Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Пичугина Наталья Юрьевна

Тип урока:          повторительно-обобщающий

 Технологии:       технология развития критического мышления,

                             групповой метод обучения,

                             игровые технологии

                      Проблема:

   Создание синквейнов по ключевым  понятиям и выдающимся личностям истории России первой четверти XVIII века.

Цель урока:

 

способствовать приобретению учащимися обобщающих знаний основ истории России в условиях проблемно-групповой работы.

 

 

Задачи урока: направлены на формирование следующих образовательных компетенций:

 

1 Познавательные компетенции. Способствовать формированию и закреплению глубоких знаний по курсу.

 

2 Деятельностные компетенции. Способствовать развитию навыка групповой работы, чувства критического реализма в сознании учащихся, активизации познавательного интереса к предмету.

 

3 Коммуникативные компетенции. Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение средняя  общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 г.о. Тольятти

Методическая разработка урока

Урок повторения и обобщения

«Россия в первой четверти XVIII века.

Эпоха преобразований Петра I»

7 класс

Предмет:             история России

Тип урока:          повторительно-обобщающий

 Технологии:       технология развития критического мышления,

                             групповой метод обучения,

                             игровые технологии

                             

Учитель истории и обществознания:

ПИЧУГИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА.

г.о. Тольятти.

Проблема:

    

 Создание синквейнов по ключевым  понятиям и выдающимся личностям истории России первой четверти XVIII века.

Цель урока: 

способствовать приобретению учащимися обобщающих знаний основ истории России в условиях проблемно-групповой работы.

Задачи урока: направлены на формирование следующих образовательных компетенций:

1 Познавательные компетенции. Способствовать формированию и закреплению глубоких знаний по курсу.

2 Деятельностные компетенции. Способствовать развитию навыка групповой работы, чувства критического реализма в сознании учащихся, активизации познавательного интереса к предмету.

3 Коммуникативные компетенции. Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование:   учебник, компьютерная презентация, фотоизображения исторических личностей по курсу истории, карточки с историческими понятиями, бумага, маркеры, листы с задачами, кнопки, липкая лента, листы оценивания учащихся.

Наглядность на доске:

тема урока

фотоизображения исторических личностей по курсу истории

 карточки с историческими понятиями

карточки с именами исторических личностей по курсу

листы с синквейнами учащихся

настенная карта «Российская империя в XVIII веке»

экран для просмотра компьютерной презентации

 

Приложение 1.

Тренинговые технологии.

Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе. 
Основные правила группы:

Конфиденциальность.

Взаимоуважение.

Пунктуальность.

«Не давать оценок, не критиковать».

Право ведущего.

Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:

усадить участников лицом друг к другу;

поставить перед ними общую задачу;

наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

Стадии работы в малых группах. 

Подготовка (только для учителя)

определение цели;

сбор и анализ материала;

формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;

определение порядка работы;

приготовление необходимых рабочих средств.

Информирование

подгруппы получают информацию о порядке работы;

подгруппам выдаются задания;

подгруппам выделяются рабочие материалы;

подгруппы занимают свои места;

подгруппы получают время для выполнения задания.

Разработка

подгруппа определяет  ответственных учащихся (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);

исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;

группы формулируют результат своей работы в виде отчета;

группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.

Анализ результатов

подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;

спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;

результаты работы подгрупп обсуждаются;

результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;

при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.

Технология развития критического мышления.

Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу.  Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и  т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.

Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.

Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:

1 строчка- существительное, обозначающее тему.

2 строчка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.

3 строчка - три глагола, показывающих действие в рамках темы.

4 строчка- фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.

5 строчка- существительное, выступающее как итог.

План урока.

1. Оргмомент.                                                        (2-3 мин.)

- Определение проблемы и целей урока

- Создание рабочих групп (4 группы по 5-6 человек)

- Правила работы в группе (см. Приложение 1.)

2. Беседа.                                                                (2-3 мин.)

- что такое «синквейн»

- правила составления синквейна

3. Просмотр компьютерной презентации по теме «Эпоха преобразований Петра I»                          (5 мин.)

4. Распределение творческих заданий по группам (см. Приложение 2.)

 -  карточки с историческими понятиями     (2 мин.)

 - карточки с именами исторических личностей по курсу

(см. Приложение 3.)

5. Проверка творческих заданий по группам. (30 мин.)

   

- демонстрация листов с созданными учащимися синквейнами на доске

- анализ, исправление, корректировка творческих работ учащихся

Приложение 5.

6. Итоги урока. Релаксация.                      (2 мин.)

- выставление оценок    Приложение 4

- обмен впечатлениями, мнениями об уроке

- составление синквейна об уроке

Ход урока.

1. Оргмомент.

 Учитель:  Сегодня мы проводим урок повторения и обобщения по теме «Россия в первой четверти XVIII века» в форме составления синквейна по ключевым  понятиям и выдающимся личностям истории России данного периода.

Цели урока- (см. выше).

- Создание рабочих групп (4 группы по 5-6 человек)

- Правила работы в группе (см. Приложение 1.)

2. Беседа.                                                                (2-3 мин.)

- что такое «синквейн»

- правила составления синквейна

Что такое синквейн? Синквейн – это форма работы с понятиями. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме, действию. Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово- существительное, определяющее содержание и тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия; описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвертая строка – короткое предложение, целая фраза, в которой автор высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строка – одно слово- резюме, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества. Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. Данное творческое задание помогает учащимся  реализовать их личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т. п.

Пример Синквейна

Учитель

Умный, мировой

Открывает, обучает, развивает

Ученье – свет, неученье – тьма

Ура!

 

3. Просмотр компьютерной презентации по теме «Эпоха преобразований Петра I»                          (5 мин.)

4. Распределение творческих заданий по группам

 (см. Приложение 2, Приложение 3)

 -  карточки с историческими понятиями     (2 мин.)

Приложение 2.

1 рекрутская повинность                   20 Полтавская битва

2 регент                                               21 «Юности честное зерцало»

3 сенат

4 коллегии

5 Табель о рангах

6 губерния

7 Синод

8  абсолютизм

9 протекционизм

10 меркантилизм

11приписные крестьяне

12 подушная подать

13 отходники

14 посессионные крестьяне

15 Кунсткамера

16 работные люди

17 ассамблея

18 Ведомости

19 цифирные школы

- карточки с именами исторических личностей по курсу

 

 Приложение 3.

1 Петр I                                                                  7 Н.А. Демидов

2 Ф.Б.Растрелли                                                    8 царевич Алексей

3  Ж. Леблон                                                          9 Стефан Яворский

4 Л.Ф. Магницкий                                                10 царевна Софья

5 К.А. Булавин                                                      11 Иван V

6 А.Д. Меншиков                                                  12  Карл XII

                                                                                13 Мазепа

5. Проверка творческих заданий по группам. (30 мин.)   

- демонстрация листов с созданными учащимися синквейнами на доске

Приложение 5.

Примерные творческие работы учащихся:

Понятия

Синквейн на тему 1 рекрутская повинность

реформа армии

количественная, стрелковая, сословная, пожизненная

отбирает, формирует, готовит

регулярная армия

условие победы России в Северной войне                  

Синквейн на тему 2 регент

контроль

малолетний, неопытный

воспитывает, правит, указывает

соправитель малолетнего царя

царевна Софья

Синквейн на тему 3 сенат

учреждение

законодательный, распорядительный,

судит, контролирует, принимает

высший Правительствующий орган

замена Боярской думе

Синквейн на тему 4 коллегии

учреждения

исполнительные, коллегиальные

исполняет, реализует, претворяет

замена приказам

исполнительная власть

Синквейн на тему 5 Табель о рангах

закон

гражданский, военный, государственный

уравнивает, стимулирует, награждает

14 классов (рангов)-служебная лестница России

привилегия дворян

Синквейн на тему 6 губерния

реформа

областная, назначаемая

собирает, судит, контролирует

губернатор подчиняется царю

усиление местного аппарата власти

Синквейн на тему 7 Синод

духовенство

Святейший, Правительствующий

просвещает, воспитывает, подчиняется

отмена патриаршества

Духовная коллегия

Синквейн на тему 8  абсолютизм

монархия

неограниченная, властная, всесильная

правит, повелевает, наказывает

верховная власть феодального государства

Петр I

Синквейн на тему 9 протекционизм

преобразование

отечественный, промышленный

защищает, поддерживает, развивает

поддержка развития отечественной промышленности

контроль за вывозом товаров за границу

Синквейн на тему 10 меркантилизм

преобразование

отечественный, выгодный

защищает, поддерживает, развивает

преобладание вывоза товаров из страны над ввозом

концентрация денежных средств внутри страны

Синквейн на тему 11приписные крестьяне

насилие

крепостные, дворцовые

приписывать, заставлять, учить

дешевая рабочая сила страны

прикреплены работать на казенных и частных заводах

Синквейн на тему 12 подушная подать

налог

основной, прямой

обирает, грабит, унижает

цель: «Ободрать как липку»

