Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ векОВ.

      

      Цель урока: 

Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.

Подвести учащихся к пониманию особенности российского варианта модернизации.

Продолжить формирование умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

      Основные понятия: индустриальное общество, автономия, модернизация, меценатство.

      Оборудование урока: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX - начало XXI века», карта «Российская империя в начале XX века», таблицы, схемы, рабочая тетрадь по истории России.

      Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия, домашнее задание.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу. Беседа с учащимися.

Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного материала в 8 классе.

- Как называлось наше государство в XIX веке?

- Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. 

- Какие народы населяли эти территории?

- Кто из императоров управлял Российской империей в XIX в.?

     По ответам учащихся, обобщить знания о формировании территориальной и национальной структуры Российской империи.

III. Изучение новой темы.

План:

1. Формирование территории Российской империи и ее геостратегическое положение. Состав населения Российской империи.

2. Особенности российской модернизации.

3. Структура государственного аппарата России в начале XIX в. 

4. Социальная структура.

5. Образ жизни

      1. Рассказ учителя. 

Россия складывалась и развивалась как многонациональное государство. Ее этническую основу составляла великорусская народность, сформировавшаяся в XIV—XV вв. В середине XVI в. русское подданство добровольно приняли народы Поволжья — чуваши, марийцы, мордва. В это же время Иваном Грозным были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, в состав Русского государства вошла Башкирия. В конце XVI в. под власть русских царей перешла Западная Сибирь. К середине XVII в. территория Русского государства простиралась на востоке до Тихого океана и на севере до Ледовитого. Коренные народы Сибири и Севера стали подданными русских царей. Началось активное освоение Сибири и Поволжья русским населением.

      В XIV—XV вв. из той части древнерусской народности, которая оказалась в силу определенных исторических условий разделенной между Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, шло формирование украинской и белорусской народности. При этом близость языка, культуры, религиозное единство трех братских народов, их общее историческое прошлое обусловливали стремление к объединению, которое постепенно реализовывалось по мере роста могущества Русского государства и усиления национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов. Во второй половине XVII в. к России отошли Левобережная Украина и Киев. Включение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии произошло во второй половине XVIII в. в результате разделов территории Польши между Россией, Пруссией и Австрией. При этом Западная Украина (Галиция), а еще раньше Закарпатская Русь оказались в составе Австрийской империи. Длительная государственная обособленность и сильные позиции здесь католической церкви и униатской церкви (эта разновидность христианской церкви появилась в 1596 г., когда на церковном соборе в Бресте часть православных епископов подписали унию с Папой Римским) привели к формированию особого самосознания населения, окрашенного в резкие националистические и антирусские тона.

      Расширение западных границ Российской империи в XVIII вв. в результате Северной войны и разделов Польши привело к включению в состав империи Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским, латышским и литовским крестьянством, находящимся под влиянием католической и протестантской церквей. Развиваясь длительное время в рамках европейской цивилизации, население Прибалтики считало себя носителем западноевропейских традиций. А у литовской верхушки к тому же проявлялись амбиции, идущие от исторического опыта собственной государственности. В это же время на территории Российской империи оказалось около 676 тыс. евреев. Большинство их жило в сельской местности и городах-местечках, занималось ремеслами, посредническими операциями, мелкой торговлей, содержало трактиры и постоялые дворы. Они говорили на языке идиш, исповедовали собственную религию, имели самоуправляющиеся общины (кагалы). В 1791 г. русское правительство ограничило места их проживания той территорией, которую они уже занимали (черта оседлости).

      В результате Русско-шведской войны 1808—1809 гг. к Российской империи была присоединена Финляндия. Главой Великого княжества Финляндского являлся русский император, представителем которого в Финляндии был генерал-губернатор. В княжестве функционировал четырехсословный сейм, в компетенцию которого входило законодательство по внутренним делам. Без согласия сейма царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Военной реформой 1878 г. в Финляндии были созданы национальные воинские части и подразделения, входившие в состав русской армии. Внутренняя административная автономия дополнялась экономической: Финляндия имела свою таможню по торговле с Россией и западноевропейскими странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860—1878 гг. Финляндия получила свою денежную систему.

      В 1807 г. Наполеон, разгромив Пруссию, из части захваченных ею польских земель создал зависимое от Франции Варшавское герцогство. После разгрома Наполеона на Венском конгрессе 1814—1815 гг. последовал новый раздел Польши, по которому Россия получила большую часть бывшего Варшавского герцогства, составившую Королевство Польское (Царство Польское). Еще ранее, в 1807 г., к России был присоединен Белостокский округ. В 1815 г. Александром была подписана относительно либеральная конституция Королевства Польского. Но после подавления Польского восстания 1830—1831 гг. конституция была отменена, ликвидированы сейм, отдельная польская армия, унифицировано административное устройство, закрыты университеты. В 1850 г. была ликвидирована таможенная граница между Королевством и Россией.

