Таинственный знак императора Павла
материал по истории по теме

Раздаточный материал для пешеходной прогулки-квеста по Павловскому парку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tainstvennyy_znak_imperatora_pavla.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таинственный знак императора Павла.

  1. Парадный плац перед дворцом Павла Ι. В 1782 году здесь, на месте старого деревянного дворца Паульлюст (что означат «Павлова утеха») был заложен новый дворец тогда еще великого князя, наследника престола, сына царствующей императрицы – Павла Петровича. И предстояло этому дворцу стать императорским домом. Как называется на официальном языке дом императора?










  1. Рядом с дворцом Паульлюст, на другой стороне Мариентальского пруда, находился другой дворец, Мариенталь. Он принадлежал жене Павла Ι. Догадываетесь, как звали супругу императора?






  1. Внимательно посмотрите на дворец. Чтобы быть достойным стать домом для императорской семьи, он должен был стать очень красивым. Хорош, не правда ли? Архитекторы Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, которые его проектировали, задумали дворец как смесь итальянской виллы и русского дворянского дома. Дома русских дворян состояли из нескольких жилых и хозяйственных построек и имели красивое название. Как вы думаете, как назывался дом русского дворянина?








  1. Судьба Павла I была очень тяжелой. Его отец, Петр III погиб в результате дворцового переворота, совершенного его матерью, императрицей Екатериной Великой.  События очень напоминали сюжет одного из самых известных литературных произведений. На месте какого литературного героя оказался император Павел, которого так и называли – «Русский _________ »

  1. Павел процарствовал 4 года, 4 месяца и 4 дня – еще одно мистическое совпадение, которых было немало в его жизни. К сожалению, оправдав свое прозвище, он тоже погиб, как и его отец, от рук убийц. Это случилось в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, в самом начале 19 века.  Как называют организацию переворота, совершаемую в тайне группой людей?

  Но немало счастливых дней успел провести Павел I здесь, в Павловске, со своей семьей. Узнаем побольше  о тех днях.  

  1. Перед вами «Собственный садик императрицы Марии Федоровны».  Супруга императора, как и любая женщина, очень любила цветы. Ей привозили их со всех уголков мира и она заботливо следила за ними в своем любимом саду. Выйти сюда в 18 веке можно было только из покоев императрицы. Взгляните на застекленный полукруг, выдающийся в сад. Это кабинет Марии Федоровны. Представьте его красиво освещенным в сумерках. Что он вам напомнит? Так его и называли: «Кабинет-_________»






  1. В садике все продумано, и даже есть одна оригинальная деталь: рисунок находящейся перед вами клумбы повторяется в покоях императрицы.  А) - Как вы думаете, где в комнатах он может повторяться?

Б) - А как называется внутреннее убранство комнаты?

Подойдем к берегу реки Славянки.  Хотя в это трудно поверить, но раньше по этой речке ходили суда, а по берегам ее были прекрасные охотничьи угодья.  

  1.  Взгляните на другой берег. Перед вами – Колоннада Аполлона. В центре памятника – скульптура бога Аполлона – покровителя искусств. Согласно мифам Древней Греции он жил на горе Парнас вместе с музами, которые давали людям вдохновение.

Вот и в Павловском парке решили взять пример с древних греков и  сделать его таким красивым, чтобы он давал гостям Павловска вдохновение, чтобы им хотелось сочинять о нем стихи, писать картины с видами парка… Так и вышло. И парк стали называть «приютом муз».

А колоннада Аполлона на берегу реки стала  «Павловским Парнасом».  

Не почувствовали ли вы, что красота этих мест вдохновила и вас? Попробуйте сочинить несколько строк о Павловске! (Если не получится сразу – сделайте это чуть позже, когда увидите еще множество красивых мест).

_________________________________________________________

_________________________________________________________ _________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. А) Переведите взгляд вправо. Вы видите мост через реку Славянку. На мосту стоят скульптуры удивительных существ – это полулюди-полукони. Знаете ли вы, как они называются?

- Таких вот мифологических героев здесь немало!

Б) Обернитесь к лужайке перед дворцом. На ней тоже скульптура, изображающая бога из древнегреческих мифов. Он в шлеме и сандалиях с крылышками, в руке его крылатый жезл. Это – бог торговли, покровитель путешественников –

Он – проводник всех приезжающих в Павловск. Зная его имя, вы здесь не заблудитесь.

 А теперь пойдем дальше и увидим, что справедливы слова Жуковского «что шаг, - то  новая в глазах моих картина».С  каждым шагом нам будет открываться новый прекрасный вид.

  1.   Вот вид с большой каменной лестницы, по которой гости императора и императрицы поднимались ко дворцу. Внизу лестницы их встречали рычащие чугунные львы, а наверху львы уже ласковые, беломраморные.  И ведь неспроста они здесь сидят! Они ведь, как Павел I, тоже цари. Получается, что львы здесь являются символом ______________ императора.
  2.  Входим в круг деревьев, которые скрывают еще один уголок парка, оформленные в виде геометрических кругов. Он так и называется – «Большие __________ ». В 18 веке очень любили сочетать свободно растущие и аккуратно подстриженные кусты и деревья.

В центре каждой из двух площадок – скульптура. Павел I повелел перевести эти статуи из Летнего сада, для которого их купил еще    Пётр I. Эти изображения символизируют важные для страны вещи,  поэтому и установлены в императорском саду.

Познакомьтесь с ними поближе и назовите их имена.

А)

Б)                                  

 

  1.  Удивительный, стоящий среди деревьев домик, совсем не подходящий, казалось бы, для императора. Это – павильон «Молочня». Во времена Павла и Марии Федоровны очень любили не только торжественные дворцовые церемонии, но также была популярна простая сельская жизнь. На царских полях паслись коровы, а в этом домике их доили и наливали гостям парное молоко, угощали их свежим хлебом. Мария Федоровна и ее дочери надевали русские народные костюмы и встречали гостей как настоящие крестьянки. Очень любили богатые вельможи рассматривать сценки с изображением пастухов и пастушек в окружении животных.  В переводе с французского название таких сценок означает «пастушеский, сельский». Как же они называются?

  1.  Мы на первой смотровой площадке. Посмотрите – с нее открывается великолепный вид на долину реки и еще один павильон.  Он построен в честь Екатерины II, матери Павла I. Построить его придумала императрица Мария Фёдоровна. Она видела, какие сложные отношения у Екатерины и Павла и ей очень хотелось помирить их.  Поэтому павильон посвящен одному из главных видов человеческих отношений. Что это, на ваш взгляд?

Сам павильон (его еще называют храмом) и даже мостик через реку украшены символами этого – дельфинами, чтобы они все время напоминали о хорошем.

  1. Следующий павильон, к которому мы пришли по Философской тропинке, называется «Памятник родителям». Он посвящен родителям императрицы Марии, которые остались далеко от российской империи, в маленьком немецком княжестве. Здесь у вас не будет никаких заданий. Просто посмотрите друг на друга и подумайте, за что друг друга любите.
  2.  А вот и новое доказательство того, что в Павловске живут музы. Вы пришли на «12 дорожек» - место, где Аполлон, древние боги Меркурий,  Афродита и Флора и девять муз собрались вместе на солнечных часах. Сейчас вам предстоит обойти этот круг и познакомиться с вдохновительницами-музами.

Муза истории -____________

Муза танца - ____________________

Муза комедии (с улыбающейся маской)- _________________

Муза трагедии (с плачущей маской)- ___________________

Муза астрономии (с небесной сферой в руках)- ______________

Муза гимнической поэзии (стоит в позе оратора)- __________________

Муза эпической поэзии - ____________________

Муза лирической поэзии - ___________________________

Муза любовной поэзии - ___________________________

Этот уголок был задуман как солнечные часы, - так, чтобы тень от статуи Аполлона падала в определенное время на одну из 12 дорожек. Эти часы, в сожалению, не работают точно. Но зато в конце каждой из них непременно находится что-нибудь интересное. А теперь представьте, что сейчас два часа дня и идите по одной из дорожек, на которую должна была бы упасть тень в это время дня. Она приведет вас к следующему заданию.

 

  1.  Розовый павильон. Почему он розовый, спросите вы, если он желтого цвета? А как вы думаете? __________________________________________________________________________________________________________________________

Он был построен для проведения бала в честь возвращения с войны русской армии, победившей Наполеона в Отечественной войне 1812 года. И бал здесь состоялся, прекрасный, торжественный и блестящий. На этом балу младшая дочь Павла I – великая княжна Анна Павловна познакомилась с наследным принцем Вильгельмом Оранским. Они полюбили друг друга, поженились, и через несколько лет Анна стала королевой страны, известной как страна тюльпанов, каналов и ветряных мельниц. А) В какой стране до сих пор правит династия, члены которой являются потомками русской императорской семьи?

Б) А как вы думаете, какой танец, который запрещал Павел I и вновь разрешил его сын Александр I по восшествии на престол, могли танцевать Анна и Вильгельм на балу?

Музыка в Павловске всегда играла самая красивая. Ее писал самый талантливый из композиторов того времени – Штраус.

  1.  Давайте попробуем погрузиться в атмосферу того времени. Основа основ – умение кланяться. Без этого вы не сможете быть представлены императору.

Итак, молодым людям все просто: шаг в сторону, приставить вторую ногу, наклонить голову.

Дамам сложнее, но красивее: одной ножкой шаг в сторону, другую завели назад и присели. Руки в это время опустили  перед собой, сложив крест-накрест, головку наклонили.

А знаете, как другим изящным словом называется поклон?

Вы уже познакомились с теми местами, где Павел I и его семья провели самые прекрасные годы своей молодости, познакомились с событиями того времени и секретами парка, словами и обычаями того времени.

Теперь вам предстоит последнее задание. Из уже отгаданных вами слов составлены кроссворды. Впишите туда эти слова. Из них составятся 4 ключевых слова. Эти слова обозначают 4 рыцарских добродетели. Если назовете все 4 слова – вас ждет то, что Павел I даровал людям, обладающим этими добродетелями.

Итак, вы разгадали названия 4-х рыцарских добродетелей, за которые император давал высокую награду. Что могло считаться одной из самых высоких наград в империи? ___________________________

Она выглядела так:

Восьмиконечный белый крест, нашиваемый на черную монашескую рясу или красный рыцарский плащ стал отличительным знаком __М____________________о_____________

Для рыцарей белый цвет креста стал символизировать безупречность рыцарской чести

История этого ордена началась в 1070 году, когда итальянский купец Панталеон Мауро из Амальфи основал близ Иерусалима странноприимный дом, или госпиталь (от латинского hospitolis - гость), посвященный св. Иоанну. Вскоре здесь образовалось небольшое братство, призванное ухаживать за больными и ранеными паломниками, приезжавшими из Европы поклониться Гробу Господню. Чуть позднее братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. Так возник "Орден всадников госпиталя св. Иоанна Иерусалимского". Члены ордена разделялись на три группы: рыцари, капелланы и низшая категория - служащие братья. Возглавлял орден Великий магистр.

Им и стал император Павел Ι, которому эту честь, в благодарность за защиту в тяжелые времена и прибежище на территории Российской империи даровали сами рыцари ордена.

Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора.
Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф.Ф. Ушаков, фельдмаршал М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прославленные россияне.

Кодекс Рыцарства:
Прожить свою жизнь так, чтобы она была достойна уважения и славы.
Повиноваться законам короля, страны, и рыцарства.
Властвовать собой.
Проявлять уважение к старшим.
Защищать слабых и невиновных.
Сражаться доблестно.
Никогда не отказываться от друга, союзника, или благородного поступка.
Всегда держать слово чести.
Избегать обмана

Показывать умение вести себя.
Быть вежливым и внимательным.
Быть почтительным к сюзерену, женщинам и чести.

Преданность стране, Королю, чести, свободе, и кодексу рыцарства.
Преданность друзьям и тем, кто доверяет тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - практикум " Таинственное болото"

урок в 6 классе проводится в условиях полевого лагеря...

Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"

Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга  по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...

"Таинственный мир превращенья бумаги..."

Таинственный мир превращенья бумаги… Здесь все чародеи, волшебники, маги. Творят они сказки своими руками. И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.Из опыта работы:  Гардер Наталья Николаевна Од...

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора

Тема "Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора" создана по параграфам 26-27 для учащихся 7 класса по учеюнику Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (...

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора.

Урок-презентация для 7 класса по Истории и культуре Санкт-Петербурга. Материалы презентации могут быть использованы для работы по программе Л.К.Ермолаевой (учебник часть 1)...

Конспект занятия по картингу "Правила дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Ознакомление с дорожными знаками. Виды знаков" для дистанционного занятия

Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...