Главные вкладки

    О. Русь моя! (урок - турнир)
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Урок итогового повтрения по истории России 6 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_klass_itogovyy_urok.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    "О, Русь моя!"

    Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

    Цели урока: 

    1. Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения учениками.
    2. Активизация познавательной деятельности учащихся, путем вовлечения всего класса в учебный процесс через игру.
    3. Развитие интереса к истории, любознательности, речи учащихся в форме устных ответов.

    Оборудование:

    1. карты “Киевская Русь в 9-12 в.”, “Феодальная раздробленность Руси”, “Образование и расширение Российского государства в 14-16 в”;
    2. карточки с заданиями;
    3. магнитная доска;
    4. костюмы для участников театрализованных фрагментов.

    Подготовительный этап:

    1. разбивка на команды. Придумать название, девиз, эмблему команды.
    2. домашнее задание: подготовить инсценировку на историческую тему и вопросы команде – сопернице по ней

    Тип урока: игра-турнир

    Эпиграф урока:

    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь - стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь…
    И вечный бой! Покой нам только снится!
    Сквозь кровь и пыль
    Летит, летит степная кобылица
    И мнёт ковыль…
    И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи,
    Останови…
    Идут, идут испуганные тучи, закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь
    Покоя нет! Степная кобылица несётся вскачь!

    (А.Блок)

    Ход урока

    Вступительное слово учителя: (зачитать эпиграф урока). Этот образ несущейся вскачь степной кобылицы – это символ не только выступившей против монголо – татар Московской Руси, это символ всей средневековой русской истории. А как вы усвоили историю средневековой Руси, покажет наше сегодняшнее состязание. И хотя у нас сегодня будет особенный урок, но нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда?

    В нашем турнире участвуют две команды (знакомство: название, девиз, эмблема). За ходом турнира ведёт наблюдение “Счётная палата” (центр оценивания ответов)

    1 тур: “Грамотейка”   На магнитной доске написаны исходные слова (Феодалы, Повинности, Зависимые люди, Монголо – татары). Продолжить исходный ряд историческими терминами, которые есть на магнитных карточках и объяснить их: оброк, бояре, барщина, холоп, князья, закуп, рядович, баскак, ярлык, иго, дань, десятина, помещики, смерды.

    2 тур: “Кто есть кто?”  Участникам турнира предстоит назвать имена исторических деятелей, о которых “Повесть временных лет” говорит так:

    *В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса.… Не имел и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах…(Святослав)

    *И начал княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за двором теремным. И приносили им жертвы, называя богами. (Владимир)

    *Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, если его не убить. (Игорь)

    *Любил он книги, читая их часто, и ночью, и днём. (Ярослав)

    *Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык. (Кирилл и Мефодий)

    *И установила она на Русской земле уставы, уроки и погосты, упорядочив сбор дани. (Ольга)

    3 тур: “Кот в мешке”  Каждой команде предлагается для коллективного обсуждения из мешка вытянуть один вопрос. Время на обсуждение – 30 сек.

    *Как называлась форма землевладения, описанная в отрывке? Какие формы землевладения вам известны ещё? Назови их сходство и различие?

    “Боярская усадьба “Веселые пеньки”, в которой жил Никита, расположилась на холме, среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Усадьбу окружал высокий тын из заострённых брёвен. Дубовые ворота с затейливой крышей были всегда на запоре. Посреди холма красовались нарядные боярские хоромы с раскрашенным и покрытым резьбой крыльцом. Усадьба была видна издалека.

    По сторонам боярского дома выстроились людские избы для житья дворовых слуг, амбары, конюшни с сенником наверху, клети, скотный двор со стойлами и сараями для сена и для дров. На краю усадьбы чернела закопчённая кузница, тут же, на плотине, перегородившей речку, образовав запруду, шумела неугомонным колесом старая мельница. Немного вдоль речки протянулись крестьянские избы”.

    *Писатель А.Митяев в книге “Ветры Куликова поля”, пишет о событиях того времени: “Как представить нам Русь того времени? Представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен.

    Два всадника – с востока и с запада – устремились на него – один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой; другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи”.

    О каком периоде русской истории идёт речь? Докажите?

    4 тур: “Берегись ошибиться!”  Многие исторические события стали литературными сюжетами, исторические личности – героями литературы. В этом туре, по стихотворному отрывку необходимо узнать историческое событие и назвать, когда оно произошло?

