Конспект урока "В городе богини Афины". 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.afiny_.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия в 5 классе: «В городе богини Афины».

Цели урока: в форме воображаемой экскурсии познакомить учащихся с основными достопримечательностями Афин, способствовать развитию эстетического воспитания учащихся.

Оборудование: учебные картины из альбома по истории древнего мира, иллюстрации учебника, рисунки учащихся.

Основные понятия: Керамик, чернофигурные вазы, краснофигурные вазы, амфоры, пифос, Агора, смотритель рынка, рыночная стража, Акрополь, портик, Парфенон, Ника, Эрехтейон, ионические колонны, дорические колонны, фронтон.

План урока.

  1. Керамик.
  2. Агора.
  3. Акрополь.

В начале урока проводится историческая разминка. Понятия и термины: Афинский морской союз, демос, демократия, Пирей, Длинные стены, граждане, верфь, Совет пятисот, переселенцы-метеки, рабы, ипподром, фаланга, триера, Коринфский перешеек, Пеллопоннес, Саламин, Дарий, Ксеркс, Милон, Полидамант, Совет пятисот.

Затем учитель проводит устный опрос домашнего задания по следующим вопросам:

  1. Что вы знаете о Афинском морском союзе?
  2. За счёт каких налогов пополнялась казна Афинского государства?
  3. Население Афин делилось на граждан, переселенцев, рабов. Чем по своим правам они отличались друг от друга?
  4. Где использовался труд рабов? Каковы были источники рабства в Афинах?
  5. Расскажите о военных гаванях Пирея и торговой гавани.

Объяснение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «В городе богини Афины». Афиняне очень гордились своим городом. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, - говорили они, - то ты осёл!»

Ребята, поднимите руки, кто бывал в Древних Афинах. Сегодня вам представится такая возможность — вы совершите экскурсию в Древние Афины. В учебнике  помещён план Афин в 5-ом веке до н. э. Представьте себе, что мы подъезжаем к городу со стороны моря на торговом корабле. Перед нами открывается вид на большой порт. Как он называется? (Пирей).

Афины отсюда не видны, но вдали что-то блестит в лучах солнца. Это сверкает на Акрополе — высоком холме с крутыми и обрывистыми склонами в центре города бронзовая статуя богини Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестит на солнце её позолоченные шлем и наконечник копья. Мы выходим на берег и идём по Пирею, это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом. За мелкую серебряную монету мы нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен. Как они называются? Длинные стены соединяют Афины с Пиреем. Возчик, общительный и разговорчивый, как все эллины, говорит: «Афины вам обязательно понравятся, это замечательный город. Ведь вы здесь в первый раз? У нас говорят: если ты побывал в Афинах, и они тебе не понравились, то ты просто осёл! Но это, конечно, не про вас, вы сумеете оценить красоту города!» И вот мы вступаем в Афины! Идём по улицам, которые, однако, не кажутся нам привлекательными: они узкие и кривые, не имеют мостовых, и потому в это жаркое утро на них пыльно и душно. С двух сторон видны дома ремесленников- кузнецов, оружейников, каменщиков, сапожников. Дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один-два этажа будто повернулись к улице спиной.

Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Мы минуем большой, расположенный на северо-западе города район. Здесь живут гончары, художники, создававшие великолепные расписные вазы. Он называется Керамик. В Керамике изготовляли дорогие чернолаковые вазы: чернофигурные, когда по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком; при изготовлении краснофигурных ваз поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы (Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике ). Изготовляли в Керамике и более дешёвую посуду: самые разнообразные сосуды-амфоры, пифосы и др. Обычно в гончарной мастерской грубую и однообразную работу выполняли рабы: например, ворошили пылающие угли железным стержнем и др. Граждане или переселенцы в качестве наёмников, получавших плату за свой труд, выполняли работу творческую, например, расписывали вазы.

Спустя некоторое время мы выходим на Агору-главную площадь Афин. В утренние часы на Агоре много людей. Торговцы и разносчики предлагают свежие лепёшки, холодную воду, вино. Мы видим рыбака, который несёт на плече корзины с рыбой для продажи. На тележке, в которую запряжён ослик, везут вазы, расписанные рисунками. Возле каменных досок, на которых можно прочитать постановления народного собрания, много людей. Афинские граждане обсуждают городские новости, последнюю театральную постановку, горячо спорят, отстаивают свои взгляды. На территории Агоры мы видим полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Такое сооружение называется портиком. В Афинах было много портиков, потому что афиняне долгие часы проводили вне дома. В портиках удобно было назначать встречи, беседовать с друзьями, обсуждать дела. Портик защищал от прямых лучей солнца, вместе с тем здесь не было душно, продувал ветерок.

В другой части Агоры находились правительственные здания. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание, в нём имелась кухня. Совет пятисот играл важную роль в управлении Афинами, в него избирались по жребию граждане. Чуть выше круглого здания на склоне холма располагалась постройка с залом, где собирался в полном своём составе в дни заседаний Совет пятисот. Таким образом, мы видим, что афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры. Мы с вами покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города, который называется Акрополь. Вход в Акрополь называется Пропилеи. Когда в 5-ом в. до н. э. персы вошли в Афины, то Ксеркс приказал разрушить все постройки на Акрополе и сжечь город. После изгнания персов греки заново отстроили Акрополь, возвели на нём великолепные здания и статуи.

