Возможно ли личностное отношение ученика к истории?
статья по истории по теме

Очевидно, что преподавание истории в школе должно быть ориентировано на личность ученика, которого следует учить применять на себе опыт. накопленный человечеством. Возможно ли  учить тому, какие решения принимать в своей личной жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhno_li_lichnostnoe_otnoshenie_uchenika_k_istorii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможно ли личностное отношение ученика к истории?

Очевидно, что преподавание истории в школе должно быть ориентировано на личность ученика, которого следует учить применять на себе опыт. накопленный человечеством. Возможно ли  учить тому, какие решения принимать в своей личной жизни?

Мы считаем, что наряду с существованием проблем общего порядка существуют  и так называемые личностно значимые для ученика проблемы. Под этим понимается то из содержания курса, что становится важным для школьника в его личных целях, то, что помогает ему определиться в жизни. принять при необходимости верное решение.

По сути дела, в школьном курсе истории нет ни одного урока, нет ни одного параграфа в учебнике, который не побуждал бы задуматься над вопросом:

« Что из прочитанного в книге, из узнанного на уроке имеет ценность для меня лично? Что я могу использовать в своей жизни?»

Отсюда понятно, что, готовя тот или иной урок, учитель не только планирует

 результаты изучения материала, но и намечает для себя варианты возможных личностно значимых проблем для школьников.

Почему возможных? Потому что все дети и подростки разные, из одного и того же содержания они могут для себя сделать разные выводы .Важно эти выводы сделать. И уж дело учителя и автора учебника так подать содержание, чтобы эти выводы были правильными, создавали питательную среду для развития деятельной и гуманистически ориентированной личности. Если учитель согласен с изложенным, то, начиная изучение нового материала, после сообщения темы урока, он предлагает школьникам подумать над тем, что полезного для себя, для своей жизни они узнали в ходе урока. В конце же занятия следует уделить несколько минут тому, чтобы  выслушать своих учеников по этой проблеме.

При этом не следует забывать, что современная гуманистическая педагогика признает право школьника на свою индивидуальную точку зрения, отличную от точки зрения как учителя, так и авторов учебника

На каждом уроке нужно стремиться к тому, чтобы мышление школьников приобретало рефлексивный характер – характер размышления, само – наблюдения, самопознания, ибо только в этом случае исторические знания оживут и станут неформальными.

« Что вы думаете по этому поводу?» - вопрос, который должен

 присутствовать на уроке всегда. Поскольку предмет « История» это больше. чем просто школьный предмет, что он имеет социальную значимость, следует подумать и о том, как посредством изучения истории развивать у школьников социальную активность, разбудить индивидуальное сознание, перебороть равнодушие, ставшее бичом нашего нелегкого времени.

Приглядимся к нашему обществу, заглянем в газеты и журналы, посмотрим

наконец, процент участия граждан в тех или иных выборах. Сколько петербуржцев пришли на губернаторские выборы осенью 2003 г.?

Правильно,29% в первом туре и 28% во втором. Остальным законопослушным гражданам было то ли все равно, то ли они не имели своего мнения. Таков же результат и различного рода социологических опросов. Не менее трети опрошенных, как правило, заявляют о том, что не имеют по данному вопросу своей точки зрения, или говорят о том, что это «не их проблема».

Вы можете спросить, какое отношение к преподаванию истории имеет равнодушие общества? Учитель, обучающий школьников  истории, может воспользоваться рядом приемов для развития у них привычки иметь свое личное отношение к событиям и к историческим деятелям. Для этого и надо – то всего лишь спрашивать на уроке: « А что ты думаешь по этому поводу?»

Школьники должны научиться выражать свое собственное мнение , а не мнение автора учебника или учителя.

« Хочу все знать!» Проблема эта решается не сразу, учителю приходится работать долго и кропотливо, прежде чем его ученики испытают сложное чувство сопричастности к событиям и людям, о которых речь идет на уроке.

Эта таблица позволяет актуализировать имеющиеся по предлагаемой к изучению теме или проблеме знания, полученные из любых источников. Затем школьнику дается задание подумать над тем, что ему хотелось бы узнать нового, и в заключение он должен провести анализ и синтез полученных знаний и определить, что еще ему осталось по этой теме узнать.

