Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории
статья по истории на тему
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Борчанская СОШ» Валуйского района Белгородской области
Разнообразие форм и методов в активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории
Выступление на заседании педагогического совета
учителя истории ПОТЕМКИНОЙ С.Н.
Борки
2008
Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Каждый урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Но пассивно заслушанное, заученное по учебнику – еще далеко не знания.
Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.
Самостоятельная работа вынуждает, а потом и приучает ученика искать ответ на вопрос, читать специальную и художественную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснения и толковать исторические процессы и отдельные события. Искать доказательства, то есть в конечном итоге в поте лица своего добывать знания.
Самостоятельная работа может проходить как составная часть урока, на которую отводится 10-15 минут. Это может быть подготовка плана. Работа с книгой, первоисточником, атласом или контурной картой, решение исторических задач, чтение и комментирование. Такой вид самостоятельной работы самый эффективный и распространенный. Например, на уроке истории в 8 классе в первой части проводится объяснение материала, а затем школьникам предлагается самостоятельно работать с учебником. Ученики получают задание прочитать материал параграфа и ответить на вопрос: «Что такое крепостное право и какими чертами оно характеризуется?», а затем составить в тетради таблицу периодов постепенного закрепощения крестьян и подготовиться к собеседованию по вопросам учебника. Собеседование прошло очень продуктивно: использовались конкретные факты, формулировки были четкими.
Можно выделять для самостоятельной работы и специальные уроки. Это могут быть уроки изучения нового материала: работа с учебником и первоисточниками, с раздаточным материалом, составление конспектов, тезисов. Это могут быть уроки закрепления знаний: работа с контурными картами, составление схем, заполнение таблиц. Но такие уроки, полностью посвященные самостоятельной работе, не должны проводиться очень часто. Без хорошей подготовки и должного обеспечения такой урок может не получиться.
Учитель постоянно ищет способы оживления урока, старается разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Конечно, нельзя отменять традиционный урок как основную форму обучения и воспитания детей. Но необходимо использовать в разных видах учебной деятельности нестандартные, оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к знаниям и вместе с тем обеспечивающие быстроту запоминания, понимание и усвоение учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников, контакта учителя с учениками.
Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств. Так, в младших классах (5-7) с большим успехом проходят уроки-экспедиции. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала. Дети к таким урокам готовят контурные карты, атласы и, конечно, доклады. В выступлениях ребят звучит яркий и интересный материал об исторических личностях, путешественниках, городах и странах. Ученики ощущают себя участниками настоящей экспедиции. В 5 классе это итоговый урок-экспедиция по теме «Древний Восток», в 6 классе - «Возникновение самостоятельных русских княжеств в 12-13вв.», в 7 классе – «Сибирь в 17 веке».
В 5-6 классах с успехом проходит также урок-театрализованная игра, но он требует очень длительной и тщательной подготовки.
В старших классах – более сложные формы нетрадиционных уроков: «Круглый стол», «Урок-деловая игра», «Урок-конкурс», «Учителем буду я», «Урок-дискуссия», «Урок-суд» и другие. Многие нетрадиционные уроки проводятся по типу телевизионных передач: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Колесо истории» и так далее.
Очень понравились ребятам такие уроки: урок-исследование «Занятия и обычаи восточных славян в 6-7 вв.» и урок-игра «Оборона русского города от кочевников» (6 кл.), урок-деловая игра «Реформы в России и их исторические последствия» (9 кл.), урок-дискуссия «Основные проблемы внешней политики России в 19 веке» (8кл.).
Большое значение имеют и дидактические игры. Познание мира в них облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает.
Игры помогают не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. А.М.Горький считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта. Эту же мысль развивал и А.С.Макаренко, считавший что усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни. Эта же мысль остается актуальной и в наши дни.
Таким образом, разнообразие форм проведения урока, игры, самостоятельная работа являются важным условием возбуждения и поддержания у учащихся интереса к истории и активизируют его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

ДОКЛАД "РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Я работаю учителем математики 28 лет. У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому я считаю, что главна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)
В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Формы и методы развития познавательного интереса учащихся.
. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному поте...
