Школьный праздник ко Дню Бородина
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Методическая разработка внеклассного занятия – школьного праздника "Недаром помнит вся Россия про День Бородина."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukova_l.a._shkolnyy_prazdnik_ko_dnyu_borodina.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

Недаром помнит вся Россия

про день Бородина

(Методическая разработка

внеклассного занятия –

школьного праздника)

Дукова Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №53»

г. Новокузнецк

 

Школьный праздник

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина»

16.02.2012 год

Оформление зала (задник сцены – Триумфальная арка, возле стены напротив окна детские конкурсные работы, на столиках - книги, на мольбертах - портретная галерея)

Зрителей встречает маршевая музыка. Смолкает и…

 

Приближаются звуки барабана, они привлекают внимание зрителей (Русских Александр Фёдорович.) 

Дробь доходит до ff, смолкает внезапно и

без объявления -  звучит Радецки-марш  Иоганна Штрауса  в исполнении преподавателей фортепианного отделения Пидченко Ольги Петровны и Полосовой Анны Сергеевны.

Ведущий педагог:

Нашу программу, посвящённую 200-летию Бородинской битвы,  открыл Радецки-марш Иоганна Штрауса в исполнении преподавателей фортепианного отделения Ольги Петровны Пидченко и Анны Сергеевны  Полосовой (встают, поклон, уходят).

 Ведущий педагог (продолжает):

Уважаемые гости, педагоги, дети! На календаре - канун Дня защитника Отечества. Мы поздравляем всех, кто имеет отношение к этому празднику – родителей-пап, дедушек, а также будущих защитников.

Со словом «защитник» возникает представление о театре военных действий, о полях сражений. В истории нашей Родины было немало битв, места которых превратились в поля воинской славы. Среди них достойное место и значимость получило поле Бородинское.

Ученик ведущий:

6 сентября 2012 года исполняется 200 лет со времён Бородинской битвы. Она явилась началом изгнания наполеоновских войск с территории России и успешного заграничного похода русской армии. Может возникнуть вопрос (говорит, обращаясь к педагогу)  

- Как относиться к войне, которая была так давно?

        Педагог ведущий:

- Как к исторической данности, т.е. произошло кровопролитное сражение, где погибло с той и другой стороны более восьмидесяти тысяч солдат и офицеров за один день. Бессмысленные жертвы…. Но битва и Отечественная война в целом оставили глубокий след в сознании российского общества и нашли яркое отражение во всех видах искусства.  

  Ученик ведущий: И в этом своеобразная дань памяти событию нашей истории, о котором поэт воскликнул:

  «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина».

    Ведущий-педагог: 

Наш праздник так и называется, тем более что 2012 год, когда мы отмечаем 200-летний юбилей Бородинской битвы, объявлен годом истории.

Ведущие-дети:

1. Даша:

   Что отличало в прежние времена служилого человека – так это музыкальный слух. «Зорю» играют или «поход» (звучит сигнал), «тревогу» бьют или «сбор» (звучит сигнал),  - всякий сигнал -  разный ритм, разная мелодия. И каждый солдат должен отличить один мотив от другого на слух.

Учась в музыкальной школе, мы развиваем свои способности не только слушать музыкальное произведение, но и исполнять его.

Звучит песня «Милонга» в исполнении ансамбля гитаристов.

(Руководитель Родионова Анастасия Сергеевна)

Даша: 

     Это рядовые. А чины?! Почти каждый офицер музицировал, нередко играл на двух, а то и на трёх музыкальных инструментах.

Послушаем наших педагогов. Играет ансамбль «Экспрессио» (Руководитель Радионова А.С.)

  1. Андрей:

    Музыка в Российском войске была в особом почёте. При атаке начинает барабан. Его сменяет музыка. Бить и играть скорее, и оттого скорее шаг. Музыка в бою удваивает, утраивает армию.

На экране слайд – военные с барабанами

Ведущий-педагог: 

Воин-боец-солдат – независимо от чина, человек государственный. Поступил приказ – под козырёк – и выполнять! А война не бывает без потерь. Поэтому так щемящее проникновенна песня Булата Окуджавы

«Кавалергарды,  век недолог…»  исполняет Андрей Фомичёв

(на фоне слайда  конный воин)

   Кавалергарды, век недолог,
   И потому так сладок он.
   Трубач трубит, откинут полог,
   И где-то слышен сабель звон.
   Ещё рокочет голос струнный,
   Но командир уже в седле.
   Не обещайте деве юной
   Любови вечной на земле.
   Не обещайте деве юной
   Любови вечной на земле.

