Материал для изучения темы "Война 1812 года" "Недаром помнит вся Россия..."
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

Гуля Наталья Владимировна

Данный материал поможет  расширить знания детей  о событиях Отечественной войны 1812 года. Презентация-кроссворд  красочная, интересная, включает в себя ключевое слово, которое открывается в ходе решения кроссворда. Может быть использована на уроках, классных часах.  Данная презентация-кроссворд  заняла первое место на Международном конкурсе "Недаром помнит вся Россия...". Презентацию я использовала на заключительном этапе работы по изучению войны 1812 года на уроках истории. На своих уроках я использую опорные конспекты. Также данные конспекты использую во время проверки знаний учащихся. Материал интересен тем, что качественно оформлен. Достаточно познавателен и интересен материал "Азбука народной войны".

Одним из приёмов активизации интереса детей считаю презентации, которые являются продолжением развития методики Шаталова. Вначале изучения темы предлагаю лекционно весь обзор темы, а затем уже вместе с детьми на уроках разбираем уже наиболее трудные темы. Опорные конспекты и презентации, ролики, фильмы позволяют запомнить и понять наиболее трудные темы истории. На своих уроках использую в большом количестве материал художественной литературы, легенды, факты из личной жизни государственных деятелей. Предлагаю вашему вниманию, коллеги, презентации, которые использовала на первом уроке по теме "Война 1812 года". Презентацию разделила на 3 части для удобства закачивания.  Чтобы посмотреть их во всей красе необходимо скачать. Презентация "Война 1812 года" заняла 3 место в Международном конкурсе "Недаром помнит вся Россия".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Данная презентация может использоваться на уроках по изучению Отечественной войны 1812 года Автор презентации – кроссворда Гуля Наталья Владимировна МБДОУ № 58

Слайд 2

История России XIX век Отечественная война 1812 года

Слайд 3

Закрепление. Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

Слайд 4

Решите кроссворд. 1.Место, где состоялась главное сражение войны.

Слайд 5

Решите кроссворд. 2.Полководец,главнокоман- дующий русской армии.

Слайд 6

Решите кроссворд. 3.Земляные укрепления.

Слайд 7

Решите кроссворд. 4.Генерал,командующий 2-й армией после Бородинской битвы

Слайд 8

Решите кроссворд. 5.Место последнего сраже- ния войны 1812 года.

Слайд 9

Решите кроссворд. 6.Место соединения русских армий.

Слайд 10

Решите кроссворд. 7.Генерал,герой войны 1812 года.

Слайд 11

Решите кроссворд. 8.Основатель партизанско- го движения.

Слайд 12

Решите кроссворд. 9.Пограничная река.

Слайд 13

Решите кроссворд. 10.Место командного пункта Наполеона на Бородинском Поле.

Слайд 14

Решите кроссворд. 11.Место отдыха и пере- группировки русской армии.

Слайд 15

Решите кроссворд. 12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.

Слайд 16

Решите кроссворд. 13.Командир русской ба- тареи на Бородинском поле.

Слайд 17

Решите кроссворд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс "Недаром помнит вся Россия" «Война 1812 года в произведениях искусства» Гуля Наталья Владимировна МБДОУ № 58 г. Чита

Слайд 2

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Слайд 3

Ф.А.Рубо. Панорама. Бородинская битва. 1962 год.

Слайд 7

В.Верещагин. Конец Бородинского боя.

Слайд 8

С.В.Герасимов. М.И.Кутузов на Бородинском поле. 1952.

Слайд 9

В.В.Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах. 1880 – 1897.

Слайд 10

А.Д.Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году. 1880.

Слайд 12

«Кутузовская изба» в Филях, где происходил военный совет.

Слайд 13

Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. А.Пушкин.

Слайд 14

«Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». (Генерал Я.П.Кульнев. 1812 год.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс "Недаром помнит вся Россия" «Война 1812 года в произведениях искусства» Гуля Наталья Владимировна МБДОУ № 58 г. Чита

Слайд 2

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Слайд 3

В.В.Верещагин. В Кремле пожар. 1887 – 1898.

Слайд 4

И.Жибель. Пожар Москвы. Раскрашенная гравюра.

Слайд 5

Н.П.Ульянов. Лористон в ставке Кутузова. 1945.

Слайд 7

В.Верещагин. Наполеон и маршал Лористон.

Слайд 8

В.В.Верещагин. На большой дороге. Отступление. Бегство. 1887 – 1895.

