Применение ИКТ на уроках истории
учебно-методический материал по истории по теме

Андрейченко Олеся Николаевна

Данный материал содержит описание различных приёмов использования современных ИКТ на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках истории

    В последние годы в учебно-воспитательный процесс  всё глубже проникают информационно-коммуникационные технологии, и это понятно, ведь мы живём в век информатизации. Поток информации, получаемой школьниками ежедневно из разных источников, постоянно увеличивается. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях формирование информационных компетенций – владение учащимися знаниями о способах хранения информации, умение самостоятельно находить нужную информацию с помощью различных источников, обрабатывать её в соответствии с ситуацией и поставленными задачами - становится одной из важнейших задач учителя в современной школе. Преподавание истории не является исключением.  Практически каждый урок истории – этот урок изучения нового материала. Как усвоить весь объём получаемых знаний? Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает огромные трудности и теряет интерес как к процессу обучения, так и к самому предмету. Помочь в решении данной проблемы должны ИКТ, применяемые на уроках истории.

 Цель данного проекта – представление опыта работы с использованием различных современных ИКТ на уроках истории;

 Задачи:

  1. Доказать, что компьютер является современным универсальным техническим средством;
  2. Привести примеры использования учителем различных ИКТ на основе компетентностного подхода;

    Компьютер – это и наглядное пособие, и источник информации, и средство подготовки текстов и хранения информации, устройство диагностики и контроля знаний учащихся одновременно. Какое применение находит компьютер на уроках?

 1).Использование компьютера для работы с готовыми электронными продуктами. По истории, как и по другим предметам, их существует большое количество. Остановимся лишь на некоторых из них:

- мультимедийные учебники. Наилучшими, на мой взгляд, являются учебники «История России: XX век» А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (издательство КЛИО-СОФТ) и «История России: XIX век» этех же авторов. Эти электронные продукты позволяют представить на обозрение и для изучения учащимися на большом экране иллюстрации, схемы, таблицы, документы, фотографии, продемонстрировать отдельные видеофрагменты, прослушать фонодокументы (речи, песни, музыку) или текстовую информацию электронного учителя, а позже обсудить увиденное и услышанное всем вместе, пройти тестирование.

Всё это помогает оживить уроки, сделать их более эмоциональными, создаёт эффект «погружения» в эпоху, способствует усилению концентрации внимания у школьников, обеспечивает глубокое запоминание. Использование различных каналов восприятия информации учащимися приводит к лучшему усвоению курса в целом.  К тому же решается и задача здоровьесбережения учащихся – большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора.

- интерактивные карты по отечественной истории и истории зарубежных стран,  предназначенные для работы с мультимедийной доской. Они позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных атласов и настенных карт и имеют свои преимущества:

  1. Возможность приближения отдельных участков карты для более детального рассмотрения;
  2. Возможность рисовать на карте и наносить на неё необходимые надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры;
  3. Работать с дополнительным иллюстративным и текстовым материалом.

- исторические энциклопедии. Например, «История России (862-1917 гг.)».

- аудиокниги и аудиоучебники. Например, сочинения В.О.Ключевского «Исторические портреты и этюды. Избранные афоризмы», «История России в рассказах для детей» А.О.Ишимовой. Данные аналоги бумажных изданий используются на уроках истории, занятиях по профилю, спецкурсах для прослушивания и обсуждения отдельных фрагментов при составлении характеристики того или иного исторического деятеля. Подобные формы работы учат учащихся быть внимательными, слушать и слышать другого человека, помогают установлению диалога учитель - ученик.

- телевизионные проекты. Например, получила новое звучание и «ожила» в технике трёхмерной анимации «История государства Российского» Н.М.Карамзина. Пятиминутные серии, посвящённые отдельным событиям русской истории, очень удобно использовать на разных этапах урока - при объяснении, закреплении и повторении изученного материала. Использование данных проектов, несомненно, способствует усилению обучающего эффекта.

- программы – репетиторы. Для учащихся 9-х и 11-х классов используются программы-репетиторы, ориентированные на интенсивную подготовку к сдаче экзамена по истории  как при индивидуальной, самостоятельной, так и при групповой подготовке к экзаменам.

  2).Создание проектов - презентаций, написание докладов и научно-исследовательских работ.

