Исторический вечер для старшеклассников "Слава русской старине"
классный час по истории (10 класс) по теме

Тарасова Валентина Ивановна

 Интеллектуальный вечер по истории.  Такой вечер можно провести на  методической неделе истории. На вечере создается атмосфера русской старины, ученики в русских национальных костюмах.  Участники делятся на команды, выбирая разные цветы ( заранее приготовлены по семь ромашек, колокольчиков, васильков), проходят испытания, выполняя различные задания семи туров: 1. Старинные русские города. 2. Поймай дату. 3. Реклама- двигатель истории. 4.Кому принадлежат слова. 5. Крылатые выражения. 6. Исторический портрет. 7. Азбука истории. Интересные исторические вопросы задаются болельщикам . В конце мероприятия ведущие читают сочинение  победителя школьного конкурса "Край родной навек любимый"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Слава русской старине»

Интеллектуальный вечер для старшеклассников.

Цели и задачи:

  1. создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  2. формирование у старшеклассников чувства патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России, стимулирование познавательного интереса к истории нашей страны;
  3. развитие коммуникативных навыков и умений, необходимых для участия в конкурсных испытаниях.

 

Оборудование: портреты великих личностей России, иллюстрации городов, таблички с датами, алфавит. Украшение сцены в виде срубов терема, над ними слова« Слава русской старине»

Звучит красивая музыка

Вед.  в русских костюмах  

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями. Дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими,  храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, а православная вера христианская!»

Ведущий:

Русская земля  украшена не только дарами природы, богата она верными сыновьями своими.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом.

Слава им, борцам суровым!

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Мы рассказывать начнем,

Чтобы люди знать могли

О делах родной страны ...

На сцену приглашаются команды.

Подготовительная работа:

 Каждая команда придумывает себе название, девиз и эмблему.

I тур “ Старинные русские города”

Я зачитываю каждой команде стихотворение о старинном русском городе. Внимательно прослушав отрывок, вы должны отгадать:

1. О каком городе идёт речь? (1 балл)

2. Кто его основал? (1 балл)

3. В каком году основан? (1 балл)

4. На какой реке стоит этот город?

5. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл), т.е. в идеале команда может получить за этот конкурс 5 баллов, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

       Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили.

(г. Киев, князь Кий в 860 году на реке Днепр. Золотые ворота, Софийский собор)

      Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.

(г. Москва, князь Юрий Долгорукий в 1147 году на Москве-реке, собор Василия Блаженного).

 

      По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли,
К богатым пристаням стремятся.

(г. Санкт-Петербург, Пётр I в 1703 году на реке Неве, Петергоф).

II тур “Поймай дату”!

Команда должна, внимательно прослушав стихотворение, назвать событие, о котором идёт речь и дату, когда это событие произошло. В сумме команда может получить за этот конкурс 2 балла.

      Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям.
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”

(1480 год, завершение ордынского ига, стояние на реке Угре 6 месяцев, Иван III-созидатель).

      Киев замер, в одночасье вымер,
Злые взгляды древних стариков:
В это утро светлый князь Владимир
Сокрушал языческих богов.

(988 год, Крещение Руси).

      Позади у воинов Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделён.

(8 сентября 1380 года, Куликовская битва, в битве принимало участие более 100 000 воинов с обеих сторон, русские воины победили, но победа далась дорогой ценой: погибло множество князей, бояр, 20 тыс. простых воинов, 6 дней хоронили убитых)

      Прервался древний царский род,
Распалась связь времён,
И обсуждают на Руси:
“Кому же быть царём?”

(Земский собор - февраль 1613 года, избрание 16-летнего Михаила Фёдоровича

Романова на престол)

      Впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Левонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.

(5 апреля 1242 года, Ледовое побоище против немецких рыцарей на льду Чудского озера было выиграно под предводительством Александра Ярославовича, за победу на реке Неве над шведами он получил прозвище - Невский).

       Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингиз хана,
Своё соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.

(1237 год, вторжение монголо-татар на Русь).

III  Конкурс «Реклама - двигатель истории»

По предложенному описанию учащиеся должны определить что находится в «сундучке»

1. В «сундучке» находится предмет, который был  одним из необходимых в каждой русской семье. В веке именно этот предмет прославил гостей (богатых купцов) Свешниковых, Шустовых, Строгановых, Филатьевы. Производством этого предмета занимались многие мануфактуры, монастыри, особенно Соловецкий. (соль)

2. В «сундучке» находится предмет, который приносил большой доход государству. Этот товар расходился по всей стране, большими партиями отправлялся за границу, был одним из дорогих товаров. Государство стремилось сосредоточить весь этот товар в своих руках. Была объявлена монополия на торговлю этим товаром. Согласно царским указам, добытчики должны были нести товар воеводе, тот отбирал добротный товар. Платил за него установленную казной сумму и затем отсылал в Москву. (мех)

  1. На всю Москву прославился ремесленник Никита Матвеев, в течение нескольких лет снабжал он московские приказы товаром собственного изготовления.