        ЗНАЮ                          ХОЧУ ЗНАТЬ                       УЗНАЛ

( что мы знаем )              ( что мы хотим узнать )        ( что мы узнали и что

                                                                                            нам осталось узнать )

Первая и  вторая таблицы  заполняются в начале урока, третья часть – в конце или, при нехватке времени, дома. Если рефлексия проводится в домашних условиях, то с нее следует начать работу на следующем уроке. При этом ученик самостоятельно решает, что он хочет узнать, и это уже первый шаг личностного отношения к предмету.

Хочется заметить, что таблицы на уроках истории вообще полезны, поскольку помогают разложить « по полочкам» огромный материал, который мы выплескиваем на ученика.

Следующий шаг, который может сделать учитель в направлении обучения школьников рефлексии,- это научить их излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, формулировать свои идеи, подводить итоги размышления по проблеме при помощи создания маленьких пятистиший, или  СИНКВЕЙНОВ. Всегда следует задавать вопрос: « Как вы относитесь к этому событию? К этому историческому деятелю?»

И хотя  СИНКВЕЙН – всего лишь короткое пятистишие, возможности этого приема нельзя недооценивать.

Слово « синквейн » происходит от французского слова, означающего « пять», и представляет собой пятистишие, построенное по определенным правилам, которые мы и объясняем нашим ученикам:

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
  2. Во второй строчке в двух словах ( двумя прилагательными ) дается описание темы.
  3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
  5. Последняя строка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Допустим, мы изучаем тему « Великие географические открытия», в рамках которой рассматривается вопрос о колонизации «новых» земель. Тема привлекательна и для учителя, и для учеников: интересные сюжеты, персоналии, возможности как сюжетного рассказа, так и персонификации, есть условия и для групповой работы школьников. И, главное, есть возможность для  учащихся высказать свое отношение к событиям и людям, дать личную оценку тому, что происходило в рамках « встречи двух миров» .

Учитель может предложить ученикам высказать это отношение, эту оценку в форме синквейна. Для этого отводится необходимое время, количество которого зависит от навыка в данном виде деятельности. Работа может быть индивидуальной, может вестись в парах. После того, как синквейны составлены, их тексты выкладываются на парту и учитель дает время школьникам познакомиться с тем, что создано их одноклассниками. При этом он предлагает каждому выбрать тот синквейн, который ему кажется наиболее удачным, созвучным его восприятию образа или события. В течение 5-8 минут все могут свободно передвигаться по классу. Затем понравившиеся работы читаются вслух, но при этом выбравший данный синквейн ученик должен аргументировать свой выбор. Может быть и другой вариант, когда свои синквейны читают авторы.

Особенно интересно, когда встречаются противоположные оценки той или иной исторической личности, тогда может возникнуть дискуссия. Конечно. это требует  дополнительного времени.

Вот,  например, два  синквейна  на одну тему, в которых личностные оценки явно не совпадают.

                            Колумб.

     Смелый, любознательный.

    Открывает, изучает, присоединяет.

  Восторгаюсь величием твоего подвига,

                   Мореплаватель.

                          Колумб.

    Стремящийся, добивающийся.

   Ищет, находит, уничтожает.

Открытие убило древнюю цивилизацию.

                  Преступник.

В этом случае может возникнуть дискуссия, где каждый автор станет доказывать правильность своего восприятия и  отношения к « встрече двух миров» и лично к Христофору Колумбу.

Как правило, отношение к Наполеону Бонапарту, оценки его  деятельности также бывают самыми различными и создают возможность для дискуссии.

                       Бонапарт.

      Талантливый и безжалостный.

   Властвует, завоевывает, подчиняет.

      Ты  был устремлен в грядущее.

                       Политик.

                      Бонапарт.

      Стремительный и блистательный.

  Воюет, побеждает, преобразовывает.

Быстрой молнией  сверкнула твоя эпоха!

                     Император.

И еще несколько примеров:

                    Эдисон.

       Думающий, увлекающийся.

   Мечтает, изобретает, внедряет.

Тебе удалось превратить ночь в день!

                   Изобретатель.

Школьники любят эту работу, могут создать  сколько угодно синквейнов. Что дает ребенку это? Умение в рамках жестких правил дать характеристику человека, явления, процесса и определить свое к этому отношение.

Когда готовиться к уроку обобщения?

