Модульный урок "Внешняя политика России в началеXX века. Русско-японская война".
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Екатерина Григорьевна Шулепова

 

Методика проведения модульного урока.

В своей практике использую модульное обучение. Модульное обучение помогает преодолевать трудности в обучение. Благодаря модульной технологии обеспечивается разнообразные виды деятельности учащихся., ученик на уроке становится действительно активным. Модульный урок обязательно содержит блок информации(содержание модуля). Начинается урок с выбора темы, постановки цели, задачи урока. Модульная технология дает возможность дифференцированного обучения. обучения в группах, поэтапного контроля знаний. На модульных уроках обучающиеся работают с историческими источниками, картами, сравнительными таблицами, иллюстрированным материалом. Работу по модульной технологии можно строить как в группах, так и индивидуально. Модульные технологии можно использовать как на уроках повторения, так и при изучении нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_russko-yaponskaya_voyna.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок "Внешняя политика России

.Русско-японская война" 9 класс.

Цель урока: сформировать представление об основных  приоритетах России в начале 20 века. Выявить противоречия во внешней политике России в начале XX века. Раскрыть ход Русско-японской войны, выявить причины проигрыша  России в данной войне.

Задачи урока:

Определить основные направления внешней политики России в начале XX века. Провести анализ   Дальневосточной политики России.

Выявить причины войны, , как  разворачивались  военные события,  к каким последствиям привела русско-японская война 1904-1905гг.

Учебные задачи:  научить сопоставлять различные исторические источники, формировать выводы, аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу или работу групп.  

План урока.

1. Основные направления внешней политики России на рубеже веков. Гаагская конференция.

2. Дальневосточная политика.

3. Начало Русско-японской войны.

4. Ход военных действий.

5. Итоги и последствия войны.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы  изучим внешнюю политику России  в начале XX века.  Как вы думаете, какова  главная цель урока?

(Возможный ответ учащихся :Выявит основные события внешней политики , изучить причины войны с Японией).

Прежде чем  приступим к изучению нового материала  давайте  вспомним материал предыдущего урока.  Какие главные социально- экономические противоречия были в России в начале века?

( ответ:  крестьянский вопрос, рабочий вопрос, отсутствие демократических  свобод).

Не менее сложной была и  внешняя политика России  в начале века. Познакомимся с внешней политикой России   по документам. Перед вами лежат  исторические документы той эпохи. Сегодня на уроке мы будем анализировать внешнюю политику опираясь на  исторические источники.

Задание №1.

Прочитайте документ  "Из ноты Министерства иностранных дел России  12 августа 1898 года"С этой нотой Министерство иностранных дел обратилось к иностранным государствам, предложив созвать  Международную конференцию для обсуждения разоружения. Чем обосновывалась необходимость  разоружения?

Все возрастающее бремя финансовых тяготей в корне  расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народа , труд и капиталы расточаются не производительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления.. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути... Нарушение экономического строя,  вызываемое в значительной степени чрезмерностью  вооружений. и постоянная опасность, которая  заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают  вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все время с большим трудом...

Возможный ответ учащихся.  Россия обращается с Нотой разоружения.  Необходимость разоружения заключается в том, что огромные средства расходуются   не для общества, его развития, а для уничтожения  народов. Государства тратят деньги. труд людей  на вооружение, вместо того, чтобы направить эти силы, средства на благосостояние народов, на его просвещение. Россия выступала за разоружение.

Учитель: Действительно Россия проводила политику разоружения. С целью укрепления мира на Западе Николай II был инициатором проведения  мирной конференции в столице  Голландии городе Гааге. На конференции присутствовали  представители 26 государств. Участники конференции взяли на себя обязательства не использовать удушливые газы, не применять  снаряды, начиненные газом,  не использовать разрывные пули. Был создан Международный Гаагский суд для разбирательства  конфликтов между государствами. Результаты конференции не соответствовали  масштабным замыслам Николая II.

Задание №1. Познакомимся с  внешней политикой  России на Дальнем востоке. Проанализируйте следующие факты.

