Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (7 класс) по теме:
    Аттестационный урок по истории: "Реформы Петра I"

    Сорокина  Елена Валерьевна

     

    Аттестационная работа

    учителя истории

    Ульяновской средней

    общеобразовательной школы

    Лукояновского района

    УЛАНОВОЙ

    Елены Валерьевны

     

    ПРЕДМЕТ:       История России

    ТЕМА  УРОКА:Реформы Петра I.

    ТИП  УРОКА:Изучение нового материала

     

    ПРОГРАММА:Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История Отечества с древности до конца XVIв.

     Программы общеобразовательных учреждений: История, Обществознание.  5 – 11 кл.   –  

    М.: Просвещение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Аттестационная работа 

    учителя истории

    Ульяновской средней

    общеобразовательной школы

    Лукояновского района

    УЛАНОВОЙ

    Елены Валерьевны

    ПРЕДМЕТ:        История России

    ТЕМА  УРОКА: Реформы Петра I.

    ТИП  УРОКА: Изучение нового материала

    ПРОГРАММА: Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История Отечества с древности до конца XVI в.

     Программы общеобразовательных учреждений: История, Обществознание.  5 – 11 кл.   –  

    М.: Просвещение.

    Психолого-педагогическая

    характеристика класса

            В 7 «А» классе обучаются 14 человек, из них 9 мальчиков и 5 девочек.

    Активный, сплоченный коллектив, в котором преобладает положительная мотивация к обучению.

            Исходя из личных наблюдений, консультаций с другими учителями-предметниками, работающими в 7 «А» классе, индивидуальных бесед, результатов проверочных работ по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 3 группы.

            I группа – высокий уровень обучаемости  (5 человек).

            Наблюдается любознательность, самостоятельность и оригинальность суждений, высокий интеллектуальный уровень, отмечается стремление к пополнению знаний. Работая с этой группой обучающихся, можно отметить высокий уровень трудоспособности, трудолюбие, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания. Наблюдается успешное овладение программным материалом.

            Память характеризуется неплохим объёмом и быстротой запоминания, длительностью сохранения и  хорошим восприятием материала. Обладают высокой концентрацией внимания, способны удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, что свидетельствует о наличии послепроизвольного внимания.

            Хорошо развита речь, обладают богатым словарным запасом.

    II группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (7 человек)

            Преобладает слуховая и зрительная память, в основном преобладает механическое запоминание.

            Речь развита хорошо, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя.

            Внимание частично-рассеяное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения.

            Учебный материал усваивают.

    III группа – характеризуется низким уровнем обучаемости   (2 человека). Учащиеся рассеяны, часто отвлекаются на посторонние разговоры, несобранны, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания.

    Память преобладает механическая, что затрудняет воспроизведение материала даже через короткое время.

    Словесно-логическое мышление развито слабо, не умеют обобщать и анализировать.

    Речь развита слабо, словарный запас ограничен, творческое мышление совсем не развито.

    Программный материал усваивают медленно.

    В целом класс очень активен, обладает заинтересованностью в получении ЗУНов.

    Так как класс условно разбит на группы учащихся с разным уровнем обучаемости, на уроках используется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Основной материал рассчитывается на среднюю группу учащихся. Для других групп в зависимости от сложностей в обучении дается дополнительный материал. Для развития внимания и памяти используется больше работ с наглядным материалом, работ на контурных картах.

    Урок по теме «Реформы Петра I» является важным компонентом не только в изучении раздела «Россия в первой четверти XVIII века», но и во всем  курсе «Истории России».

                     

    Тема: Реформы Петра I.

            Основная цель: усвоение новых знаний об изменениях в органах государственной власти, о реформах в местном управлении, реформах церковных и государственных, реформах в культуре и быту;

    Формирование представлений об окончательном становлении абсолютизма и о сущности абсолютизма.

            Задачи:

    1)Совершенствование навыка работы с документальными источниками;

    2) формирование умений выстраивать причинно-следственные связи событий;

    3) развитие внимания, памяти, речи, мышления;

    4) воспитывать личностные качества учащихся, патриотические чувства, чувства коллективизма.

    Оборудование:

    1. Учебник - А.А.Данилов История России: конец XVI – XVIII век: учеб для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение;
    2. Репродукции картин;
    3. Исторические документы (См в приложении 2);
    4. Таблицы и материалы для записи в тетрадь (См. в приложении 3).
    5. Условия и правила проведения игры (См. в приложении 4).