поборы с мужского населения податных сословий независимо от возраста

Синквейн на тему 13 отходники

крестьяне

вынужденные, нищие

уходят, ищут, зарабатывают

уход на заработки из родных мест

усиление крепостного права

Синквейн на тему 14 посессионные крестьяне

крестьяне

государственные, переданные

работают, создают, подчиняются

передаются властью купцам в условное владение

работа на частных предприятиях

Синквейн на тему 15 Кунсткамера

помещение для редкостей

первый, русский

хранит, собирает, учит, удивляет, шокирует, пугает

чудо невиданное!

основание музейного дела в России

Синквейн на тему 16 работные люди

рабочие

крепостные, вольные

унижают, заставляют, издеваются

новая общественная группа

нечеловеческий труд

Синквейн на тему 17 ассамблея

собрание-бал

торжественный, развлекательный

беседовать, обсуждать, танцевать

Свободу женщинам!

перемена в быту

Синквейн на тему 18 Ведомости

газета

подробная, интересная

информирует, сообщает, учит

иностранная хроника

первый печатный орган в России

Синквейн на тему 19 цифирные школы

школа

начальная, обязательная

заставляет, учит, воспитывает

Хочешь жениться – учись!

долой необразованность бояр и дворян!

«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»

Синквейн на тему 20 Полтавская битва

сражение 27 июня 1709 г.

генеральное, решающее

опрокинуть, атаковать, бежать

русская «виктория» над шведами

перелом в Северной войне в пользу России

Синквейн на тему 21 «Юности честное зерцало»

пособие для молодежи

специальное, обучающее

информирует, воспитывает, учит

«Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен как в часах маятник»

правила хорошего тона

Примерные творческие работы учащихся:

Персоналии

Синквейн на тему 1 Петр I

царь- реформатор, «окно в Европу»

Великий, западный

преобразовывает, строит, побеждает

Нас ждут великие дела!

первый Всероссийский император, «отец Отечества»

Синквейн на тему 2 Ф.Б. Растрелли

архитектор

итальянский, талатливый

строит, учит, руководит

строительство Санкт-Петербурга

монументальность, пышность, красота                                                  

Синквейн на тему 3  Ж. Леблон

 

 архитектор

талантливый, новый

строит, учит, руководит

план- чертеж г. Санкт-Петербурга                                                        

Северная Венеция

Синквейн на тему 4 Л.Ф. Магницкий

                                               

«Арифметика»

арабские цифры, математический

считает, учит, преподает

энциклопедия математических знаний XVIII века

«врата учености»

Синквейн на тему 5 К.А. Булавин

руководитель восстания 1707-1708 гг.

самое  массовое, народное

организует, убивает, захватывает

атаман «всевеликого» войска Донского                                                      

«прелестные грамоты»

Синквейн на тему 6 А.Д. Меншиков

соратник Петра I

смекалистый, усердный, храбрый

воюет, руководит, побеждает

один из основателей  Санкт-Петербурга

второй генералиссимус России                                                                                                      

Синквейн на тему 7 Н.А. Демидов

заводчик на Урале

Невьянский, Алапаевский

строит, снабжает, богатеет

металлургическая база страны

третье место в Европе по производству металла

Синквейн на тему 8 царевич Алексей

старший сын Петра

традиционный, нереформаторский

протестует, борется, убегает, погибает

«дело царевича Алексея»

предатель дела отца

Синквейн на тему 9 Стефан Яворский

соратник Петра I

религиозный, проповедный

контролирует, спорит, защищает

Местоблюститель патриаршего престола

выполняет обязанности главы церкви

Синквейн на тему 10 царевна Софья

сводная сестра Петра I

Милославская, умная

ненавидит, мстит, управляет

фактическая правительница при малолетних царях

затворница Новодевичьего монастыря

Синквейн на тему 11 Иван V

сводный брат Петра I

Милославский, болезненный

болеет, присутствует, подписывает

двоецарствие

формальный правитель

Синквейн на тему 12  Карл XII

шведский король

талантливый, непобедимый

сражается, руководит, признает

соперник России в Северной войне

признание победы России

Синквейн на тему 13 Мазепа

                                                                               

гетман

украинский, властолюбивый

обманул, предал, бежал

предатель России

союзник Швеции

 Анализ, исправление, корректировка творческих работ учащихся.             ( фронтальная работа с классом)

6. Итоги урока. Релаксация.