1. В 1894 -1895 годах Япония одержала победу в войне с Китаем. По Симонескому  мирному договору(1895г) Китай был обязан выплатить  контрибуцию, уступив Японии города Тайвань, Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и отказаться от своих прав на Корею. бывшую до того  вассалом Китая.

2. Препятствуя усилению Японии , Россия  опираясь на поддержку  Франции и Германии , заставила Японию вернуть Китаю  Ляодунский полуостров и вывести войска с территории Кореи.

3. Китай заключил с Россией союз против  Японии  и согласился на проведении  через  северную Маньчжурию  российской железной дороги  из Читы во Владивосток.

4. Япония, не желая мириться с усилением  русского влияния   в Корее. предпринимает безуспешные попытки  разделить Корею на сферы влияния.

5. Из мемуаров  С.Ю. Витте: "Плеве, уходя, сказал ему: "Алексей  Николаевич (Куропаткин) вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война."

6. Из письма Вильгельма II Николаю II "Россия, подчиняясь  законам экспансии , должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань  для своей торговли .В силу этого закона она вправе  претендовать  на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур). Лежащие за ними земли  должны быть в твоих руках. для того, чтобы можно было построить  железные дороги, необходимые для подвозки  товаров к  портам. Между двумя портами есть полоска земли , которая, , попади  она  руки противника, может сделаться чем-то вроде Дарданелл. Этого ты не можешь допустить . Эти "Дарданеллы" не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и помехой для твоей торговли. Так обстоит дело на черном море,  но на Дальнем востоке  ты не можешь примериться с  подобным положением дел.  Поэтому для всякого непредубежденного человека ясно, что Корея должна быть  и будет  русской. Когда и как  - до этого никому нет дела и кажется только тебе и твоей стране."

Задание №2. Вопросы к документу.

1. чем , на ваш взгляд, объясняется противоречие между Россией и Японией в конце XIX века.

2. Как обосновывал император  Вильгельм II права России на Маньчжурию и Корею? Можно ли на основании документа утверждать, что Германия подталкивала  Россию к войне на Дальнем востоке?

3. Можно ли по приведенным фактам  и документам судить о стремлении России  экспансии ( расширение влияния или сфер влияния) на Дальнем Востоке?

4. На основании  приведенных фактов  выявите причины войны с Японией.

Контрольное задание.

Прочтите  исторические документы, факты и  ответьте на следующие вопросы.

1. Перечислите основные причины войны с Японией.

2.  Определите характер войны со стороны России, со стороны Японии.

Летом 1903 года  по инициативе Японии  начались переговоры с  Россией.  Царское правительство было готово уступить  Японии  Корею и предоставить  права в южной части Маньчжурии. При этом Россия не отказывалась от своих притязаний  на северную Маньчжурию и, вопреки  обещаниям правительства,  продолжала держать там войско. введенное  в ходе  подавления восстания 1899-1902 гг.  Японское правительство  рассчитывало добиться больших прав и, делая ставку на  военную силу, начало военные действия.

2. из Манифеста Николая II  об объявлении войны Японии 27 января 1904 года.  " В заботах о сохранении  дорого нам мира, нами были  приложены  все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях  мы изъявили согласие  на предложения Японией  пересмотр существовавших  между обоими  империями  соглашения по корейским делам. Возбужденные  по сему предмету  переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выдержав  даже  получения последних  ответных предложений правительства  нашего,  известила о прекращении переговоров  и разрыве дипломатических отношений с Россией. Не предупредив о том, что перерыв  таковых отношений  знаменуют собой открытые  военные действия, японское правительство отдало  приказ своим  миноносцам  внезапно атаковать нашу эскадру, стаявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур. По  получении  о сем  донесении наместника на Дальнем Востоке, мы тотчас же повелели  вооруженную силою  ответить на вызов  Японии. объявляя о таком решении, мы с непоколебимую верую  в помощь Всевышнего и  твердом уповании  единодушную готовность  всех  верных наших подданных встать  вместе с нами на защиту Отечества. призываем благословения Божие на доблестные ниши войска и флота".