   Напрасно мирные забавы
   Продлить пытаетесь, смеясь.
   Не раздобыть надежной славы,
   Покуда кровь не пролилась.
   И как ни сладок мир подлунный,
   Лежит тревога на челе.
   Не обещайте деве юной
   Любови вечной на земле.
   Не обещайте деве юной
   Любови вечной на земле.

                                 Течет шампанское рекою,

   И взор туманится слегка.
   И все как-будто под рукою,
   И все как-будто на века.
   Крест деревянный иль чугунный
   Назначен нам в грядущей мгле.
   Не обещайте деве юной
   Любови вечной на земле.
   Не обещайте деве юной
   Любови вечной на земле.

  

Ведущий педагог:

В 1883 году П.И. Чайковским была написана Торжественная увертюра

 «1812 год» специально для обряда освящения храма Христа Спасителя

Начинает звучать

Вначале  мы слышим мрачные звуки русского церковного хора как напоминание об объявлении войны, которое в России проходило на церковных службах

.

На фоне музыки выходит старший школьный хор. Музыка прекращается

Ведущий-педагог продолжает:

А мелодия танца «Эй, Дунай, мой Дунай» -  символ битвы при Бородино. М.Ю. Лермонтов написал замечательное стихотворение, а народ положил его на музыку. И родилась прекрасная песня.

Без объявления старший школьный хор исполняет песню

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» (руководитель Татьяна Александровна Погожева)

Под звуки финала увертюры с артиллерийской канонадой хор покидает сцену

   На экране слайд-картина «И клятву верности сдержали…», звучат стихотворные строки

«Память»  автор Дукова Л.А.

(Без объявления) читает  Дарья Ильиных  (на фоне слайдов)


Как быстротечны истории мгновенья…

Но мастерски, в порыве вдохновенья

Художник создал картины поля брани,

Поэтому и знаем Бородинской битвы грани.

Арка Триумфальная, колонна Монферрана

Прославляют подвиг беспрестанно.

Храм Христа Спасителя воссоздан,

Чтобы стоять в веках светло и грандиозно.

Сраженья той войны в миниатюре

Создал граф Толстой в скульптуре.

Образы бойцов в движеньи характерном

Отмечены в искусстве медальерном.

Кутузов и Барклай перед собором

Охватывают город взором.

Высоко взметнулись их скульптуры -

Таковыми в жизни были их натуры.

Знаем те событья, благодаря искусству,

Постижение его приходит с чувством

Благодарности, восторга, преклоненья

И желанья изучать сии творенья.

Ведущий-педагог:

Одним из таких творений является его величество  Портрет!

Целая  галерея портретов! – «Где?» - «Да в Эрмитаже, царском дворце!»

Демонстрируются слайды военная галерея в Эрмитаже, на фоне которых звучит стихотворение в исполнении Елезова Андрея 

Полководец  (отрывок)             Александр Пушкин

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Ведущий педагог:   Молодым и уже послужившим генералам 12-го года посвящён романс Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»

                 Стихи М. Цветаевой      Муз. А. Петрова
               
Исполняет София Джунь

                Аккомпанирует Анна Сергеевна Полосова

        

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели,
И голоса, и голоса.

Вы, чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты,
Очаровательные франты,
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли,
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу, и на балу.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб
О молодые генералы,
О молодые генералы,
Своих судеб!

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы,
Своих коней,

Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки,
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег!

Ведущий ученик:  Стараниями потомков и благодаря искусству, не забыть про их отвагу

Автор Дукова Л.А.

Читает Сёма Ильиных  (без объявления):

То, что было на поле сраженья,

                           Эхом проходит сквозь поколенья

В музыке – торжество увертюры,

Триумфальные арки в архитектуре,

Памятники монументальной скульптуры,

Изящество скульптурной миниатюры.

Портреты, батальные сцены

Вписаны мастером кистью бесценной.

График поставил ёмкую мету –

         Память не канет в бездонную лету!

Экскурсовод (Вагина Катя):

Несомненно, память не иссякнет, если мы и сейчас создаём работы, посвящённые 12-му году. Мы хотим выразить свои чувства, воспеть патриотический подвиг народа.

Создать сюжеты столь давних событий очень сложно. Представить внешний облик героев событий можно только через изображения мастеров того времени или художников более близких нам по времени. Но внешнее, пожалуй, не самое важное. Мы должны добиться  своего художественно-образного осмысления.