Слайд 9

И.М.Прянишников. Эпизод из войны 1812 года. 1874.

Слайд 10

«Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». (Генерал Я.П.Кульнев. 1812 год.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс "Недаром помнит вся Россия" «Война 1812 года в произведениях искусства» Гуля Наталья Владимировна МБДОУ № 58 г. Чита

Слайд 2

А.Смирнов. Василиса Кожина.

Слайд 3

"Однажды встретили мы двух русских баб, которые гнали дубинами, одна впереди, другая позади, десятка три оборванных, полузамерзших французов. Смотря на торжество баб, с каким они вели своих пленных неприятелей, мы не могли не смеяться, а с другой стороны, нельзя было не пожалеть об униженном состоянии, до какого доведены эти некогда гордые за­воеватели Европы».

Слайд 4

Памятники Отечественной войне 1812 года.

Слайд 7

Памятник Кутузову перед музеем на Бородинском поле.

Слайд 8

Портрет Кутузова шитый волосами.

Слайд 9

Триумфальная арка в Москве. И.О.Бове. 1834 год.

Слайд 11

«Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». (Генерал Я.П.Кульнев . 1812 год.)



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

"Недаром помнит вся Россия"

Статья

 «Азбука войны 1812 года»

http://ursa-tm.ru/forum/uploads/gallery/album_269/gallery_880_269_190858.jpg

Гуля Наталья Владимировна

МДОУ № 58

 г. Чита 2012г.

Азбука  войны 1812 года.

1. Русская карикатура  на войну 1812 года.

2. Детская азбука, изданная в 1814 году.

 Уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, которая должна была вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Художники обратились к не столь распространённой для России форме художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано более 200 произведений, большая часть из них, к сожалению, не подписана, и мы не знаем авторов произведений. Эти карикатуры стали в народе называть «летучими листами». Действительно, рисунки не просто распространялись в народе, они облетали всех, пользовались большой популярностью.

Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство наполеоновской армии, примеры героизма — вот темы знаменитых «летучих листов».

Зачастую сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными. Лубок, известный на Руси с XVI века, был очень популярен в народе. Лубочные картинки можно было купить на всех ярмарках. Не все картинки носили безопасный в политическом смысле характер. Русский народ всегда славился острословием, что и отображалось в лубках. Даже Петр I был вынужден ввести в 1723 году запрет на лубочное изображение царствующих особ.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта.  Английские художники первыми предложили  образ Наполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского мясника.

Несколько известных художников создавали свои работы в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других. Но немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились только в 1813 году.

До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Да и авторитет Наполеона особенно среди молодёжи был высок. Вспомним литературного героя Пьера Безухова (Л.Н.Толстой «Война и мир»). С этой политикой связан запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам.

Первый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила» (орфография оригинала), в виде двух самостоятельных картинок, был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф.В. Ростопчина. Надпись имела большое сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими посланиями к жителям Москвы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». Образ ополченца Долбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен Екатерины Великой.

Другие две картинки, тоже неподписные — «Крестьянин Иван Долбила» и «Корнюшка Чихирин» — представляли собой творения того же рода, мало отличающиеся от грубоватых лубков. Именно эта нарочитая грубость была понятна для простого народа.

Москва находилась в центре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возникло братство единомышленников, связанных к тому же личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года.

Речь идет об Алексее Гавриловиче Венецианове, Иване Ивановиче Теребеневе и Иване Алексеевиче Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками.

Венецианов не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским.

Эти карикатуры отразили состояние русского общества, когда, по замечанию А.С. Пушкина, «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами».

 В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей.

Карикатуры Теребенева соперничали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Из общего числа анонимных карикатур, а их около 150, большую часть неподписанных работ также принято относить к авторству Теребенева. Его популярные листы «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева.

В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Это действительно было и остаётся подарком. Она состояла из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Так, буква «В» выглядела следующим образом: голодные французские солдаты раздирают на куски ворону. Под картинкой беспощадная надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать». Но некоторые карикатуры призывали к доброте и человечности. Например, карточка с буквой «О». Возле палатки русские солдаты кормят трех французов, один уже жадно ест, другой с надеждой тянется за куском, третий благодарно лобызает солдата в плечо: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».

Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и других.

Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона».

 Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения.

Бахметевский завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева. Некоторые исследователи советского агитационного фарфора 20–30?х годов XX века проводят определенные параллели с русским фарфором и стеклом, выпускавшимся в России по следам Отечественной войны 1812 года.