3. Из манифеста японского императора.

" Мы милостью небес. император Японии, с незапамятных времен стоящий на троне, занимаемом тою же династию . объявляем  этим манифестом всем нашим верным  и храбрым подданным следующее: мы объявляем войну России и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападение на эту империю.  Отдельное существование  Кореи необходимо для  безопасности нашего государства. Несмотря на это, Россия. пренебрегая её  торжественными трактатами с Китаем и повторенными обещаниями другим государствам, все ещё занимает Маньчжурию, укрепляя свою власть в  этих провинциях, решив их окончательно присвоить, а так как  взятие Маньчжурии сделало бы невозможным сохранение неприкосновенности Кореи и, вдобавок, принудило бы бросить всякую надежду на мир На дальнем Востоке, и мы, в виду  этих обстоятельств, решили выявить  эти вопросы переговорами... Многочисленные  совещания по этим вопросам продолжались 6 месяцев. обеспечение нашего будущего мы можем теперь добиться только призывом к оружию.

Вопросы к документам. 1)Какие из этих взаимных претензий  России и Японии  кажутся вам  справедливыми, какие надуманные?

2)Военные действия в 1904 году начала Япония. Можно ли  Россию считать жертвой агрессии?

Слово учителя. Итак. мы выяснили  причины войны с Японией. В обществе сложились совершенно разные точки зрения на причины. характер этой войны. Давайте прочитаем и проанализируем с вами различные точки зрения.  Из перечисленных ниже факторов выберем те, которые бы могли привлекать  в качестве аргументов а) противники войны, б)  сторонники агрессивной политики.

Факты.

1. Японская армия была отлично вооружена, мобильна, хорошо работала разведка.

2. Сибирская железная дорога обладала малой пропускной способностью.

3. Население России было в три раза больше, чем население Японии.

4. Россия крупнейшая  территориальная и  военная держава.

5. Численность российской армии была около  одного миллиона человек.

6. Японский флот и российский флот были равными по количеству  броненосных сил.

7. Японский флот имел в  два раза больше крейсеров и в три раза меньше  миноносцев.

8. Российский высший командный состав отличался преклонным возрастом,  косностью мышления и бездарностью.

9. Япония превосходила Россию в два раза по сухопутным войскам и в три раза по миноносцам.

10. Япония использовала мощные разрывные снаряды.

11. Российской миллионной армии Япония могла противостоять 150-тысячная армия Японии.

12. Уровень боевой подготовки рядового и офицерского состава отличался, российский уровень подготовки был ниже.

13. Российский флот в два раза превосходил японский.

14. Война с Японией могла удержать революцию.

Учитель: итак сделаем выводы. Оцените шансы русской армии и русского флота в этой войне. Посмотрим на карту. Как вы думаете,  как скажется географический фактор на итоги войны?

Задание №3. составить  в тетради хронологическую таблицу  "События русско- японской войны".

Задание №4. С.Ю. Витте считал, что  "с войной не все важно. Будет ужасный удар, если возьмут Порт -Артур Подтвердите известными вам фактами  мнение Витте.

Задание №5.

По мнению С. Витте не "представлялось возможным ожидать  впереди  хорошего от бойни для России".

Что, на ваш взгляд имел ввиду Витте? Согласны ли вы с подобным мнением?(

Анализируем факты истории.

15 мая 1905 года, в сражении  возле острова Цусима  японцы потопили артиллерией  и торпедами  21 русский корабль. в том числе 3 новейших броненосца,5 кораблей сдалось, 6 ушли в нейтральные воды,  и только крейсер "Алмаз" с двумя миноносцами пришли во Владивосток. Потери японцев исчислялись всего тремя миноносцами. История  отечественного флота ещё не знала такого  тяжелого поражения. Историки продолжают спорить о причинах  этого трагического события.

Задание №6.

На основании отрывка из документов сделайте вывод о  влиянии хода войны на  общественное настроение.

