Герои Отечественной войны 1812 года
методическая разработка по истории по теме

Лозин Олег Ионович

 

Цель урока:на основе анализа фактов биографий участников войны 1812 года подвести учащихся к выводу о всенародном, освободительном  характере войны 1812 года, что и позволяет называть её Отечественной.

Задачи:

  • вспомнить основные события Отечественной войны 1812 г.
  • расширить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года;
  • познакомить учащихся с героями войны и их судьбами.
  • воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины, участвующим в боевых действиях, к памятникам войны;
  • воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных во время Отечественной войны 1812 года;
  • оценить значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.
  • развить самосознание учащихся, чувство причастности учащихся к истории родной страны.

 

Методы:1. информационный; 2. репродуцированное воспроизведение 3. исследовательский; 4. индуктивная логика от части к целому;

Область применения:уроки истории, внеклассное мероприятие.

Формы: лекция, практическая работа в группах, индивидуальные задания.

Основной материал для изучения: документ (исторический источник, научный, публицистический и художественный текст)

Возрастная группа обучающихся:учащиеся 9–11 классов.

Оборудование урока:мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, учебник История России 10 кл, раздаточный материал, презентация MC Word (Приложение 1)

Материал рассчитан на сдвоенный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_voyny_12_goda.docx55.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории России.

Тема урока: «Герои Отечественной войны 1812 года»

Цель урока: на основе анализа фактов биографий участников войны 1812 года подвести учащихся к выводу о всенародном, освободительном  характере войны 1812 года, что и позволяет называть её Отечественной.

Задачи:

  1. вспомнить основные события Отечественной войны 1812 г.
  2. расширить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года;
  3. познакомить учащихся с героями войны и их судьбами.
  4. воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины, участвующим в боевых действиях, к памятникам войны;
  5. воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных во время Отечественной войны 1812 года;
  6. оценить значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.
  7. развить самосознание учащихся, чувство причастности учащихся к истории родной страны.

Методы: 1. информационный; 2. репродуцированное воспроизведение 3. исследовательский; 4. индуктивная логика от части к целому;

Область применения: уроки истории, внеклассное мероприятие.

Формы: лекция, практическая работа в группах, индивидуальные задания.

Основной материал для изучения: документ (исторический источник, научный, публицистический и художественный текст)

Возрастная группа обучающихся: учащиеся 9–11 классов.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, учебник История России 10 кл, раздаточный материал, презентация MC Word (Приложение 1)

Материал рассчитан на сдвоенный урок.

Ход урока:

Учитель истории:

В 2012 году наш народ будет отмечать 200-летие Отечественной войны, которая поистине была всенародной, когда на борьбу с неприятелем встали люди разных сословий, чинов и званий.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – верные сыны России.

Краткий обзор-повторение основных событий войны. (слайды 3-7)

Для повторения можно также использовать Интерактивный тест на знание истории Отечественной войны 1812 года (http://www.mil.ru/et/exam.htm)

Дальше урок ведут подготовленные ученики. Между сообщениями ребята в группах работают с раздаточным материалом. Работая в группах с дополнительным материалом, ребята должны приготовить небольшие сообщения о героях Отечественной войны 1812 года, при желании с использованием доски (5 мин.).

Ученик:

 Жить для Отечества, вот бытие одно;

 Нам счастье от небес в нем истинно дано.

 Мечтатель говорит: “ Я гражданин вселенной ”,

 А русский: “Край родной – вселенная моя…”

                                                          Сергей Глинка.

 Идя на подвиги,

 Не алчут орденов,

 Не бредят

 Благодарностью державы,

 Не узнают примерный вес чинов,

 Достойных стать

 Эквивалентом славы.

 Идя на подвиги,

 Не ведают о том,

 Насколько щедрость родины огромна,

 И называют чрезвычайно скромно

 Все то, что станет подвигом потом.

