МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ
учебно-методическое пособие по истории на тему

Кржижевская Валентина Вениаминовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ И

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ

ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ И

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                     Подготовила:  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №3 города Кинеля Самарской области

Кржижевская Валентина Вениаминовна

                                                    2013 год

Введение…………………………………………………………. стр.

Глава 1.Теоретические основы метода……………………………………………………………. стр.

Глава  2. Механизм реализации методики работы………………………….………………………………… стр.            

       

Глава 3.Результаты……………………………………………     стр.

Заключение…………………………………………………….    стр.

                                      «Деятельность – единственный путь к знанию»

                                                                                            Джордж Бернард Шоу

                                            Введение

                           

     « Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить

и  достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»  (Из послания Президента к Федеральному собранию).

   « Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина  и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном  мире».[1]

    Актуальность своей работы по подготовке проектов по истории и обществознанию со школьниками вижу в том, что она рассматривает возможности  реализации способностей и склонностей каждого ребенка; применение тех технологий,  которые  развивают познавательную активность учащихся, формируют навыки исследовательской работы,  креативность мышления,  воспитывают  личность, способную реализовать свой потенциал исходя из его интересов.

     «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную»[2].  

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями  гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, сообразуя с его личным интересом именно в этом знании.

     Под руководством русского педагога  С.Т.Шацкого  осуществлялись попытки  активно использовать  проектные методы в практике преподавания и в России.    

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Главное то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  (индивидуальную, парную или групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, что отвечает современным образовательным стандартам II  поколения.

      О разнообразных формах и методах работы  во внеурочной деятельности, о роли межличностных отношений между учителем и учащимся, гуманистических подходах в образовании, возрастным особенностям школьников посвятили свои работы известные педагоги и психологи.  Нельзя не упомянуть Лихачева Б.Д. ( Педагогика.  Курс лекций, М.1997), Белухина Д.А. (Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч.2. М. 1997), БерулаваМ.Н.  ( Общедидактические подходы к гуманизации образования (журнал «Педагогика» , 1994  №5 ), Подласого И.П.

(Педагогика. Новый курс. М. Владос. 1999), Выготского Л.С. (Педагогическая психология, М, 1991), Ушинского  Н.Д.(Человек как предмет воспитания. М-Л. 1946 ),  Калмыкову З.И (Педагогика гуманизма. М, 1990),  Полат Е.С. (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.  Дрофа,  2008) и др.

     Разумеется, со временем идея метода проектов перетерпела некоторую эволюцию. В настоящее время она становится интегрированным компонентом  современной системы образования, но суть остается прежней- стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, подчас из разных областей, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

     Отсюда чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

     Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения, так как оно предполагает решение  лишь определенных проблем и не заменяет школьную программу в целом. Это - наличие элемента исследовательской работы для учащегося   и возможность педагогу не столько учить, сколько направлять  познавательную деятельность ученика, отвечая на главный вопрос: учись  учиться.

     Проект  (буквально «брошенный вперед» ) может быть монопредметным  ( укладываться в классно-урочную систему),  межпредметным (интегрируется смежная тематика (история, литература)  или внепредметным.  Данный метод можно применять  как в виде самостоятельной  индивидуальной или групповой работы учащихся.

     Приступая к работе над проектом, важно знать его типологию (исследовательский, творческий,  игровой, информационный и т.д.) не только для общего понимания проблемы, но и для осознания его особенностей и, соответственно, для планирования необходимой  работы.    В школе чаще всего проекты интегрируются в исследовательские или  информационные.

     Как правило, краткосрочные проекты  (разработанные на нескольких уроках) проводятся на уроках по программе одного предмета, а проекты средней и долгосрочной продолжительности (до нескольких  месяцев), как правило,  содержат   крупную проблему или несколько взаимосвязанных, проводятся, в основном, во внеурочное время.