Василию Колгунову потребовалось  соединить поэтическое слово Лермонтова со своей фантазией и воображением, чтобы получился такой графический лист. Выразительными средствами графики является пятно,  линия, штрих. Используя возможности этих средств, при помощи мягких материалов (уголь), автор изображает клубы порохового дыма, пыль и грязь из-под копыт лошадей – всё это показывает тяжесть ратного труда, трагизм события, горечь потерь боевых друзей.

  Прошло двадцать с небольшим лет, и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге появилась колонна-памятник, выполненная в стиле ампир. Она сразу вызвала интерес у художников, создавших живописное воплощение скульптурно-архитектурного произведения. На нашей выставке тоже есть изображение колонны Монферрана, выполненное в графике.

Оно интересно тем, что автор рассматривает монферрановское творение сквозь призму истории. Если присмотреться, то можно увидеть, как призрак, очертания другой колонны, колонны императора Траяна. Александрийский столп и колонна Траяна разделены

пространством и временем, но на этом листе они оказались рядом, давая понять о неразрывности поколений.

         Теперь перейдём к другой работе.

Чтобы достойно встретить русское войско, возвращавшееся из Франции, на Тверской заставе в Москве по проекту О.И. Бове строится деревянная  Триумфальная арка. Позднее её воплотили в долговечных материалах. Сейчас она находится на Кутузовском проспекте.

 В работе, которую я представила на выставку, она изображена в центре. Выделенная более насыщенным цветом, она обращает на себя внимание богатым декором – колонны коринфского ордера, рельефы. Картина выдержана в светлых тонах, символизируя праздничность события, ради которого арки построены.

Традиция сооружать Триумфальные колонны и арки пришла от мастеров  античного мира. Из истории изобразительных искусств нам известны колонна Траяна, арки римских императоров Тита и Константина. В этом можно увидеть диалог времён, культур, цивилизаций и проследить  преемственность в мировом искусстве.

Ведущий ученик:  

Патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев – вот что обеспечило торжество на Бородинском поле.

Ведущий педагог:

Среди имен, начертанных на памятнике русским воинам на Бородинском поле, значится имя Дмитренко Василия Кондратьевича, дедушки Елены Алексеевны Моисеенко, преподавателя нашей школы. Он погиб 26 августа 1812 года в чине рядового солдата. Память о нём сохранилась, благодаря родственному древу, составленному папой Елены Алексеевны. Память о предках – великое дело!

И следующая песня прославляет стойкость и непреклонность русского солдата. На сцене ансамбль мальчиков, в их исполнении  прозвучит песня

«Солдатушки, бравы ребятушки!»

(Руководитель Юлия Сергеевна Алфёрова)

 Ведущий ученик:

 Нашей школе выпал жребий представить на городской Олимпиаде-конференции архитектурные произведения, запечатлевшие память  12-ого года. Нами написана исследовательская работа о здании Московского манежа.  И защищать эту работу будет Елизавета Китайчик.

 (Краткое изложение на фоне показа слайдов).

- 30 ноября 1817 года, ко дню парада войск по случаю пятилетней годовщины разгрома армии Наполеона императором Александром I открылся Манеж.

       - Построен в рекордные сроки (всего за шесть месяцев), он поражает своими размерами - 166 на 45 метров. Самое крупное строением в России на протяжении полутора веков.    

       - Автор фасадного декора Осип Иванович Бове. Цельность облика постройки обусловлена лаконизмом и единообразием крупных архитектурных деталей:

        - мерный ритм протяжённых фасадов создаётся аркадой оконных проёмов;

        - они разделены трёхчетвертными тосканскими колоннами;

        - тяжёлый антаблемент включает рельефные вставки.

        - Высокая двускатная крыша зрительно облегчена поставленными слуховыми окнами и гладкими, без декора, фронтонами в торцах здания.

   Выгоревший дотла в марте 2004 Манеж, спустя год, был воссоздан. Внешний облик в целом остался тот же, а вот внутренний подвергся значительным изменениям - появились современные коммуникации, конференц-зал, подземные помещения, эскалаторы, лифты, кафе.