В статье использовались материалы сайтов:

 http://antikclub.ru/load/29-1-0-192

http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/book5_13.html

http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post129628909/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азбука победы войны 1812 года Автор презентации: Гуля Наталья Владимировна Г. Чита, МДОУ № 58

Слайд 2

На вторжение Наполеона в Россию в 1812 году откликнулись русские художники. Такой формой, которая стала понятна самым широким слоям общества, стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли. Авторы лучших листов известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» Иван Иванович Теребенев . И. И. Теребенев является создателем этой интересной азбуки. Он, не смущаясь «площадным», как тогда говорили, простонародным характером избранного жанра, создал около сорока злободневных, действенных, интересных в художественном отношении картинок-карикатур на тему Отечественной войны 1812 года, которые легли в основу детской азбуки. В конце 1814 года эти карикатуры были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки. Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России.

Слайд 7

В презентации использовались карикатуры И. И. Теребенёва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История России XIX век Отечественная война 1812 года Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает: 1. У ровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы ( рис.3, табл.6) . 2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы. 3. Данные табл. 7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Слайд 2

План урока. 1.Причины и начало войны. 2.Смоленское сражение. 3.Бородинская битва. 4.Тарутинский маневр. 5.Партизанское движение. 6.Гибель «Великой армии».

Слайд 3

Задание на урок. Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?

Слайд 4

После заключения Тиль-зитского мира Наполе-он был близок к миро-вому господству. Ряд стран стали вассала-ми Франции,Австрия и Пруссия-заключили с ней союзнические до-говоры. Наполеон стремился на-нести решающий удар по Англии, но этому мешала Россия,не вы-полнявшая условий континентальной бло-кады.Война стала не-избежной. 1.Причины и начало войны. Наполеон-император Франции

Слайд 5

1.Причины и начало войны. 1.На основе диаграммы сравните военно-эко- номический потенциал России и Франции?

Слайд 6

Летом 1812 г. французская ар-мия численностью 600 000 человек сосредоточилась на территории Польши. 1.Причины и начало войны. Великая Армия 600 000 II .Багратион 49 000 I .Барклай де Толли 110 000 III .Тормасов 45 000 Наполеон рассчитывал в при-граничном сражении раз-бить противника и продик-товать условия мира. Русские не зная планов Напо-леона разбили армию не 3 группы и расположили их вдоль всей границы.

Слайд 7

12 июня 1812 г. «армия двунадесяти языков» форси-ровала Неман и стремительно двинулась вперед с целью не допустить воссоединения 1-й и 2-й рус-ской армий. Главнокомандующим русской армии был сам Алек-сандр I ,что затрудняло действия генералов.Вскоре его убедили уехать из армии,но новый главноко-мандующий так и не был назначен. 1.Причины и начало войны. 12 июня 1812 г. Французская армия форсирует Неман.

Слайд 8

Действия французов заставили русское командо-вание начать отступление,чтобы не дать Напо-леону разбить 1-ю и 2-ю армии по одиночке. 1 2 Первоначально русские надеялись встретиться в Дрисском укрепленном лагере,но французы не позволили им это сделать.

Слайд 9

Место соединения русских армий постоянно ме- нялось,до тех пор,пока они не встретились в к. июля под Смоленском. 1 2 1 2

Слайд 10

Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение.Французы,потеряв 20 000 солдат, заняли город только тогда ,когда русское командование сочло его дальнейшую обо-рону бессмысленной и отдало приказ возоб-новить отступление. 2.Смоленское сражение. П.Гесс. Сражение под Смоленском 5 августа.

Слайд 11

Неудачи начального пе-риода войны заставили императора заняться поиском нового глав-нокомандующего. Противоречия между Барклаем де Толли и Багратионом не позво-ляли остановиться на их кандидатурах и под давлением обществен-ности Александр I пос-тавил во главе армии М.И.Кутузова,который вскоре прибыл к войс-кам в р-не Царево-Зай-мище. 2.Смоленское сражение. Кутузов принимает парад под Царево-Займище.

Слайд 12

Неожиданно для всех новый главноко-мандующий объя-вил действия Барк-лая де Толли вер-ными и продолжил отступление,в по-исках места для ге-нерального сраже-ния,пока не остано-вился в 110 км от Москвы,около де-ревни Бородино. 3.Бородинская битва. М.И.Кутузов.