 

   

     Глава 1. Теоретические основы  проектной деятельности

     Согласно стандартам второго поколения,  системно - деятельностный подход является решающим фактором в организации самостоятельной работы учащихся, готовности к саморазвитию и непрерывности образования.       

     Цели и задачи работы учителя - воспитание уравновешенного интеллигентного    представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов.  Отсюда необходимо стимулировать творческую деятельность  учащихся, внедрять прогрессивные технологии в работе с детьми.

      Выбор данной темы могу подкрепить еще и тем, что  часто на уроках  педагог, имея дело с целым классом,  часто лишен возможности достаточно ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам. Часть способных детей приспосабливается к общим требованиям,  это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Поэтому это можно компенсировать  внеучебной  деятельностью, в том числе и проектно-исследовательской деятельностью.

          Работая  над проектами учителю необходимо использовать  основные принципы педагогической деятельности:

      -  творческая самостоятельность учеников,

      -  разнообразие предоставленных   возможностей для развития личности,

      -  индивидуализация  обучения,

      -  создания условий для совместной работы  учащихся при минимальном участии учителя,

     В работе учителя по данному направлению наряду с положительными моментами (творческими возможностями учащихся, восприимчивости к учению, познавательной потребностью, интеллектуальными способностями, концентрацией внимания, умения испытывать радость от добывания знаний), есть и ряд проблем.

      К ним можно отнести встречающийся у учащихся  индивидуализм, нестабильность интересов, нетерпимость к чужому мнению, проявление диктаторства, стремление к лидерству, повышенная требовательность, желание переложить часть работы на других, это особенно негативно сказывается при групповых проектах.

     Главное преодоление негативных моментов состоит в том, чтобы создать у учащихся  «дух коллективизм»,  брать ответственность за выбор решения,  подчинить свой характер и темперамент интересам общего дела, создать благоприятную психологическую обстановку, своевременно разрешать возникающие конфликты.

      Внеучебная  деятельность требует от учителя большого количества времени, которое он должен найти. Чаще всего учитель выбирает для себя индивидуальный метод работы, т.е. работу со школьниками над самостоятельным исследовательским проектом  для  участия в научно-практических конференциях учащихся.

                    Глава 2. Механизм реализации методики работы

        «Содержание и сущность педагогической деятельности в рамках модернизации образования -  развивать и учащихся способности ориентироваться в потоке информации, видеть и  творчески решать возникающие проблемы; активно применять полученные в школе знания  и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме…»[3]   

        В классе всегда есть дети,  имеющие склонность и интерес  к гуманитарным дисциплинам,  обладающие познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственными резервами, творческими возможностями.  И одной из  своих задач  учитель должен видеть в том, чтобы развивать способности и  индивидуальные  личностные качества ребенка.

    Поэтому проектный метод и исследовательская работа учащихся можно отнести к современным технологиям, так они предполагают совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути

     Задача учителя - направить мысли учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Ученики или индивидуально или совместно должны решить проблему,  применив  необходимые знания подчас из разных областей знаний, получить реальный и ощутимый результат. Все проблемы, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности. А это процесс стимулирования ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой  знаний и через проектно-исследовательскую  деятельность, предусматривающую решение одой или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

     В основе  метода проектов  лежит  и  возможности испытать себя в  выполнении творческой практической работы, которая включают в себя усвоение новой информации, интеллектуальное развитие, включение в систему основополагающих ценностей,  формирование и удовлетворение  деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования, патриотического воспитания, коммуникативных способностей.  

       Исходя из собственного опыта учитель  знает, что участвовать во внеурочной деятельности по данному направлении пол силам ребенку интеллектуально  развитому, и в большей степени, старшекласснику. Мотивация уже вполне определенная:    

 - потребность в значимых для жизненного успеха знаниях,

 - целенаправленность,

 - более высокий уровень мышления,  определенный кругозор,

 - навыки публичного выступления,

  -желание выработать свою точку зрения, самоутверждение.