                                                       В.Коротич

Сообщение ученика:

Среди имен героев Отечественной войны 1812 г. его имя стоит одно из первых. Великий ученик великих полководцев П.А. Румянцева и А. В. Суворова – Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев-Кутузов) (1745–1813).

Хвала тебе, наш бодрый вождь,

 Герой под сединами!

 Как юный ратник, вихрь и дождь,

 И труд он делит с нами.

                                     В. А. Жуковский

Михаил Илларионович родился в Санкт-Петербурге, в семье сенатора. В1770 г. Михаил Илларионович был направлен в 1-ю Дунайскую армию. Принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг.

В 1774 г. в бою с крымскими татарами (союзниками Турции) под Алуштой он был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Кутузова наградили орденом Св. Георгия 4-й степени и предоставили отпуск для лечения за границей.

В начале Отечественной войны Кутузов был в немилости у императора и оставался не удел. После отступления русских войск из Смоленска стало очевидным, что необходим авторитетный в армии и в народе верховный главнокомандующий. Дворянство обеих столиц и провинции поддержало кандидатуру Кутузова. Император не мог игнорировать мнение массы дворянства.

17 августа Михаил Илларионович приехал к войскам и был встречен с ликованием. Сразу же родилась поговорка: “Приехал Кутузов бить французов”. Он понимал, что придется дать генеральное сражение и выбрал место у села Бородино. Хотя русская армия не смогла остановить продвижение Наполеона к Москве, Наполеону не удалось не только разгромить, но даже надломить ее боевой дух.

1 сентября на военном совете в Филях  (слайд 4) Кутузов принял решение оставить Москву. Дальнейшие действия Кутузова обнаруживают выдающиеся стратегические его дарования. Перевод русской армии с Рязанской дороги на Калужскую был глубоко обдуманной и искусно выполненной операцией., Кутузов считал своей главной задачей изгнание неприятеля из пределов России и продолжал щадить свою армию, предоставляя довершить уничтожение врага тяжким стихийным условиям отступления.

После изгнания Наполеона Кутузов считал войну оконченной. Но император Александр I настоял на продолжении военных действий. Кутузов должен был повиноваться и отдал приказ изможденным войскам перейти границу. Начался Заграничный поход.

Вскоре, в апреле 1813 г. Кутузов скончался в польском городе Бунцлау. Тело его было перевезено в Петербург и погребено в Казанском соборе.

Кутузов обладал ясным и тонким умом, твердой волей, глубокими военными познаниями и обширным боевым опытом. Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта – осторожность. Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно. Равновесие его ясного ума и неуклонной воли никогда не нарушалось. Он умел быть обаятельным в обращении, понимал натуру русского солдата, умел поднимать его дух и пользовался безграничным доверием своих подчиненных.

Раздаточный материал:

И ты… и ты, Багратион?

 Вотще друзей молитвы,

 Вотще их плач… во гробе он,

 Добыча лютой битвы.

 

Багратион Петр Иванович (1765–12.09.1812 гг.) – князь, генерал от инфантерии (пехоты). Петр Иванович был учеником и сподвижником А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

«Багратион — лучший генерал русской армии», — говорил Наполеон.

 Участник штурма Очакова, Варшавы, Багратион проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Взятие Брешин, Бергамо, Лекко, Тортоны, Турина и Милана, битва при Треббии, при Нови — везде Багратион находился в самых трудных и решающих местах. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и Багратиону, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. 4 ноября 1805 года у деревни Шенграбен пятитысячный отряд Багратиона задержал тридцать тысяч французов, чтобы дать возможность отойти корпусу Кутузова. Выполнив задачу, Багратион, считавшийся обреченным, прорвал ряды противника и с половиной оставшихся солдат присоединился к русской армии. Отличился Багратион и в кампанию 1806—1807 годов взятием Прейсиш-Эйлау и победой у Анкендорфа.

 Войну 1812 года Багратион начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, Багратион соединился с армией Барклая.

