Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Кожемякина Наталья Юрьевна

В архиве помещен конпект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovoy_ekonomicheskiy_krizis.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок истории

9 класс

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.

Учитель истории Кожемякина Наталья Юрьевна

2011-2012 уч.год

Урок 51. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Цели и задачи урока:

  1. Определить причины мирового кризиса;
  2. Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
  3. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления, его особенностях;
  4. Развивать навык нахождения причинно-следственных связей исторических фактов;
  5. Способствовать формированию чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально-экономическом и морально-психологическом положении в связи с мировым кризисом 1929-1933 гг.

Основные понятия: экономический кризис,

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Сороко-Цюпы О.С. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». М., 2011; мультимедиапрезентация «Мировой экономический кризис 1929-1933».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Слайд 1.

Тема урока: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Слайд 2

План урока:

- Причины и начало мирового экономического кризиса
- Великая депрессия
- «Новый курс» Франклина Рузвельта
- Экономический кризис в странах  мира

  1. Изучение нового материала

К 1929 г. многие держатели акций пришли к выводу, что они на самом деле не стоят того, что за эти акции было заплачено, и стали быстро от них избавляться. Запаниковав, ринулись продавать свои пакеты и прочие владельцы акций. Цены на бирже, естественно, рухнули, и за один день, 24 октября, 13 млн. акций перешли из рук в руки. За неделю американские инвесторы лишились свыше 40 млн. долларов. Этот обвал называли уоллстритским крахом. Всего за несколько месяцев экономика США проделала путь от бума до глубокого спада. Тысячи людей бросились в банки, стремясь забрать все свои сбережения. Подобный наплыв клиентов застиг банкиров врасплох, так как они не имели наличных средств, чтобы рассчитаться со всеми вкладчиками. В итоге свыше 9 тысяч банков вынуждены были закрыться, а многие их клиенты лишились всех своих сбережений. В самые тяжелые годы кризиса, с 1929 по 1933 г., цены на сельскохозяйственную продукцию снизились почти на две трети, объем промышленного производства сократился вдвое, множество компаний разорились и миллионы людей потеряли работу. (Хопкинсон К. Двадцатый век.- М., 1997.- С. 18.)

Вопросы для обсуждения.

1) Как называется явление, охватившее США и другие страны в 1929-1933 гг.?

Слайд 3

События и явления, о которых идет речь, были вызваны рядом проблем конца 20-х гг. На представленной схеме видно, что всегда за кризисом следует оживление, а затем подъем. Значит, без кризиса невозможен подъем.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Масштаб

Весь мир (исключая СССР)

Глубина

Число безработных - около 30 млн. человек. Промышленное  производство  отброшено  к уровню начала века. Кризис охватил промышленность, финансы и сельское хозяйство

Продолжительность

Около четырёх лет

Характер

Структурный и системный, то есть это был кризис определённого этапа развития капиталистической  системы  -  переломный  момент в развитии капитализма

Задание: Вспомните основные события, происшедшие в мире накануне кризиса. (Первая мировая война и ее экономическое влияние на страны-победительницы, проигравшие государства и особенно на США.)

Слайд 5

Кризис 1929-1932 гг. в США (Великая депрессия)

Задание: после просмотра видеоролика назвать черты кризиса в США.

