Молодежные субкультуры: теоретические проблемы изучения.
статья по истории (11 класс) по теме

Букреева Екатерина Евгеньевна

 

Молодежные субкультуры: теоретические проблемы изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukreeva-statya1.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Молодежные субкультуры: теоретические проблемы изучения.

Е.Е. Букреева

Положение современной молодёжи в нашей стране сложно переоценить. Она, как мы видим весьма сложна и разнообразна по своему составу, целям, жизненным ценностям и установкам. Учеными уже достаточно давно выделена особая группа молодёжи, которая резко отличается от основной массы и названа «неформалами». Которая в свою очередь создала для себя особую культуру, выделила определенный ареал обитания, установила свои законы, создала стили, образы, идеалы.

Важность исследований в этой области очевидны, ибо процент такой молодёжи велик во всех городах России. Тем более, что сейчас появляются всё новые и новые виды субкультур, а мы во многом не слишком хорошо знакомы с уже имеющимися.

Субкультуру в нашей стране стали исследовать достаточно давно, еще в конце 80-х появились первые работы. И ныне эта тема очень популярна. Однако, при этом, доля научных исследований в этой области немногочисленна. Серьёзную работу проделали ряд авторов (В.А.Гущин, И.С. Бугаков, А.Э. Лустберг и др.[1]) под руководством А.А. Козлова, которые в своем научно-методическом пособии рассмотрели как методические рекомендации по профилактике экстремизму в молодёжной среде, но и рассмотрели много теоретических вопросов, а также затронули историю неформальных организаций. Большой вклад внесли ученые социологи и культурологи, такие как А.С. Запесоцкий[2][3], Т.Б. Щепанская[4], С.И. Левикова[5] и др.

Для ликвидации пробелов в этой области необходимо, во-первых, выявить теоретические аспекты изучения проблематики, систематизировать имеющийся материал. Во-вторых, подробно описать неформальные молодёжные организации, а также их символику и атрибутику. И, в-третьих, посмотреть в каких условиях и по каким причинам в молодёжной среде появляются такие сообщества.

На основании полученной информации возможно разработать методические рекомендации по работе с участниками молодёжных организаций, которые будут полезны как рядовым педагогам, родителям, а также органам государственной власти, работающей с молодым поколением.

Основным условием успешного решения проблем в данной области является рассмотрение динамики развития молодёжных субкультур. Это позволит составить куда более точное представление о них и даст возможность делать прогнозы на будущее.

Первоначально определимся с основным понятийным аппаратом, который мы будем использовать в работе, ибо в научной среде с этим существует серьёзная путаница и каждый исследователь вкладывает своё значение даже в вопрос о том, кого можно считать «неформалами», а уж тем более «неформальными молодёжными организациями».

Мы будем придерживаться следующих определений:

- «Неформальные объединения» - это не юридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям.[6] Они объединены по признаку субкультуры, с нечетко определенным членством, чаще всего для совместного проведения досуга;

  1. Субкультура – это регулирующая большую часть жизни, своих приверженцев система ценностей, норм и правил;

В каждой неформальной субкультуре можно выделить также крыло, группу, мимикрантов, «тусовку».

Для любой субкультуры характерно наличие целого набора определённых черт, это: специфический стиль жизни и поведения, своеобразные нормы и ценности, особое мировосприятие, члены данной субкультуры должны самоидентифицирует себя с ней, значимые идеи получают выражение в атрибутике и символике. Если отсутствует хотя бы одна из перечисленных черт, то само существование субкультуры может быть поставлено под сомнение.

Многие исследователи считают, что на подрастающее поколение молодёжные субкультуры оказывают влияние только в мегаполисах, где велика их численность, однако, мы вынуждены не согласиться с такой позицией, ибо даже в небольших городах, субкультуры и в количественном и в «качественном» выражении получают серьёзный процент среди молодёжи, поэтому ими нельзя пренебречь при изучении.

Очень разнятся данные о степени распространения молодёжных субкультур. Согласно некоторым исследованиям в крупных городах в ареале субкультур находится до 40% всех подростков[7], а средний срок нахождения в неформальном движении составляет от 2 до 4 лет.

Можно выделить основные функции субкультур:

  1. эмансипация- повышение статуса и уход от контроля родителей;
  2. социализация — принятие молодым человеком норм, правил и социальных ролей, необходимых для успешного нахождения в данном обществе;
  3. организация собственного досуга.

Качество и результативность работы с молодёжными субкультурами зависит от понимания сложности этих явлений. Для выявления закономерностей действующих в среде субкультур, необходима правильная их классификация.

Классификация может проходить по разным основаниям.

  1. Структурная классификация: данная система классификации ориентирована на структурный подход в исследовании. С ее помощью определяются топологические характеристики формирования, его структурная взаимосвязь с другими формированиями, наличие инфраструктуры и каналов коммуникации и др. Все эти данные имеют большое значение при составлении прогноза развития ситуации в неформальных молодёжных организациях, анализе механизмов и факторов, оказывающих влияние на его динамику;
  2. Функциональная классификация: данный подход ориентирован на определение функции, значения явления в каком-либо контексте, на характер взаимодействия с другими объектами. В нашем случае речь идет о воздействии того или иного формирование на другие  и на социум в целом (социальная опасность и идеологическая направленность);
  3. Генетическая классификация: для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии. Градация от менее развитой субкультуры к более развитой производится на основании увеличения культурного разнообразия, расширения институционального поля, потенциальной способности субкультуры занимать значимое место в жизнедеятельности участника в течение значимого периода времени. Необходимо отметить, что не обязательно каждая стадия присутствует в «биографии» каждой молодежной субкультуры. Последние могут развиваться, минуя определенные стадии;
  4. Классификация по источникам возникновения: пришедшая, адаптированная, оригинальная;
  5. По однородности состава: моносубкультурные, полисубкультурные.
  6. Экстремистские и не экстремистские.

