"Иван Грозный - первый русский царь"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Полох Марина Анатольевна

Урок изучения нового материала с элементами практической работы. Интерактивная презентация активизирует учащихся, представляет учебную информацию в наглядной форме. Активные формы работы с текстом вырабатывают умения извлекать из исторических источников необходимые для раскрытия темы факты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока истории. 6-й класс.

Иван Грозный – первый русский царь

        Цели:

Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XVI в.

Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

Воспитательная: формирование понимания вклада Ивана IV в развитие России.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  1. суть и характер реформ Ивана IV
  2. органы управления государством во второй половине XVI в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1. централизованное государство
  2. Земский собор
  3. Избранная Рада
  4. стрелецкое войско
  5. Судебник

Учащиеся должны уметь:

  1. извлекать из исторических источников необходимые для раскрытия темы факты;
  1. проводить информационно-смысловый анализ текста;
  2. формулировать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.»,  автор - Е.В. Пчелов; раздаточный дидактический материал (документ «О боярском правлении», отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация (приложение).

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран.

Ход урока

I. Изучение нового материала:

План:

  1. Боярское правление в начале XVI в.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Венчание на царство.
  4. Реформы Ивана IV.

Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.

Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на с.205 учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет.

Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

Слайд 3

Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа учащихся с документом «О боярском правлении».

Учитель: Это время жестокой борьбы боярских родов Бельских, Шуйских, Глинских осталось и в памяти народа и в памяти маленького Ивана.

Память народа

Память Ивана IV

расхищение казны

расправы

разбои

раздача должностей

унижения

обиды

равнодушие окружающих

Вывод: так рождался характер Ивана IV – скрытный, мнительный, недоверчивый, вспыльчивый, жестокий. Он на всю жизнь запомнит злодеяния бояр и это сформирует  политику личной диктатуры.

Слайд 4

2. Личность Ивана IV.

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом.

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».  

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.  

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.

Учитель: Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?

Физкультминутка «Гимнастика для глаз»

3. Венчание на царство.

Работа с текстом учебника: стр. 205, 2 пункт, 1 абзац, запись даты – январь 1547 г.

     16 января 1547 г.  состоялось венчание Ивана Васильевича на царство.  Именно с этого времени российские монархи начали именоваться  царями. Тем самым Иван Васильевич приобрел титул «Великий государь  царь великий князь Иван Васильевич всея Руси».  Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха»,  скипетр, держава, цепь и крест.

    Это событие имело важное значение:

  1. Теперь любой россиянин, будь он князь или крестьянин подчинялся  царю Ивану IV.
  2.  Европейские монархи относились к нему как к равному себе.
  3. Те, кто выступал против его воли, подвергались немилости царя и расправе.

Вопрос к классу: Ребята, кто знает, почему именно царем пожелал величать себя Иван IV?

Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем. Запись в тетрадях.

Слайд

3. Реформы Ивана IV.

Вопросы к классу:  Давайте вспомним, как управлялось государство в начале  века.

-Как назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь)?

-Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).

-Как назывались центральные органы управления (приказы).

-Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления.

Слайд

-Какие новые органы появились в системе управления страной?

Земский Собор был созван в 1549 году для проведения ряда важных реформ.  

Слайд

-Давайте посмотрим, что представлял собой Земский собор. Вот как его изобразил знаменитый художник, пишущий картины на историческую тему, Сергей Иванов.

Слайд

 -Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада.

Слайд

 -Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

Слайд

-Появляются новые приказы. Их 80. Каждый приказ ведал определенными государственными делами.

Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию.

Вывод: Приказы стали важными органами управления страной, они руководили отдельными сферами государственной жизни.

Рассказ учителя: Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник.  Он назывался Судебник.

- Когда был принят первый Судебник? А кто был автором первого Судебника? ( Иван 3, дедушка царя).

- Что такое Юрьев день?

Рассказ учителя: В 1550-м году был принят новый Судебник. В нем подтверждалось право ухода крестьян от владельца в Юрьев день. Землевладелец же отныне нес ответственность за преступления своих крестьян. Это еще более привязывало крестьян и хозяев.

      Одной из важных реформ Ивана Грозного стала Военная реформа. Она коренным образом изменила  армию и в количественном, и в качественном составе. Появилось дворянское ополчение. Каждый дворянин должен был по приказу царя явиться «конно, людно и оружно». Позднее было сформировано стрелецкое войско, для охраны государя. Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.

Вывод: Все эти меры укрепили русское войско и подняли его боеспособность.