 Благодаря какому изделию, известному всем нам в сегодняшней жизни (особенно школьной)  стал известен Матвеев? (чернила)

IV Конкурс «Кому принадлежат слова?»

  1. «Мы от Августа кесаря родством ведёмся» (Ивaн IV шведскому королю)
  2.  «Бог свидетель тому, - никто не будет в моем царствии нищ или беден! И сию последнюю разделю со всеми» (Б. Годунов)
  3. «Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей. Пусть холоп по-прежнему возделывают землю, поп  пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей» (ответ польских дворян на призыв  Минина и Пожарского)

V Конкурс «Крылатые выражения»

Объяснить крылатые выражения: что обозначает, в связи с чем возникло выражение, смысл употребления в наши дни. ( слова расположены в форме ромашки, представители команды отрывают по 2 листка  и выполняют задание)

«Положить в долгий ящик» - В приказных избах в России подававшие прошения складывались в длинные лари, где годами лежали не разобранными. Употребляется в том случае, когда решение откладывается на неопределенный срок.

«Подлинная  правда» - Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет правду.

«Точить лясы». Лясы - это резные деревянные украшения на столбах. Вырезать их дело несложное и работающий мог вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле «пустые разговоры.

«Зарубить на носу». Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Её носили с собой и делaли зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отхлопать чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям и не требовало особого внимания. Выражение обозначает «делать пустое, никчемное дело».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было невозможно. Обозначает работать плохо, неаккуратно.

VI  Конкурс «Исторический портрет»

        Для каждой команды листы с портретами  исторических деятелей  (нужно дать правильный ответ, кто изображен на портретах)

№ 1 Лжедмитрий l; Алексей Михайлович; Федор Иванович; Ермак.

№ 2 Б. Годунов; М. Скопин-Шуйский; Б. Хмельницкий; К. Минин.

№ 3  Иван IV ; С. Разин;  Д. Пожарский; Никон.

VII  тур «Азбука истории»

У меня в руках карточки, на которых написаны в алфавитном порядке, от А до Я, самые различные исторические термины, имена великих людей. Ваша задача к каждому термину написать определение, значение этого слова.

А –аристократия (родовая знать)

Б – боярин (старый дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины)

 В – вервь (название общины в Древней Руси )

Г – голытьба (городская и сельская беднота)

Д- дань (натуральный или денежный оброк)

Е – еретики (люди, критиковавшие церковь, выступавшие против её учения).

Ж – житие (биография человека, причисленного  церковью к лику святых)

З – замок (укреплённое жилище феодала, окружённое рвом, валом и стенами).

И –изразцы (керамическая плитка для облицовки печей)

К – крепостничество ( полная зависимость крестьян от феодалов)

Л – летопись (описание событий от лета до лета)

М- мужи (знатные люди)

Н –налоги (установление государством обязательных платежей, взымаемых с населения)

О – опала (наказание  - немилость царя)

П – полюдье (объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани)

Р – рать (войско)

С – самодержавие (форма правления, основанная на неограниченной власти царя)

Т – тиун ( управитель)

У –  уделы (владения младших членов княжеского рода).

Ф – фаворит ( придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха)

Х – христиане (сторонники вероучения Иисуса Христа).

Ч – черносошные крестьяне (лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственную повинность)

Ц – церковный устав (свод правил, регулирующих деятельность церкви)титул (надпись, почётное звание).

Ш – шедевр (изобретение нового)

Э – эпос (совокупность народного творчества)

Ю – юродивый (странник, аскет, обладающий даром предвидения)

Я – язычество (религиозные верования в существование множества богов)

Вопросы для болельщиков

Вам нужно попытаться с 5-и попыток по наводящим вопросам назвать имя исторической личности. О ком идёт речь?

I.

  1. Его младший сын и его внук сделали всё, чтобы Москва стала настоящим городом
  2. В честь него был учреждён орден.
  3. Он был причислен к лику святых.
  4. Он говорил: “Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет”.
  5. За удачную кампанию, проведённую в юности, он получил прозвище в честь географического объекта. (Александр Невский)

II.

  1. Он укрепил границы по рекам Осетр, Сулла, Десна, Трубеж, воевал с Византией, Волжской Булгарией и Польшей.
  2. Его матерью была простолюдинка – ключница Малуша.
  3. Его воспитывала бабка, так как отец предпочитал военные утехи и походы.
  4. При нём в граде Киеве какое-то время стояли идолы языческих Богов.
  5. Но при нём же все они были сброшены в Днепр в 988 году.

(Князь Владимир Святой или Владимир Красное Солнышко)

III  

  1. Он разгромил Хазарский каганат и сокрушил Волжскую Булгарию.
  2. Он мечтал создать русскую державу от Дуная до Волги.
  3. Он разделил с матерью функции княжения: ему военные походы, ей – экономика.
  4. Он убит у Днепровских порогов печенегами, и хан Курей сделал из его черепа чашу для пиров, окованную золотом.
  5. Его матерью была княгиня Ольга, а отцом – князь Игорь.

