«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
статья по истории на тему

Духанина Анна Викторовна

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания.

 “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три предложения ” и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания».

Место проведения: МОУ СОШ совхоза им. Ленина, кабинет 309

Дата проведения: 27. 04.12 г.

Состав участников: педагогическая общественность.

Задачи:

Показать варианты изменении привычных стереотипов организации урока, через повышение интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.

Актуализировать значение  интерактивного метода для выполнения заказа общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Показать варианты решения педагогической задачи -  формирование ключевых компетенции учащихся (умение брать на себя ответственность при принятии решений, толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков, умение работать с различными видами информации, способность постоянно повышать свое образование и т.д.) с помощью интерактивных методов обучения.

«Учитель всегда невольно стремится к тому,

                                                           чтобы выбрать самый для себя удобный

                                                           способ преподавания. Чем способ

                                                           преподавания удобнее для учителя,

                                                           тем он неудобнее для учеников.

                                                           Только тот образ преподавания верен,

                                                           которым довольны ученики.

                                                           Будем же искать, и примерять те способы

                                                          обучения, которыми будут довольны            

                                                           ученики».                                                                                                                          

                                                                                                            Л.Н. Толстой

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

ИКТ сопровождение – презентация.

Слайд 1

Слайд 2

В условиях советской системы  требования к образованию задавало государство и все участники  образовательного пространства четко знали границы своей деятельности и подчинялись им.

В современных условиях, рыночных,  существует несколько потребителей в сфере образования: государство, социум, родители, ученик. У них потребности могут быть различными.

Государство на выходе из школы, прежде всего, хочет получить гражданина с высокой степенью мотивации к общественно-полезному труду.

Родители – здесь тоже очень сложно выделить как не странно четко мотивы. Родители хотят, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам и могла раскрывать их таланты, но при этом не всегда адекватно оценивают свои обязанности по отношении к школе.  Очень часто я встречаюсь с позицией родителей -  я занят, работаю, а вы воспитывайте.  Контакты  школы с семьей эпизодичны и формальны. В этих условиях не понимание значительно возрастает.

Учащиеся – очень многое зависит от возраста. В младших и средних классах очень преобладает желание общаться, быть понятым. К старшим классом потребность в знаниях значительно возрастает.

 Если ориентировать их на учебу, то здесь им важно:

Понимать объяснения учителя;

Посильность домашнего задания;

Разнообразность и увлекательность работы на уроке.

Но в целом все они  хотят быть успешными, правда у всех по разному она ассоциируется и задача учителя как раз и заключается в том, что бы правильно с ориентировать ребят.

И наконец, учитель как центр всех этих желаний- чего же хочет он. Чего хочу я как учитель.

Чтобы мои ученики реализовали себя, были достойными людьми. Что бы мне не было стыдно за то чему я их научила.

Таким образом,  к учителю предъявляются очень серьезные требования, кроме того современные формы обучения могут исключать или минимализировать воздействие учителя (дистанционное обучение, домашнее). Основной формой школьного обучения является урок.

Хороший урок тот, где сложилась деятельность ученика, а не деятельность учителя. Учитель помогает ученику путем проб и ошибок искать свой путь развития.

Так как, я преподаю социально-гуманитарные дисциплины то и буду опираться на собственный опыт, хотя мое общение с коллегами  показывает универсальность многих приемов.

Основная задача преподавания истории и обществознания в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях  мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего,  формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога

 То есть,  интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

При использовании данной стратегии роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление  (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.

При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания.

Это: “мозговой штурм”,

дискуссия,

ролевая и деловая игра,

метод “Синквейна”,

 “Три предложения ”

кластер,

RAFT технологии,

ПОПС формула,

методика «толстых и тонких вопросов» и др.

Все они направлены на формирование у ребят чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Многие эти методы взаимодействуют в различных технологиях и дают возможность добиваться планируемых результатов.

Но важно помнить  непременным условием деятельности учителя на уроке является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате и  наличие  осмысление и рефлексию результатов деятельности самими учащимися.

Наиболее сейчас  мной востребован Кейс-метод

Этот метод позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

        Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.

Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь. Он позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе.

CASE - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

 Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

 1 соответствовать четко поставленной цели создания

 2 иметь соответствующий уровень трудности

 3 иллюстрировать несколько аспектов жизни

 4 не устаревать слишком быстро

 5 иметь национальную окраску

 6 быть актуальным на сегодняшний день

 7 иллюстрировать типичные ситуации

 8 развивать аналитическое мышление

 9 провоцировать дискуссию

 10 иметь несколько решений

Перед тем как приступить к описанию нового кейса, не стоит подгонять его под определенный тип. Как и литературный жанр, разработка ситуаций, являясь творческим процессом, в содержательном отношении неформализуема, а конечный результат может быть и неожиданным для учителя. Однако в любом случае необходимо соблюдение определенного формата (стандарта изложения) ситуации.

В последнее время все более популярным становится использование CASEов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Так в ЕГЭ по обществознанию задание С7 всегда строится по данной технологии.

Задание С7.

Попс формула

Синквейн

Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…        

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Мозговой штурм

это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

называя идеи, нельзя повторяться;

чем больше список идей, тем лучше;

подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение.

Задачами мозгового штурма являются:

включение в работу всех членов группы;

определение уровня знаний и основных интересов участников;

активизация творческого потенциала участников.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

Проблемные  ситуации.

Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся.

Для меня лично очень важно, что бы каждая проблема имела морально-этический аспект. Так как моя сверхзадача – создание правильных нравственных ориентиров.

Например, при изучении темы «Деньги» в 8 классе я предлагаю обсудить ребятам утверждение из трех слов  и вычеркнуть одно лишнее.

Много. Быстро. Честно.

Главное при обсуждении – это  аргументация учащихся своей позиции и понимание ценности денег как средства, но  не цели.

Можно прокомментировать на конкретных исторических примерах.  

На уроках истории таких примеров тоже огромное множество. Так в 6

классе при изучении темы «Иностранные вторжения в 13 веке», мы с

ребятами, на доступном им уровне обсуждали деятельность Александра Невского, почему он блистательно одерживал победы над немецкими Рыцарями, а к монголам ездил на поклон. Такая форма работы способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников. Уже  в этом возрасте ребята развивают навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции, учатся дискуссии. Хотя и в пятом классе многие ребята с удовольствием обсуждают спорные вопросы. Причем количество желающих высказаться гораздо бывает больше, чем в старших классах и это еще одна проблема, которую я отслеживаю и системно решаю.

 

Дискуссия – специфическая форма беседы, , когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Участники групповой дискуссии должны:

слушать и слышать друг -друга;

не перебивать;

не оценивать друг-друга;

не обижать и не обижаться;

умолкнуть по знаку;

участвовать всем;

соблюдать регламент.

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

“судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);

“аквариум”. Учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

Я критикую идеи, а не людей.

Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

 При такой форме очень важно подвести итог обсуждения, что бы разговор был не ради разговора. Например, ежегодно большую дискуссию на уроках обществознания, вызывают две темы

Взаимоотношения супругов в рамках их обязанностей

Смертная казнь

Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включить во всех этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.

Ролевая

 игра.

Следующий интерактивный метод, используемый на уроках истории и обществознания это – ролевая игра.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)

Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Религия древних греков”. “-Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня” (Прометей)

2. “Интервью” - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Игра “Три предложения”.

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

умение брать на себя ответственность при принятии решений,

толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,

умение работать с различными видами информации,

способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.Целью применения интерактивных методов и приемов в изучении ...

Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.

Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики....

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.

Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...