1. Из дневника дивизионного  врача  В,П, Кравнова (июль- август 1904 года)

Я замечаю почти у всех утомление от этой войны, почти все стремятся побыстрее быть дома. А ведь война обещает  принять  ещё большие размеры Неподготовленность наша к войне становиться все более очевидным".

2. Из записок В,В, Вересаева. "В промежутках между  извещениями о крупных успехах японцев  телеграммы сообщали о  лихих разведках  русского сотника X и поручика У., которые   перекололи  японскую заставу в 10 человек. Но впечатление не уравновешивается. Доверие падало... А утомление войной у нас полное. Не хотелось крови, не хотелось ненужных смертей"

3. Из  социал-демократической брошюры. "Если  по всей России  сотни тысяч рабочих  громко поднимут  свой голос с требованием прекращения войны, то русскому самодержавию   будет нанесен смертельный удар".

4. Из статьи боевого офицера . "Шестнадцать месяцев тревог, страшных лишений,  волнений,  бесконечно ужасных картин войны. способных свести человека с ума; ряд военных неудач, щемящее чувство боли от незаслуженных обид, оскорблений, потоков грязи , вылитых частью прессы на нашу армию, безропотно погибавшей на полях Маньчжурии ; оскорбления раненых офицеров на улицах Петербург.

5.Из марша "Дальний Восток" ( автор музыки и слов Стенанович)

 Хвала вам , герои  вы русского стяга,

Не дали пирату-врагу,

И Русь не забудет "Корейца", "Варяга"

Погибших в неравном бою

Вопросы к  документам.

1. Как на ваш взгляд связаны между собой русско-японская война и  первая революция в России 1905 года.

Окончание войны.

Цель. Узнать когда и при каких обстоятельствах и на каких условиях был подписан мирный договор между Россией и Японией.

Большинство деятелей царского правительства видели  в окончании войны необходимые условия скоростного подавления революции и воссоздание военной мощи  для реванша. С.Ю. Витте не ограничивался задачей "покончить со смутой", но считал нужным №начать новую, деятельную жизнь разумного строительства", решительно двинуться  по пути реформ. Он признал необходимость вновь организовать  военные силы, но не для того, чтобы заниматься постоянными захватами, а для того, чтобы у нас не захватили. это по мнению С.Ю. Витте требовало  "лет 20-25 заняться самим собой и успокаиваться во внешних отношениях". примирившись на время с потерей великодержавной роли.

задание №1" 8 февраля С.Ю. Витте обратился с письмом к Николаю II, в котором доказывал крайнюю опасность продолжения войны. Принимая во внимание  экономические и  внешнеполитические  факторы, попытайтесь . с позиции С.Ю. Витте. обосновать  это утверждение , дополнив предложение:

1) Дальнейшие боевые действия повлекут за собой...

2)Прекращение войны позволит царскому правительству...

Портсмутский договор.

Задание №1. Прочитайте фрагменты мирного договора, подписанного   между Японией и Россией в Портсмуте.

Статья№1. "Мир и дружба прибудут отныне между  их величествами императором  всероссийским и  императором Японии. ровно как между их государствами и подданными".

Статья №2. "Российское правительство признавая за Японией  в Корее преобладающие интересы политические. военные и экономические, обязуется не вступать и не препятствовать  тем мерам  руководства, правительства и надзора. кои императорское правительство могло бы почесть  необходимым принять в  Корее".

Статья №3. Россия и Япония взаимно обязуются :

Эвакуировать войска совершенно и одновременно с территории Маньчжурии, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова.

Возвратить исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими и ли японскими войсками, или которые находятся под их контролем, за исключением вышеупомянутой территории.

Статья №5. Российское императорское правительство уступает  императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду порт-Артура, Тампона Обе высокие договаривающиеся стороны  взаимно обязуются достигнуть  упомянутого  в вышеизложенном постановлении согласия китайского правительства.

    Императорское японское правительство заверяет, со своей стороны, что права  собственности русских подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены.

 Статья №6.

Российское императорское  правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-Чун и Порт-Артуром и все её разветвления.

