Брейн - ринг к 70 - летию Курской битвы
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Булаш Татьяна Леонидовна

Брейн - ринг посвящен 70- летию Курской битвы. Проводился после просмотра документального фильма "Великая война".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ognennaya_duga.pptx2.73 МБ
Файл voprosy_k_breyn.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Огненная дуга» – 70 лет назад

Слайд 5

1 2 3 4 Пантера. Т-34. КВ-1 Тигр.

Слайд 6

«Мышь»

Слайд 7

«Фердинанд»

Слайд 8

Сражение под Прохоровкой.

Слайд 9

Ротмистров Павел Алексеевич

Слайд 14

Медаль "Золотая звезда" Рыцарский крест

Слайд 16

Николай Фёдорович Ватутин

Слайд 17

Константин Константинович Рокоссовский

Слайд 18

Иван Степанович Конев 16 (28) декабря 1897— 21 мая 1973

Слайд 20

«ВЮРГЕР»

Слайд 21

«Летающие танки»

Слайд 22

Ильюшин Сергей Владимирович (1894-1976) Ил-2 1942 года Штурмовик ОКБ Ильюшина

Слайд 23

Лавочкин Семен Алексеевич (1900-1960) ЛаГГ-3

Слайд 24

Петляков Владимир Михайлович Пе - 2

Слайд 26

«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко – фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой» И.В. Сталин

Слайд 27

Никто не забыт и ничто не забыто!



Предварительный просмотр:

                                                 «Огненная дуга»

                                           Внеклассное мероприятие для 10-11 классов

Цели:  

  1. Обобщить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, связанных со сражением на Курской дуге.
  2. Продолжить работу по развитию интереса учащихся к предмету.

Вопросы к брейн – рингу:

     Для определения первой пары.

  1. Расставьте в правильной последовательности: «Барбаросса», «Цитадель», «Тайфун», «Зимняя гроза».
  2.  Расставьте в правильной последовательности: «Уран», «Кутузов», «Багратион», «Румянцев».

  1. игра:
  1. Кому посвящены эти строки.

В строю генералов и маршалов он         

      Был равным средь первых,

      Но первым средь равных.

      И не был при жизни ничем обойден,

      И после остался в ряду этих славных.

      Ведь в списке недлинном великих имен

      Вослед за Кутузовым, если по чести,

      Там должен по праву бы значиться он

      На этом, ему предназначенном, месте.

  1. Сколько медалей «Золотая звезда» имеет Г.К. Жуков?    (он четырежды

Герой  Советского Союза).                                                          

     3. 7 августа 1914 г. Жуков был призван в армию. В какие войска? (кавалеристом в драгунский полк)  

     4. А какое первое офицерское звание получил Г.К. Жуков? (Унтер – офицер)

5.  Какие первые награды были у Жукова? (два Георгиевских креста)

      6. В начале 30-х годов М. Булгаков в своем дневнике  сделал несколько записей о молодом Жукове, в которых по отношению к нему он  употребил именно это слово. (Книгочей).

  1. Никогда даже в самые сверх тяжелые ситуации на фронте, Жуков не расставался с книгой. Как вы думаете, какая книга сыграла решающую роль в формировании Жукова – полководца?

(«Наука побеждать» А.В. Суворова).

  1. игра:
  1. «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем ему танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника» - когда и на каком участке фронта предлагался данный план действий Жуковым.  (апрель 1943 г, в районе Курского выступа).
  2. Гитлер делал большую ставку на летнюю компанию 1943 г., он мечтал сделать ее «Сталинградом наоборот». А как называлась готовящаяся операция?  («Цитадель»).
  3. При подготовке операции немцы возлагали большие надежды на свою новую боевую технику. Определите, какие из представленных перед вами танков, являются немецкими и какие названия они носили.  (1 «Пантера», 2 Т-34, 3-КВ-1 и 4 «Тигр»)
  4. По мере возрастания мощности немецкие танки именовались «пантерами», «тиграми», «королевскими тиграми». А как называли самый мощный танк.
  5. С какого расстояния «Тигр» мог поразить Т-34? И чем могла ответить тридцатьчетверка? (Тигр с 1,5 – 2 км., Т-34 – 300 – 500 м)
  6. Какое животное было нарисовано на первых  «Тиграх»? (элефант)
  7. Какому истребителю танков летом 1944 г. было присвоено это имя «Элефант», вместо широко известного, получившего крещение в боях на курской дуге. (Фердинант)
  8. Судя по названию, это немецкое противотанковое оружие состояло из «кулака» и «патрона».  (фауст  по-немецки – кулак, слово патроне в переводе не нуждается – фаустпатрон – одноразовый гранатомет.