     Иногда точка зрения не совпадает с общепринятой, появляется желание добыть знание собственным трудом или узнать побольше малоизученный материал.

     В  исследовательской работе  используются следующие этапы работы:

(срок подготовки  проекта 3-4 месяца)

       На 1 этапе (подготовительном) в сентябре каждого учебного года  определяется круг интересов и выбор темы. Зачастую в процессе исследования важную роль играет вопрос школьника.  Примером могут служить следующие вопросы:  « Почему  дворянка Надежда Дурова, участью которой было материнство и ведение домашнего хозяйства, отправилась  служить в армию. Разве это было возможно в начале  XIX века?»; «Почему в нашей семье скрывали  то, что наш прадед был  богатым евреем и поменял фамилию?»; «Мой прадедушка в войну попал в плен к фашистам и сидел в концлагере.  Бабушка рассказывала, что об этом в семье  всегда говорили шепотом. Почему?», «Приобрел  интернет-игру  по истории крестовых походов и  задумался, а существует ли сегодня ордена тамплиеров?», «Слышала, что в Самаре когда-то стоял красивый собор, таких было всего три в дореволюционной России, а где он сейчас?»,  «На уроках нам говорили  о способах познания действительности. Но как познавать мир при помощи искусства?  Не совсем понятно»  и  т.д.   Тема должна быть интересна, актуальна, (или актуальна с точки зрения личностной значимости), реализуема в имеющихся условиях,  конкретна (может содержать спорный момент), практически значима (используется в других видах деятельности.)

       На  2 этапе  (планирование)  учитель   знакомит  учащихся с основополагающими принципами научного исследования, его структурой, необходимыми требованиями к работе.  Определяется проблемное поле исследования. Необходимо помочь скорректировать  и конкретизировать тему. Совместно с учениками определяется объект и предмет исследования, его цели и задачи, формулировка  гипотезы.  Определяется  время работы  над проектом,   время работы  с учителем. Составляется  график индивидуальной работы.

       На 3 этапе (исследовательском)   необходимо помочь  выбрать способ решения исследовательской задачи, определить  возможные затруднения.
    Определяется  круг поиска информации:  школьная библиотека, городская  библиотека, областная. Учимся работать с библиотечными каталогами. При недостатке информации – обращение к интернет-ресурсам  (фотографии необходимы для выполнения компьютерной презентации).  Ученик учится работать с библиотечным фондом, справочниками и словарями,  учится правильно конспектировать материал, составлять тезисы.  Учитель анализирует подготовленную школьниками информацию, корректирует  и уточняет.  Предпочтение  отдается более современным изданиям. Совместно с учеником систематизируем материал для научно-исследовательской работы.

       На 4 этапе (выполнение исследовательской работы)  не всегда , особенно при выполнении работы, связанной с краеведческим материалом,

можно ограничиться изучением  литературы по данной теме. Необходимы иные источники: письма, фотографии, материальные источники  и  т.д. Следовательно,   направляется  работа учащихся в иное русло. При выполнении реферата на тему  «Наш край в годы Великой отечественной войны» ученица опросила школьников и учителей  нашей школы о воевавших родственниках и собрала материалы для выполнения  своего проекта.  Ей удалось найти настоящие свидетельства того периода: фотографии, повестки о призыве на  фронт из военкоматов, ордена и медали фронтовиков, их письма с фронта, воспоминания родственников.   Подготовив компьютерную презентацию,  девочка участвовала в областном конкурсе компьютерных презентаций «Самара многонациональная»   и окружной научно-практической конференции.

      Найденная у дальних родственников фотография , которую скрывали от всех, дала возможность другой ученице начать исследовательскую работу и принять участие  в  школьной научно-практической конференции на тему  «Холокост в истории моей семьи».