  Подготовка и представление учителем и учащимися  электронных презентаций в Microsoft Office Power Point стали, я думаю, привычной формой деятельности на уроках по всем предметам. Подготовка проектов-презентаций (поиск, отбор, оценка, организация информации) относится к числу активных методов и форм обучения, развивающих аналитические и критические, умственные и творческие способности детей, расширяет кругозор. Дети сами подбирают и музыкальное оформление к слайдам, сами разыскивают хроникальные видеоматериалы. Ученики превращаются ещё и в компьютерных художников – нужно заботиться о том, чтобы слайд быть красивым (эксперименты с цветом фона, шрифта) и отражал внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу, т.е. воспитывается эстетический вкус, одновременно развивается личностная сфера. При групповой подготовке и публичном выступлении развивается коммуникативность.

Несколько слов о моём ноу-хау.  Выше обращалось внимание на то, как важно учить детей работать с информацией, выделяя в ней главное. Использование метода мини - проектов на уроках учит детей этому. Иногда я даю детям задание подготовить мини-презентации, или мини-проекты, – состоящие из одной страницы-слайда. Необходимость в подобных заданиях возникла в 10-11-м классах, на втором концентре обучения, когда шло повторение и одновременно обобщение изученного ранее материала. Как при ограниченном количестве времени успеть всё выполнить? В этом случае и даётся задание подготовить мини-презентации, рассчитанные на самостоятельную работу детей. Так, например, при изучении темы «Возрождение как культурно-историческая эпоха» по Всеобщей истории ребята получили задание подготовить индивидуальный мини-проект по теме «Деятели эпохи Возрождения». Это мог быть учёный, художник, музыкант, скульптор, архитектор, писатель по выбору самих детей. Необходимо было представить:

1).Краткую характеристику;

2).Раскрыть, какой вклад внёс в развитие духовной культуры своей эпохи?

3).Какие характерные черты эпохи Возрождения нашли отражение в его творчестве (деятельности).

  Сложность состояла в том, что всё это нужно было представить на одном слайде.  Пришлось потрудиться, чтобы получить отличную отметку. Кстати, свои художественные способности в большей степени при выполнении подобных заданий проявляют, как правило, девочки.

     3).Работа с интерактивной доской.

 Выше я упоминала об использовании на уроках готовых интерактивных продуктов - исторических карт. Наличие в кабинете интерактивной доски даёт возможность работать на уроке с собственными интерактивными продуктами, создающимися с учётом потребностей, особенностей конкретного класса. К сожалению, не все возможности доски ещё освоены мною в полной степени, но за интерактивной доской – будущее. Уроки с применением интерактивной доски, когда происходит «оживление» объектов, становятся яркими, запоминающимися, приобретают игровой характер, что очень важно для школьников любого возраста. На уроках истории используются задания следующего типа: упорядочить даты (например, выбрать из перечня и расставить в колонки даты, относящиеся к периоду правления того или иного правителя, имеющие отношение к военной истории России и т.д.); соотнести репродукции картин и имена их авторов-художников, установить соответствие портрета с фамилией исторического деятеля и другие.  Так на уроке «Древняя Финикия» дети с удовольствием снаряжали корабль для отправки в плавание: выбирали предметы, необходимые в пути, и товары для продажи в Египте, и объясняли свой выбор. Подобные задания в игровой форме позволяют закрепить важные исторические понятия, термины с помощью зрительных образов, а значит, знания сделать более прочными и глубокими, сохранить высокую мотивацию к предмету. 

  4).Выход в Интернет.

  Наличие в кабинете доступа в Интернет позволяет широко применять его возможности. Прежде всего, это возможность использовать во время урока готовые цифровые ресурсы, предназначенные для школы. Сайт http://school-collection.edu.ru/  рубрика «Коллекция ресурсов Новосибирска», созданная как дополнение и углубление к школьным учебникам очень помогает в этом. Электронные издания для средней школы, размещённые на сайте, по курсу «Всеобщая история» позволяют успешно освоить учебный предмет, делают знакомство с историей занимательным и интересным. Количество сведений, содержащихся в электронном издании, значительно больше материалов традиционных (бумажных) учебников и учебных пособий.

     Интернет позволяет не только использовать готовые электронные учебники и программы, презентации, но и составлять свои, производя поиск нужной информации непосредственно на уроке. Получив индивидуальное задание или задание для группы, учащиеся быстро включаются в поиски и вскоре выдают нужный результат.

 Интернет - это тестирование в режиме on-line  - при подготовке к экзаменам в 11 классах. Для  учеников важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) они получают объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

  Интернет – это участие во Всероссийских играх по истории в режиме on-line (например, «Интернет-карусель»).

