Католическая церковь в XI – XIII веках.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Фирсова Ирина Анатольевна

Данный урок лучше провести в рабочих группах. Рабочие материалы, раздаточный материал прилагается. Самое интересное в этом уроке для ребят - это составлять самим индульгенцию. Это понятие ученики ни с чем не перепутают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katolicheskaya_cerkov_v_11_-_13_vekah.rar211.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Католическая церковь в XI – XIII веках.

                          Технологическая карта урока

Цели и задачи урока:

- сформировать представление у учащихся об условиях усиления католической церкви, определить причины этого процесса.

- способствовать установлению причинно – следственных связей событий темы;

- продолжать работу по формированию отмеченных раннее общеучебных умений посредством вопросов и заданий.

- развивать познавательную активность и умение работать в группах.

- воспитание сотрудничества;

- осуществление нравственного воспитания.

Оборудование:

- на доске записана тема урока;

- пустые клеточки 3 слов (на доске или на ватмане);

- словарные слова с ошибками (на доске или на ватмане);

- карточки с заданиями;

- слова, написанные на карточках для составления кластера;

- белые листы А4;

- клей - карандаши;

- ватман (для рефлексии);

- Учебник «История средних веков». Е. В. Агибалова, Г. М. Донской.

Форма урока: групповая.

Ученики работают по группам.  В каждой группе – 6  человек. Всего 3 группы. Если учеников в классе больше – необходимо продумать задания для 4 и 5 группы. Оптимально, если в группе работают 4 – 6 человек.

Деление по группам происходит заранее. 

Ученики выбирают бочонок из – под «киндер сюрприза». Раскрыв его – они видят № группы, в которой будут заниматься на уроке. Составляется список групп.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Структура урока.

1. Орг. момент.    

2. Установка цели на весь урок.

3. Повторение ранее изученного (тема: Средневековый город)

4. Объяснение нового материала.

План:

  1. Основные сословия средневековья.
  2. Разделение церквей.
  3. Папа против императора.

5. Подведение итогов работы по группам.

6. Рефлексия.

7. Информация о д/з.

                                            Ход урока

1. Орг. момент.  

Приветствие. Проверка подготовки к уроку, эмоциональный настрой.

 

2. Постановка цели на весь урок.

Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о Католической церкви. Зачем, спросите вы? А я вам раскрою секрет: многие войны средневекового периода, разделение христианской религии произошло именно из – за Католической церкви. Каким образом? Выяснить это – наша с вами задача.

3. Повторение  изученного материала (Тема: Средневековый город).

Работаем мы с вами в группах, поэтому, давайте вспомним основные правила работы в группах.

   Вспоминаем правила работы в группах.

1.  Тишина.

2.   Работают все.

3.   Когда один отвечает – все внимательно слушают, не перебивая.

4.    «Один за всех и все за одного!» (Для того, чтобы засчитать работу всей группы на уроке, необходимо ОТВЕЧАТЬ каждому ученику в группе).

А теперь я задам вам главный вопрос по предыдущей теме (для разминки)

 -  Какие обстоятельства повлияли на образование городов?

Ответы учеников (по группам). За правильный ответ – 2 балла. Ответ – дополнение – 0.5 балла.

Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим блоком заданий.

Мы поиграем с вами в «Поле чудес».

Участвуют три команды игроков (по одному учащемуся от каждой группы (3 группы). Игра состоит из трёх вопросов. Тема игры: отгадывание слов, связанных с жизнью города. Слово изображается в виде пустых клеточек (количество клеточек соответствует количеству букв в слове), которые по мере отгадывания заполняются. Время на обдумывание – 30 секунд. При затруднении участников называются 3 буквы предполагаемого слова. За правильный ответ начисляется 4 балла. Тот, кто угадал слово – зачисляются баллы команде этого игрока.

- Назовите как назывались материалы, из которых вырабатывались промышленные товары. (сырьё)

- Как называли главу городского совета во Франции и Англии? (мэр)

- Этим словом называют выдающееся произведение искусства или отлично сделанную вещь. (шедевр)

Молодцы. Теперь посмотрим, как вы запомнили правописание слов по этой теме.

 Работа со словарными словами (Цель: соблюдение единого орфографического режима)

Задание: вставить пропущенные буквы.

Р..м..сло, р..месле..ник, сыр..ё, горо..,

Задание: исправить ошибки.

Лондон, париш, горот, бирлин.

За каждую исправленную букву – 1 балл.

4. Объяснение нового материала.

План изложения нового материала:

  1. Основные сословия средневековья.
  2. Разделение церквей.
  3. Папа против императора.

Итак, ребята, сегодня нас ждёт с вами удивительное приключение – мы окажемся в средневековье и попытаемся понять, сколько сословий было в Европе. Почему разделилась христианская церковь и что из этого вышло.

  1. Основные сословия средневековья.

Ваши группы получают 1 – ое задание.

(см. Приложение 1)

Время работы – 5 минут.

Афиширование работ. Слушаем ответы. (Представитель от каждой группы объясняет ответ)

Максимально можно получить – 4 балла (по 1 баллу за правильный ответ).