    План урока:

    1) Организация начала урока.

    0,5 мин.

    2) Сообщение темы, цели и задач урока.

    1 мин.

    3) Воспроизведение опорных ЗУНов.

    6 мин.

    4) Усвоение нового материала и его первичное осознание.

    27 мин.

    5) Закрепление и обобщение полученных знаний.

    8 мин.

    6) Подведение итогов урока.

    1,5 мин.

    7) Информация учащихся о домашнем задании.

    1 мин.

    Ход урока.

    I. Организационный этап.

    а) Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    б) Определение отсутствующих.

    в) Проверка внешнего состояния класса.

    г) Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

    д) Организация внимания учащихся.

    1. Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к работе на уроке. Дежурный, кто сегодня отсутствует на уроке?

    (*Ответ дежурного ученика).

    Используется с целью активизации внимания и подготовки учащихся к успешному усвоению материала.

    Проверка отсутствующих – важное средство воспитания коллективизма.

    II. Сообщение темы, цели и задач урока.

    а) Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала.

    б) Показ практической значимости изучения нового материала.

    в) Постановка перед учащимися учебной проблемы.

    Формы:

    1. Монолог учителя.
    2. Беседа (вводная).
    3. Тема фиксируется на доске.
    4. Основные понятия темы записаны на доске.

    Запись на доске:

    Дата: 24.10.06.

    Тема урока: Реформы Петра I.

    Используется с целью организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, а так же с целью  сообщения темы и задач урока. Это позволяет учащимся познакомиться с планом работы на уроке и показать связь урока с предыдущими занятиями. Кроме того. Подобная  форма активизирует познавательную деятельность школьников на последующих этапах урока.

    Дата и тема урока записываются в рабочую тетрадь, записи в которой необходимы для лучшего запоминания основных понятий по теме и т.п.

    III. Воспроизведение опорных знаний.

    Форма:

    1. Объяснение.
    2. Исторический диктант.

    «Даты. События. Люди. Основные понятия» - об исторических событиях начала правления Петра I, Северной войны и т.д. (Исторический диктант см. в приложении 1).

    Такая форма проверки усвоения материала показывает уровень ЗУНов учащихся, позволяет выявить проблемы в изучении материала; позволяет проверить знания всех учащихся  в классе в относительно короткий промежуток времени.

    Данная работа способствует развитию логического мышления, внимания, памяти. Кроме того, эта работа является подготовительным этапом для изучения нового материала.

    Подобная форма проверки знаний уже знакома учащимся, поэтому объяснение условий работы сводится к минимуму, что позволяет сэкономить время.

    IV. Изложение нового материала и его первичное осознание.

    Формы:

          1)Монолог учителя.

          2)Объяснение.

          3)Беседа (эвристическая)

    ПЛАН УРОКА:

    1.Причины и цели  проведения реформ.

    2.Реформы военные.

    3.Преобразования центральных органов.

    4.Реформы местных органов.

    5.Указы о дворянстве.

    6.Усиление крепостного права.

    7.Правительственная экономическая политика.

    8.Преобразования в области культуры и быта.

    Основные понятия:

    1. Реформа;                                
    2. Сенат;
    3. Синод;
    4. Коллегии;
    5. Аристократия;
    6. Бурмистр;
    7. Ранг;
    8. Абсолютизм.
    1. Причины и цели проведения реформ.

    Формы:

    1)Работа по вопросам.

    2)Беседа.

    3)Монолог учителя.

    Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:

    1. Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?
    2. Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?
    3. Каким было положение высших слоёв общества?
    4. Каким было положение низших слоёв общества?
    5. Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?

    Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.

    *Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы,  причины учащиеся записывают в тетрадь.

    Запись в тетрадь:


    Причины реформ:



    1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.



    2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.


    2 – 8. Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта.

    Форма:

     1) Объяснение.

     2) Беседа.

     3) Демонстрация наглядного материала.

     4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.

    5) Рецензирование.

    6) Составление справки.

    7) Ответы учащихся.

    *Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж.

    Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь  на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль  сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость?

    *Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны.

    1-я группа: «Реформы военные».

    2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права».

    3-я группа: «Правительственная экономическая политика».

    4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта».

    *По истечении времени представители  каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.

    Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:

    Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные».

    1. Создание русской национальной регулярной армии и флота;
    2. Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);
    3. Создание мануфактур обеспечивающих армию;
    4. Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;
    5. Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;
    6. Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;
    7. Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.

    Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»).

