План урока "Война 1812 года в произведениях искусства и литературы".
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Гуля Наталья Владимировна

Интересный урок, который можно использовать в качестве классного часа. Урок сопровождается ранее опубликованными мной материалами презентаций. На уроке много внимания отводится сообщениям учащихся. Ученики учатся видеть в произведениях искусства то, что хотел сказать  автор произведения, учатся анализировать произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.docx50.85 КБ
Файл konkurs.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Война 1812 года в произведениях искусства и литературы.

Цель: 1. Научить учащихся анализировать произведения искусства и литературы с исторической точки зрения, повторить основные этапы войны 1812 года и имена исторических деятелей этого периода.

2. Развивать умение оценивать произведения искусства, не только смотреть, но и видеть их.

3. Воспитывать чувство патриотизма на примерах героев войны 1812 года, эстетический и художественный вкус.

Оборудование: 1. Документы для подготовки к экскурсии.

                           2. Произведения литературы о войне 1812 года.

                           3. Презентация «Война 1812 года в произведениях искусства и литературы».

                           4. Фильм «Война и мир» (отрывок «Совет в Филях»)

                           5. Кроссворд - презентации

Словарь: Панорама, прикладное искусство, рисовать, писать картины, баталист, художники-передвижники, арка.

Ход урока:

I. Орг.момент. Сообщение темы урока.

II. 1.Слово учителя.

...И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

 Спросишь: когда это было? - Давно.

В ту далёкую пору, в 1812 году, произошло такое важ ное для нашей Родины событие, что его невозможно за быть. О нём великий русский поэт Михаил Юрьевич Лер монтов написал стихотворение «Бородино».

        Послушай, как великолепно звучит:

        «Недаром помнит вся Россия

        Про день Бородина!»

        Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом день?

        В то осеннее утро на Бородинских высотах встали

        друг против друга две армии.

Русской армией командовал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, французской - император Напо леон Бонанарт.

Наполеона называли «властителем полумира». Он на голову разбил немцев и австрийцев. Он покорил почти всю Европу.        .

Угроза нависала и над нашей страной. На литовских, на белорусских, на русских дорогах загремели француз ские барабаны. Под натиском врага русская армия долго отступала. И Гродно пало. И Витебск пал. И Смоленск пал.

        Взамен прежнего главнокомандующего был назначен Кутузов. «Пришёл Кутузов - бить французов», - ра достно говорили солдаты.

Местом решающей битвы стало по словам поэта «большое поле» - возле деревни Бородино, вблизи Москвы. Здесь русские воины построили укрепления  peдуты и флеши,  подвезли пушки и дали клятву вернос ти: стоять насмерть.

Утром 7 -го сентября 1812 года гремели первые залпы.

Величайшее по тем временам сражение началось.

И ты его увидишь.

Во власти художника сделать видимым то, что случилось много лет тому назад.

2. Мотивация.

- У вас на столах лежат листы с кроссвордом, который вы к концу урока должны будете отгадать и прочитать слово, которое там зашифровано. Отгадать кроссворд вам поможет наш урок-путешествие. Вы побываете во многих местах и как путешественники можете делать записи нашего путешествия.

II. Выступление экскурсоводов.

Подготовленные заранее учащиеся ведут экскурсию. На экране по мере рассказа показываются слайды с произведениями искусства. Экскурсоводы отвечают на вопросы зрителей.

1 учащийся.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Ты поднимаешься по узкой крутой лесенке в круглый, как цирк, зал. Посреди площадка. Высоко приподнятая над полом, она обнесена перилами, словно палуба ко рабля. На площадке люди. Из-за них больше ничего не  различишь.

        Кругом  полумрак. Лишь вдали сверкает яркая голубиз на неба и огненные макушки берёз.

        Но вот ты добрался до перил, и перед тобой распахнулся залитый  светом простор.

Привольная ширь русского поля. В берёзовые рощи цы заглянула золотая осень. На крестьянских полосках поспел хлеб. Однако клонятся колосья к земле, не под резанные серпами жнецов, а раздавленные конскими ко пытами. Не разбирая дороги, мчатся отчаянные всадники.

Над полем вьётся дымка. Только это не утренний ту ман, а дым артиллерийских залпов и пожарищ. Горят из бы тех, кто посеял хлеб. Мирное поле стало полем смер тельного боя.

