Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Принятие христианства на Руси64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Плоскошская СОШ

Открытый урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»

Подготовила

учитель истории и обществознания

Шабанова С.В.

2012 год

Открытый урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»

Тип урока – урок формирования новых знаний и умений.

Цель урока:

  1. Образовательная: сформировать знание целей, задач политики князя, форм и средств их осуществления, итогов правления; сформировать представление о личности Владимира Святославича, дать ей оценку;
  2. Развивающая: формировать умения ставить цель и задачи учебной деятельности, давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет; развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, выделять главное, анализировать, делать выводы, соотносить имя личности и события в истории, осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, давать развёрнутый ответ, оценивать ответ товарища, задавать вопросы, работать с понятием;
  3.  Воспитательная: формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, воспитывать уважение к людям, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение учащимися  6 класса следующих исторических фактов: первая усобица на Руси, начало правление князя Владимира Святославича, крещение Руси.

Методы:

  1. репродуктивно-словесный;
  2. частично-поисковый;
  3.  диалогический;
  4. проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 

  1. фронтальная,
  2. индивидуальная.

Материалы:

  1. рабочие листы с заданиями по вариантам;
  2. иллюстрации: В. Верещагин “Великий князь Владимир”, В. Васнецов “Богатыри”, К. Лебедев “Крещение киевлян”.

Материальное обеспечение урока:

  1. Карта «Древнерусское государство в IX-XI»;
  2. Демонстрационно-компьютерный комплекс;
  3. Электронная презентация учебного материала в форме слайдов и видеофрагментов;
  4. Блок исторических документов.

Основные понятия и термины: усобица, христианство, религия, язычество, православие, ересь.

  1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей.  Тема сегодняшнего урока: «Князь Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси» (Слайд 1). (Запись в тетради новой темы)

Ход урока:

1.Организационный момент урока.

2. Актуализация знаний по тему: « Деятельность первых русских князей»

3. Изучение новой темы.

4. Рефлексия. Подведение итогов урока (Слайд 2)
        У каждого из вас на парте лежит по два кружочка, в конце урока каждый из вас подойдет к шкатулке и положит в нее только один кружочек. Красный будет означать, что урок вам понравился, и вы узнали много нового и интересного, а белый, если вам не было интересно на уроке и вы не узнали ничего нового.

Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий.

Перед вами свиток, который  заполнен различными вопросами. Ответы на них содержатся в материалах сегодняшнего урока. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос можно смело вычеркивать. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока все вопросы были вычеркнуты. А если некоторые вопросы останутся вопросы без ответа они автоматически становятся вашим домашним заданием.        

  1. Актуализация знаний по теме (домашнее задание):

« Деятельность первых русских князей» 

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
Слайд 3

  1. Изучение новой темы

А сейчас мы с вами познакомимся с планом нашего урока:

План изучения новой темы:

  1. Начало правления князя Владимира
  2. Причины принятия христианства на Руси
  3. Крещение Руси
  4. Русская православная церковь
  5. Значение принятия христианства на Руси (Слайд 4)

1.Начало правления Владимира Святославича

После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. (Слайд 5)

В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава. (980-1015) (Слайд 6)

(Запись в тетради даты правления князя)

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».  С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»    Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».  Н.М. Карамзин. (Слайд 7)

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?           (Слайд 8)

Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушайте мой рассказ, посмотрите видеофрагменты, поработаете с  историческими  источниками,   материалом учебника.

 Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

Вопрос к классу: кто готов дать ответ на некоторые вопросы из свитка?

На основе видеофрагмента ответить на вопросы из свитка:

1.  Какая религия была у славян до введения христианства?

2. Чем христианство отличается от язычества?

3.Почему князь Владимир, став великим киевским князем,  установил языческих идолов?

  Как мы увидели, князь Владимир совершал много походов. Как назывались походы по русским землям? С какими соседями  продолжил борьбу князь Владимир?

(работа с картой стр.33)          

Главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов, сигнальных вышек. (Слайд 9)

2.Причины принятие христианства на Руси.

Владимир пришёл к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила.

Владимир пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога, ведь  попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной. (Слайд 10, 11,12)

– Какие религии основываются на единобожии?

(Христианство, ислам, иудаизм)

В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры.

Сейчас мы посмотрим еще один видеофрагмент

Вопрос к классу: кто готов дать ответ на вопросы из свитка?

4.Кто первым крестился на Руси?

5.Почему  князь Владимир решил ввести христианскую религию?

Учитель:  Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример Византия.  

3.Крещение Руси.

Работа с учебником.

Задание:

Прочитать текст на стр. 39 и ответить на вопрос: какое событие предшествовало крещению Руси?

Учитель: Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни 988 г, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания.  В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.
(Слайд 13)

(Запись в тетради-988 г.- Крещение Руси)  

Вопрос к классу: кто готов дать ответ на вопросы из свитка?

6.В каком городе крестился Владимир?

7.Какой год считается годом крещения Руси?

Физкультминутка:

Кто согласен - встали

Кто не согласен сели

Вопросы:

1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)

2.Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4.Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный?  (нет)

Учитель:  Как же проходило крещение Руси? В «Повести временных лет» приводится   пример о крещении (работа с документами). Прочитать текст и ответить на вопросы.

Однако процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали   праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие,  которое сохранилось до нашего времени.  (Слайд 14)

(Запись в тетради: «Двоеверие = язычество + христианство» )

4. Русская православная церковь.

После принятия христианства сложилась четкая церковная организация. (Слайд15, 16, 17)

Нам предстоит определить результаты и значение этого важного события. (Работа с учебником)

Вопрос к классу: кто готов дать ответ на вопросы из свитка?

8.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

9.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

10.Что построено при князе Владимире?

 В чем же значение крещения Руси? (Слайд 18)

(Обучающиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем).

5.Значение принятия христианства на Руси

  1. Объединение восточнославянских племен
  2. Укрепление власти князя
  3. Создание церковной организации
  4. Развитие просвещения и культуры
  5. Смягчение нравов

Содержание пункта «Развитие просвещения и культуры» дети раскрывают самостоятельно, читая отрывок из «Повести временных лет» вслух   со слов

«… Посылал он собирать…»

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, на имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

(ответы обучающихся) (Слайд 19)

4.Рефлексия. Подведение итогов урока

Домашнее задание:  прочитать параграф 5.

Учитель оценивает работу обучающихся

Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите синий кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белые кружочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства

Урок формирования у учащихся устойчивого представления о причинах принятия князем  Владимиром  православия в качестве государственной религии.....

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства.

Князь   Владимир Святославович. Принятие христианства....

Практические задания к уроку "Владимир Святославович. Принятие христианства" в 6 классе.

Поставлена цель и определены предметные, метапредметные и личностные задачи урока. Даны задания для самостоятеьной работы учащихся к § 5 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  История России 6 ...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...

Конспект урока на тему: Владимир Святославович. Принятие христианства 6 класс

Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.Задачи:  I. Обучающие: 1) Определить осн...

Презентация на тему: " Владимир Святославович. Принятие христианства". 6 класс

Презентация на тему: " Владимир Святославович. Принятие христианства". 6 класс...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс...