методическая разработка урока "Каменная поступь золотого века"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Методическая разработка интегрированного урока (история СПб + физика), включает конспект урока,  раздаточный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx122.7 КБ
Файл pourochnaya_karta_data.docx259.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 369

Красносельского района

г. Санкт – Петербург.

Методическая разработка

интегрированного урока

«Каменная поступь золотого века»

История и культура Санкт – Петербурга +физика.

Класс: 7

Учителя:

Вальская Татьяна Анатольевна.

Шайер Наталья Леонидовна.

2012 – 2013 учебный год

Санкт – Петербург.

Предмет, класс:

История и культура Санкт – Петербурга.

учебник: История и культура Санкт – Петербурга. Часть I (С древнейших времен до конца 18 века),

автор: Ермолаева Л.К.,  СПб СМИО Пресс, 2010г

Физика

учебник: ФИЗИКА -7,

автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2005 год.

Тема урока:

Каменная поступь золотого века.

Тип урока

Интегрированный.

Вид урока

Комбинированный.

Цель урока

Изучение нового материала по теме «столичный город при Екатерине II, закрепление умения решения задач по теме «Давление твердого тела, жидкостей и газов.»

 

Задачи урока

 Обучающие:

  1. Формирование  представления учащихся о превращении «деревянного» Петербурга в каменный.
  2. Продолжить работу по закреплению умения решения задач.

 

Развивающие:

  1. Развить познавательный интерес к физике.
  2. развивать умение записи полученной информации ключевыми словами;
  3. развивать умение применять полученные знания на уроках физики в новой ситуации

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к нашему городу.
  2. способствовать формированию навыков самоконтроля.

Межпредметные связи:

История и культура СПб., физика

Технология:

Технология интегрированного обучения.

Оборудование:

Мультимедиа-проектор, «волшебные шкатулки», образцы мрамора белого, розового, серого и гранита.

Подготовка:

Подготовка презентация, поурочная карта (ПК) ,сигнальная карта.

Организационная структура урока.

Этап 1: Организационный.

Этап 2: Целеполагание и мотивация к изучению нового материала.

Этап 3: Актуализация имеющихся знаний.

Этап 4: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.

Этап 5: Подведение итогов.

Этап 6: Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Этап 7: Рефлексия.

Ход урока:

Этап 1: «Организационный»

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настроить учащихся на работу

Проверяется  готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место

Этап 2: «Целеполагание и мотивация к изучению нового материала»

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сформулировать цель урок, мотивировать учащихся к изучению темы.

Объявляется тема  урока.

Для формулирования цели урока использован прием «волшебная шкатулка», на кадрах презентации формулируется вопрос в виде загадки – перевода названия минерала, в качестве подсказки используются объекты городской архитектуры из данного камня.

Учитель задает вопрос: Что в волшебной шкатулке?

Учитель формулирует цель урока.

Учащиеся пишут тему урока в ПК.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Демонстрируется презентация «Каменная поступь золотого века»

Учитель 1:

Тема нашего урока перенесет нас из Петербурга 21 века -  в век восемнадцатый…

 Мы поговорим о  том, что позволило  наш родной  город называть не каменными  джунглями, а «городом - цветком из камня».

В поурочной карте запишите тему урока  «Каменная поступь золотого века».  

Учитель 2:

О чем мы узнаем сегодня на уроке, нам помогут отгадать волшебные шкатулки.

Демонстрируется кадр 2.

- Его название переводится как «зерно». Что в шкатулке? (гранит)

Демонстрируется кадр 3.

- Его название переводится как «блестящий камень» (мрамор)

Образцы извлекаются из шкатулки.

Демонстрируется кадр 4.

Два камня гранит и мрамор определяют вид нашего города с времен правления Екатерины Великой. Позволив сказать ей: «Застав Петербург  деревянным, я оставлю его каменным»

Учитель 1:

Итак, мы отправляемся в екатерининский  Петербург.

Этап 3: Актуализация имеющихся знаний.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызываются имеющиеся у учащихся знания о Екатерине Великой.

Учитель задает вопросы, выведенные на экран

  1. Запишите имя Екатерины II, данное ей при рождении.
  2. Для чего будущая Екатерина  Великая приехала в Россию? 
  3. Как  Екатерина  II пришла к власти? 
  4. Запишите период правления Екатерины II

Учащиеся отвечают на вопросы учителя в поурочной карте письменно.