    1. Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям.
    2. 1708 г. – губернское деление страны:
    3. создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор;
    4. губернии делятся на провинции – 50 провинций;
    5. провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.
    6. 1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе).
    7. 1714 г. – издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.
    8. 1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.
    9. 1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.
    10. 1722 г. – введена должность генерал-прокурора – «Ока государева».
    11. Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано  патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.
    12. 1722 г. – создание «Табеля о рангах» - законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе – 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» - образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия.
    13. 1722 г. – «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.
    14. Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие  беглых крестьян.

    Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика».

    Краткий анализ итогов экономических реформ:

    1. За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля.
    2. Освоен новый промышленный район – Урал.
    3. Возникла литейная промышленность в Карелии.
    4. Возникли новые отрасли промышленности – постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги.
    5. В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод.
    6. На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия.
    7. Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I  ввозили железо, в его правление стали вывозить.

    Петром I  приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры. 

    Мануфактуры по форме собственности:

    1. Казённые (государственные);
    1. Купеческие;
    1. Помещичьи.

    Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий.

    Труд на мануфактурах:

    Вольнонаёмный

    Принудительный

    Наёмные рабочие

    «Приписные крестьяне»

    «Посессионные крестьяне»

    Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди.

    Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях.

    1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой.

    1. Произошли грандиозные изменения в торговле:
    1. Были открыты новые российские торговые порты – Санкт-Петербург, Нарва, Выборг  и др.
    1. С 1700 по 1719 годы – система запретов  высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий.
    1. Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности.
    1. 1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет.
    1. Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну:
    1. 1719 г. – перепись всего мужского податного  населения (ревизия): цель которой – постоянный сбор налогов в казну и рекрутский набор в регулярную армию;
    1. 1724 г. – введение подушной подати (взамен всех налогов), причем, размер подати с государственных крестьян и посадских людей больше чем с помещичьих крестьян.
    1. 1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.

    Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года).

    1. Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября).
    2. Январь 1700 г. – введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство).
    3. Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах».
    4. 16 мая 1703 г. – заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга.
    5. Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита.
    6. 1709 г. – введение первого гражданского календаря.
    7. 1714 г. – реформа образования.
    8. 1718 г. – учреждены Ассамблеи – собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад.
    9. 1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера.
    10. 1724 г. – издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II).

    *Представители творческих групп рассказывают о проведенных Петром I реформах в стране, делают выводы, определяют свое отношение к «Петровским реформам».

    *Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения. Основные данные записываются в тетрадь.

    .

    На доске заранее записан план изучения нового материала.

    Основная цель – концентрация внимания учащихся на основных вопросах темы.

    На доске записаны новые понятия, используемые на уроке. Это необходимо для того, чтобы активизировать зрительную память учащихся.

    Записывать слова и их определения в тетрадь нет необходимости, если они есть в словарике после материала параграфа. Учащиеся просто знакомятся с их содержанием. Если определения понятий нет в словаре, то учитель перед изучением нового материала должен продиктовать учащимся под запись эти термины.

    В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию   выводов.

    Такая форма работы позволяет активизировать ранее полученные знания учащихся, позволяет выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их;

    Способствует выработке краткой лаконичной речи, активизирует деятельность класса.

    Всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, исправлении.

    Запись выносится на доску для соблюдения грамотности учащимися.

    Такая форма работы позволяет выявить главный материал, опираясь на который  в дальнейшем учащиеся могут определять не только необходимость реформ, но и социально-экономическое и политическое положение страны до их проведения.

    Во время творческой работы учащихся учитель имеет возможность по «ключу» проверить «Исторический диктант».

    Такая форма работы позволяет наиболее рационально использовать время на уроке.

    Эта форма работы выполняет несколько функций: умение работать с материалом учебника, выделяя главное;

    Умение работать с документальными источниками;

    Умение работать в коллективе, группе.

    Основная смысловая нагрузка этой формы работы, конечно же, образовательная, но при такой работе выполняется еще и воспитательная функция – воспитание чувств коллективизма и воспитание личностных качеств учащихся.

    Кроме того, происходит развитие мыслительных процессов, зрительной памяти, внимания.

    Используется частично-поисковый метод с целью совершенствования навыка самостоятельной работы; умения выделить главное, умения анализировать.

    Используется словесно-наглядный метод, монолог учащегося, совершенствуются навыки устной речи, навыки самостоятельной и коллективной работы, формируется умение работать с документом.