                      (2 мин.)

- выставление оценок (работа с листом оценивания по группам)

- обмен впечатлениями об уроке

Учитель: Спасибо, ребята, за урок, -  вы блестяще справились со всеми задачами. Надеюсь, что вы будете помнить основные  исторические понятия и персоналии по данной теме.

В течение урока вы работали в группах. Определите степень участия каждого ее члена в общем деле группы и выставьте оценки в листе оценивания. Попрошу их сдать мне.

В конце занятия я хотела бы предложить вам определить свое отношение к уроку, к тем темам, которые мы сегодня затронули.

Рефлексивно-диагностический этап.

Предметом диагностики могут стать: эмоциональное отношение к уроку и затрагиваемым на нем темам, отношение к работе в учебной группе, уровень сформированности познавательной, деятельностной, коммуникативной компетенций.

1) “Полярные профили”

Детям предлагается оценить свое эмоциональное отношение к теме, вопросам, затрагиваемым на уроке по 7 бальной шкале.

Диагностический вопрос. “Твое отношение к проблеме урока, как осознания важности составления синквейнов в процессе повторения и обобщения пройденного материала»? (заполнение листа оценивания)

Словесная расшифровка 7-бальной шкалы:

“7” – очень понравилось;

“6” – понравилось;

“5” – выше среднего;

“4” – среднее;

“3” – ниже среднего;

“2” – не понравилось;

“1” – очень не понравилось.

Отношение будет считаться положительным в случае выбора 70% учащихся от 5-7 баллов.

2)  Предметом диагностики может стать непосредственно групповая работа на уроке. Результат принятия данной деятельности может быть определен следующим образом. Учащиеся определяются со своим выбором простым поднятием руки или вставанием с места.

Применительно к данному уроку могут быть заданы следующие предложения:

мне понравилось работать на уроке в группе;

решать задачи лучше вместе, чем в одиночку;

группа помогла мне справиться с трудностями;

наша группа была успешнее всех.

3) Составление синквейна про данный урок

 (фронтальная работа с классом):

Синквейн на тему Урок

занятие

интересное, творческое

открывает, изучает,  развивает

«Умные речи приятно и слушать»/ «Ум хорошо, а два лучше того»/ «Повторенье – мать ученья»

да здравствует разум!

4) Озвучивание и выставление оценок в журнал. Приложение 4.

Конец урока.

Приложение 5.

Петр I.

Ф. Б. Растрелли

А. Д. Меншиков

Стефан Яворский

«А. Д. Меншиков в Березове»

Н.А. Демидов

Л.Ф. Магницкий




Мазепа Иван Степанович (гетман)


Карл XII (шведский король)















Алексей Петрович (царевич, Молчанов, копия с портрета работы Таннауэра, 1772 (?))






Петр I (megabook.ru)

Приложение 4

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

знаний и  творческого участия учащихся в работе группы



группы



Список

группы

Роль в группе:

ведущий, секретарь,

лаборант,

хронометрист,

докладчик

№ творческого

задания/

исторические понятия

№ творческого

задания/

исторические

личности



Релаксация



Оценка

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ЛИТЕРАТУРА для учащихся:

1.  Б.Г. Пашков. Русь Россия Российская империя. Хроника правлений и событий 862 -1917 гг. -  М.: ЦентрКом, 1997.

2.  С.Ф. Платонов. Учебник русской истории. -  М.: Вопросы истории, 1992.

3.  Н.М. Коняев. Романовы. Расцвет и гибель династии. – М.: Вече, 2006

4.  Н.И. Павленко Н.И. Тайны Петровской эпохи. – М.: Вече, 2006.

ЛИТЕРАТУРА для учителя:

1.  Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская. Россия в конце XVII – XIX веке. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2007.

2.  П. А. Баранов, С.В. Шевченко. История в профильной школе. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2008.

3.  Т.В.   Коваль. Содержание и современные технологии преподавания истории. — М.: Просвещение, 2001.