    *Москва – река, тебе хвала!
    В веках ты видела не мало.
    Когда б ты говорить могла,
    Ты многое бы рассказала.
    Ты б рассказала нам о том,
    Как люди начали селиться,
    За тыном – тын, за домом – дом
    Росло на берегу твоём
    Начало будущей столицы. (1147 год – основание Москвы)
    *Был страшный год, когда все страны
    Боялись больше, чем огня,
    Батыя – внука Чингисхана,
    Своё соседство, с ним кляня…
    Был страшный век, когда монголы
    На Русь лавиною пошли,
    В осенний день по степи голой,
    Топча сухие ковыли. (1237 – нашествие монголо-татар на Русь)
    *Позади остался дом и тепло людское.
    Впереди сверкало льдом озеро Чудское…
    Ведь спасли они тогда Русскую землицу –
    Сёла, пашни, города и, стало быть, столицу! (1242 – Ледовое побоище)
    *Был на Руси Иваном III введён он для суда,
    И властью княжеской, исконной, в нём на двенадцати листах
    В порядке собрались законы, в стране единым правом став.
    Служил “Судебник тот не мало, права хоть были не равны,
    Все ж произвола меньше стало, один закон для всей страны. (1497 – Судебник Ивана 3)

    *Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью,
    Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья…
    А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
    И слава добрая за ним до наших дней живёт.  (1380 – Куликовская битва)

    *И на город полусонный, что в туманах потонул,
    Вдруг нахлынул отдалённый, отдалённый грозный гул.
    Вот по улицам столицы побежал людской поток,
    Обезумевшие лица, крики, плач и топот ног.
    “Люди добрые, беда! Тохтамыш идёт сюда!”  (1382 – набег Тохтамыша на Москву)

    *А когда на востоке забрезжил рассвет, поредела завеса тумана,
    На другом берегу вдруг увидел Ахмат рать московского князя Ивана.
    Государь прочитал и, спокоен, и строг, повернулся к Ахматовым людям,
    бросил наземь ярлык под сафьянный сапог,
    И сказал: “Дань платить мы не будем!”
    С той поры не решалась нас грабить Орда, иго тяжкое сброшено было. (1480 – Стояние на реке Угре)

    5 тур: “Клиоклип”  В качестве домашнего задания команды готовят инсценировки на историческую тему. Задача соперников – узнать историческое событие и ответить на вопросы команды соперницы.

    6 тур: “Блиц-конкурс”  Каждой команде по очереди задаётся по 13 вопросов. Они касаются исторических дат, личностей, событий, названий, терминов. Нужно дать как можно больше правильных ответов.

    Блиц 1:

    *Прозвище князя Всеволода (Большое гнездо)

    *Место, где произошло Ледовое побоище (Чудское озеро)

    *Столица Древнерусского государства (Киев)

    *Сбор в пользу государства (налог)

    *Победитель крестоносцев в Ледовом побоище (А. Невский)

    *Праздник 7 января (Рождество)

    *Князь, который ввёл христианство на Руси (Владимир)

    *Картина, написанная по сырой штукатурке (Фреска)

    *Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле (Мамай)

    *Земельное владение, выдаваемое на Руси за службу (Поместье)

    *Платежи крестьян феодалу продуктами или деньгами своего хозяйства (Оброк)

    *Когда Русью правил “денежный мешок?” (14 век)

    *Жилище феодала (Замок)

    Блиц 2:

    *Когда свинья представляла собой военную опасность? (1242 – Ледовое побоище)

    *Предводитель русских на Куликовом поле? (Дмитрий Иванович)

    *Имя князя, прозванного “Мудрым” (Ярослав)

    *Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

    *Легендарный основатель династии русских князей (Рюрик)

    *Хозяйство, где ничего не продаётся и ничего не покупается (Натуральное)

    *Все работы в хозяйстве феодала (Барщина)

    *Бог грома и молний у восточных славян (Перун)

    *Сборник законов Киевской Руси (“Русская Правда”)

    *Материал для письма в Древнем Новгороде (Береста)

    *Земельное владение, передаваемое по наследству (Вотчина)

    *Правитель, какого государства жил в “Сарае”? (Батый)

    *Какой русский город был назван “злым”? (Козельск)

    7 тур: “Конкурс Мудрецов”  Разгадай кроссворд (см. приложение)

    Итог игры: счётная палата подводит итоги, определяет команду – победительницу.

    Заключительное слово учителя:  Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать

    Литература:

    История в художественно – исторических образах с древнейших времен до конца 18 века. Хрестоматия для учителя/ сост.А.В. Шестаков – М.: Просвещение, 1985.

    .

    По горизонтали:

    1.Конный воин в доспехах.

    2.Один из первых правителей Золотой Орды.

    3.Сборщики дани.

    По вертикали:

    4.“Мать городов русских”

    5.Столица Золотой Орды.

    6.Жилище кочевников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок турнир при обобщении темы "Электрические явления"

    Удивительное электричество.Урок турнир при обобщении и повторении темы "Электрические явления"....

    «Действия с рациональными числами».Урок-турнир

    обобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с рационаобобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с рациональными числами;льными числами...

    Урок - турнир. По теме: Линейная функция и ее графики.

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме. Показать связь с другими предметами.Продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить.Продолжить формирование «гр...

    Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

    Материал предназначен учителям истории...

    Путешествие в Древнюю Русь открытый урок

    способствовать развитию памяти, внимания, мышления; закрепить навыки работы с заданиями  с исторической картой; продолжить развивать умение учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы....

    Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

    Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

    Применение 3d-ручки на уроках геометрии

    Методическая разработка "Применение 3d-ручки на уроках геометрии"...