    По ходу рассказа учащихся учитель демонстрирует необходимый наглядный материал, руководит процессом выделения и записи в тетрадь главного материала.

    Выделенный жирным курсивом и подчеркнутый волнистой линией материал необходимо записать в рабочие тетради.

    Эта таблица в увеличенном виде вывешивается на доску, учащемуся, отвечающему по этому блоку задания, рекомендуется использовать ее при объяснении материала.

    Учащиеся формируют умения работы с документальными источниками.

    V. Закрепление и обобщение полученных знаний.

    Формы:

    1. Логическое задание;
    2. Индивидуальные ответы учащихся.
    3. Игра «Аукцион»;
    4. Беседа (закрепляющая).

    *Учитель задает учащимся вопрос.

    - Многие историки  считают, что в Петровскую эпоху в стране складывается абсолютизм. В словарях это понятие охарактеризовано следующим образом: 1. АБСОЛЮТИЗМ, –  Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.

    2. АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

    -Попытайтесь доказать или опровергнуть утверждение, что в России в этот период сложилась абсолютная монархия.

    - Попробуйте определить связь той эпохи и нашего времени.

    (Выслушиваются 2 – 4 кратких доказательства в виде фронтальной работы с классом).

    *Проводится игра «Аукцион». (Описание игры см. в приложении 2).

    *Учитель делает вывод по материалу урока.

    - Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.

       Имели место положительные результаты этих реформ:

    1. Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.
    2. Улучшилось международное положение России.
    3. Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.

    Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:

    1. Консервация феодально-крепостнических отношений.
    2. Подавление личности государством.
    3. Становление абсолютной монархии в России.
    4. Подчинение церкви государству.
    5. Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.

    Эта работа позволяет закрепить знания учащихся об эпохе Петра I, обобщить  только что изученный материал, логически его осмыслить. Позволяет высказать свое мнение и отношение к этому периоду истории. Развивает логическое мышление учащихся, помогает выявить причинно-следственные связи исторического процесса.  

    Позволяет проследить связь времен и показать роль этого времени на современность.

    Такая работа позволяет в игровой форме закрепить полученные знания. Игра используется с целью активизации внимания, нестандартной работы памяти (термины прозвучавшие во время игры дольше сохраняются в памяти учащихся).

    Выводы по уроку сделанные учителем позволяют обобщить полученные знания, систематизировать их, дает возможность учащимся представить целостную картину того времени.

    VI. Подведение итогов урока.

    Формы:

    1. Монолог учителя.
    2. Выставление оценок за работу на уроке.

    * Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляет оценки за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.

    Этот этап необходим с целью обобщения  характеристики работы учащихся на уроке – ученик должен видеть результат своей работы.

    VII. Информация учащихся о домашнем задании.

    Формы:

    1. Объяснение.
    2. Беседа.

    *Выучить материал § 15, пересказать, ответить на вопросы после § 15.

    Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения.

    Такая форма работы используется с целью закрепления ЗУНов, полученных на уроке; способствует  развитию навыков устной монологической речи учащихся.

    Приложение 1.

    Исторический диктант.

    1. Назовите годы Северной войны.
    2. Какое событие произошло 27 июня 1709 года?
    3. Какая страна была противницей России в Северной войне, и кто был ее королем?
    4. Русская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью найти союзников для борьбы с Османской империей, а также пригласить на русскую службу специалистов разных профилей и приобрести необходимое вооружение называлась?
    5. Царевна, сестра Петра I, совершившая попытку военного переворота?
    6. Какая битва вошла в историю под названием «Мать Полтавской битвы»?
    7. Швейцарец, сподвижник Петра I, командующий флотом в Азовских походах, адмирал русского флота?

    КЛЮЧ:

    1. 1700 – 1721 гг.
    2. Полтавская битва.
    3. Швеция; Карл XII.
    4. Великое посольство.
    5. Софья I Петровна.
    6. Битва при д.Лесной.
    7. Лефорт Франц Яковлевич.

    Приложение 2.

    Указ Петра I от 20 декабря 1699 года

            

            … Ныне от рождества Христова доходит  1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года.

    Указ Петра I от 13 февраля 1719 года о создании музея Кунсткамеры

    … Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так и зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех государствах собираются для диковинки, чего перед несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оное, которых несколько уже и принесено…

    Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля.

            Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города…

    Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года

    Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне повелено и впредь повелено будет сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются.