               Ведущий ученик:

Кроме того, мы знаем (говорят дети, будущие участники городской Олимпиады)

Гаврелюк Глеб: про Спасо-Бородинский монастырь, ставший первым памятником о тех, кто «душу положил за  други своя»,

      Вагина Катя: про Бородинский мост, прежде Дорогомиловский, по которому вынуждена была отступать армия.  Через  25 лет после битвы он был переименован в Бородинский. В более позднее время архитектурное оформление превратило Бородинский мост в памятник русским воинам, стоявшим насмерть на Бородинском поле;

Паршуковская Лера: про Триумфальную арку, сооружённую для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся домой после победы над Наполеоном;

Елезов Андрей: про колонну Монферрана, воздвигнутую в стиле ампир в центре Дворцовой площади по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном;

Китайчик Лиза: про храм Христа-Спасителя, построенный как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием.

      Ведущий-ученик:

    Эти сооружения  подтверждают высказывание Н.В. Гоголя о том, что

«Архитектура – тоже летопись мира: она говорит и тогда, когда уже молчат и песни, и предания».


Ведущий педагог:

Но песни не замолкают

Звучит одна из них в исполнении ансамбля «Фантазёры» «Защитники страны» (Руководитель Юлия Сергеевна Алфёрова)

  Более того, появляются новые песни,  в том числе, и в нашей школе.

Звучит песня «Война идёт», ставшая совместным творчеством

Георгия Суханова и Елены Алексеевны Моисеенко, преподавателя класса импровизации

Война идёт, война идёт,

Война идёт! Вставай народ!

Вот колокольный слышен звон –

Войной идёт Наполеон!

Войной идёт Наполеон.

Непобедим и грозен он.

Он всю Европу захватил,

                           Народы все поработил.

Война идёт! Мы победим!

Ведь русский люд непобедим.

Мы за Россиюшку-страну

Наполеону поддадим!!

 

Бежал Француз, войне конец.

Мы победили, наконец!

В веках запомнят этот год.

Да будет славен наш народ

Ведущий ученик:

 А сто лет тому назад, к столетнему юбилею был написан Торжественный марш в память Бородинского боя 1812 года 

   Ведущий педагог:

Пусть этот марш будет напутствием команде нашей школы на успешное выступление в городской Олимпиаде-конференции 18 апреля.

Ведущий ученик:

Торжественный марш в память Бородинского боя звучит в исполнении педагогического ансамбля народных инструментов «Потеха».

 (Руководитель Геннадий Иванович Сергун).

На фоне слайдов – иллюстрации «Бородино» Лермонтова

Последний слайд  - С. Присекин   «И клятву верности сдержали!»

Ведущий педагог (после исполнения марша):

В финале нашего праздника хочется напомнить: за прошедшие 200 лет остаётся неизменной  оценка Бородинского сражения как символа стойкости и героизма в защите Родины!

Ведущий-ученик:

Мы выражаем благодарность нашим зрителям за внимание и говорим:

(все ведущие)  «До новых встреч!»

Маршевая музыка провожает гостей

             

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала

Дукова Людмила Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Преподаватель истории изобразительных искусств

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №53»

города Новокузнецка

Название материала

Методическая разработка внеклассного занятия – школьный праздник «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», проведённый 16.02 2012 года

Вид ресурса

Текстовой документ

Цели,

 задачи материала

Цель: сконцентрировать внимание детей на произведениях изобразительного искусства, отразивших память об Отечественной войне 1812 года.

Задачи:

- активизация творческой деятельности обучающихся и развитие познавательного интереса к истории страны через искусство;

- формирование у детей навыков владения монологической речью и умения вести диалог;

- создание коммуникации в детской среде для успешного обмена информацией и самовыражения детей;

- пополнение электронного банка методических материалов.

Список использованной литературы

Ссылки на интернет

ru.wikipedia/org>wiki/Монферран

http://ru.wikipedia.org/wiki/

ru.wikipedia.org>

http://traveltipz.ru/trips/artactions/id/9838_triumfal-

naja-arka-moskow-

http://kartamaps.com/?p=11592


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и презентация школьного праздника "День города"

Мероприятие может быть подготовлено и проведено с разновозрастными группами школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

Школьный праздник "Виват, школяр!"

Общешкольный праздник "Виват, школяр!" стал финальным акордом в проведении общешкольных конкурсов "Ученик года" и "Активист - 2011" проводившихся на  рейтинговой основе....

Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"

Ежегодно, в  нашей школе  в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Сценарий школьного праздника «День Матери – праздник любви и благодарности»

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента. В этот день по традиции поздравляют всех мам, а на государственном уровне чествуют женщин,...

Сценарий школьного праздника "Праздник детской моды"

Сценарий праздника с демонстрацией работ учащихся, конкурсов....