Начало ВО войны
презентация к уроку по истории на тему

Горелова Ольга Анатольевна

урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_nachalo_vo_voyny.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема.     Начальный период  Великой Отечественной войны.

        

Цели:

  1. Обучающая:

А)охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

Б)выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны.

  1. Развивающие: 

а) развитие  навыков  самостоятельного анализа    исторического источника;

б) развитие умений определять на основе учебного материала  

           причинно-следственные связи событий начального периода  

          Вов и делать выводы

        Воспитывающие:

     а) воспитывать патриотизм учащихся на примерах героизма советских воинов;

    б) воспитывать интерес к героическому и трагическому прошлому нашей Родины;

    в)  воспитывать критическое отношение к историческому источнику и исторической действительности.

 

Оборудование:   мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Начало ВОв».

Используемые технологии: ТРКМ, Проблемное  обучение

                                         Ход урока

Добрый день.

На предыдущем  уроке   у вас шел разговор  о начале 2 мировой  войны. Ее логическим продолжением  была  война   Германии и СССР , которая как вам известно. длилась  1418 дней и ночей. Сегодня  мы начнем  разговор  об этой   войне, которая  никого не оставляет равнодушным, потому что  она прошлась по судьбам всех советских людей

Итак, тема нашего урока-начальный   период  ВОВ СССР.

В ходе  урока мы должны дать характеристику  этого этапа  и вскрыть  причины  временных неудач  Красной  армии.

Вы уже  изучали эту тему  в 9 классе, вспомним, как это было…

видео  о мирной жизни

священная война

слайд о родине матери.

 - в первые часы и дни  сотни тысяч добровольцев пришли на  призывные  пункты, такие же юноши и девушки, как вы , которые не подлежали  призыву из-за  возраста,  попросту убегали на фронт, весь народ встал на защиту Родины.

-Назовите хронологические рамки   начального этапа войны

-Июнь 1941- ноябрь 1941

Как  его характеризуют  в истории?

- это самый трагический этап в ходе  войны.

Докажите, почему?

(распечатать)

В соответствии с планом Барбаросса  немцы нападали  по 3 направлениям: группа  армий  север, центр, юг

Это был самый сложный этап в истории Советского государства, когда от него была отторгнута территория, на которой до войны проживало 40% населения, промышленное производство в стране сократилось в 2 раза.

Слайд- карта

Противник добился крупных оперативно-стратегических успехов. Германские войска продвинулись в глубь советской территории на 300—600 км. Карта –Под натиском врага Красная Армия повсеместно отступала. Латвия, Литва, почти вся Беларусь, значительная часть Эстонии, Украины и Молдавии были оккупированы. В фашистскую неволю попали около 23 млн. советских людей.  Войска Гитлера  подошли  к Москве на ра сстояние  60—80 км, а в их обозах  уже лежал красный гранит для строительства  памятника немецкому  солдату на Красной  площади.

 

Слайд- потери

Красная Армия несла большие потери в живой силе, технике, оружии. Потери советских войск за три недели войны:
3500 самолетов;
6000 танков;
более 20 тыс. орудий

Общие людские потери составили более 1 млн. чел. Советский  народ показывал  примеры  массового героизма

Слайды о героизме, на фоне  песни  «на братских  могилах»

-Да, масштабы поражения советских войск на начальном этапе Великой Отечественной войны – до сих пор национальная боль.

-После анализа итогов  сам по себе напрашивается  вопрос

Уч-  каковы причины  поражения сов войск  в начале  войны.?

Ответы на эти вопросы нам даст работа с документами .

1 группа  работает с воспоминаниями полководцев;

2 группа  работает с публикациями  историков на эту  тему.

Ваша задача: найти в материалах эти причины и  через  компьютер  отнести их  к  разряду субъективных или объективных.

Г.К. Жуков

1 группа- 1 документ

-Предполагалось, что СССР ответит двойным ударом на удар врага и будет вести войну на его территории. Стратегическая оборона, а тем более отступление в глубь страны не предусматривались и не готовились. 

Первой особенностью Отечественной войны было то, что она возникла в результате внезапного вероломного нападения на СССР гитлеровской Германии

Основной причиной, по мнению многих историков, являлась тотальная неготовность Советского Союза к крупномасштабной войне. Огромная страна на начало 1940-х годов имело колоссальное техническое отставание от сверхмощной немецкой империи. На тот момент территория германского государства и её военных союзников, а в их число входили Италия, Венгрия, Словакия,

Авторитет командного состава в связи с этим, а также вследствие психоза борьбы с «врагами народа», резко снизился, дисциплина пришла в упадок;

Однако в Красной Армии крайне недоставало автоматического стрелкового оружия. В войну с Германией армия вступила с винтовкой Мосина, которой были вооружены русские солдаты еще в Первую мировую войну.
К началу войны
 большинство соединений находились в стадии реорганизации и перевооружения.- Из шести механизированных корпусов почти полное материальное оснащение имел только 6-й. Три из четырех моторизованных дивизий не имели танков, автотранспорта и средств тяги для артиллерии. 17-й и 20-й мехкорпуса фактически были без танков.

