Главные вкладки

    Формирование информационнай компетентностина уроках истории
    статья по истории (11 класс) по теме

    Бирюкова Татьяна Карповна

    Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений.

    Компетентность в сфере информации предполагает умение сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения на ее основе решений.

    Необходимость развития данных умений обуславливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информационных технология в школьном образовании.

    Под технологией я понимаю совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

    Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.

    В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетенция и компетентность.

    Компетентность- обладание человеком совокупностью знаний, умений и навыков, способов деятельности, опыта творчества деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.

    Компетенция - готовность использовать усвоение знания, умение и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

    Основными источниками информации являются:

    1. Наглядные (карты, макеты, схемы)

    2. письменные (учебники, печатные тексты, исторические документы0

    3. Новые информационные носители (CD-диски, Интернет)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formir.informac._kompetentnosti.doc23.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа№1»

    Формирование информационной компетентности у учащихся  в процессе  преподавания истории.

     

     

            

               

                         Подготовила

                                        Учитель истории

                                                               МОУ «Лямбирская СОШ №1»

                                    Бирюкова Т.К.

    Формирование информационной компетентности у учащихся

    в процессе преподавания истории.

           В прошлом учебном году я была участницей эксперимента, темой которого была «Формирование информационной компетентности у учащихся в процессе преподавания истории». Сегодня я хотела бы поделиться результатами этого эксперимента.

          Хочется указать на актуальность исследования.

    Современный этап развития мирового сообщества характеризуется повышением качества образования. Советом Европы определены ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники школ.

          В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, ключевым понятием которого является компетентность.

           Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений.

          Компетентность в сфере информации предполагает умение сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения на ее основе решений.

         Необходимость развития данных умений обуславливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информационных технология в школьном образовании.

          Под технологией я понимаю совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

          Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.

          В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетенция и компетентность.

          Компетентность- обладание человеком совокупностью знаний, умений и навыков, способов деятельности, опыта творчества деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.

           Компетенция - готовность использовать усвоение знания, умение и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

         Основными источниками информации являются:

    1. Наглядные (карты, макеты, схемы)
    2. письменные (учебники, печатные тексты, исторические документы0
    3. Новые информационные носители (CD-диски, Интернет)
    4. Устные (речь учителя, речь одноклассников)
    5. информационные ( сообщения TV, радио)

        Из всего перечисленного видно, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии.

        Информационные технологии в современной образовательной среде могут выступать в качестве предмета обучения, средства обучения и инструмента автоматизации учебной деятельности.

         В данном выступлении я рассматриваю информационные технологии как средство обучения.

        Использование информационных технологий экономит время и позволяет более качественно формировать основные компетентности учащихся.

         Рассмотрим на примере. На изучение темы «Общественное движение при Александре I» отводится 2 часа в 8 классе. Поэтому рекомендуется использовать модульно-блочную систему обучения и на 1-м уроке представить учащимся всю тему через мультимедийную презентацию.

         На первом уроке мы рассматриваем причины возникновения тайных обществ после войны 1812 года, задачи их деятельности, программы Северного и южного обществ декабристов.  Используя документы, учащиеся составляют сравнительную таблицу «Конституции»  Н.Муравьева и «Русской правды»  П.Пестеля, а средства мультимедиа позволяют быстро проверить точность е заполнения.

         На втором уроке при работе в группах повторяют изученный материал. Таким образом осуществляется не механическое заучивание, но формируются технологическая и коммуникативная компетентности. Формирование коммуникативной компетентности означает создание условий для получения информации в рамках диалога, умение представлять информацию и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

         Затем более глубоко рассматриваем вопрос о причинах поражения выступления декабристов 14 декабря 1825 года. Для лучшего понимания эпохи нужно заслушать сообщения учащихся о судебном процессе над декабристами, о дальнейшей судьбе «дворянских революционеров».  Семь-десять минут в коне урока рекомендуется оставить на тестирование по теме. Тесты составлены в интерактивной программе, позволяют школьникам провести самопроверку.

           В десятом классе старшей школы эта интересная и важная тема не выделяется как самостоятельная. Использование информационных технологий дает возможность за 15 минут представить тему, а затем обсудить проблемный вопрос: «Можно ли считать выступление декабристов восстанием (так его рассматривали советские историки) или же это была акция гражданского неповиновения?».

          В этом случае больше внимания следует уделить изучению вопроса «Последствия выступления декабристов».

          Таким образом, информационные технологии являются незаменимым средством обучения при изучении курса истории как в основной школе, так и в старшей. Конечно, для подготовки такого урока времени требуется больше, без помощи учащихся не обойтись. Многие из них с удовольствием участвуют вместе с учителем в такой работе, к тому же учитель формирует еще одну компетентность- готовность к социальному взаимодействию. Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп, продуктивно взаимодействовать, решать общие задачи особенно важно на современном этапе развития системы образования общества.

           

           

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

    Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

    Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.

    В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории....

    Формирование УУД на уроках истории и обществознания

    Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

    Формирование УУД на уроках истории и обществознания

    Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

    Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

    В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

    Доклад - формирование компетенций на уроках истории

    Формирование  ключевых компетенций на уроках истории и обществознания...