 26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земляные укрепления: Багратионовы флеши. На них обрушился главный удар наполеоновской армии. Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить отпор русских полков. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут он был ранен осколком ядра, раздробившим ногу. Через три недели Багратион скончался.

На военной службе с 1782 г. участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. Вместе с ним вел русские войска через Альпы, командовал передовыми отрядами и отличился во всех крупных сражениях.

В начале Отечественной войны 1812 г. Багратион искусным маневром вывел свою армию из-под удара превосходящих сил противника. Нанес крупные потери французским войскам.

В Бородинском сражении генерал командовал левым крылом русской армии. У флешей, которые потом назвали Багратионовыми, завязались тяжелые бои – именно на флеши был направлен главный удар Наполеона. Он бросил на флеши 45 тыс. солдат, 400 орудий, т. е. в два раза больше сил, чем было у Багратиона. Русские войска отбили семь атак. После восьмой атаки французы захватили флеши, а Багратион был ранен осколком ядра в ногу с раздроблением кости. Рана, казавшаяся сначала неопасной, свела его в 12 сентября в могилу, в селе Симах, Владимирской губернии. Ныне прах его покоится на Бородинском поле.

Сообщение ученика:

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

 Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

                                                        А. С. Пушкин

Барклай-Де-Толли Михаил Богданович (13. 12. 1761–14. 05. 1818 гг.) – полководец и военный министр.

Михаил Богданович происходил из старинного шотландского рода. Военную службу начал в 14 лет.

Когда в 1812 г. началась Отечественная война, Барклай-де-Толли как военный министр стал главнокомандующим. Он взял на себя непосредственное командование самой большой из трех русских армий-1-й армией. Однако противостоять мощи наполеоновских войск он не смог и его войскам пришлось отступать до Смоленска. У Наполеона под Смоленском было 250 тыс. человек, а обе русские армии насчитывали 120 тыс. Осторожный Барклай – Де – Толли приказал войскам обеих армий отступать к Москве. В тот момент это была единственно верная тактика, но приказ вызвал всеобщее возмущение солдат и офицеров. Командующего обвинили в лучшем случае в равнодушии к судьбам России (имея в виду его иностранное происхождение), а в худшем – в измене.

Барклай-Де-Толли тяжело переживал несправедливые обвинения и, по свидетельству современников, в день Бородинского сражения искал смерти. Командуя правым флангом русских войск, он проявлял чудеса бесстрашия. В военной кампании 1813 г. Барклай-Де-Толли командовал 3-й армией.

В 1816 г.Барклай отправился в Германию на лечение и после тяжелой болезни скончался в1818 г.

По мнению А. С. Пушкина, Барклай-Де-Толли – “одно из замечательнейших в нашей истории” лиц. Он стал вторым после М. И. Кутузова полным кавалером ордена Св. Георгия. Его имя четырежды выбито золотыми буквами на памятных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.

Сообщение ученика:

Военная карьера Петра Петровича Коновницына (слайд 13) начиналась удачно. Участник русско-шведской войны, а также войны в Польше, в 30 лет произведенный в генерал-майоры, он был отставлен и вернулся на действительную службу лишь через 8 лет. В 1808—1809 годах, во время войны со Швецией исполнял обязанности дежурного генерала при главнокомандующем.

 В 1812 году Коновницын командовал 3-й пехотной дивизией в армии Барклая де Толли. Под Островной дивизия генерал-лейтенанта сдержала натиск корпусов Мюрата и Богарне, рвавшихся к Витебску. После сражения под Смоленском назначен начальником общего арьергарда отходившей русской армии. Под Бородином Коновницын принял командование 2-й армией вместо раненого Багратиона. После ухода из Москвы был назначен дежурным генералом штаба Кутузова. В 1813 году под Люценом был ранен и закончил свою службу.