Просмотр видеоролика и прослушивание фрагмента текста

«И вот поиски работы - сначала энергичные и с надеждой, затем - мрачные, потом отчаянные. Длинные очереди перед конторами по найму, глаза, напряженно ищущие слов надежды на меловых досках, бесконечный обход предприятий, ожидание целыми ночами, чтобы первому получить работу, если она будет утром. И неумолимые слова, короткие, безличные, скрывающие страх: «Рабочие не нужны...», «Нам не нужен никто...», «Проходи, Том, проходи...». Поиски продолжаются, одежда превращается в лохмотья, обувь расползается. Газета под рубашкой спасает от мороза, картон утепляет стельку, вата в носках ботинок облегчает долгие часы стояния у фабричных ворот. А тем временем сбережения семьи все тают. Отец растерял свою бодрость, он долгие часы проводит дома, раздраженный, виноватый... Мясо исчезает со стола, лярд заменяет масло, отец все реже выходит на улицу, он ужасно тих... Тени сгущаются в темных, холодных комнатах, отец зол, беспомощен и полон стыда, исхудавшие дети все чаще болеют, а мать, бодрящаяся днем, тихо льет слезы в подушку по ночам». (Книга для чтения по новейшей истории: 1917—1945.— М., 1976.— С. 140.)

Слайд 6

Слайд 7

Франклин Рузвельт – президент США периода Великой депрессии

Выступление ученика с краткой исторической справкой

Сообщение ученика

Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 г. в штате Нью-Йорк. Вошел в историю как американский государственный деятель, 32-й президент США. Рузвельт - единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Его имя ассоциируется с реформами «Нового курса», становлением и упрочением антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, военными успехами союзников, с планами послевоенного устройства мира и идеей создания ООН.

Будущий президент родился в богатой и респектабельной семье Джеймса Рузвельта, предки которого эмигрировали из Голландии в Новый Амстердам в 1740-х гг. До 14 лет Рузвельт получал домашнее образование. Затем учился в одной из привилегированных школ. С 1900 г. продолжил образование в Гарвардском университете, где получил степень бакалавра, и юридической школе Колумбийского университета. Став адвокатом, будущий президент начал работу в солидной юридической фирме на Уолл-стрит.

С 1910 г. Рузвельт являлся членом Демократической партии США, победил на выборах в сенат от родного штата. В предвыборной президентской кампании 1912 г. он активно поддержал демократа Т.В. Вильсона. В администрации президента Вильсона Рузвельту был предложен пост помощника морского министра. Находясь на этом посту он выступал за усиление флота, укрепление обороноспособности США, сильную президентскую власть и активную внешнюю политику. 1928 г. он был избран губернатором влиятельного в экономическом и политическом отношении штата Нью-Йорк, что открывало дорогу в Белый дом. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, пригодившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате временную чрезвычайную администрацию по оказанию помощи семьям безработных.

В президентской кампании 1932 г. Рузвельт одержал внушительную победу над своим соперником, не сумевшим вывести страну из экономического кризиса 1929-1933 гг. В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических преобразований, названные по рекомендации его советников «Новым курсом».

Внимание на избирательную программу:

Работа с учебником параграф 8, п. «Новый курс» Ф.Рузвельта.

Выписать основные пункты программы. 

Слайд 8

Слайд 9

  1. Закрепление

Вопросы учителя

- Входил ли СССР в число стран, переживавших кризис? Если нет, то почему мировой экономический кризис нас миновал? Если да, то какой путь выхода из кризиса избрала наша страна? (Нет. Кризис в основном коснулся стран находящихся на пике индустриального развития, а СССР в число таких стран не входил.)

  1. Итог урока. Выставление оценок, Домашнее задание § 7, 8, вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой экономический кризис

qПричины и начало Мирового     экономического кризиса q«Великая депрессия» q«Новый курс» Ф. Рузвельта qМировой экономический    кризис в странах мира...

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г.

Урок Мировой экономический кризис для 11 класса по учебнику О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина  "Россия и мир"...

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. "Новый курс" Рузвельта. 9 класс

Предлагаемая презентация может быть использована как сопровождение при проведении  урока по Новейшей истории в 9-ом классе по теме "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Рузв...

Реферат: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса.Экономический кризис 1929-1933 гг. оказалась мировым. Он нарушила все международные экономические связи, приведя к массовому...

Мировой экономический кризис 10 класс

Мировой экономический кризис 10 класс...

Презентация по теме "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг"

Презентация предназначена для демонстрации на уроках всеобщей истории в 10 классе при изучении темы "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг"...