Тут и артиллерия, и - кавалерия, и пехота. На солдатах старинные мундиры. И сражаются они, как сражались тогда, в старину, когда. лучший стрелок мог за минуту вы стрелить один раз, когда ни автоматов, ни самолётов, ни танков не было. Врага рубили саблей, кололи штыком, глушили прикладом, топтали конём. Блестят на солнце штыки и сабли, лоснится от пота лошадиная шерсть.

В пылу сражения во вражеские ряды врезался русский кирасир. У него с головы сбили каску. Лицо кирасира в крови. Но и раненый, он продолжает мужественно сражаться.

Ты смотришь на него и на других бойцов, и сердце за мирает от волнения. Tы  веришь, что это то самое «боль шое поле», та самая битва, о которой поэт писал.

«Смешались в кучу кони, люди,

  И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...»

2 учащийся.

И заставила тебя в это поверить панорама. Её создал со своими помощниками в 1911 году к столетнему юбилею Бородинской битвы русский художник Франц Алек сеевич Рубо. И сейчас здание на Кутузовском проспекте в Москве, где помещается панорама, ежегодно посещает более миллиона человек.

Обычно в художественных музеях и галереях в одном зале развешано несколько картин. А панорама одна за нимает весь, специально для нее построенный круглый зал. Холст Бородинской панорамы расписан масляными красками и тянется по кругу на 115 метров. На нём три тысячи фигур.

Сама панорама ярко освещена, но зрители смотрят на нее из темноты.

И ещё одна особенность панорамы. Это не только живопись, у панорамы есть, как говорят художники, «пе редний план». На полу перед холстом навалены брёвна, колья, тускло поблёскивают пушечные ядра и колёса разбитых пушек.

        От смотровой площадки до панорамы всего трина дцать метров, но, благодаря переднему плану, кажется,  что фигуры  на холсте отодвинулись вглубь, стали выпук лыми, как бы ожили.

Как ни велика панорама Рубо, но всего Бородинского поля и двух армий ей не вместить. Рубо изобразил самое главное: левый фланг русских войск после полудня в момент наивысшего накала боя  атаки французов на деревню Семёновскую.

В этой великой битве померялись силами два полко водца: грозный завоеватель и мудрый защитник. О них особый рассказ.

3 учащийся.

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи...

Холм, поросший по-осеннему рыжей пожухлой тра вой. На холме среди боевых генералов фельдмаршал Ку тузов. В руке он держит подзорную трубу. Барабан, на котором лежит карта, служит фельдмаршалу столом.

.. Написав картину «М. И. Кутузов на Бородинском по ле», советский художник Сергей Васильевич Герасимов привёл тебя на русский командный пункт.

В молодости военную выучку Кутузов прошёл у Суво рова. Был ранен, потерял глаз. Отличился в бою с турка ми при взятии Измаила. Все, кому довелось служить под началом Кутузова, любили и уважали талантливого и опытного полководца. Но не любил его завистливый к чужой славе император Александр 1. Он назначил Куту зова главнокомандующим лишь в августе 1812 года, когда войска Наполеона уже приближались к Москве.

На  картине Герасимова Кутузов руководит сражени ем, в котором решается судьба России. Телефона тогда не было, и фельдмаршал выслушивал донесения и отдавал приказы здесь же, на поле боя, под открытым небом.

Вдали на левом фланге сквозь дым виднеется горящая деревня Семёновская.

Кутузов приказывает командирам конницы генералу Уварову и казачьему атаману Платову (они стоят с ним рядом) поддержать пехоту, которую он направил на ле вый фланг.

4 учащийся.

Силён и грозен противник Кутузова. Наполеон про славлен как величайший полководец мира. Наполеон не знает поражения уже пятнадцать лет.

Но нет в фигуре седого федьдмаршала ни старческой слабости, ни растерянности. Он верит в «чудо-богаты рей», как называл русских солдат Суворов. И эту непоко лебимую веру художник передал жестом русского полко водца, властным, спокойным и величавым.

На картине художника прошлого века Василия Ва сильевича Верещагина «Наполеон на Бородинских высо тax  - другой полководец - французский. Наполеон си дит на раскладном стуле, скрестив на груди руки, поло жив левую ногу на барабан.