 

4.  В.В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

5.  Н.Н. Ярцева. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. 

 

                                            Мультимедийные пособия

1.  Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

2.  Мультимедийные энциклопедии по истории России;

3.  Мультимедийная энциклопедия «Войны России;

4.  Мультимедийная энциклопедия «Культура России»;



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 75 г. о. Тольятти.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по истории России для 6 -10-х классов

 Круглый стол по теме:

 

«Первые киевские князья и их роль

в становлении российской государственности». 

К 1150-летию создания

российской государственности.

Предмет:             история России

Тип занятия:          повторительно-обобщающий

 Технологии:       технология развития критического мышления,

                             групповой метод обучения

Составила:                        учитель истории и обществознания

 

                                      Пичугина Наталья Юрьевна

 

г. Тольятти, 2012.

Проблема:  Какова роль первых киевских князей в становлении

                     российской государственности?

Цели занятия:

1) Образовательные

- расширить знания о восточных славянах и их образе жизни;

- систематизировать знания об истоках государственности Киевской Руси (с древнейших времен до конца X века);

- рассмотреть и обобщить личности русских князей и политику их правления.

2) Развивающие

- развивать навыки и умения групповой работы;

- уметь искать материал в учебнике, дополнительной литературе,     исторических источниках и  анализировать полученную информацию;

- учить видеть, выделять причинно-следственные связи;

- учить работать с историческими источниками.

3) Воспитательные

- способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества;

- способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе, между старшими и младшими школьниками;

- воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование:   

- учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» (автор А.Н. Сахаров),

- компьютерная презентация «Первые киевские князья»,

- фотоизображения первых русских князей,

-  физическая карта современной России,

- историческая карта «Древнерусское государство в IX-XI веках»,

- иллюстрации по истории Древней Руси,

- отрывки из «Повести временных лет», «Слова о погибели земли русской», «Слова о законе и благодати»,

- таблица «Периодизация Киевской Руси» и  «Династия Рюриковичей»,

- компьютерный носитель «История России IX-XVI веков» (Русско-византийский договор 911 г., карта «Киевская Русь в IX в., «Полюдье киевских князей в I половине X в.», отрывки из «Повести временных лет», схемы, тест «Русские князья времен язычества»),

- видео-хрестоматия по истории России IX-XVI веков (Гибель древлянских послов в Киеве в 945 г.)

Наглядность на доске:

тема занятия

эпиграфы по теме

фотоизображения первых русских князей

имена исторических личностей по курсу

настенная историческая карта «Киевская Русь в IX-XII веках»

 физическая карта современной России

экран для просмотра компьютерной презентации, видеофрагмента, документов

таблица «Периодизация Киевской Руси»

таблица «Династия Рюриковичей»

Время занятия – 90 минут.

Эпиграф на доске:  «Широко ты, Русь, по лицу Земли в красе царственной

   

                                    развернулася!»                      

Занятие проводится в виде «Круглого стола».

 

Участники: 2 человека от класса (6-10 классы).

Работа в группах кооперативного обучения (разновозрастные группы):

- географы;

- историки;

- политики.

План занятия.

1. Оргмомент.                                                        (2-3 мин.)

- Определение проблемы и целей занятия

- Создание рабочих групп (3 группы по 5-9 человек, разновозрастные)

- Правила работы в группе (см. Приложение 2.)

Приложение 2.   Тренинговые технологии. 

Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе. 
Основные правила группы:

Конфиденциальность.

Взаимоуважение.

Пунктуальность.

«Не давать оценок, не критиковать».

Право ведущего.

Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:

усадить участников лицом друг к другу;

поставить перед ними общую задачу;

наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

Стадии работы в малых группах. 

Подготовка (только для учителя)

определение цели;

сбор и анализ материала;

формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;

определение порядка работы;

приготовление необходимых рабочих средств.

Информирование

подгруппы получают информацию о порядке работы;

подгруппам выдаются задания;

подгруппам выделяются рабочие материалы;

подгруппы занимают свои места;

подгруппы получают время для выполнения задания.

Разработка

подгруппа определяет  ответственных учащихся (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);

исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;

группы формулируют результат своей работы в виде отчета;

группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.

Анализ результатов

подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;

спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;

результаты работы подгрупп обсуждаются;

результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;

при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.