Осуществляют самопроверку по образцу (ответы выводятся на экран), выставляют количество правильных ответов в специальное поле на поурочной карте.

Учитель 1:

Екатерина II Великая  – императрица всероссийская, читаем мы в энциклопедическом словаре.

Давайте повторим, что мы знаем о Екатерине великой?

Демонстрируется кадр 5.

Выполните задание 1  с поурочной карты

  1. Запишите имя Екатерины II , данное ей при рождении
  2. Для чего София Августа Фредерика приехала в Россию? 
  3. Как  Екатерина II  пришла к власти? 
  4. Запишите период правления Екатерины II.

Демонстрируется кадр 6.

А теперь самопроверка - в кружочке поставьте количество правильных ответов.

Этап 4.1.: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показать влияние наводнений на изменение архитектурного облика нашего города (строительство высоких набережных, появление Екатерининского канала)

Демонстрируя кадры презентации, рассказывается о наводнении 1777, строительстве набережных, Екатерининского канала.

Организует решение и проверку правильности решения задач.

Слушают, записывают ключевые слова, переводят единицы измерения, решают задачи.

Учитель 1:

Демонстрируется кадр 7.

Итак, Екатерина 2  правила Россией 34 года, «способствуя  ее  расцвету и  делая  ее  изобильной». За 34 года население столицы выросло с  60 тыс. до 200 тысяч человек. И было бы еще больше, если бы не наводнения 60-х и катастрофическое 1777г  (унесшее более тысячи жизней).

Демонстрируется кадр 8.

Память об этом событии хранит мемориальная доска     под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на ней отмечен уровень подъема воды в 1777 году - 321 см выше ординара. 

Демонстрируется кадр 9.

Запишите ключевые слова в поурочную карту

Учитель 2:

Когда  вода схлынула, петербуржцы  стали вычерпывать воду отовсюду.

Попробуйте в 3 задании  найти  4 названия  мер  измерения жидкостей в эпоху Екатерины II.

Демонстрируется кадр 10.

А теперь самопроверка - в кружочке поставьте количество правильных ответов.

Учитель 1:

Демонстрируется кадр 11.

Была и еще одна жертва наводнения: начальник петербуржской полиции Чичерин. Которого Екатерина вызвала к себе и обвинила его в халатности. Видимо, обвинения были настолько серьезными, что через два дня начальник полиции  умер. 

Но решать проблему защиты города от наводнений было надо и поэтому было начато создание гранитных набережных  и  мостов. Возложенное на «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Это была кропотливая и трудоемкая работа. Между вбитыми сваями заполняли пространство землей и булыжниками,  после  такого укрепления -лицевали гранитом.  

Из-за опасности наводнений набережные делали заведомо высокими. Сооружали спуски к реке на причалы овальной формы

Как вы думаете,  где появилась первая набережная из камня?

Конечно возле Зимнего дворца!

Учитель 2: 

К 1780 году  в столице уже было возведено более 30 км. гранитных набережных.  В гранит оделись Фонтанка, Мойка, Нева.

  1. Выполните таблицу задания 4.
  2. А теперь проверим результат устно. 

Демонстрируются кадры 12, 13, 14, на которых заданы задачи на нахождение давления жидкости, учащиеся устно комментируют решение, отмечают количество правильно решенных задач в специальном поле ПК.

Река

Наибольшая глубина

Давление

Фонтанка

3,5 м

35000Па

Мойка

3 м

30000Па

Нева

25 м

250000Па

Учитель 1:

Демонстрируется слайд 15.

Посмотрите на слайд:  знаком ли вам этот канал?

Его первое название утвердила Екатерина Великая в свою честь, распорядившись прорыть его и  укрепить гранитной стеной.

Созданию нового канала способствовала и распространенная в те времена гипотеза о причине наводнений: считали, что наводнения создаются самой Невой: дующий с моря западный ветер подпирает реку и ее вода, не находя выхода, затапливает местность; отсюда следовал вывод о необходимости расчистки рек (рукавов Невы) и прокладки новых каналов.

Учитель 2:

Демонстрируется кадр 16.