Походы, походы, походы - вот жизнь Наполеона Бо напарта. В двадцать пять лет он уже командовал армией. После боя молодой генерал спрашивал солдат: кто отли чился, кого наградить? Но, взойдя на трон, Наполеон стал думать, что и то уже награда, если он шутливо по треплет солдата за ухо своей императорской рукой.

Как же сумел художник без слов рассказать о пере мeне в характере генерала, ставшего императором? Он отодвинул свиту от Бонапарта. Маршалы и генералы не смеют приблизиться к своему повелителю, чтобы не по мешать ему наблюдать за ходом боя. Они ждут, что это будет его новая блистательная победа, которой он про славит Францию и себя.

Во всех походах Наполеон одевался одинаково. Таким и написал его Верещагин. На нём треуголка-шляпа и се рый сюртук. Но поза, в которой изобразил художник полководца, доказывает, что настроение у Наполеона необычное. Он весь в напряжении. Вот-вот вскочит и в гне ве отшвырнёт ногой барабан.

Где она, привычная радость победы? Её нет. Уже во семь часов длятся атаки. Почему же русские не сдаются?

Почему?!  Впервые в душу непобедимого закрадываются трево га и сомнение. Наполеон сжался, втянул голову в плечи, словно что-то могучее, непонятное, незримое пригнулоего к земле.

Более сорока тысяч наших солдат сложило головы на Бородинском поле, но сломить дух русского войска Бонапарту не удалось.

5 учащийся.

Тогдa считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Простая деревенская изба. Полутемно. На бревенча тые стены, на стол, на лица и одежды людей падает тёп лый отблеск лучей заходящего солнца. Поблёскивает зо лото генеральских эполет.

Здесь, в деревне Фили, собрался военный совет, чтоб решить: возможно ли после понесённых потерь новое сражение за Москву.

Но что это за детская головка свешивается с печи?

 В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» говорится, что когда начался военный совет, хозяева избы Савостьяновы, которые постарше, вышли в сени. А шести летняя Малаша осталась. Повезло же девчонке! Но и ты не в обиде. Глядя на правдивую картину Алексея Даниловича Кившенко, ты словно присутствуешь на военном совете сам.

На передней лавке, к тебе спиной, седоголовый на чальник Главного штаба - Беннигсен. В красном углу, под образами, тоже седой, закутанный в плащ, командующий правым флангом - Барклай-де -Толли. Его мучает лихорадка. Он - совсем больной.

Ну, а кто этот генерал, с красной лентой через плечо, второй слева от Барклая-де -Толли? Его нельзя не, запомнить - он в луче света. Художник распределяет на картине свет и тень так, чтобы выделить главное. Это Дохтуров, человек невеликого роста и великого мужества. Он заменил генерала Багратиона, смертельно раненного вовремя героической защиты флешей. Флеши Багратиона французы атаковали шесть раз.

А вот и другой герой Бородина - генерал Раевский. Он сидит на задней лавке, второй слева направо, смуг лый, курчавый, тоже с красной лентой через плечо. Мно го наполеоновских солдат полегло при атаках батарей Раевского. «Фатальным» - гибельным для себя  называ ли атакующие этот центральный редут.  

 Рядом с Раевским, генерал Коновницын. Умелым командованием он сохранил жизнь многих солдат.

И его румяное, доброе лицо ярко освещено. Он ласково улыбается Малаше. Но она смотрит на «дедушку» Куту зова. Он её приласкал, дал кусок сахара. О чём тут спо рят, Малаша по малолетству понять не могла.

Это был очень важный спор. Беннигсен говорил, что нельзя оставить без боя древнюю столицу Москву. С ним были согласны и некоторые генералы.

Пока шёл спор, Кутузов молча сидел в тени. Но вот он поднял руку. Этот момент и запечатлел художник.

Bce замерли. Опершись рукой о колено, выжидающе уставился на Кутузова Беннигсен. Грудью подавшись впе рёд, чутко прислушивается Раевский. Насторожился Дох туров. А горячего нрава генерал Ермолов вскочил, не мог усидеть на месте от волнения.

Что скажет главный? Он властен единолично принять решение, за которое будет сам отвечать перед Родиной.