    «Генеральный регламент, или Устав»

    от 28 февраля 1720 года

    Понеже его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных дел… следующие к тому потребные и надлежащие коллегии учредить. А именно: иностранных дел, камер, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, каммерц, штатс-контор, Берг и мануфактур… 

    Приложение 3.

    Игра «Аукцион».

    Цель игры: проверка правильности усвоения новых ЗУНов, устранение пробелов в знаниях, активизация внимания, развитие логического  мышления, развитие памяти.

    Условия игры: учащиеся должны «купить» баллы,  назвав определение понятия или дату, историческую личность с наименьшими «потерями».

    Например: «продается» определение Северная война. Учитель говорит: «Кто желает купить определение», само определение не называется, проговариваются лишь характеристики этого события. Высший балл за определение 10 очков. Если учащийся, вызвавшийся назвать определение с первой подсказки,  узнает его, то получает 10 баллов, если нет, то каждая подсказка отнимает по одному баллу. Побеждает ученик, набравший максимальное количество баллов.

    * сегодня у нас на аукционе продается пять определений.

    1. (Мануфактура)
    1. эти предприятия в Европе с 16 века;
    2. в России они существовали с 17 века;
    3. именно они подготовили переход к машинному производству.
    4. при Петре они были трех видов;
    5. их  виды: государственные, помещичьи, купеческие;
    6. основаны они были на ручном труде;
    7. обычно на них помимо ручного труда применялось и машинное производство;
    8. название этого слова произошло от двух латинских слов;
    9. слова эти манус – рука и фактура – изготовление.
    1. (Губерния)
    1. в 1923 году в место них появились края;
    2. это политико-административные территории при Петре;
    3. были образованы в 1708 году;
    4. первоначально их было восемь;
    5. во главе был генерал;
    6. делились они на уезды;
    7. произошло слово от латинского слова правитель – губернатор.
    1. (Сенат)
    1. высший государственный орган;
    2. учрежден Петром;
    3. подчинялся императору;
    4. учрежден в 1711 году;
    5. осуществлял надзор  за чиновниками и деятельность государственных учреждений;
    6. произошло от латинского слова сенекс – старец;
    7. сейчас так называется верхняя палата парламента в США.
    1. (Гвардия)
    1. отборная, привилегированная часть войск;
    2. впервые появилась в Италии в 12 веке;
    3. в России учреждена Петром в конце 17 века;
    4. с ее помощью Петр одержал ряд побед;
    5. в нее входили несколько полков;
    6. это военная организация войск;
    7. пришла на смену стрелецкому войску.
    1. (Меншиков  Александр Данилович)
    1. сподвижник Петра;
    2. сын придворного конюха;
    3. с 1707 года светлейший князь;
    4. воевал в Северной войне;
    5. генералиссимус, адмирал;
    6. взяв крепость Нотебург (Шлиссельбург) был назначен ее комендантом;
    7. первый губернатор Санкт Петербурга.

    Самоанализ урока

            Данный урок продолжает изучение раздела «Россия в первой четверти XVIII века». Так как данный материал содержит большой объём новой информации, был выбран такой тип урока как изучение нового материала.

            Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных особенностей учащихся. По наполняемости учащимися класс средний, поэтому на уроке использовался дифференцированный подход –  работа в творческих группах велась по принципу «сильный помогает слабому», деление класса на творческие группы было осуществлено таким образом, что в них вошли учащиеся разного уровня обучаемости.

            Для активизации изучения нового достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, проблемный метод. А также были использованы различные формы работы: игровая ситуация, работа с текстом документа и с текстом учебника, работа с новыми терминами, работа с наглядным материалом, работа в тетрадях и прочее. Все виды работ на уроке организовывались на базе исторического учебного материала, дополнительных источников – документов, содержащих достаточный объем знаний по теме.

            Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед учащимися поставлена конкретная задач, на доске записан план урока, и они видят конечную цель. После изучения каждого пункта плана учащиеся с помощью учителя делают вывод, закрепляя тем самым только что полученные знания.

            Плотность урока была достаточной. Было сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включал отработку и закрепление разнообразных навыков у учащихся. После каждого этапа урока обязательно делался вывод, определялась причинно-следственная связь событий.

            Каждый этап урока сопровождался контролем учителя и самоконтролем учащихся для выявления степени усвоения нового материала.

            Особо активно проходили этапы урока,  где учащимся были предложены: самостоятельная работа и игра.