Сообщение ученика:

Генерал-лейтенант Дмитрий Петрович Неверовский  (слайд 12) начал службу в 15 лет солдатом гвардейского Семеновского полка. Принимал участие в войне с турками в 1798 году и в сражениях с поляками в 1794 году под командованием Суворова. В 1807 году в чине генерал-майора был назначен командиром Павлоградского гренадерского полка.

 В начале войны 1812 года во главе сформированной им 27-й пехотной дивизии присоединился к армии Багратиона. Во время наступления французов на Смоленск под селом Красным дивизия Неверовского отразила атаки во много раз превосходящих сил французов и, пройдя за ночь 40 километров, соединилась с корпусом Раевского. Неверовский сражался под Смоленском, Шевардином, Бородином. Его дивизия обороняла Багратионовы флеши. Дивизия Неверовского участвовала в сражении под Малоярославцем, понесла большие потери и для вторичного укомплектования была оставлена в Вильно.

 Дивизия выступила из Вильно и присоединилась к войскам действующей армии весной 1813 года. 7 октября, в последний день сражения под Лейпцигом, Неверовский был ранен. В результате ранения у него началась гангрена, от которой он вскоре и скончался.  В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, прах Неверовского был перезахоронен на Бородинском поле.

Удивительна судьба семьи Раевских. Семья Раевских была в родстве и общалась почти со всеми передовыми людьми своего времени. Об этом говорит даже то, что дети генерала Раевского считаются правнуками Ломоносова.

Раздаточный материал

Раевский, слава наших дней,

 Хвала! Перед рядами

 Он первый грудь против мечей

 С отважными сынами.

В.А.Жуковский. “Певец во стане русских воинов”

Николай Николаевич Раевский  (слайд 10) (1771–1829) – участник Отечественной войны 1812 года, генерал. Соратник Кутузова и Багратиона. Раевский стал известен как человек чести, несгибаемой воли и легендарной храбрости. С семьей Н.Раевского во время южной ссылки сблизился А.С.Пушкин. Молодой поэт испытал сильное впечатление от личности прославленного генерала: “Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества”.

Старший сын генерала – полковник Александр Николаевич (1795–1868) действительно был другом Пушкина, который посвятил ему стихотворение “Демон” (1823). . В стихотворении Пушкина современники узнавали черты Раевского. По делу декабристов Александра Николаевича допрашивал сам Николай I (Раевские дружили со многими участниками восстания, хотя к ним не относились). Александр отказался выдать их друзей. А на укор Николая I, что своим отказом он нарушает присягу, ответил: "Честь, Ваше Величество выше присяги!".

Младший сын – Николай Николаевич , генерал-лейтенант, воевал на Кавказе. Отечественную войну сыновья генерала Раевского прошли вместе с отцом. Существует предание:, что во время битвы под Смоленском он взял их за руки, и они пошли навстречу неприятелю, увлекая за собою войска.Николай Раевский был близким другом А.С.Пушкина. Поэт ценил в Раевском знание литературы и истории, эстетический вкус, доброту и юмор, преданность друзьям и открытость характера. Он посвятил Раевскому “Кавказского пленника” и “Андрея Шенье. Подвиг генерала Раевского и его сыновей под Дашковкой воспел в своих стихах Сергей Глинка:

Себя и юных двух сынов,

Приносишь все Царю и Богу…

(“Генералу Раевскому”.)

Раздаточный материал

Noch Quot

Ах, на гравюре полустертой,

 В один великолепный миг,

 Я видела, Тучков Четвертый,

 Ваш нежный лик,

 И вашу стройную фигуру,

 И золотые ордена...

 И я, поцеловав гравюру,

 Не знала сна..."

                                  М.И.Цветаева

В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. (слайд 9) Братья Тучковы – Александр, Николай и Павел – герои Отечественной войны 1812.