      В XVIII—XIX вв. значительно расширились южные рубежи России. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила выход к Черному морю, присоединив земли Северного Причерноморья, в том числе территорию Крымского ханства, а также земли по рекам Кубань и Терек. Началось интенсивное освоение этих малозаселенных степных земель, получивших название Новороссии. Основную массу колонистов составляли русские и украинцы, сюда же переселялись приглашенные русским правительством немцы, греки, сербы, болгары. На Кубань были переселены запорожские казаки, на Терек — часть донского казачества. Значительное число немецких переселенцев осело в Среднем Поволжье.

      В первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн Россия присоединила к себе все Закавказье: Грузию, азербайджанские ханства, Восточную Армению. После этого Россия значительно активизировала свою политику на Северном Кавказе, где еще в конце XVIII в. российское подданство приняли народы Кабарды и Северной Осетии. Однако в восточной части Северного Кавказа горские народы под предводительством имама Шамиля в течение 25 лет, до 1859 г., оказывали упорное сопротивление царским войскам. Во второй половине XIX в. Россия присоединяет к себе обширные территории Средней Азии и устанавливает протекторат над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

            2. Учащимся вспомнить, каковы были главные итоги развития российской экономики в XIX в. Обосновать необходимость перехода страны к индустриальному обществу, пояснить суть этого понятия и его связь с проблемой модернизации.

         Работа с историческим источником.

а) Учебник с.15 «Из доклада министра финансов С.Ю. Витте Николаю II».

Предложить учащимся самим обсудить документ: Как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача?

б) Таблица «Сведения о железных дорогах»

Годы

Всего открыто в течение года, верст

Всего было к концу года, верст

1895

1900

1904

2091

3066

1196

34769

49487

55357

в) Таблица «Рост стоимости продукции, производимой угольной, нефтяной и металлургической отраслями промышленности за 1896-1910 гг. (в млн. руб.)»

Годы

Угольная (добыча угля, производство кокса)

Нефтяная (добыча и переработка нефти)

Металлургическая (добыча роды, черная и цветная металлургия, металлообработка)

1896

1910

Рост

37,7

149,6

Почти в 4 раза

74,1

182,2

Почти в 2 раза

461,6

751,0

В 1,6 раза

г) Таблица «Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны (рубеж XIX-XX вв., в кг)»

Страны

Чугун

Уголь

Россия

Англия

Франция

Германия

США

16

208

64

128

160

96

1808

816

2304

2592

(Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х гг. Пособие для учителя / Сост. С.И. Матруненков М.: Просвещение, 1988. с. 5-6)

     Задание для учащихся: Прочитайте текст документа и проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе данных источников?

(Предполагаемый ответ:

- России нужна индустриализация, так как она является залогом сильного экономического роста страны.

- Усиление строительства железных дорог, позволило развиваться капитализму «вширь», т.е. распространяться на слабо освоенные территории.

- По результатам промышленного производства Россия сильно отставала от капиталистических держав.)

      3. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Учебник с. 6, п. «Политический строй». Задание для учащихся: Прочитать, заполнить схему, выявить функции каждого звена государственного аппарата.

Структура государственного аппарата

  1. Император
  2. Правительствующий Сенат
  3. Государственный Совет
  4. Комитет министров
  5. Святейший Синод
  6. Восемь министерств

 4. Социальная структура                     Разделение населения на сословия: 

         Привилегированные (неподатные): духовенство,

    дворянство

        Полупривилегированные: купечество, казачество

        Податные: крестьяне, рабочие

Изменения в соц. Структуре в начале 20 века:

                                                    1. Буржуазия: особенность  - тесная связь с правительством,

                                          отсутствие политических прав, образованность,

благотворительность

                                                    2. Наемные рабочие;

                                                    3. Поместное дворянство

                                                    4. Расслоение крестьянства: кулаки, середняки, бедняки

                                                                (безлошадные)

                                                    5.Интеллигенция:  преподаватели, учителя, врачи, студенты

  1. Образ жизни.

Свыше 80 % населения проживало в сельской местности.

Рост городов (урбанизация)

Две столицы: Петербург (более 2 млн.) и Москва (чуть меньше)

  

IV. Закрепление изученного на уроке.

Выполнение задания в рабочей тетради. Задания 2, 3

  V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. § 1 и вопросы к нему. Задания в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Поэзия на рубеже 19-20 веков.

Интегрированный урок история -литература. Обзор поэзии Серебряного века....

Российская империя на рубеже XIX-начала XX вв.

В презеньации раскрываются основные вопросы развития политической и экономической сфер жизни российского общества...

Российская империя на рубеже XIX-XX вв.

В презентации раскрываются вопросы развития России на рубеже 19-20 вв....