Нам очень повезло, мы прибыли в Афины как раз в день большого праздника, посвященного покровительнице города. Такое зрелище можно увидеть один раз в 4 года. Нас приглашают посмотреть, как совершаются жертвоприношения в честь богини Афины. На холме уже виден дым. По пути на Акрополь греки показывают нам маленький и изящный храм богини победы Ники, расположенный справа на уступе скалы. Афиняне возвели храм в честь Ники Бескрылой, хотя эллины всегда изображали её крылатой девушкой. Мы победили персов и хотим, чтобы Ника не улетела от нас, и победа навсегда осталась в нашем городе.

Через мраморные портики с красивыми колоннами мы входим на Акрополь. В его центре на высоком постаменте стоит статуя Афины — воительницы, которую сделал друг Перикла — Фидий. Статуя Афины является архитектурным центром Акрополя. Греки показывают нам главный храм своего города - Парфенон, посвященный богине Афине (Парфенос — по- гречески девушка). Храм Парфенон состоит из 4-х портиков. Храм, окружённый дорическими колоннами, кажется более лёгким и красивым. Его крыша имеет 2 ската. Карниз и оба ската образуют треугольник (фронтон), заполненный статуями. На одном фронтоне изображён спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой (учебник), на другой — рождение Афины (учебник).

Мы спрашиваем разрешения войти внутрь храма. «Конечно,- отвечают греки.- Но знайте, что у наших храмов наиболее красив внешний вид. Храм украшает город, и им приятно любоваться как вблизи, так и издалека. И все празднества, все жертвоприношения происходят возле храма, а не внутри него... Но если вы хотите, то идёмте!»

Войдя внутрь храма, мы останавливаемся в изумлении. Перед нами большая статуя Афины — Парфенос, которой гордятся во всей Элладе как замечательным произведением искусства. «Основа статуи Фидия деревянная. Одежда, щит и шлем сделаны из золота; лицо, шея и руки - из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела; глаза — из драгоценных камней. В правой руке Афина держит крылатую Нику, левой опирается на щит, внутри которого виден священный змей», - рассказали нам греки. Восхищённые мастерством Фидия, мы выходим из Парфенона и вскоре оказываемся возле здания, расположенного слева от него. «Это храм Эрехтейон, посвящённый Афине и Посейдону. Именно здесь произошёл спор из-за того, кто будет покровителем города, - говорят нам греки.- Посмотрите, как красивы колонны храма: в одном из портиков вместо простых столбов поставлены каменные фигуры юных девушек.

Рядом растёт очень старое оливковое дерево — то самое, которое выросло из копья Афины». Мы улыбаемся: ведь это сказание, миф, но, не желая обижать греков, молчим.

В конце урока проводится закрепление в форме проверочного тестирования. Домашнее задание: § 37, работа с иллюстрациями.

        Тесты по теме: «В городе богини Афины».

1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правительственные здания, называлась:

а)        Керамик        в) Акрополь

б)        Агора        г) Пникс

2.Купцы из разных стран мира привозили в Афины:

а)        зерно        г) виноградное вино

б)        папирус        д) мраморные статуи

в)        оливковое масло        е) слоновую кость

3.Холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах, где находились главные храмы города:

а)        Агора        в) Академия

б)        Акрополь        г) Керамик

4.«Если ты был в ... и не восторгался ими, то ты осёл!» - так говорили о городе:

а)        Спарта        в) Троя

б)        Афины        г) Тиринф

5.Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а)        спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой

б)        вручение золотого яблока Афродите

в)        рождение дочери Зевса богини Афины

г)        борьбу Крона и Зевса за власть над миром

6.Чернофигурная ваза отличалась от краснофигурной тем, что у неё чёрный лак наносился:

а)        только на изображение, фон которого оставался красным

б)        на всю поверхность вазы

в)        только на процарапанный контур изображения

7.На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а)        храм Ники Бескрылой        в) Эрехтейон

б)        Парфенон        г) храм Артемиды

8.Купцы из разных стран мира вывозили из Афин:

а)        амфоры и пифосы        г) изделия из шерсти

б)        виноградное вино        д) оливковое масло

в)        зерно        е) изделия из серебра

9.Денежный сбор за право торговать в Афинах назывался:

а)        ценой        в) монетой

б)        налогом        г) драхмой

10.В Народном собрании Афин могли участвовать:

а)        граждане-мужчины с 20-летнего возраста

б)        граждане Афин с 30-летнего возраста

в)        граждане и переселенцы, достигшие 25-летнего возраста

г)        все жители Афин, достигшие 18 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Конспект урока "В городе богини Афины"

Урок 5 класс "В городе богини Афины"...

Конспект урока истории в 5 классе. Тема урока: В городе богини Афины.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"

Конспект урока истории в 5 классе по теме "В городе богини Афины"...