Телекоммуникационный проект «Знатоки истории»
методическая разработка по истории по теме

Суркова Галина Владимировна

В 2006 году нами был реализован телекоммуникационный проект «Знатоки истории», посвященный 100-летию аграрной реформы П.А. Столыпина. Проект проходил на Омском образовательном портале по адресу: http://www.omsk.edu.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_istorii.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный проект «Знатоки истории»,

посвящённый 100-летию аграрной реформы П.А. Столыпина

Аннотация:

Проект направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде. В ходе проекта предполагается тесное сотрудничество детей и педагогов.

Цель проекта: Развитие интеллектуальной компетентности учащихся посредством углубления знаний исторической направленности.

Участники проекта: Учащиеся 9-11 классов школ, гимназий, лицеев.

Предмет: история России.

1 этап. Представление команд

Приветствие должно содержать рассказ о команде, участниках, школе.

Это может быть текстовый файл, презентация или небольшой сайт.

Критерии оценивания:

1. Содержание (1-3 балла);

2. Оформление (1-3 балла);

3. Оригинальность представления (1-3 балла).

Максимальная оценка - 9 баллов.

2 этап. Блиц-тур

Необходимо за короткий срок подготовить и отправить нам файл с максимальным числом ответов на заданные вопросы. Это задания с выбором ответов.

1. Какие из перечисленных ниже мероприятий входили в аграрную реформу П.А. Столыпина?

а) Ликвидация помещичьего землевладения.

б) Широкое развитие кооперативного движения.

в) Свободный выход крестьян из общины.

г) Переселение крестьян за Урал.

д) Создание крестьянской частной собственности на землю.

е) Уравнение крестьян в правах с остальными сословиями.

ж) Запрещение свободной купли-продажи земли.

з) Создание Крестьянского банка.

2. Как вы считаете, почему русские крестьяне не хотели выходить из общины?

а) Из-за своей темноты и невежества.

в) Из-за сложных природно-климатических условий.

г) Из-за отсутствия государственной поддержки и помощи индивидуальным хозяйствам.

д) Из-за боязни принятия самостоятельных решений.

е) Из-за сложившихся психологических стереотипов.

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина характеризовалась следующими признаками?

а) Выходом 50% крестьянских дворов из общины.

б) Переселением в Сибирь крестьян.

в) Ликвидацией помещичьего землевладения.

г) Эмиграцией крестьянской бедноты.

4. Как вы считаете, почему Николай ІІ перестал поддерживать П.А. Столыпина?

а) Он боялся, что останется в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра.

б) Ему не нравилось, что П.А. Столыпин устроил на государственные должности всех своих родственников.

в) В начинаниях П.А. Столыпина он увидел угрозу самодержавной власти.

г) Он осуждал националистические настроения премьер- министра.

д) Он был против разрушения крестьянской общины.

е) Он считал, что П.А. Столыпин превышает свои полномочия.

5. Кто стал Председателем Совета Министров после смерти П.А. Столыпина?

а) И.Л. Горемыкин.

б) Б.В. Штюрмер.

в) В.Н. Коковцов.

6. Какие льготы предоставлялись крестьянам-переселенцам?

а) Мужчины освобождались от воинского призыва.

б) Выдавалось денежное пособие.

в) Предоставлялась бесплатная техника.

г) Предоставлялось право беспошлинной торговли на внешнем рынке.

7. Каков был социальный смысл аграрной реформы П.А. Столыпина?

а) Разрушение общинной психологии русского крестьянства.

б) Формирование широкого слоя мелких буржуазных  собственников.

в) Ликвидация крупных земельных собственников.

8.Что являлось главной целью указа от 9 ноября 1906 г.?

а) Отвлечение внимания крестьян  от идеи принудительного  отчуждения помещичьих земель.

б) Превращение России в правовое государство.

в) Формирование рыночных отношений в аграрном секторе.

9. Каковы были значение и последствия аграрной реформы?

а) Разрушение крестьянской общины и малоземелья.

б) Создание широкого слоя крестьян фермеров.

в) Рост сельскохозяйственного производства и улучшение культуры землепользования.

10. 6 августа 1905 г. было опубликовано Положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Кто из министров руководил разработкой данного законопроекта?

а) А.Г. Булыгин.

б) П.А. Столыпин.

в) П.Н. Дурново.

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальная оценка - 10 балов.

3 этап. Анализ источников

В данном задании оценивается логика и содержательная основа ответа, аргументация выводов.

Прочтите отрывки из документов, и ответьте на вопросы:

Из письма В.И. Вернадского

«Столыпин нанёс монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые»

Из воспоминаний В.Н. Коковцова

«Императрица внимательно слушала меня и затем неожиданно остановила меня прикосновением руки и сказала по-французски: «Слушая Вас, я вижу, что вы всё делаете сравнения между собою и Столыпиным. Мне кажется, что Вы очень чтите его память и придаёте слишком много значения его деятельности и его личности. Верьте мне, не надо так жалеть тех, кого не стало…Я уверена, что каждый исполняет свою роль и своё назначение, и если кого нет среди нас, так это потому, что он уже окончил свою роль, и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Жизнь всегда получает новые формы, и Вы не должны стараться слепо продолжать то, что делал Ваш предшественник…Я уверена, что Столыпин умер, чтобы уступить Вам место, и что – это для блага России».

