Древняя Греция. Игра "Звёздный час".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

Древняя Греция.

Игра «Звёздный час»

                                                                                               Разработку урока

                                                                                               подготовила

                                                                                               Учитель истории

                                                                                                Костыря Е.И.

с.Новоукраинское

Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древняя Греция», развивать умения обучающихся работать с картой, давать определения понятиям, соотносить исторических деятелей с историческими событиями, воспитывать уважение и интерес учащихся к предмету.

Оборудование: контурная карта Греции на ватмане, изображения исторических деятелей, раздаточный материал, карточки от 0 до 9, изображение Зевса и Афины на ватмане.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, объяснение правил игры, представление жюри.

II. Игра

Конкурс 1. «Оживи карту».

Каждая команда получает контурную карту Греции и листок с заданием:

Напиши:

1. Название полуострова в Европе, на котором более трёх с половиной тысяч лет назад жили греческие племена.

2. Греческие города, обозначение цифрами.

3. Название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нём царя.

4. Название богатого города, разрушенного греками около 1200 г. До н.э.

5. Название острова, цари которого во II тысячелетии до н.э. создали сильнейший флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всём Эгейском море.

После выполнения задания листочки передаются жюри для проверки, а учитель «оживляет» карту на доске.

Конкурс 2. «Исторические события»

Каждая команда получает карточки, на которых указаны события из истории Древней Греции. Ученики должны указать даты событий.

Реформы Соломона

Первые Олимпийское игры

Марафонская битва

Саламинское сражение

Избрание Перикла первым стратегом

Битва близ города Херонея

Битва при Гавгамелах

Выполненные работы передаются жюри, а учитель вывешивает на доске правильные ответы.

Конкурс 3. «Исторические личность».

На стенде вывешивается листочки с именами и изображениями исторических деятелей: Соломон, Фемистокл, Перикл, Демосфен, Александр Македонский.

Вопросы:

1) Поверьте, мне было нелегко… Все, все были недовольны!

Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелился сказать, что я напрасно прожил жизнь! (Соломон)

2) Много лет я был у власти и получил её не по наследству, подобно персидскому царю. Меня облекли доверием гончары и оружейники, каменотёсы и кузнецы. Противники дразнили меня луковицеголовым. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям. Судите обо мне по моим делам: в жизни я знал единственную цель – величие Афины.

   О человеке можно составить мнение и по его друзьям. Моими были Фидий и Геродот. Имена наши вошли в историю и всем известны. Не так ли? (Перикл.)

3) «Отец истории». (Геродот.)

4) В ужасные времена я возглавил афинский демос, когда Эллада была полна предателями. Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за оружие и принял неравный бой. Мы проиграли и лишились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков, согласитесь, осталось с нами. (Демосфен)

5) «Власть над миром – вот мой удел». (Александр Македонский.)

6) Я жил в трудное для Греции время. Сильнейший враг стремился захватить мою родину. В тяжёлом бою нам удалось победить. Народ ликовал. Но я понимал – главные испытания ещё впереди, поэтому обратился к эллинам со словами: «Наша родина разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны объединиться». Я много ездил по стране и добился своего – военный союз между греческими государствами был создан. (Фемистокл.)

Конкурс 4. «Домашнее задание».

Каждая команда сдаёт кроссворд по культуре Древней Греции.

Конкурс 5. «Крылатые выражения».

Вариант I

Ребята получают листочки с заданием:

Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.

Причину ссоры мы называем_________________________________________

Долгие, полные приключений странствия_______________________________

Подарок, сделанный с коварным замыслом_____________________________

Сложный, запутанный вопрос_________________________________________

Жестокие законы___________________________________________________

Самые крупные спортивные соревнования______________________________

Лживые обещания употребляемые пению сладкоголосых_________________

__________________________________________________________________

(Яблоки раздора, одиссея, троянский конь, лабиринт, драконовские, Олимпийские игры, сирен.)

   Листочки с ответами передаются жюри, а учитель даёт правильный ответ.

Вариант II

Учитель читает текст. Ученики должны правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

1) Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами …(«Со щитом или на щите» или «с ним или на нём»). Слова означали: «вернуться победителем» (со щитом) или «достойно умереть», и тогда тело принесут на щите, создавая почести погибшему.

   Краткая выразительная речь родилась в Спарте, которая находилась в области Лакония. Поэтому такая речь называется лаконичной, т.е. краткой.

2) Заняв Фригию, Александр Македонский увидел в храме Зевса повозку, на дышле которой был запутанный узел со множеством хитро спрятанных концов. По предсказанию, кто его развяжет, будет владеть всей Азией. Царь выхватил меч …(«разрубил гордиев узел»). По легенде, фригийский царь Гордий поставил в храм Зевса телегу и к дышлу прикрипил ярмо, завязав чрезвычайно сложный узел, Александр Македонский рассёк его мечом. Выражение означает: решить запутанное дело смело, решительно, силой, прямолинейно».

3) Мать, зная от богов судьбу сына, пытается избежать её и купает его в водах подземной реки Стикс, делавших человека неуязвимым. Но воды Стикса не коснулись струёй того места, за которое держала сына мать. Судьбы избежать не удалось. Юноша погиб от стрелы Париса, которая попала ему в пятку («ахиллесова пята»).

   Герой Древней Греции Ахилл в младенчестве был выкупан в водах Стикса, но пятка не была обмыта водами этой реки. История Ахилла рассказана в «Илиаде» Гомэра «Ахиллесова пята» - «слабое, уязвимое место».

4) «В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался. Только что голову к ней наклонял, уповая напиться, с шумом она убегала. Терзаемый вечным голодом и жаждой, тщетно кусал свои руки, испытывая …» («танталовы муки»).

   По легенде, Фригийский царь Тантал прогневал богов. Месть их была ужасна. В царстве мёртвых Тантал был обречён стоять вечно по горло в воде прозрачного озера. Прямо над его головой свисали гроздья сочных плодов. «Но ни воды, ни плодов он достать никогда не мог». Употребляется в значении близости чего-то необходимого, желанного и недоступного

5) Несказанно богат был царь Элиды, владевший огромными стадами скота. Однако стойла давно не чистились, их называли … («авгиевы конюшни»). Геракл, поступивший к царю на службу, отвёл в ворота конюшни русло реки Алфей, и бурный поток за сутки смыл грязь. Употребляется (по имени царя Авгия, владельца конюшен) в значении чего-либо запущенного до предела.

6) основатель и царь города Коринфа дважды обманул богов, пытаясь стать бессмертным. Страшно покарали его боги: «Тяжкий камень снизу обеими влёк он руками в гору; но едва достигал он вершины с тяжкой ношей, вниз по горе на равнину катился обманчивый камень». И была эта работа названа … (сизифов труд). Труд нескончаемый, нелепый, бессмысленный.

7) В это утро осаждённые были удивлены и обрадованы. Вместо ставшего привычным за долгие годы осады лагеря врагов они увидели только кучу мусора и огромное деревянное сооружение, похожее на лошадь. Жители обрадовано ввезли его в город. Они ещё не знали, как опасен этот … (троянский конь). Выражение означает: «дар врагу с целью его погубить».

   Греки, не сумевшие взять Трою длительной осадой, по совету Одиссея, соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятали вооружённый отряд и сделали вид, что отступили. Обрадованные троянцы ввезли коня в город, разобрав часть стены. Ночью греки перебили жителей Трои, разрушили город.

Вариант III

Ученикам предлагается изображение предметов. Следует определить, какое крылатое выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение и смысл употребления сегодня.

Изображение

Крылатое выражение

1

2

Шкатулка

Замысловато завязанный узел

Яблоко

Лошадь

Щит

Меч

Ящик Пандоры

Гордиев узел

Яблоко раздора

Троянский конь

Со щитом или на щите

Дамоклов меч

6. Конкурс капитанов.

(Плакат с изображение Афины на доске.)

   Капитаны выходят к доске. В складах одежды богини Афины скрываются понятия и термины по истории Древней Греции. Ребята должны объяснить их. Члены команды в конкурсе не участвуют.

Понятия: полис, демос, демократия, стратег, триера, ареопаг, оратор, гражданин, обсерватория, архонты.

III. Подведение итогов игры.

Награждение победителей

IV. Заключительное слово учителя об итогах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"

Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...