      Работа с материалом о Н.А.Дуровой потребовала работы в областной библиотеке, так как сведения  Интернета  об этой женщине  весьма однообразны. Мы вместе  изучили  материал по данной теме, прочитали  часть ее «Воспоминаний» и  ученица пришла к выводу о том, что Дурова была не только воином, но и прекрасным писателем. Авторство  «Воспоминаний» Дуровой приписывали даже А.С.Пушкину,  так как он помогал издавать эти  сочинения (II место на окружной НПК).

     Так же работа над темой «Тамплиеры: раскол и последствия», (победитель школьного тура НПК) «Самарский Кафедральный собор» (Ш место на окружной НПК) требовали работы в областной библиотеке, а работа по теме «К 170-летию Кинеля: история и современность» (Ш место на окружной НПК) привела школьника в городской архив.

      На данном этапе работы необходимо  помочь  учащимся  в компоновке материала и подготовке презентации. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, предлагаю ученику вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, – это выводы, к которым ученик пришел в результате проведенных исследований.

     На 5 этапе (обобщение результатов и оформление исследовательских  работ) следует   ознакомить учеников с требованиями к оформлению исследовательской работы, помочь  скорректировать текст,  решить спорные вопросы, оказывать помощь при оформлении работы и титульного листа.  Вместе с учащимися уточняется правильность использования справочного аппарата,  оформления сносок, библиографии, приложений, идет  подготовка презентации.
       
6 этап  -  выступления на конференции (защита исследовательской работы). На данном этапе работы  важно объяснить принципы публичного выступления. Необходимо выслушать  и  скорректировать  предварительное выступление. Совместно с учеником готовится письменный вариант публичного выступления, чтобы уложиться в регламент. Отрабатываются навыки выступления. Желательно, чтобы обращение к тексту работы было минимальным. Выступление с докладом сопровождается  компьютерной презентацией. Корректируются совпадение текста доклада с материалами слайдов. Если имеются вопросы с  оформлением презентацией, можно обратиться за помощью к учителю информатики.
        7 этап – рефлексия (самоанализ, обсуждаем,  что не удалось,   что получилось, составляем план дальнейших действий).

          Главная особенность проектно-исследовательской  деятельности в образовательном процессе  это то, что она является учебной. Это означает, что ее главной целью является  приобретение  конкретных знаний и развитие личности, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

     Если взять практическую значимость метода,  то я использую на уроках   работы учащихся  в качестве  дополнительного материала:  альбом  «Профессия - гладиатор» для 5 класса (рисунки выполнены самими детьми);  рефераты «Воскресенский Кафедральный Собор»,  «Наш край в годы Великой Отечественной войны», газету «Самарский драматический театр»,  презентации «История Кинельского района», «Патриоты России» хорошо вписываются в материалы уроков  по истории Самарского края. Реферат «Надежда Дурова: воин и писатель» идет дополнительным материалом в  8 классе при изучении темы «Отечественная война 1812 г». Групповой проект – стенд «Учись учиться» (материалы подготовили учащиеся  9 класса) принес большую пользу школьникам, предлагая алгоритмы  выполнения работ («Как работать с картиной», « Портрет исторического деятеля», «Как правильно написать историческое эссе», «Как работать с историческим документом» и т.д.)

       Важной целью метода проектов является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития обучающегося.     Диагностику можно проводить  в виде опроса, бесед, анкетирования, мониторинга знаний, викторин.

                                       Глава  3. Результаты 

     Работа с методом проектов  вписывается в рамки образовательного стандарта. Ученики, мотивированные на поступление в вуз, изучают дополнительные разделы по предмету, занимаются исследовательской и проектной деятельностью, расширяя и углубляя свои знания.      