Кутузов понимал, что за «уступление» Москвы врагу его ждёт царская немилость. Но он думал не о своей судьбе, а о судьбе Отечества. Город, временно захвачен ный врагом, можно вернуть, тогда как вернуть в строй- убитых  солдат - невозможно. Сохранить армию - значит, спасти Россию.

И Кутузов сказал: «Приказываю отступить!»

Просмотр отрывка из фильма «Война и мир»

6 учащийся.

...Ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Французскому императору Наполеону Бонапарту до несли, что русские отступили. Дорога на Москву сво бодна.

На поклонной горе, откуда открывался вид на древ нюю русскую столицу, Наполеон остановился. Ранее немцы и австрийцы, чьи земли он завоевал, подносили ему ключи от Берлина и Вены, своих столиц. Теперь он ждал депутацию, которая поднесёт ему ключи от Москвы.

Император ждал долго. Никто ключи от Москвы ему не принёс. На поклон Бонапарту никто не пришёл. Боль шинство москвичей покинуло город.

В опустевшем городе стали хозяйничать наполеонов ские солдаты. Хозяйничали небрежно. Что им, чужим, здесь беречь? В Москве, где в ту пору было много дере вянных домов, начались пожары.

Зарево полыхает и на картине Верещагина «В Крем ле. Пожар». Это твоя вторая встреча с Бонапартом. На полеон смотрит на московский пожар из Кремля.

В старину сражения назывались «баталиями». Отсюда слова: «батальон» - воинское подразделение, «бата лист» - художник, который пишет картины про войну. В прошлом веке не было в России лучшего баталиста, чем Верещагин. Он написал целую серию картин о войне 1812 года. И каждая картина не только ожившая страни ца истории, но и рассказ о человеческих судьбах.

Взгляни ещё раз на картину Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах». Художник выбрал полотно ши рокое, как само поле боя. А сколько на этом полотне человеческих фигур! Маршалы, генералы, гренадеры в вы соких меховых шапках. Все они преклоняются перед че ловеком в сером походном сюртуке. За верную службу он обещал им богатство и славу, воинские звания, ордена.

На картине «В Кремле. Пожар» тот же человек в се ром сюртуке. Но он одинок. Бонапарта сопровождает лишь адъютант. Да и тот с опаской поглядывает на кро вавые отсветы зарева, на струйки дыма; которые пробиваются сквозь зубцы кремлёвской стены.

И формат картины другой. Полотно удлинилось, вы тянулось вверх. Фигура Наполеона замкнута в узком про стенке. Бонапарт - словно попал в ловушку. И справа от него стена, и перед ним глухая стена.

        Так показал художник поражение непобедимого.

        Угрюмо лицо императора. Его армия погибает бес славно, без боя, без единого выстрела. Потому что сол дат, который тащит из чужой квартиры всё, что попадает ся под руку, уже не боец, а грабитель, мародёр. А что де лается в других городах, где тоже остались французские гарнизоны? На тысячи вёрст растянулся фронт, и Фран ция далеко-далеко...        

Надо уходить. В горящей Москве, в городе, который не покорился, оставаться опасно. Но чтобы уйти не с по зором, нужно перемирие. Перемирие как можно скорей!

7 учащийся.

И с письмом Наполеона, который теперь запросил о мире, в ставку Кутузова, в Тарутино, прибыл посол французского императора генерал-адъютант Лористон.

О чём они говорили? На картине художника Н. П. Ульянова «Лористон в ставке Кутузова» тебе расскажут руки и лица. Посмотри, с какой брезгливо стью сжимает рука Кутузова письмо Наполеона. Круто повернувшись, фельдмаршал меряет гневным взглядом императорского посла.        .

А тот - словно окаменел. Руки Лористона бессильно опущены. В глазах  будто пред ними открылась про пасть, отчаяние, безнадёжность, тоска.

И ты понимаешь, о чём рассказал художник: Кутузов отказывается мириться. Для завоевателей, посягнувших на русскую землю, настало время расплаты.

8 учащийся.

...И отступили басурманы.

Ночью дежуривший в ставке Коновницын разбудил Кузова. Прискакал курьер с очень важным известием: Наполеон оставил Москву. И, закалённый в боях, фельд маршал заплакал от радости - милый каждому русскому сердцу город  свободен и,  вpaг отступает. Россия спасена!