Ст.9. Российское императорское правительство  обязуется уступить  японскому правительству в вечное и полное  владение  южную часть острова Сахалин, и все прилегающие к последней стороне , ровно,  как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель  северной широты принимается за предел уступленной территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной 2 статьи, приложенной к сему договора.

 вопросы к договору.

1. Есть ли в тексте договора какие-либо положения, выгодные для России? Чем объяснить их наличие или отсутствие?

2. Вспомните другие  договоры между Россией и Японией?

1855 год Симодский трактат  о торговле и границах

"Основные границы между Японией и Россией будут проходить между островами Итурупом и Урупом.  Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют   владения России. Что касается острова Сахалина, то он остается неразделенным между  Россией и Японией. . как было до сего времени.

1875 год. Санкт- Петербургский договор. Согласно ему в состав Российской империи включен  остров Сахалин. Япония же получила  все Курильские острова. "Долголетнее стремление русской политики увенчалось успехом. Можно надеяться, что после такого миролюбивого разрешения вопроса  о Сахалине установятся самые дружеские отношения, так как с переходом Сахалина  в исключительное владение  России устранится главный повод столкновения(Из отчета Министерства иностранных дел)

"Все-таки  в своей щедрости мы, кажется, хватим через край; можно было бы и  из уважения , как говорят мужики, отдать японцам пять-шесть  Курильских островов. ближайших к Японии. а мы отдали  22 острова, которые , если верить японцам, приносят им теперь миллион ежегодного дохода"(А.П. Чехов. Остров Сахалин).

Задание №2. Сопоставьте документы. В чем  совпадают оценки итогов войны, предложенные В.И. Лениным, и С.Ю. Витте? Случайны ли эти совпадения?

1. Из мемуаров С.Ю. Витте. "Не Россию разбили японцы. не русскую армию. а наши порядки или, правильнее  сказать, наши мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы".

2. Из статьи В.И. Ленина. "Падение Порт-Артура". "Не русский народ, а самодержавие пришло  к позорному  поражению. Русский народ выиграл о поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть капитуляция царизма. Война далеко не закончена. но всякий шаг в её продолжении расширяет  необъятное брожение и возмущение русского народа. Приближается момент новой  великой войны. , войны народа против самодержавия. война пролетариата за свободу. Пролетариату есть чему радоваться. Катастрофа нашего злейшего и врага означает не только приближение  русской свободы. Она предвещает новый революционный подъем европейского пролетариата.

Задание №3. Современники и историки по-разному оценивают  Портсмутский мирный договор. Одни видели в нем национальный позор, другие - успех русской дипломатии, третьи - закономерный  результат развития событий.

чем объяснить  противоречащие  друг другу оценки. Сформулируйте  собственное суждение  об итогах войны и Портсмутском договоре.

Контрольное задание.

почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Сопоставьте свое мнение с мнением С.Ю. Витте. Считаете ли вы это объяснение верным и исчерпывающим?

Домашнее задание.

 Заполнить таблицу  "Русско-японская война"

Вопросы для сравнения

Россия

Япония

Цели и планы сторон.

Характер войны.

Итоги войны.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»

              Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентиро...

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв. Русско-японская война.

Разработка урока с Приложением, содерщащим  портреты,схемы,карты, опорные конспекты,иллюстрации....

Урок истории в 9 классе "Внешняя политика России в нач.20 века. Русско-японская война".

Презентация к уроку истории в 9 классе "Внешняя политика России в нач.20 века. Русско-японская война"....

Урок "Внешняя политика России при Николае I. Крымская война

Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступле­ния против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как ре­зультат столкновения дв...

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв. Русско - японская война 1904 - 1905 гг.

Данный ресурс представляет собой презентацию, включающую характеристику основных направлений внешней политики России в данный период, мнения в политическом руководстве страны по вопросам геополитическ...

Урок по истории России 11 класс Русско-японская война

Цель: сформировать представления об основных внешнеполитических приоритетах России в начале ХХ века: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе; раскр...