Александр Алексеевич (1778–1812), генерал-майор (1808). В 1812 командир бригады 3– й пехотной дивизии, отличился в бою под Витебском и в сражении под Смоленском. В Бородинском сражении (26 августа) во главе полка участвовал в контратаке на Семеновских (Багратионовых) флешах; был убит. Николай Алексеевич (1765–1812), генерал-лейтенант (1799). В 1812 командир 3-го пехотного корпуса, отличившегося в боях под Островной и в сражениях под Смоленском и при Валутиной горе. В Бородинском сражении корпус Тучкова, в состав которого входили и ратники московского ополчения, занимал оборону на крайнем левом крыле русской армии у деревни Утица, прикрывая Старую Смоленскую дорогу. Возглавил контратаку против войск генерала И.-А. Понятовского, был тяжело ранен и умер. Павел Алексеевич (1775–1858), генерал-майор (1803). В 1812 командовал арьергардными частями 2-го пехотного корпуса. После Смоленского сражения командовал правой колонной 1-й Западной армии. Отличился во время сражения при Валутиной горе. Был тяжело ранен, попал в плен. Вернулся в Россию в 1814

Именем братьев Тучковых названы улица (Тучковская улица) в Филях и станция Тучково Белорусского направления Московской железной дороги.

Во время Отечественной войны на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым. Романтический красавец “со станом Аполлона”, склонный скорее к научным занятиям и литературе, он тем не менее еще подростком был зачислен в артиллерию – Тучковы испокон веков носили мундир.

В одном из московских домов, еще будучи полковником, Тучков увидел женщину, без которой вскоре не представлял своей жизни. Маргарита Ласунская, урожденная Нарышкина, измученная неудачным браком, тоже полюбила его. Маргарита добилась развода, ее родители же категорически отказали посватавшемуся Тучкову. Только через четыре года Маргарите и Александру все-таки удалось пожениться.

Словно предчувствуя, сколь недолгим окажется их счастье, Маргарита сопровождала мужа во всех походах, переодевшись в мужской костюм. В 1811 году в дороге у Тучковых родился сын Николай.

Багратион нес огромные потери. На помощь ему были посланы два полка под командованием генерала Александра Тучкова. И тут наступил критический момент боя. Флеши оказались занятыми врагом. Между тем средняя из них представляла для русских особую ценность: расположенная уступом, невидимая со стороны противника, а потому необстреливаемая, она служила опорой для наших контратак. Вернуть ее было необходимо любой ценой. Но ураганный огонь противника одну за другой замертво укладывал солдатские колонны – атаки русских захлебывались.

Тогда Александр Тучков, схватив знамя 1-го батальона и обернувшись к своим пехотинцам, крикнул: “Ну что же вы, ребята, трусите? Тогда я один пойду!” – и ринулся вперед. Но успел сделать только несколько шагов...

Тремя часами позже у деревни Утица был смертельно ранен генерал Н.А.Тучков (первый). Когда его уносили с поля боя, он узнал о гибели младшего брата.

Между тем гибель любимого командира словно вернула поредевшим полкам былые силы. Атака, стоившая жизни генералу А.А.Тучкову, была отражена, а французы выбиты из флешей.

Учитель:

Чем глубже проникали в Россию наполеоновские войска, тем явственнее становилось яростное сопротивление народа, который не желал сотрудничать с захватчиками. В понятие малая война Кутузов вкладывал весьма глубокое содержание. Сюда входили действия не только небольших войсковых отрядов и ополчения, но и народных партизанских отрядов. В боях с противником росла слава Давыдова как неуловимого партизана

Сообщение ученика:

О ты, который в пыл сражений

 Полки лихие бурно мчал

 И гласом бранных песнопений

 Сердца бесстрашных волновал!

                                        Е. А. Баратынский

Денис Васильевич Давыдов родился в Москве в богатой дворянской семье, с детства мечтал стать военным. Кроме интереса к военной службе, у него рано проявилось пристрастие к литературному творчеству.

