Разработка урока по истории в 6 классе "Лики Ивана Грозного"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

 

Цель урока:

Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы. Воспитать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к деспотизму и тирании, научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, аргументировано и логично вести дискуссию.Урок разработан с применением злектронных образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivan_grosn.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руднева О.А.

        История России. 6 класс

Лики Ивана Грозного.

Цель урока:

Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы. Воспитать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к деспотизму и тирании, научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, аргументировано и логично вести дискуссию.

Оборудование: книги, посвященные царствованию Ивана Грозного, картина Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г.", диск «Шедевры русской живописи», диск «Энциклопедия истории России», заготовленные сердца.

Форма и организация урока - «экскурсия», в ходе которой учащиеся знакомятся с семейным, деятельным и общенческим «ликами» Ивана Грозного и одновременно получают представление об эпохе его правления.

Ход урока.

Учитель: Сегодня перед вами пройдут наиболее яркие и образные события противоречивого царствования Ивана IV Грозного. Иван IV - незаурядная и противоречивая личность. Качества дальновидного государственного деятеля, реформатора, проницательного дипломата, ценителя просвещения сочетались в его натуре с непомерным властолюбием, мнительностью, болезненной вспыльчивостью и жестокостью. "Грозный, - писал А. Н. Толстой, - последний из гнезда Маномахова, завершил дело, начатое его отцом и дедом, - со страстной настойчивостью и жестокостью он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников - князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха»

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним место Ивана 4 в генеалогическом древе Рюриковичей. (Интерактивная справка)

У нас сегодня необычное занятие.    Я  не  учитель, я – экскурсовод,  а  вы – экскурсанты.  За время нашей экскурсии мы побываем и в художественном музее и в кинозале. У  нас  учебная   экскурсия,  а  поэтому  вы  будете  вести

«Дневник  экскурсанта», в  котором  подробно  отразите   содержание  экскурсии.

    ( Ученики  делают  записи  в  учебных  тетрадях.)

Учитель  показывает  первый « экспонат  музея»  -  репродукцию картины  Ильи Глазунова  «  Иван  Грозный» (диск «Шедевры русской живописи»).  Далее  раскрывается  содержание  картины,  объясняется   отражённое  в  ней  противоречие  между  божественной  освещенностью  власти  первого  русского  царя  и  социальной  действительностью  эпохи  его  правления.

  Дана  краткая  характеристика  главного  символа  урока,  в  котором  уже  начнём  конфликт. 

 Затем  анализ  этого символа  и  развитие  каждой  из  сторон  конфликта,  для  чего   используются  два « сердца»- красное  и чёрное

   Эта  часть  микромодуля – образа  начинается  с  легенды  о  рождении  царя  Ивана (диск «Энциклопедия истории России»).

Итак, два  сердца, два начала.… Наша задача: выяснить в каком соотношении плохое и хорошее сочетались в этом с человеке!

 Зачитываются отрывки из работ В.О.Ключевского: « От природы он(царь) получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум. Иван рано осиротел, с детства видел себя  среди чужих людей».  А так как он был крайне чувствительным мальчиком, то « в его душе… всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Отсюда… робость, ставшая основой чертой его характера».

Карамзин Н.М. в «Истории государства Российского» описывает обстановку, сложившуюся при дворе юного Ивана 4.

 «Никогда  Россия не управлялась хуже. Глинские, подобно, Шуйским, делали, что хотели именем юноши государя, наслаждались почестями ,богатством .Честные бояре с потупившимся взором безмолвствовали во дворце: шуты, скоморохи забавляли царя, а льстецы славили его мудрость»

Как подобная обстановка влияла на становление

характера Ивана 4?

Такими словами завершается характеристика « красного сердца» и начинается характеристика « черного». ( Вывешивается на доске).

Ключевский писал:

« Как и все люди, выросшие среди чужих людей без отцовского призора и материнского привета. Иван рано усвоил себе привычку: ходить. оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратились в глубокое недоверие к людям. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были его первыми политическими впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность… Иван рано привык думать, что окружен только врагам.»

Царь взрослел, мужал .И вот уже народ окрестил его «Грозный»

(отрывок из х/ф «Иван Грозный», диск «Энциклопедия истории России»)

Ребята, вы уже достаточно хорошо знакомы с деятельностью этого русского царя. У вас  в руках сердца двух цветов. Красное - положительные деяния , черное – отрицательные.

 (отрывок из х/ф «Опричнина» диск «Энциклопедия истории России»)

Завершив анализ  двух сторон конфликта, переходим к главному символическому событию, разрешающему этот конфликт.

     ( В этой последней части микромодуля-образа учащиеся  включаются в действие-переживания данного микромодуля).

  - После всего описанного, кажется, что можно существовать в такой раздвоенности, творить добро и грешить, и так всю жизнь. Но человека, разрываемого противоречиями,  всегда настигает событие, которое покажет его истинную сущность. Мы продолжаем нашу экскурсию, перемещаясь в художественный музей. Последний экспонат, который мы сегодня посмотрим - картина Ильи Репина « Иоанн Грозный убивает своего сына» (диск «Шедевры русской живописи»).

Подведение итогов.

Ребята, на наших уроках я всегда учу вас с уважением относится к своему историческому прошлому. Прошу Вас быть объективными к этой исторической личности. При вынесении приговора прошу учесть, что он сам является жертвой той эпохи, в которую он жил. Воспитываясь чужими людьми, он стал таким, каким стал. Несмотря на все негативные стороны, прошу учесть, что Иван IV обладал большим умом, был человеком образованным, обладал писательским талантом, владел искусством полемики. Он был знатоком древней литературы и философии, играл в шахматы, поощрял книгопечатание.

Рефлексия. Свои впечатления от экскурсии я прошу вас оставить в  ваших экскурсионных дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по истории "Начало правления Ивана Грозного"

1.Падение Избранной рады.2.Расправа царя с приближенными.3.Опричники и опричнина.4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.5.Итоги опричнины....

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...

Технологическая карта урока по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"

Данный материал поможет учителю при подготовке к уроку по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"...

Отчетное мероприятие по английскому языку и истории на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской. При участии МО английского языка и Истории. Предназначено для просмотра как в начальной школе , ...

Презентация к уроку истории Отечества "Правление Ивана Грозного"

Данная презентация может быть полезна для учителей коррекционной школы...