ВВС ЗОВО были оснащены в основном самолетами старых типов. Так, из 885 истребителей новыми были только 253 машины (28,6 %), а из 466 фронтовых бомбардировщиков — лишь 139 (29,8 %). Остро ощущалась нехватка штурмовой авиации — основного средства поддержки войск. Всего было 85 машин Ил-2. В ВВС округа насчитывалось 224 неисправных самолета, на самом же деле в случае боевой тревоги не смогли бы подняться в воздух 342 боевые машины.

-Среди причин  серьезных недостатков в подготовке Красной Армии обычно отмечаются прежде всего массовые репрессии ее командных кадров. Вскоре после уничтожения в июне 1937 г. группы высшего командного состава во главе с маршалом Тухачевским, в течение двух лет в Красной Армии и на флоте  было репрессировано «свыше сорока тысяч командиров и политработников». Причем репрессии прежде всего коснулись  высококвалифицированных военных деятелей

-что Красная Армия не была подготовлена к условиям современной индустриальной войны — войны моторов.-

2 группа- 1 документ

собо отрицательную роль в готовности Красной Армии к войне сыграло недоверие Сталина ко всей поступающей к нему информации о подготовке Германии к нападению на СССР. Подписав с Гитлером договор, он верил только ему и игнорировал всю поступающую к нему  информацию о вероятности немецкой агрессии, хотя такая информация докладывалась ему систематически.

Нельзя не отметить и стратегические просчеты главнокомандующего советской армией И.В.Сталина. Он был прекрасно осведомлен о возможности нападения, но не сумел должным образом укрепить приграничные направления.

 Упрятать в тюрьму ряд ведущих конструкторов вооружения и боевой техники, а некоторых даже расстрелять, в том числе — автора впоследствии знаменитой «катюши (репрессии  ведущих конструкторов) 

Одна из причин трагического исхода начального периода войну _ это грубейший просчет политического и военного руководства Советского Союза в отношении сроков агрессии,

которая оказалась для Красной Армии внезапной.

  1. просчет с определением направления главного удара противника (И.В.Сталин настоял на том, что основные силы немцев будут сосредоточены на юге для захвата Украины, Донбасса – крупных сельскохозяйственных и промышленных районов, поэтому советские войска усиливали прежде всего южное направление; однако решающий удар немцы нанесли на Смоленско-Московском направлении);

Накануне войны Георгий Константинович занимал пост начальника Генерального штаба. По своим тогдашним опыту и знаниям он этой должности бесспорно не соответствовал и в силу этого совершил ряд ошибок равнозначных преступлению

слабая профессиональная подготовка командных кадров Красной Армии 

, особенно младшего и среднего звена. У большинства из них образование было в объеме начальной школы. О технической подготовке говорить не приходилось(  слабая техническая  подготовка)

Большая  протяженность границ Разбросанность Красной  армии по 3 фронтам

        

Какой  вывод  мы  можем сделать с вами, основываясь на документах и  выделенных   вами причинах?  

-1 здесь  явно  просматривается  2 точки зрения  на события начала ВО войны

  1. очевидные  просчеты  и ошибки  руководства  ВС и Сталина,  которые привели    почти к   катастрофе в начале  войны
  2. Сталин – организатор  обороны, талантливый  руководитель, на ход войны  влияли   объективные    условия.

- Что ж, давайте подробнее рассмотрим эти точки зрения.

Я подготовила вам выдержки  из материалов современных аналитиков истории, где они предъявляют свою точку зрения на причины поражения Красной армии в начале войны.

Перед вами эти материалы, при чем у первой группы точка зрения оправдывающая Сталина, характеризующая его как гениального полководца, Вам предстоит сыграть роль приверженцев этой точки зрения и  в споре с оппонентами. У второй группы противоположная точка зрения. Вы  должны привести аргументы того, что Сталин совершал ошибки.

1  группа- док.2

- Генерал   П.Г. Григоренко

Главным виновником, бесспорно является Сталин и возглавлявшееся им правительство. В этом, как я уже упоминал, признался даже он сам, выступая в Кремле 24-го мая 1945 года

 «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 годах, когда наша армия

отступала... Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь... Но русский народ не пошел на это... Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!»

(признание  ошибок  сталиным )

- Генерал   П.Г. Григоренко 

В целом основные истоки ошибок и просчетов начального периода войны лежали в той системе власти, которая сложилась в СССР в 30-е годы в диктаторском единовластии, когда ошибки первого лица принимали судьбоносный характер для страны.

(Тоталитарный  режим)

А.Н.Мерцалов и Л.А.Мерцалова- историки

-Настоящим преступлениям сталинского окружения против страны стали репрессии 30-х гг., которые самым непосредственным образом сказались на качественном уровне офицерского корпуса Красной Армии перед войной. Особенно сильно пострадал высший командный состав. В 1937 – 1941 г. погибло 9 заместителей наркома обороны, 2 наркома ВМФ, 4 начальника Разведуправления Генштаба, 4 командующих ВВС, все командующие флотов и округов и многие другие. В общей сложности было уничтожено около 600 лиц высшего начальствующего состава.