Отечественная война 1812 г. застала его в должности командира батальона Ахтырского гусарского полка. В августе 1812 г. Давыдов предложил Багратиону контролировать движение французских обозов. Получив под свою команду несколько сотен казаков и гусар, Давыдов начал громить и уничтожить французские обозы. Его действия оказались настолько успешными, что Кутузов регулярно стал направлять в тыл французов партизанские отряды.

В 1813–1814 гг. Давыдов участвовал в Заграничных походах русской армии.

Во время службы в армии он продолжал заниматься литературным творчеством: писал стихи, мемуары, историко-публицистические статьи. Его перу принадлежат работы “ Опыт теории партизанских действий”, “ Дневник партизанских действий”, “Мороз ли истребил французскую армию в 1812 г.?” Он по праву считается создателем оригинального жанра – гусарской лирики, воспевающей романтику военной службы, удалую жизнь молодых офицеров. Д. В. Давыдов стал прототипом гусара Денисова в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого.

Учитель:

Тарле Е.В. в книге “Наполеон” пишет: “Чувство обиды за терзаемую родину, жажда мести за разрушенные города и сожженные деревни <…> желание отстоять Россию и наказать дерзкого завоевателя – все эти чувства постепенно охватили весь народ. Крестьяне собирались небольшими группами, ловили отстающих французов и беспощадно убивали их. При появлении французских солдат за хлебом и за сеном крестьяне почти всегда оказывали яростное вооруженное сопротивление, а если французский отряд оказывался слишком для них силен, убегали в леса и перед побегом сами сжигали хлеб и сено”.

Раздаточный материал

“Были ж женщины в русских селеньях...”

В 1812 году случалось, что воины “великой армии” не могли победить не только русских крестьян, но даже русских женщин. Один французский полковник удумал покуситься на честь нежной кружевницы Прасковьи (фамилию ее история не сохранила – мало ли подобных было на Руси) из деревни Соколово. Невзирая на то, что рядом находились семь неприятельских солдат, кружевница вилами заколола полковника. Его подчиненные предпочли убежать.

Красавица Прасковья оделась в полковничий мундир и столь смело сражалась с французами, что окрестные партизаны вынуждены были признать ее за старшую. Сама Прасковья показывала пример храбрости. Слухи о Прасковье и ее помощниках пошел по всему уезду, и из соседних деревень стали приходить к ней парни. Она принимала на выбор, и вскоре у нее образовался отряд из 60 отборных молодцов, с которыми Прасковья доходила почти до самого Смоленска... Узнав об этом, Наполеон воскликнул: “Что за страна? Жгут свои лучшие города, а воюют у них женщины и дети”.

Губернатор Смоленска Жомини, назначая за голову Прасковьи “большую сумму”, не подозревал, что имя ее окажется бесценным для истории, а в золотых кладовых народной памяти навсегда сохранится ее образ. “Ростом была она высокая, с открытым ясным лицом, с тяжелыми косами за плечами. Она была настоящей русской красавицей. Ее руки умели не только плести искусные кружева, но и не гнушались тяжелого крестьянского труда”.

Французские мародеры убили миролюбивого старосту одной из русских деревень, некоего Кожина. Василиса Кожина, его вдова (даты рождения и смерти неизвестны), героиня Отечественной войны 1812 г., партизанка. По происхождению – крестьянка, жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. Во время вторжения наполеоновских войск в Россию организовала из подростков и женщин партизанский отряд, который уничтожал и брал в плен французских солдат во время их отступления. За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией. Сохранился портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым после окончания войны с Наполеоном.

Стихийно создаваемые крестьянские отряды становились не только серьезной силой, главным содержанием которой было сознание внутренней правоты вооруженной борьбы, но и оказывали весьма значительную помощь действующей армии. Во многих из них рядом с мужьями, отцами, братьями сражались с неприятелем русские женщины. “Враг мог разрушить стены ваши, – обращался с посланием к жителям освобожденного Смоленска Кутузов, – но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне!”

