урок истории "Ремесло и в средневековом городе"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Павлова Ольга Григорьевна

Цели урока:

1. Образовательная цель: раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении

изделий для сбыта; выяснить особенности и  значение цеховой организации городского ремесла;

2. Развивающая цель:

*формирование ключевых компетенций;

*развитие культуры работы в сети Интернет;

* продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;

* продолжить развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий; продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников;

* продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней;

* продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;

* продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации;

участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия при работе в группе,

развивать коммуникативные умения при работе в группе, в выступлениях;

3. Воспитательная цель:

*воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников,

*способствовать развитию творческих способностей учащихся.

 

План урока:

1.Мастерская ремесленника.

2.Участники ремесленного производства.

3.Цеха.

4.Роль цехов в жизни города.

 

Форма урока:комбинированный урок, выполненный  в форме презентации в PowerPoint.

Применяемые методы обучения: интерактивные упражнения и задания, в ходе работы над которыми ученик изучает новый материал ( работа в малых группах), поисковый метод.

Приёмы деятельности учителя:аналитическое описание, образное повествование,  беседа.

Основные понятия и термины:  мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, старшина, братство.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павлова Ольга Григорьевна, НОУ ЦО Новое образование г. Москва, учитель истории Ремесло в средневековом городе

Слайд 2

План урока: 1.Мастерская ремесленника. 2.Участники ремесленного производства. 3.Цеха. 4.Роль цехов в жизни города. НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, устав, старшина, братство.

Слайд 3

Оно стало занятием большой группы людей- ремесленников РЕМЕСЛО СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ОТДЕЛЕНИЕ

Слайд 4

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД

Слайд 5

Выделите особенности ремесленного производства. Единая цифровая образовательная коллекция (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swf)

Слайд 6

Обувщик. 1.Где располагалась мастерская? 2. Каковы ее размеры? 3. Сколько человек работает? 4. Что они делают? 5. Какие орудия труда применяют? 6. Кто хозяин?

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА : ? ? ? ? Каков размер мастерской? Какие орудия труда используются? Для чего производится продукция? Роль хозяина мастерской?

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА : Мелкое производство Ручной труд Личный труд ремесленника – хозяина мастерской. Производство для продажи.

Слайд 9

Натуральное хозяйство Ремесленник Крестьянин Натуральное хозяйство Производил вещи на заказ или на продажу

Слайд 10

Кто работал в мастерской? Стр 95. Мастер Подмастерье Ученик

Слайд 11

Кто работал в мастерской? Положение, обязанности. МАСТЕР Был собственником орудий труда, самостоятельно работал в своей мастерской , производил вещи на заказ или продажу ПОДМАСТЕРЬЕ Работник, уже изучивший ремесло. Получал заработную плату. Находился под надзором мастера. Мог стать мастером. УЧЕНИК Изучал ремесло и выполнял подсобные работы. Бесплатный труд.

Слайд 12

Работа с документом на с.96 «Договор о найме ученика» Почему мастера устанавливали долгий срок обучения?

Слайд 13

Подмастерье Что нужно сделать, чтобы открыть свою мастерскую и стать мастером?

Слайд 14

Шедевр – лучший образец изделия

Слайд 15

? Общие интересы ремесленников Цех – союз ремесленников одной специальности. Стр. 96, 3 пункт 1 абзац

Слайд 16

Ремесленники стремились: Оградить себя от соперничества сельских ремесленников Защитить себя от притеснений феодалов Бороться за участие в управлении городом Цех

Слайд 17

Устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Цех старшина Устав

Слайд 18

Работа с документами «Из устава цеха парижских ткачей» 1 группа, «Постановление лондонского цеха ткачей» 2 группа, «Цеховой устав Кёльнских ткачих шёлковых изделий» 3 группа. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?

Слайд 19

Ограничения «+» Высокое качество товара, мастера в равных условиях «-» Отсутствие самостоятельности мастера, нет роста производства и прибыли цехи способствовали развитию ремесла; цехи сдерживали рост промышленного производства в городах.

Слайд 20

Вся жизнь ремесленников была связана с цехами ЦЕХ Праздники, торжества, рождение, похороны Хозяйственный союз Дружина самообороны Своя церковь и святой-покровитель Герб, знамя

Слайд 21

ЦЕХ РАСШИРЕНИЕ РЕМЕСЛЕННЫХ МАСТЕРСКИХ, новые орудия труда Задержка роста промышленного производства в городах

Слайд 22

Домашнее задание: & 18 Знать определения в тетради, текст с ошибками, задание в рабочей тетради стр 31-32.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Выборга».

