О. Русь моя! (урок - турнир)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Урок итогового повтрения по истории России 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_itogovyy_urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

"О, Русь моя!"

Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Цели урока: 

  1. Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения учениками.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся, путем вовлечения всего класса в учебный процесс через игру.
  3. Развитие интереса к истории, любознательности, речи учащихся в форме устных ответов.

Оборудование:

  1. карты “Киевская Русь в 9-12 в.”, “Феодальная раздробленность Руси”, “Образование и расширение Российского государства в 14-16 в”;
  2. карточки с заданиями;
  3. магнитная доска;
  4. костюмы для участников театрализованных фрагментов.

Подготовительный этап:

  1. разбивка на команды. Придумать название, девиз, эмблему команды.
  2. домашнее задание: подготовить инсценировку на историческую тему и вопросы команде – сопернице по ней

Тип урока: игра-турнир

Эпиграф урока:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…
И вечный бой! Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи,
Останови…
Идут, идут испуганные тучи, закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь
Покоя нет! Степная кобылица несётся вскачь!

(А.Блок)

Ход урока

Вступительное слово учителя: (зачитать эпиграф урока). Этот образ несущейся вскачь степной кобылицы – это символ не только выступившей против монголо – татар Московской Руси, это символ всей средневековой русской истории. А как вы усвоили историю средневековой Руси, покажет наше сегодняшнее состязание. И хотя у нас сегодня будет особенный урок, но нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда?

В нашем турнире участвуют две команды (знакомство: название, девиз, эмблема). За ходом турнира ведёт наблюдение “Счётная палата” (центр оценивания ответов)

1 тур: “Грамотейка”   На магнитной доске написаны исходные слова (Феодалы, Повинности, Зависимые люди, Монголо – татары). Продолжить исходный ряд историческими терминами, которые есть на магнитных карточках и объяснить их: оброк, бояре, барщина, холоп, князья, закуп, рядович, баскак, ярлык, иго, дань, десятина, помещики, смерды.

2 тур: “Кто есть кто?”  Участникам турнира предстоит назвать имена исторических деятелей, о которых “Повесть временных лет” говорит так:

*В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса.… Не имел и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах…(Святослав)

*И начал княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за двором теремным. И приносили им жертвы, называя богами. (Владимир)

*Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, если его не убить. (Игорь)

*Любил он книги, читая их часто, и ночью, и днём. (Ярослав)

*Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык. (Кирилл и Мефодий)

*И установила она на Русской земле уставы, уроки и погосты, упорядочив сбор дани. (Ольга)

3 тур: “Кот в мешке”  Каждой команде предлагается для коллективного обсуждения из мешка вытянуть один вопрос. Время на обсуждение – 30 сек.

*Как называлась форма землевладения, описанная в отрывке? Какие формы землевладения вам известны ещё? Назови их сходство и различие?

“Боярская усадьба “Веселые пеньки”, в которой жил Никита, расположилась на холме, среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Усадьбу окружал высокий тын из заострённых брёвен. Дубовые ворота с затейливой крышей были всегда на запоре. Посреди холма красовались нарядные боярские хоромы с раскрашенным и покрытым резьбой крыльцом. Усадьба была видна издалека.

По сторонам боярского дома выстроились людские избы для житья дворовых слуг, амбары, конюшни с сенником наверху, клети, скотный двор со стойлами и сараями для сена и для дров. На краю усадьбы чернела закопчённая кузница, тут же, на плотине, перегородившей речку, образовав запруду, шумела неугомонным колесом старая мельница. Немного вдоль речки протянулись крестьянские избы”.

*Писатель А.Митяев в книге “Ветры Куликова поля”, пишет о событиях того времени: “Как представить нам Русь того времени? Представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен.

Два всадника – с востока и с запада – устремились на него – один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой; другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи”.

О каком периоде русской истории идёт речь? Докажите?

4 тур: “Берегись ошибиться!”  Многие исторические события стали литературными сюжетами, исторические личности – героями литературы. В этом туре, по стихотворному отрывку необходимо узнать историческое событие и назвать, когда оно произошло?

*Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы. (1147 год – основание Москвы)
*Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство, с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли. (1237 – нашествие монголо-татар на Русь)
*Позади остался дом и тепло людское.
Впереди сверкало льдом озеро Чудское…
Ведь спасли они тогда Русскую землицу –
Сёла, пашни, города и, стало быть, столицу! (1242 – Ледовое побоище)
*Был на Руси Иваном III введён он для суда,
И властью княжеской, исконной, в нём на двенадцати листах
В порядке собрались законы, в стране единым правом став.
Служил “Судебник тот не мало, права хоть были не равны,
Все ж произвола меньше стало, один закон для всей страны. (1497 – Судебник Ивана 3)

*Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья…
А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живёт.  (1380 – Куликовская битва)

*И на город полусонный, что в туманах потонул,
Вдруг нахлынул отдалённый, отдалённый грозный гул.
Вот по улицам столицы побежал людской поток,
Обезумевшие лица, крики, плач и топот ног.
“Люди добрые, беда! Тохтамыш идёт сюда!”  (1382 – набег Тохтамыша на Москву)

*А когда на востоке забрезжил рассвет, поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат рать московского князя Ивана.
Государь прочитал и, спокоен, и строг, повернулся к Ахматовым людям,
бросил наземь ярлык под сафьянный сапог,
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда, иго тяжкое сброшено было. (1480 – Стояние на реке Угре)

5 тур: “Клиоклип”  В качестве домашнего задания команды готовят инсценировки на историческую тему. Задача соперников – узнать историческое событие и ответить на вопросы команды соперницы.

6 тур: “Блиц-конкурс”  Каждой команде по очереди задаётся по 13 вопросов. Они касаются исторических дат, личностей, событий, названий, терминов. Нужно дать как можно больше правильных ответов.

Блиц 1:

*Прозвище князя Всеволода (Большое гнездо)

*Место, где произошло Ледовое побоище (Чудское озеро)

*Столица Древнерусского государства (Киев)

*Сбор в пользу государства (налог)

*Победитель крестоносцев в Ледовом побоище (А. Невский)

*Праздник 7 января (Рождество)

*Князь, который ввёл христианство на Руси (Владимир)

*Картина, написанная по сырой штукатурке (Фреска)

*Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле (Мамай)

*Земельное владение, выдаваемое на Руси за службу (Поместье)

*Платежи крестьян феодалу продуктами или деньгами своего хозяйства (Оброк)

*Когда Русью правил “денежный мешок?” (14 век)

*Жилище феодала (Замок)

Блиц 2:

*Когда свинья представляла собой военную опасность? (1242 – Ледовое побоище)

*Предводитель русских на Куликовом поле? (Дмитрий Иванович)

*Имя князя, прозванного “Мудрым” (Ярослав)

*Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

*Легендарный основатель династии русских князей (Рюрик)

*Хозяйство, где ничего не продаётся и ничего не покупается (Натуральное)

*Все работы в хозяйстве феодала (Барщина)

*Бог грома и молний у восточных славян (Перун)

*Сборник законов Киевской Руси (“Русская Правда”)

*Материал для письма в Древнем Новгороде (Береста)

*Земельное владение, передаваемое по наследству (Вотчина)

*Правитель, какого государства жил в “Сарае”? (Батый)

*Какой русский город был назван “злым”? (Козельск)

7 тур: “Конкурс Мудрецов”  Разгадай кроссворд (см. приложение)

Итог игры: счётная палата подводит итоги, определяет команду – победительницу.

Заключительное слово учителя:  Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать

Литература:

История в художественно – исторических образах с древнейших времен до конца 18 века. Хрестоматия для учителя/ сост.А.В. Шестаков – М.: Просвещение, 1985.

.

По горизонтали:

1.Конный воин в доспехах.

2.Один из первых правителей Золотой Орды.

3.Сборщики дани.

По вертикали:

4.“Мать городов русских”

5.Столица Золотой Орды.

6.Жилище кочевников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок турнир при обобщении темы "Электрические явления"

Удивительное электричество.Урок турнир при обобщении и повторении темы "Электрические явления"....

Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

Материал предназначен учителям истории...

Путешествие в Древнюю Русь открытый урок

способствовать развитию памяти, внимания, мышления; закрепить навыки работы с заданиями  с исторической картой; продолжить развивать умение учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы....

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Применение 3d-ручки на уроках геометрии

Методическая разработка "Применение 3d-ручки на уроках геометрии"...

"А в сердце светит Русь" интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.

Тема природы в творчестве Сергея Есенина и в музыке 20 века....

" Использование технологии 3D-ручки на уроках и в проектной деятельности." Конспект занятия с видеороликом. 5-6 класс.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 5-6 КЛАСС.Использование технологии 3D-ручки на уроках и в проектной деятельности.Цель: Создать условия для овладения образовательной технологией 3Д моделирования и 3Д рисования.З...