Сообщение ученика:

Женщины всех сословий не могли остаться глухими к военным событиям 1812 года. Это относится к знаменитой “кавалер-девице” Надежде Андреевне Дуровой (слайд 14), чья удивительная судьба еще при жизни стала легендой. Родилась надежда Андреевна 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра. Матушка ее очень хотела сына, и когда принесли новорожденную дочь, сразу невзлюбила ее. Дочь стала тянуться к отцу. Уже маленькой она проводила много времени в седле его лошади.

И вот, в сентябре 1806 года она, переодевшись в мужское платье, тайно покинула дом и вступила в казачий полк под именем Александра Васильевича Дурова (потом она носила фамилию Соколова или Александрова). “Стянув стан свой черным шелковым кушаком и надев высокую шапку с пунцовым верхом, с четверть часа я рассматривала преобразившийся вид свой; остриженные волосы дали мне совсем другую физиономию; я была уверена, что никому и в голову не придет подозревать пол мой”, – так описывала свое превращение в мужчину сама героиня.

Днем и ночью, в любую погоду – в седле, бесконечные стычки с неприятелем, ночевки на земле, заплесневелые сухари и питье из лужи, невозможность обогреться или сменить мокрый мундир. Никто не слышал от нее жалоб, даже тогда, когда она была сильно контужена ядром в ногу и оставалась в строю. Немногим легче ей было и в ординарцах – у Милорадовича и Коновницына, а потом у Кутузова (после Бородинской битвы). При штабе Кутузова она служила как “Александров”, хотя тайна ее была уже раскрыта. Н.А.Дурова награждена Георгиевским крестом. Военные мемуары “Записки Кавалер девицы” принесли Дуровой славу. По словам В.Г.Белинского, Дурова была “дивный феномен нравственного мира”.

Раздаточный материал:

В шестнадцать лет что “в барышне блестящей”

 Пленяет ум, и сердце, и глаза?

 Высокий стан, и серебром звучащий

 В старинных залах голос, и коса

 Златая вьется, взгляд живой,

 Казалось, создана лишь для любви одной...

 Хрупкая девочка – выдержат ль плечи?

 Посох игуменьи – Крест Вам намечен.

Удивительна судьба русской женщины Маргариты Тучковой, родившейся в 1781 году. Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина) жена генерала Александра Тучкова (IY), героя Бородина. В сущности, эта женщина во имя безграничной любви к мужу, погибшему в бородинском сражении, создала первый в России памятник героям Войны 1812 г. Незадолго до бородинского сражения Тучкова видит страшный сон, в котором узнает о будущей гибели мужа именно при Бородино Во время всех военных действий она следовала за мужем Александром Тучковым, научилась ухаживать за ранеными. Ее муж был ранен в Бородинском сражении, солдаты пытались вынести генерала с поля боя, но во время обстрела они все погибли.

Маргарита Михайловна на поле боя пыталась отыскать тело Александра. У нее еще была слабая надежда, что он жив или, может быть, в плену. После известия о гибели мужа в течение двух месяцев она искала тело мужа на поле. Убитой горем женщине удалось лишь найти место гибели горячо любимого мужа. Не найдя его, решает построить здесь Храм Спаса Нерукотворного (Икона Ревельского полка, которым командовал Тучков). Постепенно вокруг Храма образуется община сирот, бедняков, больных.

 Все это благодаря барыне Тучковой. Маргарита продала драгоценности и воздвигла у края Бородинского поля небольшую часовенку. Пережить страшное горе ей помог сын Николай: она жила ради него. В пятнадцатилетнем возрасте умирает ее единственный сын, и генеральша навсегда селится в своей общине. Мать похоронила сына под сводами храма Спаса Нерукотворного.

Маргарита продала имение и на вырученные деньги построила дома для солдатских вдов. Позже она обосновала женский монастырь, где стала игуменьей. Все силы и энергию она потратила на то, чтобы облегчить страдания солдатских вдов.

