Культура и искусство Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Таперо Мария Ивановна

Конспект и презентация по теме "Культура и искусство Древнего Египта" с использованием методов проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_iskusstvo_drevnego_egipta.rar1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира на тему: «Культура Древнего Египта».

Учитель Таперо М.И. ГБОУ школа № 520 Колпинского района

Санкт-Петербурга.

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор,

звуковые колонки,

интерактивная доска,

авторская презентация “Искусство Древнего Египта” (Power Pont). (Презентация содержит фото и аудио материалы. Переключение слайдов осуществляется вручную, отдельные элементы содержат анимацию. Возможно использование презентации через программу мультимедийной доски (StarBoard)).

модули Единой коллекции образовательных ресурсов, Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов (http:/fcior.edu.ru)

Учебные пособия:

учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой “История Древнего мира”, М.: “Просвещение”, 2002;

атлас по истории Древнего мира, М.: Федеральное агентство геодезии и картографии.

Цели и задачи урока:

  1. В ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.
  2. Ознакомить учащихся 
  3. с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта);
  4. с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи.
  5. Продолжить
  6. формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты, давать словесное описание местоположения объекта на карте;
  7. формирование навыков, соотнесения года с веком, установления по дате, сколько времени отделяет от нас событие, произошедшее до нашей эры.
  8. формирование умений анализировать визуальные образы.
  9. Способствовать 
  10. пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие;
  11. расширению кругозора учащихся и формированию у них эстетического вкуса.


Ход урока.

I. Организационный момент.
Тема нашего урока «Искусство Древнего Египта». На уроке мы познакомимся с архитектурой, скульптурой и живописью Египта, узнаем, чем славился Египет. Но урок наш будет необычный – урок-путешествие

II усвоение новых знаний

Мы отправимся в Египет на машине времени. А запустить эту машину мы сможем лишь ответив на вопросы.

(проводится фронтальный опрос)

Учитель: И так, машина времени заведена, и мы отправляемся в путешествие в Древний Египет. Египет известен не только фараонами, военными походами, но его еще называют страной пирамид.

Кто мне напомнит, что такое пирамиды?

Делается запись в тетради: Пирамида – гробница фараона.

Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена около 2600г. до н. э.. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т.



Ребята, как вы думаете, почему пирамиды начинали строить еще при жизни фараона??

(учитель показывает на карте места строительства пирамид)




(учащиеся отвечают на вопрос, указанный на слайде)

Учитель: Действительно, египтяне считали, что на западном берегу Нила – царство мертвых. Солнце восходит на востоке, и это начало жизни, а заходит на западе, и это окончание жизни.

Учитель: Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.
Длина большого сфинкса 57 м., а высота - 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Учитель: И так, следующий пункт нашего путешествия – храмы. Что такое храм?? 
(делается запись в тетрадь: Храм – это жилище богов.)

Комментированное чтение п.2 параграфа 11.

Учитель: Ребята, перечислите особенности древнеегипетского храма.

. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колонами).


Учитель: Как вы думаете, почему в храм могли входить только фараоны и жрецы??


Учитель: теперь мы войдем внутрь гробницы и храма, чтобы познакомиться с изобразительным искусством.

  1. Задание для учащихся:  Прочитайте п. 4 параграфа 11 и перечислите особые правила, которые соблюдал скульптор, создавая каменные статуи.


Релакс-минутка.

Звучит восточная музыка.

Учитель: ребята, давайте попробуем изобразить скульптуру писца, найденного в Египте. И так, одну руку прижимаем к груди, другую – к коленям. Давайте правой рукой покажем, где находится царство живых в Древнем Египте, где восходит солнышко. А левой рукой покажем, где «царство мертвых», где находятся пирамиды.

Учитель: Мы познакомились с архитектурой, скульптурой и живописью Древнего Египта.  Теперь поговорим о письменности. Ребята, как вы думаете, почему египтянам была необходима письменность?

Задание для учащихся:  Прочитайте п.1 с.60 и ответьте на вопросы-

-Что такое иероглиф?Как с течением времени ие-роглифы видоизменя-лись?(комментированное чтение по цепочке)

Учитель:  Египтяне достигли высоких результатов в медицине и в науке.


(учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свое мнение)

III Рефлексия

Дифференцированное задание в парах – собрать историческое лото. Более сильным ученикам собрать верные цепочки признаков архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, медицины.


Для учеников послабже в парах подобрать верное определение к понятию.


IV Выставление оценок, похвала учеников.

VДомашнее задание

  1. Обязательный минимум – параграф 11, вопросы 1, 2, 3.;
  2. Творческое домашнее задание:
  3. Написать рассказ “Как я путешествовал по Древнему Египту” (можно использовать изученный материал уроков по Древнему Египту).
  4. Нарисовать свое путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта

Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....

“Культура и искусство Древнего Египта".

                       Урок по истории Древнего мира в 5-м классе на тему...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...