КОНСПЕКТ

открытого внеклассного мероприятия

по теме «НАШ КРАЙ».

                                             Учитель начальных классов Цветкова Е.Н.

Вступление.

Каждый учитель, работающий в школе, думает и мечтает о высоких результатах; о тех знаниях, которых он так старался донести до своих учеников.

Контрольные работы, самостоятельные работы, срезы, диктанты – привычные виды работ, где ребёнок должен сосредоточиться  и показать, чему его научили.

Но сейчас главенствующее место в обучении занимают нетрадиционные формы обучения, к ним относится и игра. Игра – это многогранность ситуаций, неожиданность, непредсказуемость, возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Мы много играем и сегодня мы приглашаем Вас на игру под рубрикой «Мир велик и прекрасен», связанную с экологией и региональным компонентом.

Цель. Обобщить знания учащихся, создать условия для проявления      

способностей.

Воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся путем создания    

яркого образа.

Стимулировать творческую деятельность детей.

Мир велик и прекрасен.

Экология – наука, которая учит нас бережно отно-ситься к окружающему миру, к своей планете.

Наука, об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

1. Организационный момент.

А) Представление команд.

Б)Определение темы занятия.

Кроссворд.

Тема кроссворда – растения нашей местности.

1.Есть у родственницы ёлки – неколючие иголки,

   Но в отличии от ёлки опадают те иголки.

                                                                  (лиственница)

2.С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.

                                                                               (липа)

3.Ветки этого кустарника покрыты острыми шипами,    

   которые больно царапают каждого, кто хочет сорвать цветок. Отсюда и поговорка «Колюч, как ёжик, красив, как роза».

                                                                        (шиповник)

4.Кустарник с белыми цветками и красными горьки-

   ми ягодами.

                                                                            (калина)

5.Будто снежный шар бела, по весне она цвела.

   Нежный запах источала, а когда пора настала,

   Разом сделалась она вся от ягоды черна.

                    (черёмуха)

6.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит.

                                                                             (осина)

7.Это травянистое лекарственное растение. Его цветки    

   называют золотистой метёлкой.

                                                                      (зверобой)

Посмотрите на рисунки: как прекрасны и разнообраз-ны растения, которые растут рядом с нами.

И мы должны беречь их, а как?

Прочитаем тему нашего занятия – наш край.

А мы о нём уже и говорим.

2.Разминка команд.

Команда «Огоньки».

- трава от 99 болезней (зверобой);

- слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими);

- кто может пить ногой? (лягушка);

- кто собирает яблоки спиной? (ёжик);

- разноцветные грибы? (сыроежки);

- какая ягода бывает чёрной, красной, белой?               (смородина).

Команда «Пегас».

- что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает);

- какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка);

- кто бежит выставляя вперёд задние ноги? (заяц);

- дерево – символ нашей Родины? (берёза);

- что теряет лось каждую зиму? (рога);

- сколько ног у паука? (восемь).

Команда «Звёздочки».

- самое сладкое дерево наших лесов? (липа);

- где у кузнечика ухо? (на ноге);

- зимуют ли птицы в скворечниках? (нет, там холодно);

- кровожадный хищник наших лесов? (волк);

- какое дерево весной дятла поит? (берёза);

- у когозубы растут каждый день? (у зайца).

Итоги. Командир каждой команды называет количест-во полученных жетонов – листиков.

3.Жалоба. (Чья? Нужно догадаться.)

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят, или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают.

Чушь какая-то!

Не всем же быть красавицами! А польза от меня большая.

О ком идёт речь? Какую пользу приносит?

Жабы приносят очень большую пользу. Одна жаба сохраняет от гусениц, слизней и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас.

Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Любим висеть вниз головой.

О ком идёт речь?

Летучая мышь – питается ночными насекомыми, защищая растения, животных и людей.

В нашем крае нет летучих мышей, которые приносили бы вред животным и человеку.

И жабы, и летучие мыши полезные животные.

4.Угадай-ка.

Каждое животное полезно и красиво по-своему.

Собери картинку, назови животное нашего края и расскажи о нём по плану.

Представитель от каждой команды рассказывает, а картинки с изображениями этих животных вывешиваются на доске.

Это животные нашего края. К природе надо относиться бережно. Каждая цепочка в природе важна и дорога.

5. Запрещающие знаки.

Мы говорим: надо беречь природу, надо о ней заботиться, мир должен быть прекрасным.

А какие правила поведения в природе  существуют для людей?

