока урока по теме:"Что мы знаем о восточных славянах?"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Методическая разработка урока по истории России в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_urok.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы знаем о восточных славянах?

Тип урока: комбинированный

Цели:

1. Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их расселении, занятиях, нравах и быте, религиозных верованиях и управлении.

2.Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, нравственного, духовного опыта людей нашей Родины в прошлом, содействуя воспитанию уважения к истории России.

Оборудование урока: карта «Расселение восточных славян», репродукция картины «Славянский посёлок», материалы с историческими текстами, компьютерное обеспечение.

Предварительная подготовка: учащиеся в процессе выполнения домашнего задания должны вспомнить, что происходило в XII-XIII веках в Европе, Азии и Африке?

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Проверка домашнего задания

III. Работа над новым материалом: расселение славян в XII-XIII веках, занятия, быт и нравы восточных славян, религиозные верования восточных славян,  управление у восточных славян

IV. Тест на закрепление пройденного материала

V.   Заключительное слово учителя

VI. Подведение итогов урока, домашнее задание

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Знакомство учеников с темой, целями и задачами урока.

 

II. Проверка домашнего задания.                                                                                                    

Вопросы для мозгового штурма:                    

а.  Какие науки помогают воссоздать жизнь людей в прошлом?

б. Перечислите источники, из которых мы черпаем сведения о прошлом?

в. Какие события происходили в период с XI по XIII века в Европе, Азии и Африке?

г. Как Вы понимаете смысл высказывания: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С.Пушкин)?

III. Работа над новым материалом.

* Слово учителя: «Совсем недавно мы узнали, какие события происходили в мире в VI-VIII веках. Пришло время узнать о том, что же происходило в это время на территории нашей страны, нашей Родины». На экран выводится  фотография любого уголка России.      Учитель читает отрывок из стихотворения Р.Казаковой «Гимн России»:                      «Славься, Русь, святая и земная,

В бурях бед и радости побед,

Ты одна на всей земле родная,

И тебя дороже нет!»                                                                                                                                                

* Вопрос классу:

 Объясните, почему необходимо знать историю Отечества, родного края?

*  Расселение восточных славян, их соседи.

А теперь мы совершим путешествие к нашим далёким предкам.                                       Карта: рассказ учителя о происхождении, расселении восточных славян; о том, кто был соседями восточных славян.                                                                                                                        На карте, на свободном пространстве вывешиваются информационные листы:                                                1. Восточно-Европейская равнина (VI-VIII в.в.)

                                                 2. Племена восточных славян:

                                                      Поляне-

                                                      Древляне-

                                                      Дреговичи-

                                                      Полочане-

Учащиеся  производят эти записи в тетрадь, дописывают название местности, где жили восточные славяне. В устной беседе с учащимися определяется происхождение названий племенных союзов.

* Занятия славян.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику (стр.8-10), раздел «Занятия славян». Каждому учащемуся предлагается после ознакомления с текстом учебника ответить на следующие вопросы:

-  Какие занятия были у восточных славян?

- Какие орудия труда были у восточных славян?

-  В чём разница между переложной и подсечно-огневой системами земледелия?

-- Какие ремёсла успешно развивались на Руси?

На экране или на доске появляется информация:  1. Земледелие  2. Скотоводство 3. Охота 4. Рыболовство  5. Бортничество         Учащиеся производят запись в тетрадь.

Дополнение учителя:  шкурки пушных зверей служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег.

* Быт и нравы славян.

                                                                                                       

Индивидуальная работа учащихся с источниками. На доске помещается иллюстрация с изображением славянского посёлка.  Учащимся предлагается один из трёх вариантов текста. Тексты разделены по темам:  внешний облик и обычаи славян, поселения славян, славяне - храбрые воины. Материалы взяты из Хрестоматии по истории России А.С. Орлова.  После ознакомления с текстами в классе проходит обсуждение по теме: «Быт и нравы славян».

 

* Верования славян.  

На экран выводятся  изображения языческих богов.   Учитель задаёт вопрос классу: Сделайте предположение, о чём сейчас пойдёт речь?

Рассказ учителя:  религия, язычество, пантеон богов у восточных славян, низший слой пантеона славян, идолы.                                                                                                                                Запись в тетрадь терминов и названий наиболее почитаемых богов: религия, язычество, Перун, Ярило, Стрибог,  Волос (Велес), Мокошь(Макошь).

 

*Управление у восточных славян.

На доске размещены термины и выражения.                                                                                    Пользуясь разделом п. №1 «Управление» (стр.12) необходимо вставить нужные слова или словосочетания вместо пропусков.

- Кровнородственную общину у восточных славян сменила  _______________________.

- Вервь – это ________________________________________________________________.

- Вече – это _________________________________________________________________.

- Старейшин выбирали  для ____________________________________________________.

-Народное ополчение – это ____________________________________________________.

- Общины объединялись в племена, а племена в __________________________________.

                                                                                                                                                                                           IV.  Тест на закрепление пройденного материала.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

+

-

+

+

-

-

+

-

1. Восточные славяне расселились на территории Пиренейского полуострова

2. Основным занятием славян было земледелие

3. Большую роль в жизни славян играло бортничество

4. У восточных славян практически не развивались ремёсла

5. Восточные славяне жили семьями в домах-полуземлянках, дом топили по-чёрному, крыша была крыта ветвями, обмазанными глиной

6. Славяне были храбрыми воинами

7. Восточные славяне поклонялись одному богу

8. Для поклонения своим богам славяне строили храмы

9. Вервь-это соседская община на Руси

10. Вече-это племенной союз славян

V. Подведение итогов урока.                                                                                                                

Домашнее задание: п. 1, выучить термины, ответить на вопрос письменно: какие из древних славянских праздников сохранились до сегодняшнего дня, как их празднуют и когда?

*  Заключительное слово учителя: « Сегодня мы с Вами начали удивительное путешествие в мир истории нашей страны. Пусть и дальше оно будет увлекательным и интересным потому, что важно знать связи между нашими предками и существующим миром, т.к. знание своих корней и их истории – самый верный шаг к пониманию самих себя, к продолжению жизни и собственного рода.

«Славься, Русь, святая и земная,

В бурях бед и радости побед,

Ты одна на всей земле родная,

И тебя дороже нет!»                      (Р.Казакова)

Спасибо за урок!

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Северо-Запад России"и "Восточный макрорегион"

Проверочный тест по теме "Северо-Запад России" для обучающихся 9 класса УМК "Полярная звезда"...

Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по истории по теме "Наша Родина в древности. Восточные славяне".

Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по истории по теме "Наша Родина в древности. Восточные славяне" содержат варианты заданий частей А, В, С....

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Разработка урока по теме "Быт,традиции и культура восточных славян"

Урок осуществлялся в форме  заочной  экскурсии, с целью закрепления пройденного материала. В качестве экспонатов выступали предметы быта и ремесел  принесенные или изготовленные у...

тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"

можно использовать на уроках истории России в 1о классе...

Кроссворд по теме «Государства Южной и Юго-Восточной Европы» Новая история. 8 класс (к учебнику Н.В.Загладина)

Выполнение кроссворда по теме "Государства Южной и Юго-Восточной Европы" может  выступать как средство проверки знаний по изученной теме, либо как средство изучения темы, когда учащиеся работают ...

исследовательская работа по теме: "Христианство -выбор цивилизационного пути восточных славян"

Работа получила 1 место в региональном конкурсе "Благодатный отрок", выполнила ученица 10 класса....