Завоевание монголами земель Казахстана
методическая разработка (история) по теме

Cаутбаева Бибигуль Болатовна

История создания империи Чингисхана: общественный строй, причины завоевания земель, рассказ о гибели Отрара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mongoly.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история Казахстана 

Тема: Завоевание монголами земель Казахстана

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока

  Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIII вв.

  Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.

  Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.

   Метод: Объяснительно-иллюстративный 

   Оборудование: Портрет Чингисхана, карта РК, музыкальное сопровождение, муз.центр, DVD-диск «Монгол», рисунок «Дерево с плодами», схема, диаг@амма Венна, диа3рамма «Образование улусов на территории КЗ», 8ллюстрации и рисунки.

Ход урока:

Орг.мо<Хнт

Приветствие, проверка готовности к Ѓроку, диалог с Дежурным.

Психологический настрой к уЀоку:

(звучит мЃзыка, на ее фоне- стихотворение Вадима Шефнера)

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам-

Глазами к ним тянитесь

Приглядывайтесь к облакам.

 Блок № 1.  Постановка темы и целей урока

 Блок № 2. Актуализация опорных знаний

     «Дерево познания» (дерево, а на дереве плоды с вопросами). Задаются вопросы по прошлому материалу.

Вопросы:

  1. Почему ВШП назван Великим шелковым путем?
  2. Что обозначает слово «каган»?
  3. Перечислите раннефеодальные государства, существовавшие на территории Казахстана.
  4. Какое государство  в Казахстане в начале X в. объявило «ислам» государственной религией?
  5. Что такое архитектура?
  6. Какие города были на территории Казахстана, ставшие центрами торговли вдоль Великого шелкового пути?
  7. Что такое крытые монументальные надгробные сооружения?
  8. Что означает «Жетысу», в какой части Казахстана он находится?

Вывод:

Общий  вопрос- Какого развития достигла наука и культура в IX-XII вв.

 Блок № 3.  Изучение новой темы:    

Вступительное слово.

     В древние времена был создан такой литературный памятник, как «Сокровенное сказание монголов». В отличие от других летописей того времени в нем говорится не о предках и расшифровке родословной, а в основном, о жизни и делах Чингисхана. Мы начинаем изучение новой темы с рассказа о родителях Темучина, будущего Чингисхана. Послушаем рассказ его матери- Оуэн.

1. Рассказ матери Чингисхана (выступление ученицы 8 класса)

2. Рассказ об отце Чингисхана –Есугей- батыре  (рассказ учителя).

После гибели Есугей-батыра, маленький Темучин остался один, был в плену. Став юношей, он сумел объединить вокруг себя верных товарищей. И начал борьбу с племенами за территории.

3. Рассказ полководца –нойона (ученик 7 класса), одновременно демонстрация схем:

-схемы об административном устройстве империи.                                Схема 1

Монгольская империя

95 административных туменов

3 военно-административных улусов

Правое крыло (Барунгар)       Центральное крыло (Кул)          Левое крыло(Жонгар)

                                                                                                               Схема 2

Основной закон- Яса Чингисхана

I часть- слова назидания, условия по управлению  

II часть- общие законы по военным и гражданским делам, правила, наказания.

Высший орган- Курултай- учредительное собрание

Один раз в год в летнее время

Планы предстоящей войны, сбор войск, сроки войны,

внутренние вопросы жизни империи.

4. Хронологическая лента «Завоевания монголов»

    На хронологической ленте с датами в ходе рассказа отмечаются завоеванные территории.

5. Гибель Отрара.

   К 1218-1249 гг. монголы подчинили себе многие народы, енисейских кыргызов, бурят. Поводом вторжения в Казахстан послужила «Отрарская катастрофа» в 1218 году.

А. Рассказ об осаде Отрара

Б. Сценка (учащиеся 8 класса)

     А  вы как относитесь к такому явлению, как предательство? На месте Отрара остались лишь развалины. Послушайте, как современный поэт Мухтар Шаханов написал об этом в своем произведении «Отрарская поэма».

В. Показ отрывка из фильма «Монгол». Ученик на его фоне исполняет отрывок из произведения.

6. Последствия завоеваний.

    Через пять лет весь Казахстан и Средняя Азия после упорного сопротивления вошли в состав монгольской империи. Монгольское нашествие оставило неизгладимые последствия.

Схема «Последствия монгольских завоеваний»

    Арабский историк Ибн-аль-Асир писал об этЮм: «Монголы ни кого не жалели, убивали же=щин, мужчин, детей,раскрывали утробы беременным а умертвляли младенцев. Немало представителей плембн, НАселявшШх Казахстан, окРзались из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае».

   Завоеванные территории  Чингисхан разделил между своими 4 сыновьями. Земли Казахстана полностью перешли в руки 3-х старших сыновей. Розданные земли стали называться улусами.

Работа по карте:

    Рассказ о разделении империи, с применением карты и диаграммы.

7. Смерть Чингисхана

     В 1224 году Чингисхан возвращается в Монголию. Умер Чингисхан в возрасте 72 лет в год «таха», в год кабана (в 1227 г.), случайно упав с лошади. Похоронен на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил «Сотрясатель Вселенной» 4/5 территории Старого света  с населением свыше одного миллиарда человек.

    Все родственные отношения между сыновьями были прекращены. Все чаще стали происходить междоусобные распри за власть и захват территории. После смерти в 1259 г. Великого хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.

   

Блок № 4. Закрепление -  работа учащихся в группах:

   Каждая группа учеников получает определенное задание на карточках.

1 группа

1. Предатель, открывший ворота Отрара.

2. В каком году родился Чингисхан?

3. Младший сын Чингисхана.

2 группа

1. Последствия монгольских завоеваний

2. Что означает слово «курултай»?

3. Имя отца Чингисхана.

3 группа

1. Что такое «Яса»?

2. Какое важное событие произошло в 1206 году?

Блок № 5. Д/З:§ 21, подготовить. Составить рассказ по рисунку на стр. 106 учебника.

Блок № 6. Итоги урока, оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"

Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....

Урок по историии казахстана 8 класс "Казачьи войска на территории Казахстана"

Поурочное планирование по Истории Казахстана "Казачьи войска на территории Казахстана" 8 класс, основное на проектной технологии и технологии критического мышления....

тренажер по физической географии Казахстана на тему "Главные черты рельефа Казахстана"

        Предлагаемые в электронной презентационной форме  материал предназначен для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления контроля над усвоением те...

Урок географии Казахстана в 9 классе "Хозяйство центрального Казахстана"

Данная работа представляет собой конспект урока и презентацию по теме "Хозяйство центрального кКазахстана". данный урок постороен по технологии критического мышления....

Презентация. Монголы и их завоевания.

Презентация к уроку истории....

Завоевание монголов

презентация...