И наконец, чтобы узнать отношение школьников к изученному курсу в целом, следует провести особую подготовительную работу к уроку обобщения.

Приступая к изучению нового курса истории, мы заранее предполагаем, какими должны быть образовательные результаты. При этом обычно планируется получить тот образовательный результат, который соответствует требованиям образовательного стандарта общего основного или среднего полного образования по истории. И редко кто из учителей собирается выяснять, насколько важно для самих школьников то, что они  изучали, удовлетворены ли они изучением истории, нет ли у них каких – либо желаний узнать что-то дополнительно к учебнику, какими еще источниками знаний они пользовались.

Так может быть, нам следует пересмотреть подготовку к итоговым урокам?

Может быть, следует объяснить ученикам, что мы захотим получить от них в конце изучения курса, кроме вопросов содержания?

В практике работы учителей имеется нужный прием, дающий положительный результат. На самом первом уроке, вводном, с целью организации рефлексии на заключительных уроках повторительного обобщения, учитель предлагает школьникам сделать в тетради таблицу – она будет заполняться в течение всего времени изучения курса истории.

Составление такой таблицы будет стимулировать рефлексивную деятельность ученика, поможет ощутить свою сопричастность к истории человечества, осмыслить  изученное и определить свое личное к нему отношение, поможет занять активную позицию на заключительном уроке обобщающего повторения.

Подведем итоги. Очевидно, что учителю истории в своей деятельности следует:

- способствовать выработке у школьников критического подхода к информации и умению аргументировать свою точку зрения;

- учить школьников тому, чтобы знания , полученные в одной ситуации, могли быть использованы в другой;

- организовать изучение истории таким образом, чтобы у школьников выработалось положительное отношение к предмету;

- способствовать развитию творческих способностей школьников, так как творческая деятельность рождает сопричастность к изучаемому предмету;

- научить школьников делиться своими идеями и мнениями;

- научить школьников выражать свои чувства словами (устно и письменно)

1.Что я хотел узнать из курса истории

(название курса)?

2.Какую информацию, нужную для удовлетворения моих интересов, я получил от авторов учебника?

А.

В.

С.

А.

В.

С.

3.По каким интересующим меня вопросам я не получил достаточно информации от авторов учебника?

4. Какие еще источники информации помогли мне получить ответы на интересующие меня вопросы?

А.

В.

С.

А.

В.

С.

5.Какая тема курса произвела на меня наибольшее впечатление (увлекательный сюжет, возможность понять мотивы деятельности людей, возможность понять общество, в котором я живу, возможность сделать полезные выводы для себя лично)?

6.Какие выводы для себя лично я могу сделать, исходя из жизненного опыта людей (указываются хронологические рамки изучаемого периода), из явлений и процессов этого времени?

А.

В.

С.

А.

В.

С.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование методик по развитию эмоционально-личностного отношению к природе на занятиях в объединениях дополнительного образования"

Развитие эмоционально-личностного отношения к природе у ребенка - одна из главных задач экологического воспитания. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой...

Конспект занятия для дошкольников «Письмо зеленому другу» с использованием методик по развитию эмоционально-личностного отношения к природе

Конспект занятия «Письмо зеленому другу» разработано в рамках работы эколого-биологического отдела по развитию эмоционально- личностного отношения к природе. Занятие рассчитано на проведен...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально - личностного отношения к природе "Обиженный кустик" для детей 6-9 лет.

Целью занятия «Обиженный кустик» является  формирование толерантности, как качества личности, через осознание детьми своих поступков, направленных на мир c природой.  Использование  кон...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально-личностного отношения к природе "Обиженный кустик" для детей 6-9 лет.

Целью занятия «Обиженный кустик» является  формирование толерантности, как качества личности, через осознание детьми своих поступков, направленных на мир c природой. Использование  контрасто...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально-личностного отношения к природе "Дом для друга" для детей 6 - 10 лет.

В период занятия  учащиеся идентифицируют себя с объектами природы и анализируют свои действия и поступки, направленные на мир природы с точки зрения экологической целесообразности....

Доклад «Модель образовательных отношений «ученик – ученик» – платформа для формирования функциональной грамотности у учащихся»

В докладе представлен педагогический опыт по внедрению формы "Наставничество" в работу танцевального коллектива....