Слайд 13

По приказу Кутузова око-ло д.Шевардино нача-лось возведение земля-ного укрепления-реду-та. 24 августа к д. Шеварди-но подошли французы. Они с ходу атаковали редут.Сражение про-должалось до поздней ночи. Утром Наполеону доло-жили,что русские ото-шли.25 августа сторо-ны готовились к пред-стоящему сражению. 3.Бородинская битва. Бой за Шевардинский редут.

Слайд 14

3.Бородинская битва.

Слайд 15

Шевардино Бородино Татариново 3.Бородинская битва. Рано утром 26 августа полководцы выд-винули войска на исходные позиции. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы флеши Уваров Платов

Слайд 16

Битва началась в 5-30 утра. Наполеон напра-вил основной удар на левый фланг, где на-ходились Багратионовы Флеши.Бой за них продолжался весь день.Флеши переходили из рук в руки 7 раз,но французам так и не удалось прорвать оборону и выйти в тыл 1-й армии. 3.Бородинская битва. В.Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах.

Слайд 17

Шевардино Бородино Татариново 3.Бородинская битва. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы флеши Уваров Платов В ходе сражения был смертельно ранен командующий 2-й армии П.Багратион На командном посту его сменил генерал Н.Тучков.

Слайд 18

Не менее ожесточенное сражение разыгра-лось на Курганной высоте,где находилась батарея Раевского.Французы несколько раз захватывали ее,но русские солдаты в штыковых атаках возвращали позиции обратно. 3.Бородинская битва. Генерал А.П.Ермолов отбивает батарею Н.Раевского

Слайд 19

Шевардино Бородино Татариново 3.Бородинская битва. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы флеши Уваров Платов Кутузов.что бы снять напряжение в центре послал в обход французов казаков атама-на Платова и драгун генерала Уварова. Французы отбили рейд русских кавалеристов и в этот момент Наполеон двинул в бой свою Старую гвардию. Но в неожиданно Наполеон отдал приказ возвратить Гвардию назад.К вечеру битва стала затихать.

Слайд 20

27 августа в 2 часа но-чи Кутузов прика-зал отвести войска. Сражение не принес-ло победы ни одной из сторон.Францу-зы потеряли 60 тыс. солдат, но за ними осталось поле боя. Русские-40 тыс, но они вынуждены бы-ли продолжить отс-тупление. 3.Бородинская битва. В.Верещагин.Конец Бородинского сражения

Слайд 21

Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение. Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы-не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Рос-сия». 4.Тарутинский маневр. Военный совет В Филях (1.9.1812)

Слайд 22

4.Тарутинский маневр. В.Верещагин Вместе с русской армией го-род покинули многие его жители.По приказу гене-рал-губернатора Ф.Росто-пчина Москва была по-дожжена. Французы подошли к горо-ду 3 сентября.Наполеон расположившись на Пок-лонной горе,любовался русской столицей.Но,во-преки ожиданиям депу-тация московских бояр с ключами от города так и не появилась. Город на 3 дня был отдан во власть солдат.

Слайд 23

Русская армия покинув столицу по Рязанской до-роге,затем перешла на Калужскую, и оторва-лась от преследовавшего ее корпуса Мюрата. Тарутино

Слайд 24

Русская армия расположилась на берегу р.Нара в ста-ринном русском селе Тарутино. Это позволило,прикрывая пути отхода французов на юг,дать армии отдых.В Тарутинский лагерь посто-янно прибывали подкрепления.Несколько попы-ток французов пройти в не разоренные войной районы были успешно отбиты. 4.Тарутинский маневр. П.Гесс Сражение под Тарутино.

Слайд 25

Находившийся в Москве Наполеон очень быстро по-нял,что оказался в ловушке.Достигнув долгождан-ной цели,он не смог подписать мир,армия на гла-зах превращалась в мародеров,впереди предстояла зима в разоренном и сожженном городе. Генерал Лористон,посланный с предложением о мире сначала к Кутузову,а затем к Александру I возвра-тился ни с чем. 4.Тарутинский маневр. В.Верещагин. Наполеон и Лористон.