2. Вступительное слово учителя.                                        (2-3 мин.)

3. Основная часть занятия (выступления творческих разновозрастных групп: географы, историки, политики).                                 (70-75 мин.)

4. Подведение итогов.                                                             (3-5 мин.)

5. Релаксация.                                                                           (2-3 мин.)

Ход занятия.

1. Оргмомент.                                                        (2-3 мин.)

- Определение проблемы и целей занятия

- Создание рабочих групп (3 группы по 5-9 человек, разновозрастные)

- Правила работы в группе (см. Приложение 2.)

Учитель:

Проблема:  Какова роль первых киевских князей в становлении

российской государственности?

Цели занятия (см. выше). Мы создали 3 творческие рабочие разновозрастные группы по 5-9 человек из представителей 6-10 классов: географы, историки, политики. Учитель начинает урок с обращения внимания учащихся на доску, где написаны тема занятия, эпиграф и вопрос: «Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?» ( учащиеся отвечают на этот вопрос в конце занятия, в ходе подведения итогов).

 2. Вступительное слово учителя.                                        (2-3 мин.)

Учитель:

       Понятие «Отечество» для человека связано с конкретным краем, страной. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обстраивалась территория его государства.

История Отечества показывает единство народов России, вызывает наше уважение и восхищение их достойными делами.

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте. А вот история былых времен, должна учить всех нас.

История России дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития государственности у восточных славян и рассмотреть роль первых политических деятелей в формировании единого государства в X веке.

         Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании в 2012 году 1150-летия российской государственности. Почему именно в 2012-м и почему именно 1150-летия? Потому, что в 862 году, как принято считать, восточнославянские племена ильменских словен и кривичей, а также чудь (собирательное название финно-угорских племен и народов) и весь (прибалтийско-финское племя) призвали на княжение варяга Рюрика – основателя русской княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей. Согласно знаменитому древнерусскому летописному своду «Повесть временных лет», в 6370 году по древнеславянскому календарю (862 году по современному летосчислению) означенные племена изгнали варягов за море и не дали им дани, хотя прежде давали, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, как гласят современные переводы летописного свода, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой; и сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведами, а иные – норманнами и англами, а еще иные – готландцами; вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли; и сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Так повествует летописный свод, созданный в начале XII века (т. е. спустя 250 лет после описываемых событий, героем которых был Рюрик) и вобравший в себя в большом количестве материалы сказаний, преданий, легенд. Тем не менее, упомянутую дату (862 год) сегодня решили использовать как повод для общенациональных торжеств, да еще и с такой предельно конкретной и громкой формулировкой – «начало российской государственности».

        Наверное, самым сложным в изучении истории любого народа является начальный период. Обычно отсутствуют позволяющие охарактеризовать такой период материалы, созданные самим народом: нет еще письменных источников, не хватает достоверных этнографических данных, очень смутны сведения, которые можно почерпнуть из исследований по языкознанию и археологии.

Начальная летопись не помнит времени прихода славян в Европу. В ученом этнографическом очерке, поставленном во главе Повести временных лет, она застает славян уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую она называет землею Венгерской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны. Оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его и притокам и далее к северу.

С. Ф. Платонов, в “Лекции по русской истории” пишет: “Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VI веке и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до Верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и его правых притоках”.

3. Основная часть занятия (выступления творческих разновозрастных групп: географы, историки, политики).                                 (70-75 мин.)

Учитель: На просторах Восточно – Европейской равнины развертывалась история нашего Отечества. Первые признаки государственного развития зародились в районе Среднего Поднепровья, где по сравнению с другими частями страны были наиболее благоприятные условия жизни: относительно мягкий климат, плодородные почвы. Здесь в первую очередь по Днепру, проходил древний торговый путь – “Путь из варяг в греки.”

“О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
Озерами многими дивишь ты,
Реками и источниками местночтимыми,
Горами крутыми, холмами высокими,
Дубравами частыми, полями дивными,
Зверьми различными, птицами бесчисленными”.

Сегодня на заседании круглого стола присутствуют группы “ ученых”, которые обогатят наши знания о восточных славянах, о начальном периоде образования Киевской Руси и расскажут нам о первых князьях и их политике.

Первое слово предоставляется географам.

Географы

1. Дают физико-географическую характеристику России (используют физическую карту России).

2. Показывают территорию расселения восточнославянских союзов племен и (используют историческую карту “Киевская Русь в IX - XII веках”).