     Любознательность, подкрепленная природными интеллектуальными данными, высоким уровнем самостоятельности и трудоспособности таких учеников, позволяет добиваться высоких результатов в обучении, расширять кругозор. Тандем «Учитель-ученик» выходит на новый качественный уровень: учителя-ретранслятора знаний сменяет учитель-консультант, который лишь направляет работу ученика, учит их работать творчески, обучает формам самоконтроля, учит  самостоятельно добывать знания, обращаясь к ним не с ответом, а с вопросом. К результатам проектно-исследовательской деятельности  можно отнести: 

     Личностные:

     1. Развиваются коммуникативные навыки,  умение работать в команде, ощущать себя членом команды и  отвечать за  других,  брать ответственность за выбор и решение,  подчинять свой характер, темперамент и  время интересам общего дела;  работа в разнообразных группах дает возможность исполнять различные социальные роли: лидера, исполнителя, посредника.

     2.Формируется умение выслушать критику и адекватно отреагировать на нее, сдерживать свои эмоции.

     3.  Создание ситуации успеха развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку учащегося.

     4. Школьники получают навыки публичного выступления перед большой и незнакомой   аудиторией.

     5. Погружение в обстановку другой эпохи, знакомство со значительными событиями в истории нашей страны, возможность прикоснуться к материалам того времени, гордость за наших предков  формируется чувство любви к своей Родине, осознание своей причастности к судьбе страны,   патриотизм, повышает интерес к предмету.

    6.  Учащиеся имеют возможность научиться отличать факты от интерпретации, развивают навыки критического мышления,  учатся  пользоваться приобретенными знаниями для реализации новых познавательных и практических задач.

      Метапредметные:

    1. Учащиеся самостоятельно получают знания, а не получают их в готовом виде, понимая, что учиться интересно. Учащиеся приобретают умение пользоваться различной информацией, умеют отбирать нужное, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

     2. Учащимся может быть предложено самостоятельное планирование своего исследования,  предоставляется возможность находить творческое применение своим способностям, формируется  умение вносить коррективы в ранее принятое решение, если есть необходимость.

     3. Они учатся анализировать новую информацию, работать со справочниками, словарями,  интернет-ресурсами, получая знания из других областей.

     4.  Школьники учатся планировать конечный результат, использовать алгоритм действий, выражать замыслы в виде схем и  рисунков.     Предметные:

     1.Изучают дополнительный материал по истории и краеведению, знакомятся с архивными источниками, документами и материалами других времен.

                                   Заключение

     Введение элементов проектно-исследовательской деятельности  для школьников  позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать учиться, направлять его познавательную деятельность. Это средство активизации познавательной деятельности,  разитие  креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

     «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.»[4]

     Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что нынешние школьники – главные действующие лица социально-экономических процессов XXI века. Выпускники школы должны обладать не только функциональной грамотностью по изученным предметным темам, но и быть подготовленным к жизни в нынешнем информационном пространстве, чему способствует организация исследовательской деятельности школьников. Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над проектами и исследовательскими работами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении, сочетать различные формы работы и реализации проектов, провести межпредметные связи, повысить самооценку учащихся, реализовать их творческий потенциал, в конце концов, и дать им стимул к дальнейшему творчеству и самообразованию.

     Нельзя сказать, что проектно - исследовательская деятельность поможет решению всех проблем в обучении, но, думаю, что этот вид работы способствует развитию учащихся во многих отношениях.      Если выпускник школы  приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей нас действительности.

       


[1]  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты II поколения. (А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.Просвещение,  2009, с.7

[2]   Там же, с.14

[3] Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс., М, Просвещение, 2010, с..4

[4] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты II поколения. (А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.Просвещение,  2009, с с.28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации по подготовке ученических проектов и конкурсов по краеведению.

Подобранный материал поможет подготовить проекты  по краеведению....

Методические рекомендации для подготовки учебного проекта

Тема учебного проекта "Фольклор в повседневности" Данный проект направлен на формирование у учащихся нового взгляда на устное народное творчество, формирование углубленных знаний, касаю...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...

Методические рекомендации по подготовке к конкуру проектов

Методические рекомендации по подготовке к конкуру проектов...