В 1838 г. Маргарита Тучкова принимает постриг, и община преобразуется в Спасо-Бородинский монастырь. Она была чуть ли не единственная, которая не побоялась просить Николая о смягчении участи ссыльному брату-декабристу (полковник М.М.Нарышкин), известно, как не любил таких просьб Николай, как страшен был в гневе. Но царская семья с уважением относилась к этой маленькой женщине, потерявшей все, но не растерявшей своей души. Вносил деньги на строительство Храма Александр I, помогал монастырю Николай.

 Когда хоронили матерь Марию, то пришлось прервать службу, так как монахини не могли петь от рыданий. Монастырь действует и в наше время. На Бородинском поле много памятников защитникам Отечества.

Маргарита пережила своего мужа на 40 лет. Она скончалась ранней весной 1852 года. В ее руках нашли небольшой листок бумаги. Это было письмо на французском языке со словами: “Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!” Такова судьба этой удивительной русской женщины, жены и матери.

Учитель

Проходили десятилетия, но в годы испытаний подвиги офицеров, солдат, партизан, всего народа в Отечественной войне продолжали вдохновлять воинов и народных мстителей. В честь победы России в Отечественной войне 1812 г. был воздвигнут величественный храм Христа Спасителя, действует Спасо-Бородинский женский монастырь, воздвигнут монумент “Благодарная Россия – защитникам Отечества”.

Вывод (слайд 17): Отечественная война 1812 года имела огромное международное значение. Русская армия и ополчение не остановились на границах России, а пошли дальше (заграничный поход 1813-1814 гг.) (слайд-освобождать народы Европы от наполеоновского ига.

"Русская кампания 1812 г. поставила Россию в центре войны... Русские войска составляли основное ядро, вокруг которого лишь позднее сгруппировались пруссаки, австрийцы и остальные"

Историческое значение (слайд 18): Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 гг. оставили глубочайший след в истории и общественном сознании народов России.

 "Двенадцатый год,- писал русский демократ В. Г. Белинский,- был великою эпохою в жизни России... Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала".

Рефлексия: Написать эссе на тему: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве» (7 минут)

       

Интернет-материалы:

А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.

Тарле Е. В. Нашествие Наполеона, 1959,

ttp://voina1812.narod.ru/pr1.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/84719/

http://warstar.info/borodino_pruntsov/borodino.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Барклай-де-Толли,_Михаил_Богданович

http://www.patrwar1812.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленское_сражение_(1812)

http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=621357

Степанищев А. Т. Интерактивный тест на знание истории Отечественной войны 1812 года http://www.mil.ru/et/exam.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники героям Отечественной войны 1812 года

Материал содержит текстовой и иллюстративный материал о памятниках, посвященных Отечественной войне 1812 года. Может быть использован в качестве дополнительного материала на уроке по истории России в ...

"Герои Отечественной войны 1812 года"

К 200 - летнему юбилею Отечественной войны 1812 года мы провели классный час " Герои Отечественной войны 1812 года"....

презентация " Герои Отечественной войны 1812 года

презентация содержит материал с фотографиями наиболее активных участников Отечественной войны 1812 года. Презентация сделана учениками 5 класса...

"Герои Отечественной войны 1812 года" 8 класс

Презентация "Герои Отечественной войны"подготовлена с целью демонстрации при изучении тем по Отечественной войне 1812 года. В ней собраны портреты участников войны, сыгравших большую роль в победе над...

"Герои Отечественной войны 1812 года" 8 класс

Презентация "Герои Отечественной войны"подготовлена с целью демонстрации при изучении тем по Отечественной войне 1812 года. В ней собраны портреты участников войны, сыгравших большую роль в победе над...

Герои Отечественной войны 1812 года (презентация)

Презентация - викторина о героях Отечественной войны 1812 года....

Интерактивный кроссворд. Герои Отечественной войны 1812 года

Интерактивный кроссворд, состоит из фамилий героев Отечественной войны 1812 года....