Интернет – это и возможность приобщения школьников к сокровищам российской и мировой художественной культуры, знакомство с шедеврами мировой архитектуры, скульптуры, живописи, которые многим не доведётся увидеть в реальной жизни. Экскурсии по залам виртуальных музеев позволяют восполнить этот пробел (но лучше всё-таки реальное посещение!), вызывают у учащихся удивление возможностями современных ИКТ и желание самим пройти по залам музея путь, пройденный на уроке, позже поделиться своими впечатлениями.

Для закрепления знаний по вопросам культуры на уроках истории используются и другие формы работы – иллюстрированные задания. На повторительно-обобщающем уроке по теме «Древний Восток» необходимо было узнать изображение на слайде (ворота богини Иштар, шадуф, «стена плача», «висячие сады» Семирамиды, маски из стекла, базальтовый столб с законами царя Хаммурапи, таран, царица Нефертити, шахматы и другие), соотнести его с достижениями нескольких древних цивилизаций – Египта, Финикии, Палестины, Индии, Китая и Междуречья. На первый взгляд, задание кажется лёгким. На самом деле, выполнить его верно смогли только те учащиеся, которые регулярно и внимательно готовились к урокам – ведь была изучена история не менее десятка стран. Обращение особого внимания на памятники древней культуры важно не только для формирования общекультурных компетенций и систематизации знаний по предмету. Подобные иллюстрированные задания включаются в последние годы в предметные олимпиады различного уровня. Из школьных предметов история наиболее тесно связана именно с МХК, поэтому столь важное внимание уделяется изучению вопросов культуры и искусства.

     И ещё о воспитательном значении Интернета. В 2010 году, в год 65-летия Победы, мы с учащимися 11-х классов занялись поисками информации о родственниках, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, по обобщённой базе данных Министерства Обороны РФ

http://www.obd-memorial.ru/. Были найдены сведения о четырнадцати  участниках войны (среди них и мой дед) - фотокопии документов-первоисточников – донесения о безвозвратных потерях, отчёт госпиталя,  учётная карточка узника нацистского концлагеря, страницы из Книг Памяти. Многие сведения до этого времени не были известны родственникам погибших. С найденными сведениями ребята выступали на уроках и классных часах, посвящённых 9 Мая. Результаты поиска были оформлены в электронную Книгу памяти «Я помню» и представлены в газете, выполненной учащимися, «Солдаты, не пришедшие с войны». Поиск и представление полученных результатов заставили многих детей по-другому взглянуть на изучаемые на уроках события, не как на что-то, происходившее давным-давно, а как на события, которые  живы в памяти народной. Далёкую историю удалось сделать близкой, понятной, ведь это касается каждого из ныне живущих. Работа по поиску сведений о погибших родственниках продолжилась и в последующие годы, уже с младшими школьниками.  Найдены новые фамилии, восстановлены героические эпизоды биографий, выпущена электронная и бумажная версия газеты «Вспомним всех поимённо».

  Подводя итог сказанному, хочу отметить, что современный урок просто невозможно провести, не привлекая те или иные ИКТ. За ИКТ – будущее, они будут  расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. Но тем не менее, компьютер никогда не сможет заменить учителя на уроке, ведь учитель по-прежнему является сценаристом и режиссёром каждого урока, он может лишь оптимизировать процесс обучения. По-прежнему важным остаётся  для учащегося живое общение с учителем. А учитель должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она ни была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие и прочные знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путём правильного подбора форм и методов обучения.

    Использование ИКТ на уроках позволяет учащимся ориентироваться в современном информационном пространстве, учиться качественно обрабатывать получаемую информацию посредством её визуального восприятия. Это очень важно, поскольку  около 90% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Помимо этого в процессе преподавания с использованием ИКТ развивается и сам педагог: во-первых, нужно идти в ногу со временем, чтобы не отставать от современных детей; во-вторых, появляется необходимость искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, что стимулирует профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ЭОР на уроках истории

Данная работа знакомит читателей с возможностями использования ЭОР на уроках истории...

Статья "Применение ИКТ на уроках истории"

Компьютерные технологии призваны стать  неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции ...

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Применение ИКТ на уроках истории в школе

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в школе....

Применение ИКТ на уроках истории

Данная cтатья является обобщением опыта работы с одним из способов использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности – презентациями. Может быть интересна для преподавателей истории, не имеющих...