Повторение по теме «Русь во II п. ХII – ХIII вв».
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

- Систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Русь во II п. ХII – ХIII вв» (выявление пробелов и их ликвидация). Повторение и обобщение пройденного материала.6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx917.03 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Русь во II п. ХII – ХIII вв». Родной край в древности

Цель:

- Систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Русь во II п. ХII – ХIII вв» (выявление пробелов и их ликвидация). Повторение и обобщение пройденного материала.

Задачи:

-Воспитание гуманного отношения друг к другу (работая в парах).

-Развитие коммуникативных способностей учащихся, продолжить развитие умения анализировать исторические факты, формулировать  выводы.

- Обучение правильному поведению при работе в парах. Научить предоставлять результаты индивидуальной историко-позновательной деятельности в различных формах (таблицах, схемах, кроссвордах и т.д.).

Методы обучения:

Частично - поисковый (при работе с текстом документа); информационно-обобщающий, объяснительный

практические: контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний.

- устный контроль

- письменный контроль

Нестандартная форма ведения урока. Урок-игра

Развиваю на уроке читательскую и информационную компетенцию

Игра «О ком идет речь?»

  1. Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви. При нем был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их днем и ночью, хорошо знал Библию.
  2. Он был внуком византийского императора Константина. Он занял Киевский престол в возрасте 60 лет, будучи умудренным политиком. Князь был известен на Руси как вдохновитель многих походов против половцев. Был образованным человеком. Годы его правления 1113-1125.
  3. Свое прозвище этот князь получил за стремление «протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве.
  4. Сын Юрия Долгорукого княживший с 1157-1174гг. Отправляясь на север из Киевской земли, он увез с собой одну из Киевских святынь – икону Богоматери. Кони везшие повозку с иконой, остановились в окрестностях Владимира и князю пришлось там заночевать. Во сне этому князю явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения. О каком князе идет речь?
  5. У этого князя было много сыновей. Годы его княжения 1176-1212. При этом князе выросло могущество Владимиро-Суздальского княжеств. Он первым присвоил себе титул великого князя владимирского.
  6. Он рано научился читать и писать, увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского и других полководцев. Он с малых лет познакомился с Русской Правдой, присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной. Бывая с отцом в Новгороде присматривался к особенностям боярского и купеческого правления, наблюдал за деятельностью веча, изучал работу торгового суда. О ком идет речь?

Игра Хаос «Прозвище русских князей»

Установите соответствие

Князь

Его прозвище

1

Александр

1

Невский

2

Юрий

2

Большое Гнездо

3

Всеволод

3

Долгорукий

4

Андрей

4

Окаянный

5

Святополк

5

Боголюбский

6

Владимир

6

Мономах

7

Ярослав

7

Мудрый

Терминологический кроссворд «Русь во II п. ХII – ХIII вв».

По горизонтали:

1.Господство

2. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах

3. Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя…

4. Княжеские раздоры на Руси

   По вертикали:

5. Внук Чингисхана

6. Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды

7. Представитель Ордынского хана на Руси

8. Местопребывания высокопоставленного лица

9. Столица Золотой Орды, в переводе означала – дворец

10. В битве 1240 году он получил прозвище…

11. Прозвище князя, с именем которого связано первое упоминание о Москве

Игра «Оборвыши»

-развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

1. Путь монгольских войск лежал через г. Торжок. Этот город был перевалочным пунктом для новгородских купцов и торговцев из Владимира. В этом городе имелись запасы зерна, здесь монголы планировали пополнить запасы, но жители заранее подготовились к схватке с противником….. (они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожане в течение двух недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном).

2. Князья русские должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому князю выдавался….. (Ярлык  - ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах).

3. В 1257-1259 гг. монгольские чиновники – численники провели на Руси … (перепись населения, после этого взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер).

4. В русские города были посланы ханские наместники – баскаки, которые… (опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, исправно платило дань).

Хронологический кроссворд

По горизонтали:

1.Год первого упоминания о Москве

2. Ледовое побоище

3. Невская битва

По вертикали:

4. Последний год правления Всеволода Большое гнездо во Владимире.

5. Битва на р. Калка

1-

                                  4

2-

          5

3-

Игра «Знаете ли вы значение слов»

Каждая группа получает задание. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки

Термин

Значение термина

Аскетизм

Представитель ордынского хана на Руси

Ополченцы

Корм для лошадей, скота

Стан

Игра «Родственные связи»

  1. Чингисхан Батыю (дед)
  2. Владимир Святославу (сын)
  3. Батый Чингисхану (внук)
  4. Борис и Глеб Владимиру (сыновьями)
  5. Александр Ярославу (сын)

Соотнесите стрелочкой событие и дату

1147                                              Ледовое побоище

1157-1174                                     Невская битва

1176-1212                                     Битва на р. Калке

1223                                              Правление Всеволода Большое Гнездо

1240                                              Правление Андрея Боголюбского

1242                                             Первое упоминание о Москве

Игра «веришь – не веришь, или да – нетки»

  1. Верите ли вы, что в 1257-1259 гг. монгольские численники провели на Руси перепись населения (Да, это исторически доказанный факт)
  2. Верите ли вы, что Александр Невский получил прозвище после битвы на Чудском озере 1242г. (Нет, так как он получил прозвище в 1240 г., после битвы на р. Нева)

Игра «Говорящая картина»

Работа с репродукциями. Ребятам необходимо оживить картину, т.е. опираясь на знания которые были получены ранее, рассказать, что изображено на картине.

