Восточные славяне в древности
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

 

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их занятиях, религии.

2.Формировать умение работать с картой, историческими источниками, учить работе с дополнительной литературой, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.

3.Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vostochnye__slavyane_v_drevnosti.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мелиховская    средняя общеобразовательная школа»

План урока

«Восточные славяне в древности»

                                                            Учитель истории Клевцова Н.В.

Восточные  славяне в древности

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их занятиях, религии.

2.Формировать умение работать с картой, историческими источниками, учить работе с дополнительной литературой, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.

3.Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Оборудование: карта

                                Ход урока:

1.Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Восточные славяне в древности». Мы познакомимся с жизнью славян, их занятиями, религиозными взглядами.

       Вопрос учащимся: Из какой летописи мы узнаем о древних славянах?

Кто является автором летописи? О чем говорится в летописи?

       Учитель: Нестор назвал 13 племенных союзов. Покажите на карте территорию их расселения.

       Сегодня на уроке мы узнаем, чем занимались славяне, во что они верили, как славяне жили. Нам помогут в этом древние авторы и вспомогательные исторические дисциплины: этнография, археология, лингвистика.

      Вопрос учащимся: Что является предметом изучения этих наук?

      Учитель: Сегодня вы выступите в роли ученых-историков, археологов, этнографов.

Давайте заглянем с вами в древний поселок( работа с историческими источниками)

Учитель: Основными источниками по изучению жизни славян являются произведения византийских историков. Это « История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского и «Стратегикон».

       Вопросы учащимся: Что вам известно об этих авторах?

         Что сообщают нам о поселениях славян византийские историки 6 в.?

         Что сообщает автор «Стратегикона» о поселениях славян?

         Чем привлекали славян «неудобопроходимые реки, болота, озера»?

        Учитель: А теперь  совершим путешествие в славянский поселок (сообщение ученика, работа с картиной)

         Учитель: Жизнь среди лесов была нелегкой. Славянские поселки были редкими островками среди «лесного моря». Они являлись центрами развития хозяйства. Историю первобытности характеризуют 2 типа хозяйства: присваивающее и производящее.

           Объясните эти термины.

             Задание: В ходе дальнейшего нашего исследования заполните таблицу «Хозяйство древних славян».

         

Присваивающее

Производящее

             Вопросы учащимся: Дайте  характеристику этих типов хозяйства.

Чем еще занимались славяне?

Какие виды ремесел были известны славянам?

Какие промыслы существовали у славян?

            Вывод: Главным занятием у славян было земледелие, а также скотоводство и ремесло.

            На доске и в тетрадях отмечаем, какие занятия относятся к присваивающему, а какие к производящему хозяйству.

2.Религия восточных славян.

             Мы познакомились с занятиями восточных славян, а теперь давайте выясним, какие у них были обычаи и религиозные верования.

             Что такое религия?

             Что сообщают о религиозных верованиях славян письменные источники?

Обратимся к Прокопию Кесарийскому и его «Войне с готами».

              О наличии  какой религии свидетельствует этот документ?

              Каким богам поклонялись славяне? (сообщение ученика)

         Учитель: Славяне в древности ставили в честь богов идолов (работа с учебником с.22,24).Идол обычно делился на 3 яруса. В верхнем ярусе изображались боги, связанные с небом, в среднем – с землей, людьми, в нижнем –с подземным царством.

         Задание: Напишите в тетради имена языческих богов, которые могли быть изображены в каждом из 3 ярусов.

                Во что еще верили славяне? (сообщение учащегося)

 

3.Повторение нового материала.

                Тестирование.

Вопросы теста:

1.Какова была территория расселения восточных славян?

1.Восточная Азия                                 2.Западная Европа

3.Восточно-Европейская  равнина      4.Прибалтика

2.Когда славяне расселились на территории Восточной  Европы?

1.40 тыс. лет назад         2.в 7-6 вв. до н.э.

3.в 6-8 вв.                        4. В 10 в.

3.С каким занятием связаны слова «подсека», «соха» и «борона»?

1.с рыболовством                 2.с бортничеством

3. со скотоводством              4.с земледелием

4.Чем объяснялось распространение  у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?

1.плодородием почвы             2.лесистостью края

3.отсутствием леса                   4.использование плуга

5.Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков

Славянское божество                  Олицетворение сил природы

1Перун                                              А. Бог грома и молнии

2.Ярило                                             Б. Повелитель ветра

3.Стрибог                                          В. Бог солнца

4 Домашнее задание: п. 1   , составить схему «Занятия восточных славян».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мелиховская    средняя общеобразовательная школа»

План урока

«Священные сооружения»

                                                                                              Учитель: Клевцова Н.В.

Тема урока: Священные сооружения

          Цели урока: 

-продолжить формирование знаний о таких священных сооружениях, как мечеть и буддийский храм, их назначении и устройстве;

-продолжить формирование умений составлять рассказ, работать с текстом учебника, развивать навыки самостоятельной деятельности, развивать логическое мышление, формировать умение обобщать и делать выводы;

- воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям представителей разных религиозных вероисповеданий, развивать эстетические чувства на основе образцов архитектуры исламской и буддийской культуры.

         Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I. Оргмомент-проверка готовности учащихся к уроку.

II.Повторение-проверка выполнения домашнего задания.

III.Изучение нового материала-продолжить формирование знаний о назначении, устройстве священных сооружений ислама и буддизма, правилах поведения верующих.

IV.Закрепление изученного материала-проверка усвоения материала урока, повторение наиболее важных вопросов темы.

V.Итог урока

VI.Домашнее задание

Общие методические приемы работы учеников: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,  заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Наглядность: изображения священных сооружений

I. Оргмомент

II. Повторение

1.Повторение по карточкам основных понятий темы: храм, алтарь, церковь, икона, фреска, синагога.

2. Рассказ учащихся о священных сооружениях христианской и иудейской религий.

3. Самостоятельная работа учащихся: ученикам предлагаются иллюстрации христианской церкви и синагоги.

-Как называется это сооружение?

-Каково его  назначение?

-Напишите особенности, свойственные этим религиозным зданиям?

4. Беседа с учащимися по вопросам:

-Со священными сооружениями каких религий мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие еще мировые религии вам известны?

-Знаете ли вы о священных сооружениях ислама и буддизма?  

III.Изучение нового материала

        Усвоение новых знаний

1.Основные понятия темы: мечеть, минарет, михраб, ступа, пагода.

2.Познавательные учебные задачи: Сегодня на уроке мы  познакомимся со священными сооружениями ислама и буддизма, их назначением, устройством, правилами поведения в религиозных зданиях.

        Откройте учебник на стр.32.

-Что изображено на рисунке? ( Мечеть с минаретом).

        Мечеть-это молитвенное здание в исламе (запись в тетрадь). Большинство мечетей имеет специальную башню-минарет, с которой верующих призывают на молитву. В каждой мечети есть ниша-михраб (запись в тетрадь), обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Эта ниша показывает верующим, куда они должны повернуться во время молитвы. В некоторых мечетях есть трибуна, на которой стоит проповедник. В мечетях нет никаких изображений, они украшаются лишь специальными надписями, в основном стихами из Корана и разными орнаментами. Молитвой в мечети руководит имам.

-Каково назначение мечети?

А теперь узнаем, каковы правила поведения в мечети? Стр.32-33 учебника (комментированное чтение пособия).

-Почему сложились особые правила поведения в исламской мечети?

-Как должны вести себя мусульмане в мечети?

Работа с учебником ( стр.33),

-Что изображено на странице? (Буддийская ступа).

         Ступа-это специальное сооружение, где хранился прах Будды (запись в тетрадь). Сначала ступ было 8, но потом их стали сооружать для хранения других реликвий и в честь памятных событий.

-Посмотрите еще раз на картинку и ответьте на вопрос:

-Из скольких частей состоит ступа?

-Давайте попробуем их описать?

        Ступа состоит из 3 частей- ступенчатое основание, центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика.

        Позже ступы стали строить более сложными, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды (запись в тетрадь).

       Буддийский храм- большой прямоугольный зал, в котором находятся изображения божеств. Перед ними установлен алтарь- обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы.

-Каково устройство буддийского храма?

- Чем он отличается от мечети?

       Найдите в учебнике правила поведения в буддийском храме (работа с учебником, чтение пособия).

-Как должен вести себя в буддийском храме верующий человек?

IV.Закрепление изученного материала

-Заполните таблицу «Священные сооружения религий мира» (самостоятельная работа)

Исламская культура

Буддийская культура

мечеть

ступа

минарет

пагода

-Объясните, что означают эти понятия?

- Найдите среди этих изображений исламские сооружения, буддийские храмы  (изображения культовых сооружений различных религиозных конфессий)

-Выделите их особенности.

V.Итог урока

VI.Домашнее задание: c.32-33

 повторить основные понятия по теме, найдите в  интернете сооружения исламской или буддийской религиозной культуры и напишите в тетрадях особенности этих сооружений, нарисуйте мечеть или буддийский храм (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Восточные славяне в древности"

Урок-практикум по теме "Востчные славяне в древности" для 10 класса....

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

Восточные славяне в древности

Презентация к уроку истории России в 6 классе "Восточные славяне в древности"...

Урок в 6 классе "Восточные славяне в древности"

Разработка урока в 6 классе по теме "Восточные слвяне в древности" с использованием презентации, кроссворда, работы с документами....

Презентация "Восточные славяне в древности" .Неделя истории.

Методическая разработка- презентация "Восточные славяне в древности" к уроку в 10-х классах...

Восточные славяне в древности. Разработка урока и презентация по истории 6 класс

Разработка урока и презентация  на тему "Восточные славяне в древности". по истории для 6 класса.  В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...