На раздаточных листах зарисуйте сословия (название, краткая характеристика) в виде человека. (см. Картинку 1)

                                           Картинка 1.

      2.  Разделение церквей.

Для того, чтобы узнать, почему произошло разделение Христианской церкви, обратимся с вами к материалу о том, что предписывала каждому средневековому человеку христианская мораль?

Задание: стр. 108, прочитать 2, 3 и 4 абзац (параграф 21)

Ответить на вопросы и задание:

(см. Приложение 2)  

Время на выполнение задания – 5 минут.

Афиширование работ. Слушаем ответы. (Представитель от каждой группы объясняет ответ)

Максимально можно получить – 2 балла (по 1 баллу за правильный ответ).

В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплочённой организацией. Мало того, Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину – особый налог на содержание духовенства и храмов.

Задание: параграф 20 пункт 4 «Источники богатств церкви». Прочитать с карандашом, подчёркивая новые понятия и определения. Задача: составить вопросы к кроссворду. (см. Картинка 2)

                                       Кроссворд.

                          Картинка 2.

Вопросы к кроссворду сдаются учителю. При выполнении очередного задания учащихся, учитель проверит вопросы. За грамотно построенные вопросы – начисляется 4 балла.

Ребята, мы с вами дошли до очень важного материала «Разделение церквей».

Как видите, в XI – XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества в умах и сердцах людей. Без её участия или воздействия не совершалось ни одного крупного события. До середины XI века Христианская церковь считалась единой. Но, в Западной Европе главой церкви был римский Папа, а в Византии – константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Римский папа хотел подчинить церковь в тех странах, где от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Естественно, византийская церковь противилась вмешательству Папы в её дела.

Давайте посмотрим, были ли ещё различия у этих сторон. Для этого вы получаете задание.

Задание: прочитать параграф 20 пункт 1 (до конца пункта).

 Укажите различия, существовавшие между римским папой и византийским императором.

Составляем кластер. «Различия между римским папой и византийским императором».

Расположите карточки в два столбика. (см. Приложение 3)

Время на выполнение задания – 5 минут.

Афиширование работ. Слушаем ответы. (Представитель от каждой группы объясняет ответ)

За правильно выполненный кластер – начисляется 10 баллов.

     3. Папа против императора.

Ребята, ну а теперь нам предстоит самое интересное! Для этого вспомните, что такое индульгенция? Правильно, это грамоты о прощении грехов. Посмотрите, что я держу в руке? Да, это  - индульгенция. Сейчас я прочитаю, что здесь написано. (см. Рисунок 1.)

Ваша задача заключается в следующем: Прочитать пункт 2 и пункт 3 параграфа 20. Составьте индульгенцию  на:

1 группа – Григория VII;

2 группа -  Генриха IV;

3 группа – Иннокентия III.

Время на выполнения задания – 7 минут.

Афиширование работ. Слушаем ответы. (Представитель от каждой группы объясняет ответ)

(чистый бланк индульгенции см. Рисунок 2)

 5. Подведение итогов работы по группам.

(см. Таблицу подведения итогов в Приложении 4).

Похвалить, проанализировав работы, оценить.

6. Рефлексия

- Подходит к концу урок. На ватмане (плакате) выразите цветом свои чувства, ощущения, полученные на этом уроке.

Каждый ученик подходит, берёт понравившийся цвет, и закрашивает плакат.

Урок окончен, всем большое спасибо – вы просто молодцы!

7. Информация о д/з.

Обязательное задание: Повторить параграф 20 – 21. стр. 112. вопрос № 2 – устно.

Творческое задание: Пользуясь дополнительной литературой, Интернетом, найдите различия между католическим и православным крестом.

Список литературы.

  1. В «повторении изученного материала» использован материал к уроку истории по теме: «Путешествие в средневековый город». Автор – Гурова Наталья Александровна. (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 – 2006) www.festival.1 september.ru
  2. Также, в «повторении изученного материала» использован материал урока 17. Католическая церковь: путь к вершине могущества (Методические рекомендации к учебнику «История средних веков»: 6 кл.: Кн. для учителя/В. А. Ведюшкин, Н. И. Шевченко. – М.: Просвещение, 2001. )  
  3. Индульгенция была найдена на www.rpg.ru/rpg/3294


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

История средних веков. Католическая церковь

Презентация к уроку по Всеобщей истории на тему "История средних веков. Католическая церковь"....

Термины по темам "Католическая церковь в XI - XIII веках" и "Крестовые походы"

Термины по темам "Католическая церковь" и "Крестовые походы" по курсу истории Средних веков для 6 класса...

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" (6 класс)

Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретки" (6 класс)...

29.10. МСТ1, 31.10. ПК1. История. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.

Задание.1. Почему в христианской церкви произошёл раскол?2.Составьте таблицу, отразив в ней отличия между католической и православной церквями.3. Назовите причины крестовых походов. Каковы были их рез...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".

Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....

Презентация - Католическая церковь в Средние века. Всеобщая история. 6 класс.

В этой презентации содержится информация о роли Католической церкви в западноевропейском средневековом обществе....