Сегодня этот канал носит имя великого русского поэта А.С. Грибоедова. Именно к этому каналу есть выход со станции метро «Невский проспект». Определите атмосферное давление на станции, если ее глубина 63м, а на поверхности нормальное атмосферное давление.

(765,25 Па)

Этап 4.2.: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познакомить учащихся с другими памятниками архитектуры эпохи Екатерины Великой: памятник Петру Великому, Мраморный дворец, мраморные верстовые столбы.

Демонстрируя кадры презентации, рассказывается о доставке Гром – камня, организуется обсуждение способов уменьшения давления, строительства Мраморного дворца, мраморных верстовых столбов.

Организуется решение и проверку правильности решения задач.

Слушают, записывают ключевые слова, переводят единицы измерения, решают задачи.

Учитель 2:

Демонстрируется кадр 17.

Нерукотворная здесь росская гора,

Вняв гласу божию из уст Екатерины,

Пришла во град чрез невские пучины

И пала под стопы Петра.

- К какому событию были приурочены эти стихи.

(Доставке Гром – камня в СПб)

Учитель 2:

Демонстрируется кадр 18.

- Какими способами уменьшали силу трения, чтобы облегчить доставку Гром – камня?

(Было заменено трение скольжения трением качения, камень двигали по желобам, в которых находились медные шары; уменьшение шероховатости поверхности шаров; применение смазки, шары щедро поливали жиром.)

Демонстрируется кадр 19.

- Решите задачу № 5 в поурочной карте. (Проверка: решение задачи учеником на доске)

Прочитайте отрывок: «Размеры камня (параллелепипед около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину) и его вес (около 1 800 т!!!) внушали не только ужас, но и сомнения в том, что его можно сдвинуть с места, не говоря уже о перемещении по суше, а потом по воде - только так его можно было доставить на Сенатскую площадь!» Определите примерное давление камня.

Дано

m=1800т

a=13м

b=8м

p=?

СИ

1800000кг

Решение

Учитель 1:

Демонстрируются кадры 20 - 23

Сегодня на уроке мы много раз называли природный материал, который  использовался для благоустройства столичного Петербурга.

Что это? гранит и мрамор.

Знаете ли вы, какая порода камня подарила название дворцу Петербурга?

Впервые в России архитектор Ринальди использовал природный камень - гранит и около 30 разновидностей мрамора, за что дворец и получил свое название. Даже двор со стороны Невы  огражден кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами.

- Впишите пропущенные слова в задании 6, составьте предложение из получившихся словосочетаний.

Учитель 2:

Демонстрируется кадр 24.

Мраморный дворец был подарком Григ. Орлову от Екатерины  зa  учaстие в приведении ее нa трoн Рoссии.  Кстати ответным жестом Орлова был подарок почти стоимостью Мраморного дворца Бриллиант, который сегодня называется «Орлов»

 В 1784 году бриллиант «Орлов» оказался вставленным в скипетр императрицы, по ее приказу. Сейчас он хранится в Алмазном Российском фонде.

Учитель 1:

Демонстрируется кадр 25.

Рядoм с бaшенкoй нa aттике устaнaвливaют две фигуры с «гoвoрящими нaзвaниями» – «Вернoсть» и «Щедрoсть».

Учитель 2:

Демонстрируется кадр 26.

«Море солнечного света», так называли этот алмаз на его родине, в далекой Индии. Его масса 37,8 грамма. Найдите объем алмаза «Орлов», если плотность алмаза 3500 кг/м3 Решите задачу №7. (Проверка: решение задачи учеником на доске)

( 0,00001 м 3)

Учитель 1:

Демонстрируется кадр 27.

В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу и предприняла замену деревянных указательных столбов  «мраморными верстовыми пирамидами"  по проекту Антонио Ринальди Они были установлены на Царскосельской и Петергофской дорогах на расстоянии 1 версты друг от друга и обозначали расстояние, пройденное от начального пункта и оставшееся до конечного.

- Что принималось за нулевую версту?

(Здание Почтампта)

Учитель 2:

Демонстрируется кадр 27,а.

Верстовые столбы  исполнены из разноцветных мраморов и гранита. На первых и последних верстовых столбах  были установлены солнечные часы 

Учитель 1:

К  концу XVIII в. исполнился замысел Петра: центр Петербурга был по существу каменным, и по количеству сооружений из камня ни один город России не мог конкурировать со столицей.

Этап 5. Подведение итогов.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверить первичное усвоение материала

С помощью презентации демонстрируется тест, из выбранных ответов составляется ключевое слово «Петр»

Подсчитывается общее количество баллов, набранное каждым учеником, выставляется оценка за работу на уроке. Отдельно оцениваются ученики,решавшие № 5 и 7 на доске.

Отвечают на вопросы теста, составляют ключевое слово.

Этап 6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

С помощью информационных источников ответить на вопросы в П.К.

Домашнее задание:

  1. Переведите объемы : чарка, ведро, полведра, кружка в систему «СИ»
  2. «Дерзновению подобно» Где были высечены эти слова?
  3. Какой памятник находится во дворе Мраморного дворца?
  4. Переведите единицу измерения «верста» в систему «СИ»
  5. Что такое «коломенская верста»

Известно, что от данного верстового до Петербургского Почтамта – 2 версты, от Почтамта до Царского Села 24 версты. Сколько верст от Почтамта СПб до Почтамта Москвы?

Этап 7. Рефлексия.

На сигнальной карте изобразить настроение на уроке, сигнальные карты учащиеся вывешивают на магнитной доске.

 



Предварительный просмотр:

Поурочная карта                               Дата:

Тема:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 1:

  1. ………………………………………………………………………………………

  1. ………………………………………………………………………………………

  1. ………………………………………………………………………………………

  1. ………………………………………………………………………………………

Задание 2: Запишите ключевые слова:

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Задание 3:

Почеркните 4 единицы измерения объема жидкости, используемые в 18 веке. 

А. ведро         Б. бочонок       В. Кадушка       Г. Чарка       Д. стакан      Е. полведра        

 Ж. полкружки      З. полкружки        З. кружка

Задание 4:   Определите давление на самой большой глубине реки. Впишите ответ в графу 3.

Река

Наибольшая глубина

Давление

Фонтанка

3,5 м

Мойка

3 м

Нева

25 м

Задание 5: Решите задачу

Прочитайте отрывок: «Размеры камня (параллелепипед около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину) и его вес (около 1 800 т!!!) внушали не только ужас, но и сомнения в том, что его можно сдвинуть с места, не говоря уже о перемещении по суше, а потом по воде - только так его можно было доставить на Сенатскую площадь!» Определите примерное давление камня.

Дано

СИ

Решение

Задание 6: Впишите пропущенные слова

……………………………………………………………… дворец

Антонио …………………………………………………………….

1768 - ……………………………

Задание 7: Решите задачу

«Море солнечного света», так называли этот алмаз на его родине, в далекой Индии. Его масса 37,8 грамма. Найдите объем алмаза «Орлов», если плотность алмаза 3500 кг/м3

Дано

СИ

Решение

Итого:

Домашнее задание:

  1. Переведите объемы : чарка, ведро, полведра, кружка в систему «СИ»
  2. «Дерзновению подобно» Где были высечены эти слова?
  3. Какой памятник находится во дворе Мраморного дворца?
  4. Переведите единицу измерения «верста» в систему «СИ»
  5. Что такое «коломенская верста»

Известно, что от данного верстового до Петербургского Почтамта – 2 версты, от Почтамта до Царского Села 24 версты. Сколько верст от Почтамта СПб до Почтамта Москвы? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Методическая разработка "Рациональное питание: золотая середина"

Мероприятие проводится в форме практической конференции, где учащиеся представляют различные концепции здорового питания, в ходе практической части рарабытавается оптимальный пищевой рацион и тарелка ...

Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"

Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"...

интегрированный урок "Каменная поступь золотого века"

методическая разработка обобщающего урока по теме "Давление твердого тела, жидкостей и газов", урок интегрированный( Физика + История и культура Санкт-Петербурга), сопровождается презентацией...

Методическая разработка классного часа "Золотая ось", СПО, 3 курс

Методическая разработка предназначена для работы на классных часах в группах СПО, обучающихся на 3 курсе....

Методическая разработка урока истории Средних веков для 6 класса по теме "Образование и философия"

Методическая разработка урока истории Средних веков для 6 класса по теме "Образование и философия"...

Методическая разработка урока ОДНКНР Золотое правило нравственности 5 класс

Целью урока являетсясоздание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа для выстраивания межличностных отношений; использование методики разноуровне...