3. Показывают территорию Киевской Руси в IX веке, два государственных центра – Киев и Новгород, торговые пути (карта та же).

4. Рассказывают о влиянии географического положения на историю страны.

Вопросы классу

1. Предками, каких народов являются восточные славяне?

2. Какие основные занятия восточных славян?

3. Откуда нам известны сведения о восточных славянах?

4. Какому восточнославянскому племенному союзу удалось “собрать” под свою руку восточнославянские земли? Почему?

5. Какие вы знаете версии о происхождении названия “ Русь”?

Учитель: Говоря о Руси, необходимо обратить внимание на этапы развития Киевской Руси (расположены на доске). Нас интересует, непосредственно, I этап - начальный (2-ая половина IX- конец X веков), где указывается Русь Изначальная. II этап (конец X – середина XI веков) - эпоха расцвета Киевской державы.

“ Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой”

Сведения о происхождении восточных славян, об образовании Киева и развитии государственности на Руси нам предоставят историки.

Историки

1. Предоставляют сведения о происхождении славян, а так же первые сведения о восточных славянах.

2. Предоставляют сведения об основании Киева и рассказывают о легендарном князе Кие.

3. Предоставляют сведения о Рюрике и о начале его княжения в Новгороде.

4. Предоставляют сведения о развитии государственности на Руси.

Работа класса

Ученики работают с отрывком текста “ Повесть временных лет” и доказывают, что Кий был полянским князем, а не лодочником – перевозчиком.

(“ Однако если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду…”)

Ученики работают с учебником и отвечают на вопрос:

Кто такие норманны? Почему их приглашали править на Русь?

Учитель: На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в XVIII - XX веках создали и отстаивали норманнскую теорию происхождения Русского государства. Её суть заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до “ призвания варягов”. А такая практика, как приглашение князя на правление была зачастую распространена в Европе.

Прослушав информацию историков необходимо сделать выводы:

1. Племенные союзы были важной вехой на пути к созданию единой славянской Руси.

2. У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности.

В основе этого лежали, наиболее быстрое экономическое, политическое и социальное развитие края, (внимание учащихся обращается на доску, где написаны объективные предпосылки образования государства, которые сложились у восточных славян в VI- IX веках).

3. На рубеже VIII-IX веков в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь.

4. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла и торговли, но и хорошо укрепленным пунктом от набегов кочевников.

Учитель зачитывает отрывок из “Слова…”

Не в худой и не в неведомой
Земле владычествовали, но в
Русской, что ведома и слышима
Есть во всех концах земли…
Митрополит Илларион.[4]

Итак, 862 год, начало правления варяжского князя Рюрика в Новгороде и основание династии Рюриковичей. В 60-х годах IX века на Руси образовалось два сильных государственных центра - Киев и Новгород. Соперничество между ними за руководство над всеми славянскими племенами началось едва ли не сразу. Назревало историческое противоборство между двумя русскими государственными центрами. Как разворачивались дальнейшие события, какие политические деятели были на арене, их роль в управлении древнерусским государством, мы узнаем от политиков.

Политики

1. Знакомят с личностью князя Олега и его политикой.

2. Знакомят с личностью князя Игоря и его политикой.

3. Рассказывают о личности княгини Ольги и ее политике.

4. Рассказывают о личности князя Святослава и его политике.

5. Рассказывают о личности князя Владимира Святославовича и его политике.

6. Рассказывают о личности князя Ярослава Мудрого и его политике.

Использование, просмотр:

Компьютерная презентация «Первые киевские князья».

Компьютерный носитель «История России IX-XVI веков» (Русско-византийский договор 911 г., карта «Киевская Русь в IX в., «Полюдье киевских князей в I половине X в.», отрывки из «Повести временных лет»).

Использование: 

настенная историческая карта «Киевская Русь в IX-XII веках

таблица «Династия Рюриковичей»

Приложение 1 - Политика правления первых киевских князей.

Вопросы классу:

1. Чем привлекала восточных славян Византия?

2. Какое значение для Древнерусского государства имела деятельность князя Олега?

3. Какое значение для Древнерусского государства имела деятельность князя Игоря?

4.  Почему народная молва нарекла княгиню Ольгу «Мудрою и Святою»?

5. Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?

6. Найдите общее и различие в правлении князя Владимира Святославовича и первых киевских князей?