Время побед для Наполеона прошло. Отступая, он по терпел поражение под Малоярославцем и уже не смог повернуть на юг, где рассчитывал перезимовать в достат ке. И погнал Кутузов французов по разорённым ими же дорогам.

Вместе с художником Верещагиным, написавшим кар тину «На большой дороге. Отступление. Бегство», ты проследишь этот путь.

Солнечный морозный день. По дороге, обсаженной берёзами, медленно движется колонна отступающих французов. От засыпавшего землю снега, от нависшего на ветках берёз воздушно-нежного кружева инея словно лучится золотисто-розовое сияние. Сверкающая красота русской зимы. И от этой победной игры света тёмные фигуры французов  кажутся ещё угрюмей, ещё мрачней. Они - словно стая ослеплённых солнцем ночных хищных птиц.

До самого горизонта тянется колонна, извиваясь, буд то сине-чёрная змея. Нет, это не похоже на боевой марш. Французы не идут, а тащатся, пряча лица в ворот ники. Ни знамён, ни барабанов, которые бы звали впе рёд. На земле валяются ружья и ящики из-под снарядов. Торчат из-под снега колёса и жерла брошенных пушек.

Кто это едет в карете? Генерал, маршал или сам им ператор? Спасаясь бегством, непобедимый бросил свою армию и ускакал в Париж.

А может, в карете везут накидки из горностая, со больи шапки, русский хрусталь? Сорок тысяч повозок с награбленным двинулись в дорогу вместе с отступающей армией. Даже отбившиеся от строя солдаты пытались что- нибудь унести. Таких солдат изобразил художник Пря нишников на картине «Эпизод из войны 1812 года».

Илларион Михайлович Прянишников - художник-пе редвижник. Впервые это слово прозвучало сто шестна дцать лет тому назад. Товарищество передвижных выста вок основали художники, которые хотели, чтобы их искусство было доступно, понятно и близко народу. Вы ставки устраивались не только в столице, но переезжали из города в город, почему и самих художников стали на зывать «передвижниками». На смену вельможам и знат ным дамам на полотнах передвижников появились кре стьяне, рабочие, солдаты, учащиеся, служащие.        

И герои картины «Эпизод из войны 1812 года» - про стые люди. Крестьянка в зипуне зажала под мышкой икону в драгоценном окладе, позолоченную ризу

одежду священника во время богослужения. Это церков ное имущество отобрано крестьянами у грабителей. Не даром у двух пленных французских солдат связаны руки.

Конвоирует пленных бедно одетый русский мужик с вилами в руке. Ни грамоте, ни военной науке он не обучен. А вот сумел совладать с двумя «мусью». Так на зывали в простонародье наполеоновских солдат, переина чив французское слово «месье» - «господин». И, совла дав, не издевается над ними, а ведёт их деловито, с досто инством, лишь искоса поглядывая на женский платок, ко торый накинул на плечи один из пленных: «Чай, замёрз? Плохо тебе? А зачем лез на чужую землю, мусью! »

Писали свои картины о войне Прянишников и Вере щагин в разное время, писали каждый по-своему, но глуб же и ярче выразить задуманное обоим помогла родная природа. Свидетели тому, что французы на русской зем ле чужие, на картине Верещагина «На большой дороге. Отступление. Бегство» - солнце, снег, а в картине «Эпизод из войны 1812 года» Прянишникова - мороз и метель-поземка.

Русскому мужику мороз нипочём, он с зимой сроднил ся, а вот южанину-французу, да ещё легко одетому, стужа невтерпёж. Офицер с наполеоновским орлом на кивере где-то раздобыл шубу, но перчаток у него нет. Он гре ет дыханием окоченевшие руки. Обмотав шею платком, в три погибели согнулся молодой барабанщик. Пожилой гвардеец в красном с золотыми галунам  мундире совсем обезумел от холода: то ли поёт, то ли кричит.

В грудь и лицо чужакам хлещет метель-позёмка. И бьёт их, И гнёт, будто хочет вымести с русского поля, как выметают метлой садовники сорванный ветром с ве ток осенний лист.

9 учащийся.

