Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне
классный час по истории (6 класс) по теме

Данное внекласное мероприятие позврляет познакомить детей с трагическими страницами блокады города Ленинграда в поэтической форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_k_65_letiyu.doc492 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

 "Подвигу твоему, Ленинград!"

Цели:

Образовательные:

приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны;

расширение знаний учащихся о героической истории города Ленинграда;

расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

показать войну, как символ стойкости, мужества и победы, доставшийся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий;

воспитание чувства гордости за свой народ, свою историю, свое наследие;

формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;

воспитание патриотизма, гордости за свою страну и любви к Отчизне.

 

Развивающие:

развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого;

формирование морально-нравственных качеств;

участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления.

Форма проведения: историко - литературная и музыкальная  композиция.

Оборудование:

Компьютер.

Мультимедиа проектор

Презентация

Фонограммы:

  • мелодия песни В.Соловьева-Седова «Город над вольной Невой»;
  • «Адажио» Т. Альбинони;
  • Мелодия песни  В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Ход мероприятия:

(сопровождается презентациями)

Звучит мелодия песни Василия Соловьева-Седова “Город над вольной Невой”

Учитель:

Оборона Ленинграда - одна из самых трагичных и в тоже время самых славных страниц истории Великой Отечественной войны. Как и в случае со многими другими являющимися гордостью нашего народа эпизодами этой страшной войны, действия советского руководства в ходе битвы за Ленинград в последнее время стали подвергаться критике со стороны ратующих за пересмотр итогов Второй мировой войны активистов от истории. Чаще критика сводится к тому, что Ленинград-де следовало сдать наступающим немецким войскам без боя. Сегодня мы с вами не будем рассматривать необходимость обороны Ленинграда со стратегической точки зрения. Сегодня мы с вами в буквальном смысле поклонимся подвигу простых советских людей, которые без единого выстрела по врагу, выстояли в страшной блокаде. Их оружием были Сила Духа, Мужество, Воля к Победе, Противостояние Злу.

И Победа принадлежит им по праву. Им - ЛЕНИНГРАДЦАМ.

Ведущий 1:


Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды – слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.

Ведущий 2:


Тебе, Великий город!
Тебе, Великий Ленинград!
Посвящается!

Ведущий 1:

Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Ведущий 2:

Год 1941… 22 июня… Воскресенье… Рассвет обыкновенного дня... – эти простые понятия превратились в четыре страшных года, в 1418 дней и ночей войны – самого страшного слова на земле.

Звучит мелодия песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача.

Ведущий 1:

22 июня началась война, а уже на следующий день, 23 июня, в час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.

На защиту города поднялись все жители Ленинграда. К 23 июля 1941 года город стал крепостью.

Ведущий 2:

На Ленинград, обхватом с трех сторон,
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье.

Учитель:

В конце августа к Ленинграду подошли лучшие части ещё не знавшей поражений гитлеровской армии. Историческая реальность такова, что руководство Германии не было заинтересовано ни в существовании города, ни его жителей, поэтому немецким командованием разрабатывались планы уничтожения Ленинграда с большей частью населения. Начиная войну с СССР, Гитлер видел в советской территории, прежде всего огромный источник необходимых германской экономике ресурсов. 8 июля 1941 г.. начальник штаба ОКХ генерал-полковник Ф. Гальдер записал в дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с  землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае потом мы будем вынуждены кормить в течение всей зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».

Учитель:

8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось сомкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада. Постоянно снижались нормы хлеба. Близилась зима. Надвигались холода. Остановился транспорт. Не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Практически не осталось продуктов. На Ленинград неумолимо надвигался голод.

Показ видеофрагмента.

Ведущий 1:

Время удлиняет расстоянье

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой.

Ведущий 1:

Девчонка руки протянула
И головой о край стола
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.

Учитель:

Г. П. Вишневская Из книги Галина»

Началась блокада…

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы давали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех - закопченные лица: электричества уже не было, в квартирах горели коптилки - баночки с какой - то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптит немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться - не мылись, покрылись вшами.

Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп - одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…

Ведущий 1:

На свете я видела хлеба немного

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его запивали крутым кипятком,

Его называли не хлебом - пайком.

С соломой, с мякиной, с трухою, со жмыхом,

Он все же казался желанней всего,

 И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Ведущий 2:Блокада!
Далеко как это слово
От наших с вами
Мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.

Учитель:

Наряду с взрослыми участниками обороны стали и дети. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом. Тысячи подростков, школьников вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары, спасали раненых и умирающих… И теряли родных, и погибали сами…

Показ видеофрагмента

Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забыть!

Учитель:

Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.

Ведущий 2:

И летели листовки с неба
На пороги обмёрзших квартир
Будет хлеб! Вы хотите хлеба?
Будет мир! Вам ведь снится мир?
Дети плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой!
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене крепостной.
Умирали и говорили
Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли
На колени не встали, нет!

В ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградской. Это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет  стоять вечно!”  (звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д.Шостаковича)

Ведущий 1:

Но всё-таки дети всегда оставались детьми: они читали и писали, учились и играли, пели и рисовали, ссорились и мирились, но всеми своими мыслями и мечтами они приближали День Победы.

Ведущий 2:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.

Учитель:

13 ноября 1941 года было принято решение о строительстве ледовой дороги по льду Ладожского озера. А уже через десять дней – 22 ноября – по Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием. Дорога на Ладоге приносила спасение ленинградцам. Не даром её назвали Дорогой Жизни.

Ведущий 1:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.

Презентация

Водители, дорожники, регулировщики, зенитчики – все, кто обслуживал ледовую трассу, работали в необычайно сложных условиях: в цепенящий холод, в слепящий буран, под непрерывными бомбёжками. Они совершили немало героических подвигов.

Ведущий 2:

О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город…
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле…
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут...
— Гражданочки, держаться можно...—
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев,—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

Учитель:

900 страшных дней и ночей длилась блокада Ленинграда. И вот 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по освобождению города из кольца блокады.

О делах обыденных позабудьте, люди!
На минуту встаньте, голову склоняя!
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги Жизни шепчутся берёзы,
Седину лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы,
Плачет вместе с вами каменный цветок.

1 ведущий:

Сколько их погибло, юных ленинградцев?
Сколько не услышат грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,
Чтобы всех оплакать нам не хватит слез.

Ведущий 2:

Объявляется минута молчания (слайд 19)

Ведущий 1:

Нам наше прошлое свято и дорого:
Гордость победами, горечь утрат.
Вечная память защитникам города!
Вечная слава защитникам города!
Вечная слава тебе, Ленинград!

Ведущий 2:

Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин.

Ведущий 1:

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещеные блокадой.
Нас вместе называют — Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.

Ведущий 2:

И вот час окончательного освобождения пробил! 27 января 1944 года над Невой прогремел торжественный салют.

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...

Литература:

1) Журнал «Классный руководитель» 1–2005
2) Журнал «Классный руководитель» 8–2004
3) Журнал «Классный руководитель» 1–2006
4) Журнал «Классный руководитель» 2–2006
5) Поэтический сборник «Священная война»
При подготовке мероприятия использованы стихи о блокаде

  • Ольги Берггольц, Юрия Воронова, Веры Инбер, Анатолия Молчанова, Николая Тихонова, Юлии Друниной;
  • отрывки из воспоминаний историков, писателей и поэтов, прошедших войну;
  • Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Презентации составлены в помощь классному руководителю для проведения классных часов, посвященных 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....

Презентация. Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"

Презентация.Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...

Разработка внеклассного мероприятия в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие в 10-х классах «Эту память не задушишь, не убьешь…», посвященного 75-летию Победы советского народа  в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка открытого мероприятия ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского «Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя к

Методическая разработка открытого мероприятия – ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, посвященного Победе Советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Р. И. Рождественского...