  1. игра
  1. Одно из важнейших сражений на Курской дуге – это танковое сражение под Прохоровкой.

Когда оно состоялось?

  1. Кто командовал российской танковой армией под Прохоровкой? (Ротмистров Павел Алексеевич)
  2. Оно закончилось победой наших  легендарных танкистов. Однако когда на Прохоровское поле приехал Жуков, то его изумление было настолько велико, что он даже собирался отдать под суд генерала Ротмистрова, чьи войска вели этот героический бой. Почему?

(немцы за ночь ухитрились утащить с поля боя все подбитые танки, подлежащие ремонту).

4. Согласно этому плану, войска трех фронтов – Западного, Брянского и Центрального – должны были нанести удары с севера, востока и юга на Орел. Как назывался этот план, в разработке которого участвовал Жуков, и когда он начал осуществляться?  («Кутузов», 12 июля)        

5. А как называлась вторая операция, проводимая в районе Курского выступа, и какие города были освобождены в результате этой операции.

(«Полководец Румянцев»,  Белгород, Харьков)

6. Когда началось осуществление операции «Румянцев»? (

7. «Адольф Гитлер», «Мертвая голова», «Рейх», «Викинг». О чем это я?

(так назывались дивизии СС,  специально созданные для проведения «Цитадели»)

Игра 4.

  1. Когда И.В. Сталин и ставка узнали о плане «Цитадель». (12 апреля 1943 г. в п. Хорошево под Ржевом)
  2. Как звали  советского разведчика, работавшего в вермахте, и передавшего информацию о плане «Цитадель» ( «Вертер»).
  3.  Его называли «Пожарным Гитлера» (Вальтер Модель, командующий танковыми армиями).
  4. В состав какой группы армий входила 9-я армия Моделя, кто ей командовал? (группа «Центр», командующий генерал – фельдмаршал  Ганс Клюге)
  5. Совещание высших офицеров вермахта и СС по отработке «великого план» в Бергхофе Гитлер завершил именно этими словами. ( В этом сражении поражения просто не может быть!)
  6. Высшая советская боевая награда – Герой Советского Союза, а какая награда считалась высшей в Германии (Рыцарский Крест)

Игра 5.

  1. Противники называли его «шахматистом» или «гроссмейстером» (Никола́й Фёдорович Вату́тин)
  2. Что историки считают «звездным часом» Ватутина в его военной карьере? (осуществление операции «Уран»).
  3. Каким фронтом на Курской дуге командовал Ватутин Н.Ф.? (Воронежским).
  4. Именно это человек командовал Центральным фронтом на Курской Дуге. (Рокоссовский Константин Константинович).
  5. Армии генералов Чистякова И.М., Шумилова М.С., Катукова М.Е., Красовского С.А. защищали именно этот участок Курской дуги. (южная линия обороны, Воронежский фронт).
  6. Что саперы называли «нахальным минированием»? ( на автомобилях или конных повозках передвижные отряды минеров устанавливали на пути  противника до 30-ти тыс.  мин за час)
  7. Активным участником Курской битвы стал Степной фронт, а кто им командовал?  (Конев Иван Семенович)

Игра 6.