(князь Святослав)

Вед.  Для нас открылись   новые страницы истории нашей страны.

   Сегодня мы подводим итоги школьного конкурса  сочинений «Край родной, навек любимый».

Постарайтесь найти время и увидеть прекрасный мир, который окружает нас, а свои впечатления запишите.

Вашему вниманию предлагаем сочинение Граковой Н.

в ком нет любви к родному краю, те сердцем нищие калеки.

т.г. Шевченко.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, улицы и переулки твоего небольшого села, природа такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой того, что мы зовем своей страной. С чего начинается страна для каждого из нас? Как часто мы задумываемся над этим вопросам, и, наверное, ответ приходим тогда, когда ты хотя бы ненадолго, и не так далеко уезжаешь из дому. Когда я была маленькой, первый раз поехала к своим родственникам в город Ставрополь. Сколько тогда у меня было впечатлений, казалось, я побывала в самом большом и самом красивом на свете городе. Я удивлялась всему, что только видела, большому парку с его аттракционами, фонтанам, многолюдным улицам. Как всё было интересно. Но вот, пришло время, уезжать домой. Подъезжая к селу, я вдруг почувствовала, как затрепетало моё сердце, даже сама удивилась тому, что соскучилась так сильно по родным, по дому, по друзьям, даже по каштанам около родной школы и по своей любимой кошке. Вот с чего, оказывается, начинается твоё Отечество, с самого дорого, без чего не мыслишь жизни! Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг, родную землю - Отечество - землю своих отцов. И это земля всегда ждет возвращения своих детей. Дома всегда с большой любовью встретят тебя самые близкие, любящие, родные люди. Тебя всегда ждет Родина.

Родиной тот край зову, Где родился, где живу, Где бродил я не однажды,

Где знаком мне камень каждый,

Где учился понимать,

Где любил отца и мать,

Где когда-то предки жили,

Где лежат они в могиле,

Где к невзгодам я привык,

 Где звучит родной язык,

Где с друзьями я встречался,

 Где ходил я, где смеялся, Где люблю на мир смотреть,

 Где хотел бы умереть.

С возрастом, мы все больше узнаем о своей стране. Однажды побывав в городе Пятигорске, я увидела как он красив с его историческими памятниками, целебными источниками, красивейшими местами. Величаво над городом возвышается гора Бештау, покрытая лесом и удивительной, разнообразной растительностью. Каждый день я любовалась этой красотой и невольно шептала слова «Как я люблю Кавказ свой величавый!». И меня охватывала такая гордость, что это все принадлежит мне, это мой родной край, моё Ставрополье. И ещё я понимаю, что это только маленькая часть моей необъятной Отчизны. Россия - многовековая страна с интереснейшей и сложной историей. Необъятны просторы моей Родины, природа наградила её удивительными красотами и земными богатствами, замечательным трудолюбивым народом, столько вынесшим на своих печах.

Я люблю свой народ, приветливый и открытый с его традициями и обычаями, задушевными песнями и сказаниями. Пусть все люди в нашей стране будут счастливы, государство станет богаче и красивее, чаще слышится детский смех, люди живут в достатке и достойно.

IV. Подведение итогов. Награждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический вечер « Наш след не померкнет на русской земле»

Создание условий для изучения истории РодиныИзучение исторических событий Отечественной войны 1812 годаРазвивать интерес школьников к историческому прошлому нашей великой страныВоспитывать у учащихся ...

"Недаром помнит вся Россия". Исторический вечер "Уж постоим мы головою за Родину свою" Сценарий составлен с использованием картин художников Ф.А. Рубо, В.В. Верещагина..

Исторический вечер"Уж постоим мы головою за Родину свою" сценарий мероприятия можно использовать на уроках истории, изо, классных часах и во внеклассной работе.Автор материалаНестерова Марина Георгиев...

Презентация исторического вечера "Уж постоим мы головою за Родину свою"

Презентация исторического вечера  "Уж постоим мы головою за Родину свою" . Данная презентация позволяет использовать разные варианты составления слайдов и текста в зависимости от используемых кар...

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

Литературно - исторический вечер "Афганистан болит в моей душе"

В истории России есть очень много дат, которые мы не вправе забывать. Одна из таких, ввод  советских войск на территорию Афганистана. Этот вечер знакомит  учащихся с историей Афганской войны...

Сценарий исторического вечера "Мы Родину себе не выбираем".

Данное мероприятие способствует формированию гражданского самосознания, приобщению учащихся к духовным традициям и нравственному опыту своих предков; воспитанию патриотизма, гуманизма и других нравств...

Исторический спектакль: "Слава русской старине"

Материал может использоваться как для проведении внеклассного мероприятия, так и для педметной недели по истории....