Память сердца
статья по истории по теме

Статья о воспитании патриотических чувств 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Память Сердца

Кириллова Ольга Афанасьевна,

учитель истории,

Арискина Валентина Ивановна,

учитель ОБЖ

Философы вслед за поэтом Батюшковым различают «память рассудка» и «память сердца». Память сердца – это достигшее глубины души впечатления о том, как мы действительно увидели что-то в мире сами. «Того не приобресть, что сердцем не дано»,- писал другой поэт, Евгений Баратынский.

Каждый ребенок в детстве, в пору формирования личности, должен что-то «увидеть» - не важно что; важно чтобы увиденное глубоко запало ему в душу, в память сердца.  Именно эту задачу мы стараемся решать в процессе военно-патриотического воспитания школьников, важным звеном которого является урочная и внеурочная работа.

Большие возможности для реализации поставленной задачи дают уроки истории. Хочется остановиться на особенно запомнившихся. На уроке  « Человек на войне»  звучат  письма с фронта, воспоминания детей- тружеников тыла, свидетельства преступлений по отношению к военнопленным.  Многое ученики узнают о том, что собой представлял «Новый порядок» на оккупированной территории. Готовясь к этому занятию, ребята знакомятся  с документами, свидетельствами очевидцев, отвечают  на познавательные и проблемные вопросы: Солдатские письма – о чём они? Что волновало солдат, вдохновляло и удивляло их? Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию? Жаркий спор разгорается во время дискуссий «Генерал Власов А.А. – предатель Родины или борец с режимом»? и «Кто виновник развязывания «холодной войны» - США или СССР»?  Историческая  память – великая сила, нравственная, культурная. Эту мысль хотелось донести до сознания современных молодых людей на уроке «Патриотическая деятельность российской эмиграции». На нем ребята узнали о том, как наши соотечественники, оказавшиеся волей судеб в изгнании, думая о будущем своей Родины, никогда не забывали о славных страницах её истории, как бережно, из поколения в поколение  передавали язык,  культурные ценности, военные реликвии.

Умения и навыки, полученные на уроках истории, учащиеся успешно применяют  и во внеурочной деятельности. Формы и методы ее разнообразны: выпуск боевых листков «Великие битвы», «Дети войны», виртуальные экскурсии, праздники инсценированной военной песни, смотра песни и строя, посещение экспозиций поселкового музея «Труженики тыла», «Техника времён Великой Отечественной войны».  На протяжении ряда лет в школе работают мобильные группы старшеклассников, задача которых  донести до ребят младших и средних классов необходимую информацию об истории нашей страны, её героях.  Они готовят  викторины, презентации на темы: «Дорога жизни», «Дети войны», «Великие полководцы». Волонтеры проводят  классные часы в форме вопросов и ответов, где  их подопечные являются не просто зрителями, а активными участниками.

 В девяностые годы учителями больше использовались  активные и интерактивные формы работы, и незаслуженно ими была забыта литературно - музыкальная композиция. Однако  спустя десятилетия оказалось, что эта форма не потеряла своей значимости. Ярким примером данной работы стала композиция «Московская битва». Проникновенное чтение стихов и писем с фронта, музыка вызвали  у детей слёзы. В год 65-летия Великой Победы опробована другая форма – виртуальная экскурсия «Города-герои». Силами учителей истории и ОБЖ, старшеклассников, классных руководителей подготовлены группы экскурсоводов, разработаны маршрутные карты для путешествия классов. Это мероприятие, как и сама Великая Отечественная война,  сплотило всех участников. Война и Победа – не просто общее воспоминание для нашего народа, это еще и объединяющее начало, точка опоры, основа для будущего роста и развития.  

Важным аспектом военно-патриотического воспитания молодежи является подготовка к службе в армии. Поэтому не случайно в школу вернулись праздник «Смотр песни и строя», военно-спортивная игра «Зарница», военно-полевые сборы для старшеклассников.  Разрабатывается историко-патриотический курс «Славься, Россия!», который призван обеспечить  воспитание преданности своему Отечеству, готовность самоотверженному служению обществу.

Для духовного и  нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо  тесное сотрудничество  с   «Советом  отцов», со школьным «Пресс-центром». Это позволит расширить круг людей, которые будут способствовать возрождению патриотических чувств у учащихся.

   

                                                             

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Разработка классного часа "Память сердца"

Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война.  Чем дальше уходят от нас события этой  самой б...

Встреча с воинами-интернационалистами "Память сердца"

Сценарий  посвящён  выводу  войск  из  Афганистана...

Память сердца

Статья о воспитании патриотических чувств...

А память сердце бережёт...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню вывода советских войск из Афганистана...

Музыкально-литературная композиция "Память сердца"

Урок, посвященный самым знаменитым песням о Великой отечественной войне. Урок будет полезен как учителям истории, так и учителям литературы...

"А память сердце бережёт..."

Открытый классный час, посвященный Дню вывода советских войск их Афганистана...