...Уж постоим мы головою

За Родину свою!

Снова перед тобой, уже четвёртая по счёту, картина Верещагина. Хочешь узнать о нём побольше?  Это был художник-боец. Чтобы его батальные картины были правдивыми, он хотел всё испытать сам. Участвовал в трёх войнах. На поле боя под огнём противника делал эскизы,  зарисовки для будущих картин. Был тяжело ранен. На граждён за храбрость Георгиевским крестом.

И погиб он как боец в русско-японскую войну 1904 года на броненосце «Петропавловск» вместе  с адмиралом Макаровым.

В разговоре с другом Верещагин признался, что «всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце». По чему же он стал баталистом? Потому что считал: пока миру угрожают войны, он обязан сказать правду о них.

Баталист Верещагин был против войны. Он осуждал корысть и честолюбие завоевателей, на чьей совести разорённые города, сожжённые сёла, гибель солдат, слё зы вдов и сирот. В серии картин о войне 1812 года ху дожник показал возмездие, которое постигло завоевателя Наполеона, и с любовью прославил русский народ, отра зивший вражеское нашествие.

        Простым людям, защитникам родной земли, посвяще на картина Верещагина «Не замай! Дай подойти!»

        В зимнем уборе дремучий лес. На сучьях повисли пышные снежные гроздья, опушённые снегом еловые вет ви, словно лебединые крылья. Врагу русский лес страшен, а для партизан - он родной дом.

Сквозь мохнатую путаницу белых веток и прутьев видны лица засевших в засаду мужиков-бородачей. Глядя на дорогу, на которой должны показаться французы, старшой командует: «Не замай! Дай подойти!»

«Не замай!» - означает «не тронь», «не задирай». Так говорили в старину в деревнях. Почему же художник вы брал для названия картины деревенское слово? Вереща гин хотел показать, что командир отряда не капитан, не лейтенант, а простой мужик. Он не знаток отдавать воинские приказы, зато ему, местному жителю, знакома в лесу каждая тропа, он знает, где лучше всего затаиться, чтоб незаметно напасть на врага.

        Есть у старшого своя военная хитрость, свой верный расчет.

Какое у мужиков оружие? Топоры да вилы. Одолеть противника они могут лишь в рукопашной схватке. Значит, надо дать врагу ближе подойти.

 Наполеон называл партизанскую войну «варварской войной без правил». Однако правило у партизан было: есть ружьё - хорошо! Нет ружья - кольями, вилами  гони врага с родной земли!

А вот мундиров в партизанском отряде не носили даже те, кто имел воинское звание: Александр Фигнер, Александр Сеславин, Денис Давыдов, отчаянная голова, рубака и поэт.

Отправляясь на партизан Фигнер разведку в занятую врагом Москву, надевал  мундир, но французский. В войсках Наполеона служили за деньги немцы, австрий цы, итальянцы - как тогда говорили «двунадесять язык». И все они принимали за своего капитана Фигнера, кото рый знал четыре языка.        .

При встрече с Кутузовым командир гусарского полка, ставший партизаном, Денис Давыдов извинялся, что стоит перед фельдмаршалом не в военной форме. Но Кутузов его успокоил: «Действуй, как действуешь, головой и серд цем. Мне нужды нет, что на голове не кивер, а шапка, а сердце бьётся не под мундиром, а под армяком».

В ту военную грозную пору под армяком билось не только сердце гусара Давыдова, но и множество верных и смелых крестьянских сердец. В деревне Басманы вслед за Ермолаем Четвертаковым и подалась в партизаны триста мужиков. На всю Россию прославилась старостиха Васи лиса Кожина из деревни Сычёвка. Французские солдаты не могли поверить, что партизанским отрядом, который взял в плен, командовала простая деревенская женщина.

Может, и у верещагинского бородача, который прика зывает: «Не замай!», тоже есть имя? Давай ещё раз по смотрим на него внимательно и подумаем вместе.

Он уже немолод. Борода его побелела. Но рослый, широкоплечий, статный - он величав и крепок, словно кряжистый дуб. Такому всё нипочём. Он через топь

пройдет, в снегу заночует, медведя на рогатину поднимет, быка за рога возьмёт. Человек он добрый, зря никого не обидит, но если по справедливости осерчает, то берегись!