Подпишите, кто изображен, и чем знаменит этот человек

                   

Разложите в хронологической последовательности (Кто за кем княжил)

  1. Правление Всеволода Большое гнездо
  2. Правление князя Юрия Долгорукого
  3. Правление Андрея Боголюбского
  4. Правление Владимира Мономаха
  5. Правление Ярослава Мудрого

Ответ: 5, 4, 2, 3, 1

Работа с документом

Телеуты и шорцы – коренные жители нашего края.

     В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор" по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы не относятся к алтайским племенам. Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. По религии они были шаманисты. Своей письменности у них не было. Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. Оседлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень, которого делали крупу любимое блюдо до наших дней. Землю обрабатывали сохой и "абылом" – особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо.
     Умели добывать руду и из нее выплавляли металл, из которого делали казаны, стрелы, ножи и другие примитивные поделки. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах.
     Для одежды ткали ткань из конопли и крапивы. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время.
    
Телеуты. Кочевники кочевали от Томи до Иртыша, от Томска до Алтайских гор.
     Телеутские князьки притесняли свой народ, поэтому телеуты уходили от своих племен и принимали оседлый образ жизни, селились в основном по реке Бачаты в долине Ини. Телеуты кочевники занимались в основном скотоводством, разводили: лошадей, овец, коров и верблюдов. Заготовкой кормов на зиму не занимались, поэтому скот часто погибал. Земледелием не занимались. Занимались собирательством, заготавливали ягоды, коренья, орехи, яйца диких птиц. Из кожи животных делали поделки: колчаны, мешки, шили одежду, обувь, колчаны. 
     Телеуты не имели своей письменности. По религии – шаманисты.    Вторым занятием телеутов была охота. Орудие лук и стрелы.
     Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве. Умели хорошо обрабатывать дерево.

Вопросы к документу:

  1. Кто являлся древнейшими жителями Кузнецкой земли?
  2. Выпишите в тетрадь основные занятия шорцев и телеутов
  3. Как называлась религия коренных жителей Кузбасса?
  4. Выпишите в тетрадь те орудия труда и предметы быта, которые использовали шорцы и телеуты.

Пример схемы:

Телеуты                                              Шорцы

Основные занятия              предметы быта        Основные занятия          предметы быта      

Пример таблицы:

Телеуты

Шорцы

Основные занятия

Предметы быта

Основные занятия

Предметы быта

Тест

Проверка знаний Хронологии

  1. В каком году произошла Невская битва?

А) 1240   Б) 1123  В) 1223

2. В каком году произошла битва на р. Калка

  А) 1252    Б) 1223  В) 1224

3. Москва была основана в

  А) 1174   Б) 1127    В) 1147

4. В каком году произошло Ледовое побоище

А) 1242   Б)1147   В) 1240

Название городов

5.Какой из городов был назван Батыем «злым городом»

А)  Новгород  Б) Торжок  В)  Козельск

6. В каком городе жители заранее приготовились к схватке с противником (с войском Батыя), наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь

А) Новгород   Б) Торжок   В)  Киев

 7. Назовите город, который семь недель сопротивлялся Батыю

А) Москва   Б) Киев  В)  Козельск

8. Какой из русских городов пал в период Батыева нашествия

 А) Рязань    Б) Козельск   В) Владимир

9. Столица Золотой Орды

 А) Москва    Б) Сарай     В)  Киев

Имена

10. Первое упоминание о Москве связано с именем:

А)  Андрея Боголюбского  Б)  Юрия Долгорукого  В)  Владимира Красное Солнышко

11. Внук Чингисхана

 А)  Батый  Б) Александр Невский  В) Гедимин

Термины

12. Кто такой баскак

А) сборщик дани для татар   Б) представитель ордынского хана на Руси  В) Почетный титул ханского родственника

13.   Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах

     А) Выход   Б) Ярлык   Г) Резиденция

14. Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды

    А) Выход   Б) Ярлык   В) Численник

15. Работа с документом

Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«И была здесь злая и великая битва для немцев и русских, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху и некуда им было убежать, многие утонули в озере, потому что была весна».

  Творческое домашнее задание: Составить кроссворд (терминологический, хронологический) Ребята, которые посещают «Школьный университет» и уже умеют составлять презентации можно предложить составить презентацию на тему: «Русь во II п. ХII – ХIII вв». «Родной край в древности» и др.

Подвести итоги урока и выставить оценки. Обратная связь

Для того, чтобы узнать понравился ли ребятам урок, я предложила им в кружочках нарисовать следующее:

урок мне понравился                        я был равнодушен            урок мне не понравился

100% ребят нарисовали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

повторение по теме "Древняя Русь в IX - XII вв." для 6 класса

Задания типа ГИА представлены в трех частях, охватывают основные события, имена, даты изученной темы....

Урок повторение по теме «Русь изначальная»

Урок повторение  по теме «Русь изначальная»...

Задания для повторения по теме Киевская Русь

Задания на соотнесение имен князей и дат правления, расселение племен славян, крылатые выражения и авторы....

8 класс: рабочий лист по теме «Музыкальное и театральное искусство в ХIII в.»

Рабочий лист «Музыкальное и театральное искусство  в ХIII в».     ( стр 97-100)....

Тест по истории 6 класс. Тема «Русь в IX - первой половине XII в." (повторение)

Тест по истории. Тема «Русь в IX - первой половине XII в"Цель: проверить знания учащихся, связанные с деятельностью первых русских князей...