Среди неформальных субкультур стоит выделить «базовую субкультуру»[8]. Хотя эта категория и является условной и выделяется за счет вычленения какой-либо существенной субкультурной особенности, общей для нескольких молодежных субкультур, иными словами, - за счет значимого семантического сходства нескольких субкультур. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры мы можем условно объединить их в один класс базовую субкультуру некрофетешистов. Другой пример можно привести, обратившись к фактам, которые уже стали историей. В конце 80-х годов субкультуры, входившие в «Систему» испытывали сильнейшее влияние хиппи. Они активно перенимали характерные для субкультуры хиппи черты и социальные институты. Так возникла хиппи-ориентированная базовая субкультура - ряд субкультур, имеющих схожие элементы, перенятые от хиппи или идентичные им. Таким образом, своего рода ассимиляция одной субкультурой нескольких может рассматриваться как «естественный путь возникновения» базовых субкультур. Данная категория используется для удобства описания и анализа (а также прогноза) процессов, происходящих в молодежной неформальной среде на уровне достаточно больших образований (в первую очередь движений).

Как и в случае с любым, достаточно сложно структурированным объектом исследования, при изучении неформальных молодёжных движений  собранные эмпирические материалы (факты, сведения и т.д.) могут группироваться и интерпретироваться в зависимости от того, какие именно аспекты необходимо проанализировать в данном случае, от целей исследования. Так, интерпретационный подход это та логическая схема, объяснительный принцип которой наиболее соответствует целям и задачам исследования. С его помощью выделяются те аспекты, которые наиболее интересуют исследователя. В научной практике распространение получили следующие подходы:

1. Генетический

2. Структурный

3. Функциональный

4. Комплексный

5. Системный.

Следует отметить, что выбор одного подхода не предполагает необходимости отсечения других, напротив, в большинстве случаев используются именно сочетания методов. В проблемах исследования неформальных молодёжных организациях еще очень много нерешенных вопросов. Но их разрешение  необходимо.

Список использованной литературы:

  1. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформал. молодеж. об-ний М.:Профиздат, 1990.
  2. «Инновационные методы исследования молодежных субкультур». Гущин В.А., Лустберг А.Э, Черепенчук И.С. 2004.
  3. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М. 1990. «Юридическая литература».
  4. Левикова, Светлана Игоревна. Молодежная субкультура: учеб. пособие М.: Гранд, 2004
  5. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/Под ред. Козлова А.А., акад. АГН, д-р социол. наук, проф., зав. Лабораторией проблем молодёжи НИИКСИ СпбГУ, зав.каф. социологии молодёжи и молодёжной политики факультета социологии СпбГУ – СПб.,2008.С.- 2.
  6. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнограф. исслед.системы,1986-1989 гг. / Т. Б. Щепанская; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). -СПб.: Наука, 1993.


[1]        

 1 Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/Под ред. Козлова А.А., акад. АГН, д-р социол. наук, проф., зав. Лабораторией проблем молодёжи НИИКСИ СпбГУ, зав.каф. социологии молодёжи и молодёжной политики факультета социологии СпбГУ – СПб.,2008.

[3]2 Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформал. молодеж. об-ний М.:Профиздат, 1990

[4]3  Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнограф. исслед.системы,1986-1989 гг. / Т. Б. Щепанская; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). -СПб.: Наука, 1993.

[5]4 Левикова, Светлана Игоревна. Молодежная субкультура: учеб. пособие М.: Гранд, 2004 

[6]5 Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/Под ред. Козлова А.А., акад. АГН, д-р социол. наук, проф., зав. Лабораторией проблем молодёжи НИИКСИ СпбГУ, зав.каф. социологии молодёжи и молодёжной политики факультета социологии СпбГУ – СПб.,2008.С.- 2.

[7]6 Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М. 1990. «Юридическая литература».

[8]7 «Инновационные методы исследования молодежных субкультур». Гущин В.А., Лустберг А.Э, Черепенчук И.С. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодежная субкультура. "How do teens express their individuality?"

Урок в 10 классе по теме: молодежная субкультура по УМК Кузовлева. Тип урока: комплексное применение знаний. Главная цель урока - ознакомить учащихся не только с самим понятием субкультура, но и осве...

Молодежные субкультуры (лекция для родителей)

Лекция для родителей учащихся 7-10 классов. В материале дается определение понятия "Субкультура", выявляются причины ее возникновения,  анализируются отношения между родителями и детьми-нос...

Молодежные субкультуры.

Лекция и презентация взяты с сайта Учительский портал.Автор: Пупанова Ольга НиколаевнаМесто работы: МОУ СОШ №52 г.Брянска  http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-20333...

презентация по теме: молодежные субкультуры

Готы, металисты, реперы, эмо, растаманы, скинхеды и др....

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...