            Содержание урока полностью соответствуют требованиям программы.

            Урок достиг основной цели. Задачи урока выполнены. В подтверждение этого ответы учеников, активность их на уроке, выводы учеников по теме.

            Работы учеников оценены, выставлены совокупные оценки: за «Исторический диктант» плюс работа в творческих группах на уроке.

     



    Предварительный просмотр:

    Труд на мануфактурах:

    Вольнонаёмный

    Принудительный

    Наёмные рабочие

    «Приписные крестьяне»

    «Посессионные крестьяне»

    Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди.

    Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях.

    1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой.


    Причины реформ:



    1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.



    2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.


            

    Табель о рангах

    Классы

    Чины гражданские

    Чины армейские

    Чины флотские

    1

    2

    3

    4

    1

    Канцлер

    Генерал-фельдмаршал

    Генерал-адмирал

    2

    Действительный тайный советник

    Генерал от кавалерии, инфантерии, артиллерии, инженер-генерал

    Адмирал

    3

    Тайный советник

    Генерал-лейтенант

    Вице-адмирал

    4

    Действительный статский советник

    Генерал-майор

    Контр-адмирал

    5

    Статский советник

    -

    -

    6

    Коллежский советник

    Полковник

    Капитан I ранга

    7

    Надворный советник

    Подполковник

    Капитан II ранга

    8

    Коллежский асессор

    Капитан, ротмистр

    Старший лейтенант

    9

    Титулярный советник

    Штабс-капитан (в пехоте), штабс-ротмистр (в кавалерии)

    Лейтенант

    10

    Коллежский секретарь

    Поручик

    Мичман

    11

    Корабельный секретарь

    -

    -

    12

    Губернский секретарь

    Подпоручик, корнет

    -

    13

    Провинциальный секретарь

    прапорщик

    -

    14

    Коллежский регистратор

    -

    -

    «Реформы военные».

    1. Создание русской национальной регулярной армии и флота;
    2. Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;
    3. Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;

    Политические реформы

    - 1708 г. – губернское деление страны

    - 1711 г. – создан Сенат

    - 1714 г. – издан «Указ о единонаследии

    - 1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии

    - 1722 г. – создание «Табеля о рангах»

    - 1722 г. – «Указ о престолонаследии»

    Органы власти и управления при Петре I

    Император

    Сенат

    Генерал-прокурор

    КОЛЛЕГИИ:

    Генеральный регламент – определял порядок работы коллегий.

    Обер-прокурор – надзор за Синодом;

    Синод – духовная коллегия – ведала церковными делами;

    Коммерц-коллегия –  ведала делами внешней торговли;

    Коллегия иностранных дел –  ведала внешнеполитическими делами;

    Берг-коллегия – ведала горными делами, добычей руд;

    Военная Мануфактур-коллегия – ведала военными делами и промышленностью работающей на армию;

    Адмиралтейств-коллегия – ведала флотом;

    Камер-коллегия – ведала сбором налогов;

    Вотчинная – ведала делами наделения дворян поместьями, разрешением земельных сборов;

    Штатс-контор-коллегия – ведала финансовыми расходами государства;

    Юстиц-коллегия – ведала судебными делами;

    Ревизион-коллегия – вела контроль  государственных доходов и расходов.

    Главный магистрат

    Губернии -  8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор.

    Провинции - 50 провинций.

    Уезды (Дискриты) -   во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.

    Правительственная экономическая политика.

    1. Переход к политике меркантилизма и протекционизма;
    2.  1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет.
    3.  1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.

    Преобразования в области культуры и быта.

    1. Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении
    2. Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости»
    3. 16 мая 1703 г. -  Основание Санкт-Петербурга.
    4. Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита.
    5. 1709 г. – введение первого гражданского календаря.
    6. 1718 г. – учреждены Ассамблеи
    7. 1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по истории "Реформы Петра I"

    Урок по теме "Реформы Петра I"...

    Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС

    Заключительный урок по главе "Эпоха Петра I" в 10 классе. Урок составлен  в соответствии с требованиями ФГОС. Дана технологическая карта урока....

    Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС

    Заключительный урок по главе " Эпоха Петра I" в 10 классе. Дана технологическая карта урока...

    Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС

    Заключительный урок по главе " Эпоха Петра I" в 10 классе. Дана технологическая карта урока...

    Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

    Материал урока даёт возможность повторить  причины преобразований  и   реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...

    Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"

    рассказать о модернизации государственной системы России...

    Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

    Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...