Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.
статья по истории на тему

Шишкина Татьяна Викторовна

Материал по самообразованию учителя истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.

Николай Добролюбов,
русский критик (1836 — 1861)

Формирование толерантной
личности школьника

Актуальность

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл.
Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальной  принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, сам курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

Анализ специальной литературы (Асмолов А.Г., Бердников КВ., Ваганова М.В., Вафина Э.Д., Глухова Т.В., Евстигнеева Ю.М., Ислаев Ф.Г., Кравцова А.Р., Курилен-ко М.А., Марич Е.М., Митина О.В., Осипова B.C., Писарский П.С, Петренко В.Ф., Равлюк С.Г., Собкин B.C., Талашова В.А., Ткаченко О.В., Федотова А.В., Федюнина А.В., Шалин В.В., Шлягина Е.И.) позволяет заключить, что данная тема изучена пока еще частично и несистемно, что может быть объяснено преобладающей разработкой проблемы толерантности в узко предметном ракурсе.

Цель работы - формирования толерантности в процессе обучения на уроках истории.

Гипотеза состоит в том, что эффективность формирования толерантности в процессе обучения истории в зависит от учета следующих социо- и психолого-педагогических условий:

  1. активация познавательных механизмов
  2. исторический материал, являющийся универсальным носителем информации
  3. правильно выбранная педагогическая тактика

Задачи:

1. Определение  основ формирования толерантности.

2. Выявление основных закономерностей формирования толерантности на уроках истории.

3. Разработка педагогической стратегии и тактики формирования толерантного сознания.

Так что же такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

Считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Сам учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.
Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.
На конкретном историческом материале можно показать, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении греко-персидских войн обращаю внимание учащихся, что противоречия между греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.
Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о толерантности, сформированных при изучении истории древнего мира. Приведу только два примера. Так, говоря об истоках современной европейской цивилизации, ввожу такое важное понятие, как допуск. Не сформировав понимания сущности допуска, невозможно формирование понятия толерантности в целом. Варварское нашествие разрушило Римскую империю. Подчеркиваю объективные причины, сформировавшие у варварских народов острую ненависть к Риму. В тоже время, строительство новой цивилизации было бы невозможным без допуска элементов античности в новый государственный и социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого разрушенного строя смог привести к созданию варварских государств. Особенно благодатный материал для раскрытия этой позиции дает изучение «Оттоновского возрождения».
Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений».

Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, подчеркиваю, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.
При изучении темы «Образование государства Киевская Русь» говоря о призвании варягов, указываю на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.
Конечно же, нет никакого резона затушевывать имевшиеся противоречия, вылившиеся в известные столкновения между новгородцами и варягами, хотя следует уточнить, что речь здесь идет не столько об этническом, сколько о социальном конфликте между гражданским населением и профессиональными военными, никогда не отличавшимися – вне зависимости от национальной принадлежности – добропорядочным поведением.
Для формирования толерантного сознания  использую примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса.
Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.
Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященном правлению Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира, преподаватель проводит мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом «нормой жизни» среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди школьников. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа.
Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи учитель проводит сопоставление поведения двух русских князей — Александра Невского и Михаила Черниговского (некоторое совмещение временных рамок в данном случае вполне допустимо). Рассказ о пребывании князей в Золотой Орде вызывает у учащихся восхищение поведением князя Михаила. После этого учитель предлагает учащимся спрогнозировать результаты компромиссов и нетерпимости в княжеской политике по отношению к монгольским ханам. Анализ полученных результатов позволяет прийти к самостоятельному выводу о пагубности политики нетерпимости и результативности компромиссов.
Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и его аудиторию к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
Рассматривая процессы колонизации восточных окраин Руси в XVI—XVII вв., следует назвать отношения вновь пришедшего русского и местного населения толерантными. Их характер способствовало передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

Важное значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории, как рассказ о деятельности «нерусских сынов России». Работа в этом направлении начинается с первых уроков изучения отечественной истории. Учитель каждый раз должен акцентировать роль «инородцев и иноземцев», отказавшись от ставшего, увы, привычным поиска «врагов» вне границ отечества и вне пределов русской нации. Учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства (греческие мастера-книжники, западноевропейские врачи и ученые, касимовские царевичи, выходцы из Литвы и Польши).
Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.
При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжить работу над формированием толерантного сознания. Для этого учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.
Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории Первой и Второй мировых войн.
Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности. Часто особо теплое отношение проявлялось к детям, которые практически все были взяты на воспитание в местные семьи.
Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны.
Изучение проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить учащихся, что достижение долгосрочных политических целей невозможно на пути насилия; они реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и понимание их позиций. Разумеется, толерантного отношения к террору быть не может, однако ответ на такой вызов должен быть не симметричным, но адекватным.

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.

Создание полиэтнического пространства в образовательном пространстве-это наиважнейшая цель в работе современной школе. Многое зависит от учителей истории и обществознания.В статье я показала некоторые...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Статья «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории России. 8 класс»

Существующая проблема коррупции в нашей стране не является чем-то необычным. В развитии общества  любой страны - это угроза для любого государства....

Формирование толерантности школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.

Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных...

Инновационная деятельность учителя. Формирование толерантной личности школьника.

Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного вос...

Формирование мотивации учения школьников на уроках истории

Программу формирования мотивации учения школьников на уроках истории имеет смысл начинать с рассмотрения, что и в какой последовательности целесообразно формировать.Общий смысл программы формирования ...

СООБЩЕНИЕ «Актуальные проблемы формирования культуры личности школьника на уроках физической культуры»

Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения мора...