Посмотрите на картинку:

                           Ёж пыхтит и морщится:

                          -Что я вам – уборщица?

                            Лес никак не подмету,

                           Соблюдайте чистоту!

В конвертах знаки, напоминающие о правилах поведения  в природе.

Чтобы животные и растения на нас не обижались, надо…..

Итог. Я думаю, вы правильно будете вести себя и в лесу, и на лужайке, и у водоёма.

6. Поиграем. Ситуация.

А)Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что подарите подруге:

                       1-  искусно нарисованную картинку;

                       2-  несколько благоухающих цветов;

                       3-  огромный букет этих нежных цветов.  

Б)Вы всей семьёй выехали на дачу. Там вы под присмотром взрослых по всем правилам жгли костёр и пекли картошку, пили лимонад, ели конфеты и варили суп с консервами. Прежде чем уехать домой, вы…

                       1-  сложили бумажки, бутылки, банки      

        аккуратно под кустик;

  1. всё бросили в костёр;
  2. бумагу сожгли, а железные банки и

стеклянные бутылки взяли домой.

В)Костёр. Прежде чем уйти домой…

        1-  сложили все оставшиеся дрова в кос-

             тёр, чтобы не пропадали и ушли;

                       2-  залили костёр водой или засыпали

            землёй, песком;

        3-  разбросали недогоревшие головешки

        по поляне.

Г) Птенец выпал из гнезда. Как ты поступишь:

                       1-  оставишь на том же месте, даже не

        прикоснувшись к нему;

  1. положишь птенца в гнездо;
  2. возьмешь его домой и будешь держать его в клетке.

Мир велик и прекрасен! А экология – это наука о бе-режном отношении к окружающему миру. И если мы его будем любить, то в природе будет мир и согласие. А что мы хотим?

  1. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

  1. Чтобы речка серебрилась,

Чтобы белочка резвилась,

И была на ягодах роса!

  1. Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

  1. Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь!

7. Итоги. Награждение команд.

На доске.

3 команды. Капитаны представляют команду.

(Огоньки, Пегас, Звездочки)

Звучат речёвки команд.

Кроссворд на листе ватмана, напротив записи слова по мере отгадывания  вывешивается картинка – рисунок растения.

В записи отгадки подчёркиваются орфограм-мы.

Итог.

Не ломать ветки цветущих деревьев и кустарников, ягоды собирать с них осто-рожно, лекарственные рас-тения собирать вовремя, в определённые сроки.

Задаются вопросы команде, остальные слушают. Если команда не отвечает, то право ответа переходит другой команде по очереди. За правильный ответ команда получает жетон – листочек.

Итог. Неплохо знаете жи-вотных и растения нашего края. Помним, что всё это нуждается в бережном, особом отношении челове-ка к природе.

Почтальон приносит два конверта, два письма)

На доску вывешивается картинка, изображающая жабу.

На доску вывешивается картинка, изображающая летучую мышь.

Каждой команде выдаётся конверт, в нём мозаика животного и план ответа.

План ответа.

1.Назови животное.

2.Хищник или мирный зверь, птица.

3.Как выглядит (описать).

4.Чем питается?

5.Какую пользу приносит?

Итоги.

Командир каждой команды вынимает знаки из конверта и раздаёт их. Участники игры рассказывают о чём говорит каждый знак.

У каждой команды цифры 1, 2, 3. Надо поднять правильный номер ответа.

(1)

(3) Почему? .Животные режут лапы, банки и бутылки почти не перегни-вают.

(2) Почему? Может быть пожар.

(1) Почему? Родители выкормят птенца, он не погибнет.

Капитан каждой команды  подходит к ромашке, прикреплённой к доске, и переворачивает лепесток.

Читают по очереди слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Образование средневековых городов"

Презентация к уроку. Урок-путешествие. Позволяет визуализировать восприятие темы. В архив добавлены музыкальные файлы (т.к. презентация с ними много весит, вставьте музыку сами)...

конспект урока "Образование средневековых городов"

Вариант построения урока с использованием ЭУ   и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...

конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Разарботка урока предназначена для 6-х классов....

Диагностический тест по Всеобщей истории, 6 класс (к уроку "Развитие и рост средневековых городов в Западной Европе")

Предлагаемый материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) по теме «Развитие  и рост средневековых городов в Западной Европе» (учебник Бойцова М.А. и др., 6 класс)....

Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....

Урок по теме "Возникновение средневековых городов"

Урок по теме "Возникновение средневековых городов" предназначен для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений....

Презентация к уроку истории "Путешествие в средневековый город"

Презентация к уроку-путешествию в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...