Слайд

Работа с учебником с. 208, абзац 7,8

-К чему приводила система кормлений?

-Чем была заменена система кормлений?

-Кто теперь собирал налоги?

Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.

Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти. Запись в тетрадях.

Рефлексия

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление оценок за активную работу на уроке.

II. Домашнее задание:  §29

     Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана).

      Сильным учащимся карточки с заданием: заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках.

        

Список использованных ресурсов:

  1. 703-9701, info@poznanie21.ru
  2. http://www.poznanie21.ru/current/30325.php
  3. Повторение и контроль знаний «История России». Интерактивные дидактические материалы. 6 класс. Москва, «Планета», с. 377-379.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала: Полох Марина Анатольевна учитель истории Иван Грозный – первый русский царь муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Аркинского сельского поселения 2013 Арка

Слайд 2

План: 1.Боярское правление в начале XVI в. 2.Личность Ивана IV. 3.Венчание на царство. 4.Реформы Ивана IV .

Слайд 3

Елена Глинская Реконструкция по черепу, С. Никитин, 1999 г.

Слайд 4

В. М. Васнецов Царь Иван Грозный, 1897

Слайд 5

Венчание на царство Ивана IV «Великий государь царь великий князь Иван Васильевич всея Руси»

Слайд 6

Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава

Слайд 7

Митрополит Боярская Дума Наместники Великий князь Схема управления государством при Иване III

Слайд 8

Боярскою думою назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) важные вопросы.

Слайд 9

Боярская дума. Художник Сергей Иванов

Слайд 10

Земский собор Боярская Дума Приказы Царь Схема управления государством при Иване IV Избранная Рада

Слайд 11

Земский собор – это совещательный орган при царе из представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Первый Земский Собор был созван в 1549 году для решения важных государственных дел.

Слайд 12

Земский собор. Художник Сергей Иванов

Слайд 13

Избранная рада – это круг приближенных при Иване IV . Самым близким из этих людей к царю был Алексей Адашев. Этот орган разработал ряд важных для государства реформ.

Слайд 14

Челобитный Сибирский Казанский Стрелецкий Ямской Разбойный Посольский Пушкарский Предположите, чем занимался каждый из приказов

Слайд 15

В приказе Московских времен. Художник Сергей Иванов.

Слайд 16

Царский Судебник. 1550. Заглавный лист

Слайд 17

Служилое дворянство. XVI в.

Слайд 18

Стрельцы

Слайд 19

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Продолжи предложение:

Слайд 20

Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава - http://www.itishistory.ru/1i/2_istoria_2.php Схема органов управления при Иване III - http:// схемо.рф/ shemy/istorija/aleksev-s-i-istorija-rosi-s-drevneishih-vremen-i-do-nashih-dnei-v-shemah-i-tablicah-2012-g/66.html Земский Собор. Боярская Дума. В приказе московских времен. Художник Сергей Иванов - http://art-rus.info/gal1/1_1_z1-10.htm Елена Глинская - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E8%ED%F1%EA%E0%FF,_%C5%EB%E5%ED%E0_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%ED%E0 Стрельцы - http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Streltsi.jpg?uselang=ru Служилое дворянство - http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=16246&cat_ob_no= Царь Иван Грозный, В.М. Васнецов - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0%ED_%C3%F0%EE%E7%ED%FB%E9



Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТ

О БОЯРСКОМ ПРАВЛЕНИИ.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

    Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с покойным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

     И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в Большую казну. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!..          Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит... Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом,— говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Вопросы:

  1. О чем идет речь в этом документе?
  2. Какова была главная цель бояр?
  3. Как бояре добивались этой цели?
  4. Как бояре относились к маленькому Ивану и его брату?
  5. Подумайте, как бесчинство бояр могло повлиять на характер маленького Ивана?

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».  

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.  

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Домашнее задание для сильных учеников.

1 задание. Исключите лишнее. Объясните, почему.

А.Ф. Адашев, Сильвестр, Сергий Радонежский, А.М. Курбский, Макарий

2 задание. Заполните пропуски в предложениях.

     После смерти ____________________ в ________ году,  опекунами малолетнего ___________ стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена ________________  . Она провела ряд ___________, среди которых была денежная – вводилась единая денежная единица – московский _____________ , появилась ________________ - монета, равная 1/100 рубля.

3 задание. Заполните пропуски в предложениях.

     В 1547 году в _________________ соборе Московского Кремля состоялось венчание ________________ на царствие. Он стал первым русским самодержавным царем. Это поднимало международный _________________ России. Царь задумал провести ряд ________________, цель которых – формирование централизованного государства. В этом ему помогала _________________________ - совет приближенных, в который входили неродовитый дворянин _________________________, священник __________________, князь ____________________, митрополит _________________.