(Репрессии командного состава)

-Писатель В.П.Астафьев утверждает: «Да, до Берлина мы дошли, но как? Народ, Россию в костре сожгли, залили кровью»

(Огромные людские  потери)

- Д.Волкогонов.- историк «Сталин был бесчувственным к бесчисленным трагедиям начала войны. Стремясь нанести максимальный урон противнику, никогда особенно не задумывался: а какую цену заплатят за это советские люди? Тысячи, миллионы жизней для него давно стали сухой, казенной статистикой»

(не  ценил  человеческие Жизни)

- Л.И. Кузнецов- историк

Да, Сталиным, особенно в начальный период войны, были допущены тяжелые ошибки. Это – принятое 23 июня 1941 года, совершенно не соответствующее обстановке решение о нанесении контрударов по вторгнувшимся войскам противника, его пагубное стремление до последней возможности удерживать Киев, просчеты в определении задач войскам в зимней кампании 1941

( непродуманные решения в ходе  войны)

2 группа- док 2

И.Алексеев - историк

     Роль Сталина в решении этих труднейших задач нельзя недооценивать. Ни одно важное решение по боевым действиям в этот период войны не принималось без его главенствующего участия. На нем, как на Верховном Главнокомандующем, лежит большая доля ответственности за тяжкие поражения первых месяцев войны. Но ему же принадлежит большая роль и в срыве немецкого плана «блицкрига», великая заслуга в организации контрнаступления Красной Армии в тяжелейших условиях битвы за Москву.

( срыв  плана блицкрига)


-
Александр Михайлович Василевский писал:

 «Ведущая и руководящая роль в деятельности Ставки на протяжении всей войны безусловно принадлежала Верховному Главнокомандующему. Он обладал огромным умом, железной силой воли и поразительной памятью, умел отлично разбираться в самой сложной военной обстановке»

(незаурядные личные качества).

Жуков Г.К.

Он был отличным организатором. А организаторские способности играли тогда, конечно, огромную роль, ибо непосредственно от них зависело принятие верного оперативного плана, обеспечение фронта и тыла материальными и людскими ресурсами,

Маршал войск связи А.И.Белов

Еще в предвоенное время по инициативе Сталина на востоке страны создавалась вторая промышленная база. Это было дальновидное решение, подлинное значение которого было оценено уже в первые месяцы Отечественной войны, когда пришлось проводить почти одновременную массовую эвакуацию промышленных предприятий с Украины, из Белоруссии,

(Создание промышленной  базы  на востоке)

К.Симонов

Уже в первые тяжелейшие дни войны Сталин без колебания принял на себя неизмеримую ответственность за судьбы армии, страны, за судьбы миллионов советских людей. В обращении к советскому народу он выдвинул и с железной последовательностью стал проводить программу спасения страны и завоевания победы. Не зря  солдаты  шли в бой  под лозунгом «За родину, за Сталина»

( Вера  людей  в Сталина)

Черчилль,  премьер- министр Великобритании

 «Большое счастье для России было то, что в годы тяжелых испытаний Россию возглавлял гений и непоколебимый полководец И.В.Сталин».

(Оценки   союзников)

Итак, мы  с вами  убедились, что обе  эти точки  зрения  на начало  ВО войны  имеют  право на существование .

 

Ответить сейчас на  этот вопрос «Кто виноват?» очень сложно, необходимо  это все  прочувствовать и понять, и я думаю, более уверенно  о своей  точке зрения вы скажете в конце изучения темы.

Еще очень много нерассекреченных документов, очень много вопросов,  и 70 лет – это не срок для суда истории.

А. Твардовский  по этому поводу  писал так:

«Давно отцами  стали дети, но за всеобщего отца мы  оказались все в ответе, и длится суд десятилетий, и не видать ему конца»

- Я предлагаю вам в качестве домашнего задания поразмышлять на эту тему в историческом  сочинении  « Почему мы все оказались в ответе за «всеобщего отца»»?

Слайды про героизм  народа  на фоне песни « на братских могилах не ставят кресты»

Бывшие защитники нашей Родины. С каждым годом их становится все меньше. Каждый год они приходят к памятникам. И, наверное, особенно страшно читать эти факты, когда их убивают в собственных домах из-за медалей, пенсии. Почему это происходит? Какова ваша позиция?

 Подведем итог нашего разговора.

Я предлагаю вам ответить на данные вопросы. Минута для размышления

Рефлексия/

Слайд

1. Сегодня я узнал….
2. Было интересно…
3. Я понял, что….
4. Я почувствовал, что…
5. Меня удивило…

Благодарю за  сотрудничество. Было очень приятно работать с вами. Удачи вам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."

Урок  по истории России по  теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекцио...

Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."

В данной подборке выложены слайды к уроку  истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...

Внешняя политика СССР и начало "холоднй войны"

Презентация составлена к уроку 11класса (учебник Н.В. Загладина. История Отечества)...

Вторжение армии Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны 1812 года

Сценарий урока по истории России ХIХ века Вторжение армии Наполеона в Россию.Начало Отечественной войны 1812 года...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

Начало гражданской войны в России

План-конспект урока истории в 9 классе....