Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Александрова Екатерина Валерьевна

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок более занимательным и интересным для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentaciya_k_uroku.pdf1.61 МБ
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект урока.

Содержание урока (этапы)

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны ученика

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного психологического климата.

Готовность класса к работе. Учащиеся поделены на 3 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы.

2. Повторение. Актуализация опорных знаний.  Выход на проблему и ее постановка.

Озвучивается тема урока «Путешествие из Смутного времени в Бунташый век». На экране появляются иллюстрации с изображением восстаний народов. Некоторые из них (восстание Хлопко, Болотникова) знакомы учащимся из предыдущих тем.

Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации?

Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причину, состав?

Продолжая изучать 17 век, сегодня мы остановимся на таком определение как «бунташный век». 17 век запомнился на Руси как век Смуты, крестьянских восстаний.

Объясните значение слова «бунт», «бунташный век».

Необходимость актуализации опорных знаний с помощью вопросов и понятий, на которых базируется новая тема. Формируется психологический настрой участников с помощью показа иллюстраций восстаний. Способность учащихся выразить свое предположение, точку зрения.

Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, отвечают на опросы, вспоминают предыдущие темы (Смута). Используют свой словарный запас и объясняют термин бунт, бунташный век.

3. Постановка задач урока.

Мы подошли к конкретизации данной темы, определения. Это и будет темой нашего урока. «Бунташный век» - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.

А вот как стихами можно описать данный период в истории:

17 век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длились 100 лет,

За это «бунташным» прозвали тот век!

Что же предстоит нам сегодня сделать на уроке? (Смотрим и читаем задачи урока):

  • Объяснить причины бунтов;
  • Узнать дату и ход Соляного, Медного  бунтов и Соловецкого восстания;
  • Оценить личность Степана Разина;
  • Узнать дату крестьянской войны под предводительством Разина, ее ход, окончание;
  • Определить роль личности в истории;
  • Высказать свою точку зрения на восстания «бунташного века»;
  • Активно и творчески поработать!


Совмещение научного понятия и нестандартного (стихотворного) описания данного понятия для более доступного понимания.

Необходимость показать учащимся, что предстоит изучить на уроке, предоставить план урока.

Учащиеся записывают в тетради определение «бунташный век», заслушивают задачи урока.

4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

Причины восстаний:

В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Вначале мы разберем основные сословия населения в 17 веке.

Работа в группах:

Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?

1 группа – посадские люди, 2 группа – крестьяне, казаки, 3 группа – духовенство.

Тепреь выявим общие (совместные) причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
  • Усиление приказной волокиты;
  • Попытки ограничения казачьей вольности;
  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами .

Соляной, Медный бунты и Соловецкое восстание. (Приложение 1)

Сейчас мы побывали  в роли народа 17 века и пришли к выводу, что очень многое нам не понравилось в политике царя. И вот наступают первые бунты. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть 3 разных бунта – Соляной, Медный и Соловецкое восстания. На столах у вас находятся листочки с таблицами. Используя материалы из учебника (стр. 62-63 и 67), заполните их.

А теперь послушаем, что получилось у каждой группы и составим общую таблицу.

Делаем общие выводы: Несмотря на то, что прошли бунты в городах России, положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? (на юге, на Дону).

Восстание Степана Разина.

А теперь посмотрим видеоролик. (Идет фильм о появлении и личности Степана Разина).

Фронтальный опрос:

Ответьте на вопросы по фильму:

  • Почему казаки стали популярны в народе?
  • Откуда появился Степан Разин?
  • Откуда он брал средства на восстание?
  • Состав участников восстания.
  • Охарактеризуйте личность Разина.

Ребята, какими качествами должен обладать руководитель восстания? Что ему поможет повести за собой сотни людей? Сыграли ли личные качества Степана Разина в поднятии восстания? Можно ли назвать Разина – личностью в истории?

Я предлагаю каждой группе составить синквейн по личности Степана Разина.

Крестьянская война 1667-1671 гг.

Работа в группах (дифференцированные задания):

  • 1 группа – Изучите «Прелестные письма» Разина: какие требования выдвигали восставшие; Почему воевали за «великого государя и за всю чернь», а убивали приказных людей?
  • 2 группа - Отметьте на карте 2 этапа (1667-1669, 1670-1671 гг) походов Ст. Разина, что означает «поход за зипунами»?
  • Расскажите об окончании похода, причинах поражения, смерти Ст. Разина.

Заслушиваем ответы групп,  смотрим иллюстрации к ответам. Вторая группа показывает ход восстания по интерактивной карте.

- Ребята, в разные времена, разные историки оценивали по-своему значение и причины восстания Разина. Мы с вами выступаем тоже в роли историков, и сейчас каждый попытается сформировать свое мнение о значении восстания: важно оно или нет, имело вес или наоборот, серьезны ли его масштабы или это просто бунт казаков? Составьте ПОПС – формулу:

Я считаю, что…

Потому что…

Я могу доказать это на примере того, что…

Исходя из этого я делаю вывод, что…



Потребность подростков в общении реализуется в групповой деятельности при обсуждении вопросов нестандартного характера, использую ранее накопленные знания. Такой прием можно назвать в дальнейшем – «сброс идей в корзину».

Формирование умения анализировать и делать выводы.

