4 задание. Выберите, что было раньше.

  1. Созыв Земского собора (А) или создание «Русской правды» (Б).
  2. Правление Ивана IV (А) или правление Василия III (Б).
  3. Проведение татарами переписи населения на Руси (А) или введение налога «большая соха» (Б).
  4. Строительство каменного московского Кремля (А) или реформы Избранной рады (Б).
  5. Введение Юрьева дня (А) или присоединение к Москве Твери (Б).

1-

2-

3-

4-

5-

5 задание. Исключите лишнее. Объясните, почему.

А.Ф. Адашев, Сильвестр, Сергий Радонежский, А.М. Курбский, Макарий

Ответ: В списке – имена членов Избранной рады, совета приближенных Ивана 4. Лишнее имя – Сергий Радонежский.

6 задание. Заполните пропуски в предложениях.

     После смерти ____________________ в ________ году,  опекунами малолетнего ___________ стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена ________________  . Она провела ряд ___________, среди которых была денежная – вводилась единая денежная единица – московский _____________ , появилась ________________ - монета, равная 1/100 рубля.

Ответ: Василия 3, 1533, Ивана , Глинская, реформ, рубль, копейка.

7 задание. Заполните пропуски в предложениях.

     В 1547 году в _________________ соборе Московского Кремля состоялось венчание ________________ на царствие. Он стал первым русским самодержавным царем. Это поднимало международный _________________ России. Царь задумал провести ряд ________________, цель которых – формирование централизованного государства. В этом ему помогала _________________________ - совет приближенных, в который входили неродовитый дворянин _________________________, священник __________________, князь ____________________, митрополит _________________.

Ответ: Успенском, Ивана 4, авторитет, реформ, Избранная рада, А.Ф. Адашев, Сильвестр, А.М. Курбский, Макарий.

8 задание. Выберите, что было раньше.

  1. Созыв Земского собора (А) или создание «Русской правды» (Б).
  2. Правление Ивана IV (А) или правление Василия III (Б).
  3. Проведение татарами переписи населения на Руси (А) или введение налога «большая соха» (Б).
  4. Строительство каменного московского Кремля (А) или реформы Избранной рады (Б).
  5. Введение Юрьева дня (А) или присоединение к Москве Твери (Б).

1-

2-

3-

4-

5-

Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – А, 5 – Б.

Проверка домашнего задания

Тест

          1. Боярская дума – это:

А) орган городского самоуправления

Б) орган местного управления

В) постоянный высший совещательный орган при князе

Г) княжеская дружина

2. Существовавший в России в XV – XVII вв. порядок назначения должностных лиц по знатности их рода назывался:

А) кормлением

Б) местничеством

В) вотчиной

Г) волостью

3. Создание первого общерусского Судебника, введение Юрьева дня связано с именем:

А) Ярослава Мудрого

Б) Василия III

В) Дмитрия Донского

Г) Ивана III

Напишите правильно исторический термин

Вставьте пропущенные буквы в исторические термины и понятия

С…слов…е – социальная группа, обладающая закрепленными в обычаях или законе наследственными правами.

Мес…н…ч…ств… - порядок назначения должностных лиц на Руси по знатности рода.

К…рмлен…е – способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI века.

Тест

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Власть монарха на Руси была безграничной и бесконтрольной._____

2. Боярская Дума была постоянным высшим совещательным органом при князе._____

3. Благодаря введению Юрьева дня крестьяне могли покинуть владельца без уплаты пожилого.______

4. Создание единого Московского государства способствовало формированию русского народа.______

5. Теория «Москва – третий Рим» означала, что после падения Византии Москва стала хранительницей и опорой православия.______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых истории РПЦ в России....

Иван Васильевич Грозный. Личность первого российского царя

Презентация по истории России о царе Иване IV Грозном....

Игра "Иван Грозный. Петр Первый"

Игра для школьников 7-9 классов...

Иван Грозный и Пётр Первый

игра по истории России для учащихся 7 класса...

Технологическая карта к уроку «Иван Грозный: великий правитель, царь, реформатор или жестокий деспот и тиран!?..»

Цели:Предметные:1) Систематизация  знаний  по истории  России 16 века,  раскрытие причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами данного периода2) Развитие ум...

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...

Иван Грозный - первый русский царь

Иван Грозный - первый русский царь  разработка урока истории 7 класс (технологическая карта урока)...