Из статьи В.И. Ленина «Столыпин и революция»

Погромщик Столыпин подготовил себя к министерской должности именно так, как только и могли готовиться царские губернаторы: истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую «практику» – лоском и фразой, позой и жестами, подделанными под европейские».

Из письма князя М. Андронникова Николаю ІІ

«Деятельность премьера приобретает такую окраску и такие черты, что приходилось всё чаще и чаще слышать весьма странный в России вопрос: Государь ещё царствует или отрёкся от престола и своим заместителем сделал Столыпина?

…Для людей местных…давно уже ясна вся несерьёзность аграрных увлечений г. Столыпина. На один жалкий хутор…сотни брошенных наделов, обездоленных жён и сирот и пропойц домохозяев, ставших пролетариями. Деревенская голь растёт сотнями тысяч и скоро начнёт расти миллионами…Куда денет г. Столыпин эту страшную армию всё растущего пролетариата?»

Из воспоминаний С.Ю. Витте

«Что он был человек мало образованный, без всякого государственного опыта и человек средних умственных качеств и среднего таланта, я это знал и ничего другого не ожидал, но я никак не ожидал, чтобы он был человек настолько неискренний, лживый, беспринципный, вследствие чего он свои личные удобства и своё личное благополучие, и в особенности благополучие своего семейства и своих многочисленных родственников, поставил целью своего премьерства».

Вопросы и задания к документам:

  1. Объясните слова В.И. Вернадского. Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свой ответ.
  2. Как вы думаете, почему в своих негативных оценках деятельности П.А. Столыпина смыкались такие, стоящие на полярных политических позициях люди, как императрица Александра Фёдоровна, монархист М. Андронников и лидер большевиков В.И. Ленин?
  3. Считаете ли вы объективной оценку, данную П.А. Столыпину С.Ю. Витте? Как вы думаете, какими чувствами руководствовался экс-премьер-министр? Можно ли по этому высказыванию составить суждение о некоторых чертах характера как П.А. Столыпина, так и С.Ю. Витте?
  4. Как вы думаете, почему деятельность и личность П.А. Столыпина вызывали такие разноречивые суждения?

Критерии оценивания:

1. Грамотность - 1 балл;

2. Логичность изложения - 1 балл;

3. Обоснование основных положений работы - 1 балл;

4. Свободное владение материалом - 1 балл;

5. Оригинальность изложения - 1 балл;

6. Самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме - 1 балл;

7. Достоверность и целесообразность включения фактов и источников -1 балл;

8. Иллюстративность и наглядность изложения - 1 балл;

9. Аргументированность и убедительность выводов - 1 балл.

Максимальная  оценка - 9 баллов.

4 этап. Конкурс публикаций

Вам предлагается создать информационный бюллетень или буклет по теме «Реформы П.А. Столыпина».

Критерии оценивания:

1.Содержание (1-3 балла):

- насколько творчески и увлекательно подобраны   материалы?

- даются ли объяснения выводов?

- есть ли цитирование источников?

2.Дизайн (1-3 балла):

- насколько эффективно используется пространство в вашей публикации?

- оптимально ли количество и место размещения графических, иллюстративных объектов?

Максимальная  оценка - 6 баллов.

5 этап. Творческий

Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской аграрной реформы. Составьте рассказ или напишите сочинение - миниатюру на одну из предложенных тем: «Почему я не хочу выходить из общины» или «Почему я возвратился назад из Сибири».

Критерии оценивания:

1. Грамотность - 1 балл;

2. Логичность изложения - 1 балл;

3. Обоснование основных положений работы - 1 балл;

4. Свободное владение материалом - 1 балл;

5. Оригинальность изложения - 1 балл;

6. Самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме - 1 балл;

7. Достоверность и целесообразность включения фактов и источников - 1 балл;

8. Иллюстративность и наглядность изложения - 1 балл;

9. Аргументированность и убедительность выводов - 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие школьников в телекоммуникационном проекте «Travelling around Northern Ireland»

Участие обучающихся в телекоммуникационных проектах повышает их познаватиельный интерес к предмету, стимулирует к самостоятельному поиску информации, обогащает  знаниями, выходящими далеко за гра...

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Знатоки МиФики"

Данный проект, « Знатоки МиФики», предлагается  для учащихся 7-9 классов,...

Роль учителя и обучающихся в работе телекоммуникационных проектов.

Телекоммуникационные проекты интересны своей формой. Учащиеся активно включаются в работу уже на предварительном этапе. В статье рассматриваются этапы работы и необходимые требования к подготовке учит...

Телекоммуникационный проект «Первые шаги в историческую науку»

Задания, которые я предлагаю, помогут ученикам узнать больше, чем изложено в учебнике по истории древнего мира, расширить свой кругозор, использовать различные источники, а, главное, использоват...

Телекоммуникационный проект "Дети-будущее планеты Земля"

Весной 2011 года данный проект был разработан и проведен на образовательном портале "Школа". Результатом данного проекта стала копилка игр, конкурсов, рисунков, посвященных Дню защиты детей. По ссылке...