РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
статья по истории (9 класс) по теме

 

Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа. Укрепление независимости, расцвет нашего Казахстана – это было мечтой деятелей «Алаш». В настоящее время эти возможности реализованны под четким руководством Н.А.Назарбаева, реализация данной работы идет по программе «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornekeshovoy_karlygash.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Орнекешова Карлыгаш Имангазыевна

Жанаозенский городской координационный центр образования

Мангистауская область город Жанаозен

Аннотация

        Ғасырлар бойы  қазақ зиялылары армандаған Тәуелсіздікті, қазіргі таңда орындауда. Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың «Қазақстан-2030» және «Қазақстан-2050» бағдарламасы арқылы үлкен жетістікке жетуде. «Алаш» үкіметінің ойы, пікірі қазақ халқында ұлттық сана қалыптастыру.

Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа. Укрепление независимости, расцвет нашего Казахстана – это было мечтой деятелей «Алаш». В настоящее время эти возможности реализованны под четким руководством Н.А.Назарбаева, реализация данной работы идет по программе «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050».

        

 

   Начало ХХ века по инициативе представителей передовой интеллегенции народа была образована автономия Алаш с целью объединения всех этносов, проживающих на территории Казахстана, и формирования политической платформы дальнейшего развития государства. Лидерами данного движения выступили Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов.

С именем Байтурсынова связано духовно возрождение казахского народа в его истории. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что без его алфавита и учебников, без его книг «Кырык мысал», «Маса», и газеты «Казах» не могло того всплеска национального самосознания, которое испытал наш народ в начале ХХ века. Ахмет Байтурсынов с его книгами и общенациональной газетой «Казах» был университетом для всех, кто умел читать в казахской степи в этот исторический период, он являлся активным членом партии «Алаш», которая боролась за воссоздания казахского государства. После октябрьского переворота 1917 года вместе со своими соратниками преследовал исключительно цели защиты национальных интересов казахского народа. Царский режим лишил его права жить и работать на родной земле, в 1910 году Байтурсынов был сослан в Оренбург. Ненавистен был Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными экспериментами. В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти.

В июне того же года А. Байтурсынов избирается членом ВРК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынов был председателем научно-литературной комиссии при Нарком просе, избирался председателем Нарком проса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, газете «Ак жол». В 1925-1929 гг. Байтурсынов преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом университете.

Отвечая, следователем ОГПУ в 1929 году он писал, что предпочитает заниматься научной работой, чем политикой. Но по велению судьбы до конца своей жизни он вынужден был заниматься политической деятельностью. Иначе и не мог быть. Интеллигенция эпохи подъема национального самосознания не может быть вне политики. «Мой идеал – отмечал он на допросе, - Это повышение культурного состояния казахского народа, так как в этом залог его развития и какая власть это сможет обеспечить той и я буду доволен ». [1, с.205]

Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником независимого демократического государства.

Миржакип Дулатов – поэт, публицист, переводчик, общественный деятель, педагог. Член правительства Алашорда.

В 1909 г. вышел в свет первый сборник Дулатова «Оян, казах». Эти стихи – призыв к народу, нельзя находится в спячке, быть невежественным и позволять другим глумиться над собой. Это было первое смелое обращение демократически настроенного человека, просветителя к народу. В те времена мало кто осмелился бы так открыто призывать народ к борьбе. «Проснись, казах, оглянись вокруг. Нельзя так долго находится во тьме.» Эти слова призывают народ к действию. Свобода – не кусок хлеба, который нужен нам каждый день для поддержания жизни. Свобода – это нечто большое. Свободный человек сам определяет свою судьбу.

М.Дулатулы прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие. Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики. Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством. Миржакып Дулатулы принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям.

В памяти народа Миржакип остался верным сыном народа. Он ушел из жизни в борьбе за свободу и независимость народа.

Алихан Букейханов – видный общественно – политический деятель, ученый – экономист, лесовод, публицист, ученый. Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии Алаш и председатель правительства Алашорда.

Широкое признание его роли в жизни народа было связано прежде всего разработкой им идеологии национально-освободительного движения, стратегии борьбы в земельном вопросе. Весьма важное значение в жизни нации в этот исторический период имело газета «Казах». Редактором и издателем этой общенациональной газеты, которая издавалась в Оренбурге в 1913-1918 годы, был Ахмет Байтурсынулы, выдающийся деятель и ученый, энциклопедического склада. В газете работал и Миржакип Дулатов, другой крупный представитель демократической интеллигенции. [2, с.101]

С весны 1913 года Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынулы и Миржакип Дулатов приступили к изданию газеты «Казах», на страницах которой публиковались многочисленные статьи о просвещении народа, пробуждении его национального самосознания.

Роль этих трех выдающихся деятелей в становлении и развитии национального самосознания трудно переоценить. Благодаря им и издаваемой ими газетой «Казах» наш народ в начале двадцатого столетия поднялся до осознания общенациональных интересов.

Таким образом, общественное сознание Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независимости.
        Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа. [3,с.74]

Использованная литература

  1. «Казахи», девяти томный популярный справочник, том II, «Исторические личности»
  2. Асанбай Аскаров «Сыны Великого Турана»
  3. «Казахстанская политологическая энциклопедия» (Алматы-98)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ  В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА....

Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания

о значимости народного творчества (на примере танцевальной культуры Сибирского казачества) в формировании национального самосознания...

Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....

Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения

Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания....

Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»

Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»...

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»...