Смотришь на этого могучего лесного богатыря, и чу дится, что за ним стоят и Ермолай, и Василиса, и парти зан Семён Архипов из-под Можайска, и ещё тысячи под нявшихся на врага мужчин и женщин. Имя у них у всех

одно - великий русский народ.

10 учащийся.

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Когда русские войска, преследуя сильно поредевшую наполеоновскую армию, подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: «Ура спасителю Рос сии! »

На что Кутузов ответил: «Простите, друзья, не мне эта честь, а славному русскому солдату». А затем прика зал склонить перед солдатами отобранные у врага знамё на и, подбросив вверх фуражку, закричал: «Русскому сол дату ура, ура, ура!!!»

Одну из московских улиц украшает Триумфальная ар ка, воздвигнутая в честь Победы русского оружия в Оте чественной войне 1812 года.

        В Тарутине, Калужской области, где была ставка Ку тузова, надпись на памятнике гласит, что поставлен он российскому воинству, которое «под предводительством фельдмаршала Кутузова спасло Россию и Европу».

        В Ленинграде у Казанского собора высится статуя Кутузова.

        В Великую Отечественную войну 1941-45 гг. орден Кутузова стал наградой военачальников, которые по-ку тузовски били врага.        

        И золото ордена, и бронза памятников, и каждый ка мень Триумфальной арки без слов говорят тебе: помни!

        Сохранить для потомков память о славном прошлом помогли и учёные историки, и писатели, и поэты. Нет в нашей стране старшеклассника, который бы не прочёл «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого, нет школь ника, который бы не выучил наизусть лермонтовское «Бородина». И каждая строчка этого замечательного сти хотворения говорит тебе: помни!

Ну, а художники? Разве ты не побывал с ними и на Бородинском поле, и на военном совете в Филях, и в го рящей Москве, и в ставке Кутузова, и у партизан?

Ты познакомился с художниками прошлого века  Рубо, Прянишниковым, Верещагиным, и с рус скими советскими живописцами - Ульяновым и Герасимовым. О войне 1812 года они писали по-разному, каж дый в своей манере. Но цель у всех них была одна – они хотели, чтобы далёкое прошлое, став на их картинах зри мым, приблизилось к нам, чтобы мы гордились историей своего народа, воинским подвигом его сыновей и доче рей, а верности Родине, мужестве и доблести которых помнит вся Россия.

Помни о них и ты.

VI. Закрепление пройденного.

1. Обмен мнениями об увиденном и услышанном.

2. Решение кроссвордов. Прочитать слово, которое у вас получилось.

3. Прочитать слова на экране и запомнить их.

«Герой, служащий

 Отечеству, никогда не

умирает и оживает в

потомстве».

             (Генерал Я.П.Кульнев. 1812 год.)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. 

Написать сочинение – миниатюру по материалам урока.



Предварительный просмотр:

Автор материала (ФИО)

 Гуля Наталья Владимировна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

 МДОУ № 58 г.Чита Воспитатель, учитель истории (по совместительству)

Образовательное учреждение

 МДОУ № 58 г.Чита

Название материала

 План урока

«Война 1812 года в произведениях искусства и литературы».

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

 План урока

Цели,

Задачи материала

  1. Научить учащихся анализировать произведения искусства и литературы с исторической точки зрения, повторить основные этапы войны 1812 года и имена исторических деятелей этого периода.

2. Развивать умение оценивать произведения искусства, не только смотреть, но и видеть их.

3. Воспитывать чувство патриотизма на примерах героев войны 1812 года.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года в произведениях искусства.

Интегрированный урок истории и Изо. Знакомит обучающихся с произведениями искусства, посвященными этой теме. Подразумевает активную работу на уроке. Обучающиеся получают отметки по истории и ИЗО....

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"

Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....

Война 1812 года в произведениях художников

Знакомство с творчеством художника батального жанра В.В. Верещагина. Создание коллективной работы на тему "Бородинское сражение"...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"

Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Отечественная война 1812 года в произведениях литературы и искусства. 10 класс

Сценарий интегрированного творческого экзамена (история + литература) для учеников 10 класса. К сценарию прилагается презентация (так как презентация очень объемная, она была поделена на 4 части для у...