7. Как Ярославу Мудрому удалось создать великую державу русскую?

4. Подведение итогов.                                                             (3-5 мин.)

Учитель: Работая на уроке, мы рассмотрели истоки становления древнерусского государства. Узнали о личных вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.

…Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…

Вопрос классу:

Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?

Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:

1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.

2.Укрепляли центральную власть

3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников

5. Релаксация.                                                                            

1. Чем урок понравился (не понравился)?

2. Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу своих товарищей?

Список литературы:

Древний автор (XIII в.). “Слово о погибели земли Русской”.

“Слово о законе и благодати” (XI в.).

Никитин И. “ Русь”.

Пушкин А. С. Избранные сочинения.

Пушкин А.С. “Руслан и Людмила”.

А.Н. Сахаров. учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века».

Компьютерная презентация «Первые киевские князья».

Компьютерный носитель «История России IX-XVI веков» (Русско-византийский договор 911 г., карта «Киевская Русь в IX в., «Полюдье киевских князей в I половине X в.», отрывки из «Повести временных лет»).

Приложение 1

Этапы развития Киевской Руси

I этап

Вторая половина IX – середина X веков.

Начальный период, время первых киевских князей. Княжили: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

II этап

Конец X – середина XI веков.

Эпоха расцвета Киевской державы.

Княжили: Владимир, Ярослав Мудрый.

III этап

Середина XI – начало XII веков.

Упадок государства, деление на отдельные княжества.

Княжили: Изяслав, Святослав, Всеволод, Владимир Мономах, Мстислав.

 

Политика правления первых киевских князей

Князь

Время правления

Политика

Киевские князья

Кий

V – VI века

Основал Киев. Ходил походом на Царьград.

Аскольд и Дир

VIII – IX века

Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на Царьград.

Династия Рюриковичей

Олег

882 – 911 г.г.

Обложил данью подвластные территории. Заключил мир с Варягами. Ввел великокняжеский титул. Объединил Русь.

Игорь

912 – 945 г.г.

Заключил мир с печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала земли в устье Днепра, Дуная за Русью.

Ольга

945 – 962 г.г.

Упорядочила взимание дани в земле древлян. Приняла христианство. Заключила мир с Византией о совместной борьбе с Хазарией.

Святослав

962 – 972 г.г.

Разгромил Волжскую  Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику централизации княжеской власти.

Владимир Святославович

980 – 1015 г.г.

Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление южных границ. Ввел систему светового оповещения. Крещение Руси по византийскому обряду.

Ярослав Мудрый

1019 – 1054 г.г.

Восстановил единство Русской земли. Объявил себя самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод законов – «Русскую правду». Строительство собора Святой Софии. Киев – один из самых крупных и красивых городов Европы. Строительство новых городов. Поборник развития культуры. Династические браки – зарок мира с западными, южными и северными соседями. Прекратил набеги печенегов.

 

Предпосылки формирования государственности у восточных славян

Предпосылки

Суть

Экономические

1

Переход к пашенному земледелию.

 

2

Отделение ремесла от земледелия.

 

3

Сосредоточение ремесла в городах (погостах).

 

4

Возникновение меновых отношений.

 

5

Преобладание свободного труда над рабским трудом.

 

Политические

1

Потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель.

 

2

Формирование племенных союзов славян.

 

3

Угроза нападения внешних врагов.

 

4

Достаточный уровень военной организации

 

Социальные

1

Смена родовой общины  соседской.

 

2

Возникновение социального неравенства.

 

3

Наличие патриархальных форм рабства.

 

4

Складывание древнерусской народности.

 

Духовные

1

Общая языческая религия.

 

2

Схожие обычаи и обряды.

Рис. 1. Князь Игорь

Рис. 2. Княгиня Ольга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика России в первой четверти XVIII века

В презентации, предназначанной для 10 класса, рассказывается о Северной войне (причинах, союзниках, этапах, итогах), о Прутском и Каспийском походах .  Представлены: таблицы, иллюстративный матер...

Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

Практическая работа учащихся с материалом учебника...

Обобщающий урок в форме учебной игры в 7 кл. "Россия в первой четверти XVIII века"

Обобщающий урок  в форме учебной игры в 7 кл. "Россия в первой  четверти XVIII века".  Предмет  "история", раздел "История России  XVI-XVIII века". Форма урока: учебная...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....