Слайд 26

Огромный урон наносили французам партизанские отряды,которые блоки-ровали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе. Инициатором партизанско-го движения стал полко-вник Д.Давыдов,полу-чивший на это согласие М.Кутузова еще до Боро-динского сражения. Вскоре на занятых врагом территориях начали воз-никать отряды из числа местных жителей. 5.Партизанское движение. Денис Давыдов

Слайд 27

Наиболее известными командирами были : -офицеры А.Сеславин,А.Фигнер,солдат Е. Четвертаков,крестьяне Г.Курин и В.Кожи-на. Вклад партизан в разгром врага с полным ос-нованием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной. 5.Партизанское движение. В.Верещагин. С оружием? Расстрелять!

Слайд 28

6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя французы заминировали Кремль,Собор Ва-силия Блаженного и др.,но русские патриоты смог-ли обезвредить заряды. Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия. 6.Гибель «Великой армии». В.Верещагин. По большой дороге- отступление, бегство…

Слайд 29

Узнав об отступлении французов из Москвы,Ку-тузов вывел русскую армию к Малоярославцу и преградил дорогу неприятелю. В ходе разыгравшегося сражения город 7 раз пе-реходил из рук в руки.В результате французы повернули на Старую Смоленскую дорогу Тарутино Малоярославец Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской до- роги,вступая в бой только тогда когда францу-зы пытались повернуть на юг.Великая армия таяла на глазах. р.Березина

Слайд 30

Последнее сражение разыгралось при переправе че-рез р.Березину в ноябре 1812 года.Русские с ходу атаковали французов и Наполеон,потерявший здесь еще 30 000 солдат,бросил армию и с остатка-ми Старой гвардии возвратился в Париж. 25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной вой-ны. 6.Гибель «Великой армии». Переправа через р.Березину.

Слайд 31

Закрепление. Определите, какие эпизоды войны изображены на слайдах, и, перейдя в режим редактирования слайда, расставьте события войны в хронологической последовательности.

Слайд 32

Задание на урок.

Слайд 33

Закрепление. Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

Слайд 34

Решите кроссворд. 1.Место, где состоялась главное сражение войны.

Слайд 35

Решите кроссворд. 2.Полководец,главнокоман- дующий русской армии.

Слайд 36

Решите кроссворд. 3.Земляные укрепления.

Слайд 37

Решите кроссворд. 4.Генерал,командующий 2-й армией после Бородинской битвы

Слайд 38

Решите кроссворд. 5.Место последнего сраже- ния войны 1812 года.

Слайд 39

Решите кроссворд. 6.Место соединения русских армий.

Слайд 40

Решите кроссворд. 7.Генерал,герой войны 1812 года.

Слайд 41

Решите кроссворд. 8.Основатель партизанско- го движения.

Слайд 42

Решите кроссворд. 9.Пограничная река.

Слайд 43

Решите кроссворд. 10.Место командного пункта Наполеона на Бородинском Поле.

Слайд 44

Решите кроссворд. 11.Место отдыха и пере- группировки русской армии.

Слайд 45

Решите кроссворд. 12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.

Слайд 46

Решите кроссворд. 13.Командир русской ба- тареи на Бородинском поле.

Слайд 47

Решите кроссворд.

Слайд 48

Задание на урок. Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?

Слайд 49

Автор презентации Гуля Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Недаром помнит вся Россия""Битвы 1812 года"

Презентация к Единому уроку истории, посвященная 200-летию Отечественной войне1812 года  «Битвы 1812 года» содержит материал о Смоленской и Бородинской битвах, и о героях войны. Может испол...

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия" Коллаж. Тема «Женщины войны 1812 года»

Работа на всероссийский конкурс "Не даром помнит вся Россия" Коллаж посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года" Тема   "Женщины войны  1812 г"...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия" Коллаж. Тема «Женщины войны 1812 года»

В коллаже представлены русские женщины, разных  социальных слоёв населения  и их роль в период отечественной войны 1812 года....

Кроссворд " Армия и оружие войны 1812 года". Конкурс “Недаром помнит вся Россия”

ЦелиПривлечение внимания учеников к вопросам вооружения и комплектования русской армии в войне 1812 годаЗадачи материалаРазвитие интереса к военной истории РоссииКонтроль правописания названий историч...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"

Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия» Презентация « 1812 год – великая эпоха в жизни России».

Материал презентации можно использовать на уроках литературы  в 5 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», на уроках истории, на классных часах, посвящённых Отечественно...


 

Комментарии

Арсаева Елена Анатольевна

Спасибо очень интересно, сама пробовала отгадать со своими детьми дома.
Гуля Наталья Владимировна

И Вам спасибо!

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!