  1. Этот истребитель поднялся в воздух в 1939 г. К 1942 г. на вооружение люфтваффе было 1878 машин, большинство из них участвовали в «битве за Англию». К началу операции «Цитадель» около 100 этих скоростных машин было переброшено под Курск. Конструктор  Танк окрестил свое детище «Вюргер», а как их называли наши летчики? (Стервятники)
  2. Эти самолеты летчики называли «летающими танками». Что это за модель самолета?  (Благодаря мощной броневой защите, которая могла противостоять даже зенитной артиллерии, и высокоэффективным системам огня штурмовик Ил – 2  с первых дней получил название «летающего танка»).
  3. А как называли Ил – 2 в частях вермахта?  (черная смерть)
  4. До 1942 г. успехам советского самолета на фронте сопутствовали очень большие потери. Бывало, что даже за 10 успешных боевых вылетов летчик получал Героя Советского Союза. Почему? (Самолеты были одноместными, что усложняло ведение воздушного боя с вражескими истребителями).
  5. Не для кого не секрет, что самолеты включали в свое название имена своих создателей Ил – Ильюшин, Ла – Лавочкин, а под чьим руководством разрабатывался пикирующий бомбардировщик Пе – 2.  

(Петляков Владимир Михайлович)

  1. Очень часто на самолетах делались надписи и условные обозначения. Перед вами Пе-2 «Забияка» с тремя звездочками на борту. Как вы думаете, что это обозначает?

(Капитан Забияка, три звезды – количество сбитых самолетов, он был награжден орденами Александра Невского и Красного Знамени, оригинальное имя у офицера, что и говорить.)

  1. В ходе курской битвы штурмовики и бомбардировщики наносили удары по врагу группами по 6-8 самолетов наносили удары по танкам, артиллерии и живой силе противника. Особенно сильные удары были нанесены в районе Ясная Поляна, Озерки, Архангельское. Здесь летчики применили новые противотанковые бомбы. Как они назывались? В чем их преимущество? (ПТАБ- 2,5, которые при попадании насквозь пронизывали броню немецких танков).

Дополнительные вопросы:

  1. Этот немецкий самолет называли «воздушными глазами» вермахта. Его создатель окрестил его «Eule»(«Сова»), но в войсках он больше известен именно под этим именем. Каким?  «Uhu» («Филин»), а советские солдаты называли его «рамой».(фоке – вульф Fw-189.)
  2. Чем знаменательно 5 августа 1943 г. Назовите не менее 3 фактов.

(освободили Белгород, Орел, первый салют).

  1. Одновременно с боями на Курском выступе велась еще одна война, в которой участвовали 170 бригад, отрядов и групп. Какое название она получила? («Рельсовая война»).
  2. Какая операция была проведена союзниками во время Курской битвы?

(10 июля союзные войска высадились в Сицилии).

  1. 12 июля в Генеральном штабе вермахта заговорили об отступлении. Гитлер дал согласие на строительство оборонительных укреплений в 20-25 км от линии фронта. Однако наступление советских войск было так стремительно, что по мнению генералов, строительство могло остаться незавершенным. Генералитет предложил начать строительство оборонительных сооружений в  районе Днепра, находящегося в 200 км. От линии фронта. Но это предложение вызвало гнев фюрера. Как вы думаете почему?

(Строительство оборонительной линии за спиной невозможно по психологическим  причинам. Как только войскам станет известно, что за сотню километров находятся укрепленные позиции, никто не сможет повести их в бой. При первом же удобном случае они без сопротивлния откатятся назад».)

  1. Давая оценку победы под Курском И.В. Сталин сказал: «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко – фашистской армии, то битва под Курском поставила ее …..  завершите слова Сталина …перед катастрофой»

Протокол игры

Команды

10а

10б

11а

11б

10а

10б

11а

11б

Итого

Финал:

Использованная литература:

1.Курская битва. М. АСТ, Мн. Харвест, 2001 – 48 с. (Военная история)

2. А.Б. Драхлер «Вопросы к олимпиаде. Всеобщая история».

3. Документальный фильм:  «Великая война». 5-я серия. Курская дуга.», режиссер Анна Граждан ООО «СТАР МЕДИА ПРО», по заказу 1 канала, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)

Зачем мы  изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 2

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в Курской битве, активом детской организации «Радуга» был разра...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 3

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в Курской битве,  активом детской организации «Радуга» был...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 4

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в танковом сражении под Прохоровкой,  активом детской организации «Радуга» был разр...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 5

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященному 70-летию Победы в танковом сражении под Прохоровкой,  активом детской организации «Радуга» был раз...

Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.

Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...