Формирование умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. Умение логически и структурировано записывать полученную информацию, использование таблицы. Формирование умения выслушивать других, сплоченность работы класса во время составления общей таблицы. Использование разноцветной бумаги для создания более разряженной обстановки, также показать, что разные задания.













Просмотр исторического фильма для расширения кругозора детей.  Развитие зрительной памяти.




Умение анализировать увиденное, критически относится к полученной информации.











Формирование умения использовать материал из другого курса, понимание связи обществознания и истории. Воспитание у учащихся качеств лидера на примере исторической личности.



Критическое мышление,

Выражение своего мнения, творческие способности

Формирование умения работы в группе, анализ исторических источников, работа с картой. У сильной группы класса развитие способностей работать и анализировать текст, лексика которого приближена к тому времени, т.е. задание усложнено.  Умение выслушивать мнение других, разные идеи, «сотворчество».


















Формирование критического мышления, способность по-своему оценивать событие в истории, иметь свою точку зрения.









Учащиеся выполняют предложенные задания. Представляют себя в роли сословий 17 века.

Группы составлены с учетом данных исследования класса. В каждой группе есть учащиеся разного уровня. Осуществляется взаимоконтроль работы  в группах.






























Лидер группы распределяет каждый пункт таблицы на всех, потом происходит «сброс идей в корзину». (Прил.1) Таким образом, удается сократить время на изучение. Затем подводим итоги.




















Учащиеся смотрят видеоролик. Затем отвечают на вопросы по фильму. Идет обсуждение просмотренного. Отвечают все желающие. Виден результат – кто и как понял увиденное.

Учащиеся вспоминают материал из курса «Обществознание», используют накопленные знания о руководителях, правителях и формируют основные качества лидера. Затем определяют роль личности в истории.

Дети по группам составляют 3 синквейна по личности Разина, происходит «сброс идей в корзину». Затем 3 листочка синквейном вешаются на доску, чтобы ребята смогли сравнить свои мнения. Для помощи ребятам предлагается статья о Разине. (Прил.2)

Более сильная группа получает первое задание, группа более слабая– второе, третья –  простой пересказ прочитанного. (Прил.3) Таким образом, ребята проанализируют и проследят основные этапы восстания. Оценивают работу друг друга, слушают выступления.











Ученики составляют ПОПС – формулу индивидуально, затем зачитывают ее. Мнения получаются у каждого свои, поэтому возможно обсуждение каждого мнения.

5. Обобщение изученного материала. Диагностика.

Мы не совсем обычно закончим изучение новой темы.  Сегодня мы узнали много дат, терминов, высказываний. На экране мы видим некоторые из них, давайте составим рассказ из предложенных выражений (буримэ): «Смущение умов, Тишайший, 1648,  «на царском двору чеканены», Стенька Разин, «поход за зипунами», «за великого государя и за всю чернь», 1667-1671, четвертование, «бунташный век». 

Развитие творческих способностей учащихся, умение правильной и грамотной речи, проверить, как усвоен новый материал.

Учащиеся всем классом составляют рассказ о бунташном веке, используя предложенные выражения на слайде. Каждый ученик по выбору учителя составляет предложение, другие могут его корректировать, дополнять. В итоге приходим к собственному рассказу про «Бунташный век».

6. Закрепление изученного материала.

Соотнесите даты и события, которые представлены на экране (индивидуальный опрос).

Формирование умения работать со схемой, использовать полученные знания, посмотреть на степень понимания пройденного.

Учащиеся должны соотнести даты и события в таблице: 1648 – Соляной бунт, 1662 – Медный бунт, 1667-1671 – восстание Степана Разина

8.  Рефлексия.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных карточек  оцените свою работу на уроке:

Красная – тема сложная, работать было  

                             трудно; 

Желтая – работать было интересно, но  есть    

                                   отдельные затруднения; 

Зеленая – мне было все понятно и интересно.

Формирование навыка оценки проведенного урока у детей, осмысление изученного.

Учащиеся показывают карточки, делают соответствующие выводы.

7. Самооценка, подведение итогов.

А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату.

Формирование навыка самооценки и взаимооценки, создание ситуации успеха.

Учащиеся анализируют и оценивают работу на уроке сами, затем анализирует лидер группы, учитель отмечает свои оценки самый последний. Таким образом, ученик видит свой успех как в классе, так и в своей группе среди одноклассников. (Прил.4)

8. Информация о домашнем задании.

§ 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания, в тетрадь личностей записать о Степане Разине.

Учитель комментирует домашнее задание, показывает, что нужно выполнить на контурной карте, напоминает, что нужно выучить новые даты, записать новую личность.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, знакомятся с содержанием домашнего задания, задают вопросы, если что-то непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Социальная борьба в XVII веке. БУНТАШНЫЙ ВЕК. Урок-презентация по истории для учащихся 10 классов.

XVII век, выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто...

урок истории в 7 классе по теме: Народные движения в XVII веке

Урок проводится с использованием элементов технологии критического мышления (стадии «вызов» - «осмысление» - «рефлексия»), информационно – коммуникационной технологии. Обучающийся является субъектом о...

Методическое пособие" Социальные движения в XVII веке в России"

Настоящее методическое пособие « Социальные движения в России в XVII веке» разработано учителем истории Ковалевой О. В. Пособие разработано с учетом требований: федерального государственного образоват...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.

Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....

Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке».

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету....